Введение 3
1 Феномен фуд-журналистики в современных медиа
1.1 Понятие, задачи и принципы фуд-журналистики 8
1.2 Технологии работы фуд-журналиста 11
1.3 История появления и развития фуд-журналистики в России и мире 14
1.4 Фуд-журналистика в современном медиаконтексте. Фудблогинг 18
1.5 Фуд-журналистика в региональной повестке на примере Томской области 28
2 Опыт работы в фуд-журналистике в региональном издании: технологии работы
2.1 Принципы работы регионального фуд-журналиста 32
2.2 Региональное информационное агентство (РИА) «Томск»: формирование
принципов работы 36
2.3 Издание «Переплет» и журнал «The Мост»: окончательное оформление
принципов работы 51
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 67
Приложение А Корпус авторских фуд-журналистских материалов,
проанализированных в данной ВКР 70
Приложение Б Контент- и дискурс-анализы текстов из интернет-издания «Томский обзор» и паблика «Общажный повар ТГУ» 13 3
В современном медиапространстве все большую популярность приобретает тема гастрономии. Фуд-журналистика, которая сосредоточена на еде и культуре питания, становится не только источником информации о новых ресторанах, кулинарных трендах и рецептах, но и важным инструментом формирования гастрономической культуры, развития туризма и поддержки местных производителей. Особый интерес представляет изучение специфики работы фуд-журналиста в региональных изданиях, поскольку именно они способствуют сохранению и популяризации уникальных гастрономических традиций регионов, поддерживают местных фермеров и рестораторов, формируют локальную гастрономическую идентичность.
Актуальность исследования заключается в возрастающей роли гастрономии в современной культуре. Еда перестала быть средством удовлетворения физических потребностей и превратилась в предмет искусства, важный элемент социального взаимодействия, а также способ самоидентификации человека. Вспомним афоризм: ты — то, что ты ешь. Пища может рассказать о жизненном укладе, национальных особенностях, культуре потребления в стране. В частности она стала предметом гедонистического мировоззрения, когда люди получают удовольствие от самого процесса приема пищи, то есть едят ради того, чтобы есть.
Интерес к гастрономическим путешествиям неуклонно растет, что обусловливает необходимость качественного и профессионального освещения этих тем в СМИ. Региональные издания играют ключевую роль в продвижении местных кулинарных достопримечательностей и привлечении туристов. Фуд-журналисты, освещающие уникальные блюда, местные продукты и гастрономические фестивали, способствуют развитию региональной экономики и формированию позитивного имиджа региона.
При этом фуд-журналистику не часто выделяют как отдельное направление. В высших учебных заведениях не обучают специфике работы с материалами, посвященными еде, и не выделяют такую специальность как фуд-журналист, из-за чего не всегда понятно, что из себя представляет направление. В свою очередь, фуд-журналистика влияет на формирование культуры еды в современном мире. Изучение отражения темы гастрономии в СМИ позволяет понять эту культуру, а также запросы и потребности читателя, в том числе из разных регионов и стран.
В рамках изучения региональной фуд-журналистики интересны Томской область и Томск в частности, который является университетским, научным и культурным городом. Здесь активно развивается гастрокультура: открываются новые заведения, в 2024 году появился первым в регионе гастрохолл «Лампочка», проводятся различные мероприятия, связанные с едой, - свыше 10 городских фестивалей: Томская кулебяка», «Жимолость», «Праздник жимолости», День мороженого, «Есть!» и другие. Спросом пользуются блоги - паблики с рецептами, особенно, недорогими, так как большой процент жителей Томска — студенты.
Степень разработанности темы: в отечественной и зарубежной научной литературе представлен ряд работ, посвященных различным аспектам фуд-журналистики. Исследуют цели и задачи направления, связь с другими направлениями журналистики, технологии фуд-журналиста, степень разработанности теоретической базы. Однако специфика работы фуд-журналиста в региональных изданиях, в частности в Томской области, остается практически не изученной. Существующие исследования, как правило, сосредоточены на федеральных изданиях или на общих вопросах развития гастрономической культуры в России и мире. Этот пробел в научной литературе обуславливает необходимость проведения данного исследования.
Цель исследования — выявить и систематизировать специфику работы фуд- журналиста в региональных медиа на примере Томской области.
Выдвигаемая гипотеза — концепт регионального медиа и редакционная политика влияют на представленность и характер темы еды в издании, а также способ ее реализации, ограничивая работу фуд-журналиста.
Для выполнения поставленной цели надо выполнить следующие задачи:
• определить теоретические основы фуд-журналистики;
• выявить закономерности развития направления в России и в мире;
• выявить закономерности развития фуд-журналистики в региональных медиа на примере Томской области;
• выявить собственные технологии работы фуд-журналиста;
• проанализировав авторские публикации, определить специфику работы фуд- журналиста в региональных медиа РИА Томск, «Переплет» и «The МОСТ»;
Объектом исследования стала фуд-журналистика в региональных медиа, предметом — специфика работы фуд-журналиста в региональных медиа: жанровое, стилистическое разнообразие текстов, методы сбора информации и способы взаимодействия с аудиторией.
Структура данной выпускной квалифицированной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Последнее состоит из нескольких частей: в «Приложении А» представлены 30 авторских текстов, опубликованных в изданиях РИА Томск, «Переплет» и «The МОСТ», в «Приложении Б» — данные контент-анализа 164 публикаций медиа «Томский обзор» и «Общажный повар ТГУ», а также дискурс-анализ четырех публикаций.
Методология, методы и материал исследования
В первой главе используются теоретический метод: проводится анализ научной литературы с целью определения понятия фуд-журналистики, выявления жанровых особенностей, закономерностей развития направления, классификация отечественных подходов к пониманию направления, абстрагирование и обобщение собранных данных для заключения. Также анализируется деятельность фуд-журналистов и фуд-блогеров, на основании этого выделяются особенности работы авторов. Кроме того, в работе представлен эмпирический метод: проведен контент-анализ (количественный и качственный) 164 публикаций медиа «Томский обзор» и «Общажный повар ТГУ» за 2023-2025 годы, а также дискурс-анализ двух рецептов и двух обзоров на заведений в медиа. Это позволяет проанализировать представленность темы еды в региональных медиа, сопоставить и сравнить подходы к реализации темы и определить специфику работы фуд- журналиста (и фуд-блогера) в Томской области
Во второй главе также использован эмпирический метод. Проводится анализ 30 авторских фуд-журналистских текстов, опубликованных в 2022-2025 годах в трех региональных медиа: региональном информационном агентстве «РИА Томск», медиа о дореволюционной сибирской литературе «Переплет» и журнале об интеллектуально - деловой жизни Томска «The МОСТ». В данной главе представлена профессиональная рефлексия, изучена специфика работы и выделены технологии работы автора как фуд- журналиста.
Эмпирическая база ВКР: свыше 160 публикаций в интернет-издании «Томский обзор» и сообществе во «ВКонтакте» «Общажный повар ТГУ»; 30 авторских публикаций в региональных медиа РИА Томск, «Переплет» и «The МОСТ».
1. Для РИА Томск:
1) «Еда с запретами: кто в Томске готовит для мусульман, иудеев и веганов»;
2) «Студенты смогут покупать полезную еду в автоматах в кампусе ТГУ»;
3) «Томичи могут продегустировать национальную кухню алтай-кижи»;
4) «"Неубиваемый" торт для Северска: как экономист открыла кондитерскую»;
5) «Как в кино: 5 простых рецептов напитков от "Общажного повара ТГУ"»;
6) «Томичи смогут попробовать эксклюзивные блюда на фестивале завтраков»;
7) «Городской фестиваль "Лимонад" пройдет в историческом центре Томска»;
8) «Эксперт: на томском рынке общепита успешны те, кто не боится перемен»;
9) «Томская компания ищет десятки сотрудников для производства шаурмы»;
10) «Эксперт: спрос на шаурму в Томске растет "как подорванный"»;
11) «Томичи смогут побороться за звание суперкулинара на Дне пирожков»;
12) «Торт диаметров в 1,5 метра изготовят на фестиваля "ЕСТЬ!" в Томске»;
13) «Программа томского фестиваля "ЕСТЬ": гастрокорты, гастробаттлы и музыка»;
14) «Шаурма в Томске подорожала на 5-7 %, но осталась доступной студентам»;
15) «Томичи могут помочь онкобольным детям на празднике "Мамины пироги"»;
16) «Эксперт: путина-2023 снизила в Томске цены на горбушу, но не на икру»;
17) «Ученые ТГУ ускорили выращивание жука-бронзовки для пищевых добавок»;
18) «Без водки и майонеза: как томичам не набрать килограммы за каникулы»;
19) «Томские птицефабрики почти отказались от импорта инкубационного яйца»;
20) «Томский рыбзавод подписал контракт на экспорт консервов в Монголию»;
21) «Шоу гимнастов и ярмарка пройдут на втором томском фестивале кофе»;
22) «Какого числа Яблочный, Медовый, Ореховый спасы»;
23) «Власти: контроль за питанием на томском Празднике топора будет усилен»;
24) «Более 20 заведений общепита открылось в Томской области в 2024г»;
25) «Козули и душепарка: что ели на Рождество в дореволюционном Томске»;
26) «Бабл-чай и мясо: какие гастротренды будут популярны в Томске»;
27) Сверчки, нефть и космическая еда: эксперт ТГУ о «еде будущего»
2. Для «Переплета»:
1) «От заказа до доставки — век: что писали о сибирской кухне XIX¬XX веков местные авторы»;
2) «Праздника вкус всегда по-сибирски: блюда по рецептам сибирского журналиста».
3. Для журнала «The МОСТ»:
1) «Живем в Сибири, на Рыбе»: какие национальные блюда и где можно отведать в Томске
Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе специфики работы фуд-журналиста в региональных изданиях на примере Томской области, что позволяет расширить представления о роли региональных СМИ в формировании гастрономической культуры.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов для оптимизации работы разделов, посвященных еде, в региональных изданиях, разработки образовательных программ для журналистов, специализирующихся на гастрономической тематике, и формирования эффективных стратегий продвижения регионального гастрономического туризма.
Современная фуд-журналистика представляет собой самостоятельное направление журналистики, которое сочетает кулинарный и гастрономический аспекты и транслирует аудитории информацию о еде во всех ее проявлениях. Весь контент, создаваемый фуд- журналистом, можно разделить на кулинарный, связанный с практическими навыками или активным действием — приготовить или сходить в определенное заведение общепита, и гастрономический, рассказывающий о культуре еды и потребления и просвещающий аудиторию.
Фуд-журналисты являются агентами гастрономического дискурса: формируют у аудитории вкус. Последний, в свою очередь, является не просто индивидуальным предпочтением, она отражает социальный статус, а также дает представление о культуре питания социальной группы. Следовательно, фуд-журналист должен придерживаться ряда правил для создания качественного контента: владеть специальными терминологией и знаниями об устройстве сферы общественного питания, соблюдать баланс между образностью и объективностью с тексте, избегать чрезмерных эпитетов, грамотно использовать литературные тропы, выработав авторский стиль, убирать из текста штампы, воздействовать на разные органы чувств аудитории через красочное описание, фото - и видео-контент и владеть развитым вкусом.
На данный момент в России нет такой специальности, как фуд-журналист, она носит неофициальный характер. Авторов не обучают профессионально работать с фуд- контентом, в России также нет учебных заведений, где готовят ресторанных критиков. Чаще всего авторы становятся фуд-журналистами опытным путем или проходят обучение за границей.
Современная фуд-журналистика в основном реализуется в онлайн-пространстве. Следующей ступенью развития фуд-журналистики становится фуд-блогинг — сайт, блог или страница в социальной сети, где представлены текст, фотографии или видео на кулинарную тематику. Граница между профессиональным фуд-журналистом и фуд- блогером размыта, в том числе из-за отсутствия специальности как таковой и недостаточной изученности направления, из-за чего нет строгих критериев работы с фуд- темой, кроме базовых принципов работы с материалом: фактчекинг, логика, выстраивание композиции. В результате каждый придерживается собственных правил работы.
Тема еды встречается в практически любом медиа, даже в тех, которые концептуально не ориентированы исключительно на фуд-контент. Региональные издания, в частности в Томской области, иллюстрируют как раз такой тип медиа.
Главной проблемой, которая влияет на специфику работы фуд-журналиста, является отсутствие в Томской области фуд-журналистских медиа в полном смысле этого слова. Существующие медиа реализуют либо гастрономический, либо кулинарный аспекты. Тема еды является частной в местных медиа.
Где-то фуд-тематика органично вписывается в концепт медиа, например, если мы говорим о новостном издании, которое рассказывает в том числе о гастрономических событиях из жизни региона (информационное агентство РИА Томск). Где-то даже существует отдельная рубрика, посвященная только теме еды («Томский обзор»). В некоторых медиа фуд-тематика в принципе не связана с концептом издания (в работе это медиа о дореволюционной сибирской литературе «Переплет»). Не так широко представлены медиа, куда мог бы органично встроиться большой фуд-журналистский текст, который соединил бы в себе все ключевые технологии работы фуд-журналиста. Последние опытным путем сформировал автор за три года работы.
Всего выдвигаются семь технологий:
• Отводить главную роль в материале теме еды. Она должна быть фокусом текста, а в художественно-документальных и аналитических жанрах — быть полноценным героем или объектом исследования;
• Автор не должен относиться к еде, как к чему-то обыденному. Фуд-журналист, как агент гастрономического дискурса, формирует представление о современной гастрономии и культуре потребления у аудитории, воспитывает вкус, помогает выбрать товар или услугу. От его отношения зависит суть текста и подача;
• Недостаточно упоминать еду, важно, чтобы она подсвечивала определенную проблему. Ее нужно вписывать в контекст: исторический, социальный, культурный. Такой подход позволяет сделать материал многоуровневым;
• Экспериментировать с жанрами, искать новые пути подачи темы еды в тексте;
• Нужно писать о еде «вкусно», то есть обрисовывать ее облик с помощью языковых средства;
• Желательно пробовать то, о чем пишешь, так будет легче передать вкус и проблему текста;
• Воздействовать одновременно на несколько органов чувств аудитории с помощью визуального сопровождения: фото, видео, инфографик.
Эти правила являются общими, то есть могут быть использованы фуд-журналистом, работающим в столичных и специализированных медиа.
В региональных изданиях перечисленные технологии трансформируются. Направление регионального медиа и редакционная политика влияют на представленность темы еды в издании, а также на способ реализации фуд-контента, иногда значительно ограничивая фуд-журналиста. В результате не со всеми жанрами автор может работать, например, редко появляются рецепты, очерки. Также в Томской области не представлена ресторанная критика, для этого нет подходящей площадки. Даже рубрика «Еда» интернет- издания «Томский обзор», которое реализует гастрономический аспект фуд- журналистики, к которым относится рецензии на заведения, не делают их. Медиа рассказывает о заведениях общепита города, их истории создания, описывает интерьер, ценовой сегмент и что там подают, но без негативной оценки, то есть гастрономический аспект не реализуется здесь в полной мере. Главная цель издания, скорее, — выстроить положительный образ индустрии питания региона.
Результаты исследования показывают, что работа регионального фуд-журналиста отличается локальным контекстом и тесно связана с Томской областью или Сибирью. Это обусловлено необходимостью поддержки местных бизнесов, формирования гастрономической идентичности региона и удовлетворения потребностей местной аудитории. В итоге некоторые технологии и вовсе не используются, например, в новостных жанрах или аналитических, что видно на примере текстов для РИА Томск. Фуд-журналистика становится зависимой от ряда условий и, соответственно, не может быть представлена во всем разнообразии. Тема еды отходит на второй план, а не является ценной сама по себе («Переплет»).
При этом в общем принципы работы регионального фуд-журналиста не отличаются от столичных авторов или те, кто работает в специализированных медиа, то есть первый может обладать такими же навыками, как первый. Однако условия, в которых он находится не способствуют его развитию как журналиста, пишущего о еде. Автор вынужден подстраиваться под технологии работы местных медиа. Иногда они идут вразрез с принципами работы фуд-журналиста.
Можно сделать вывод, что на данный момент в регионе не хватает площадок и имеющихся жанров реализации.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждается. Поставленные цель и задачи выполнены. Дальнейшие исследования в этой области будут способствовать развитию фуд-журналистики как важного элемента региональной медиа-экосистемы.
1. Андреева М.Ю. Практические аспекты фуджурналистики в российских печатных СМИ// Российский университет дружбы народов - сборник трудов конференции - Москва, 2016. - С. 47-52
2. Власова О.В. Рынок общественного питания в России: особенности и тенденции развития // Экономические исследования - 2019. №2. - С. 12-17.
3. Гладышева П.В. Food-журналистика в современных визуальных массмедиа// выпускная квалификационная работа - ЮУрГУ, Челябинск, 2018
4. Гримо Де Ла Реньер Альманах гурманов // Новое литературное обозрение - М., 2014 - 603 С.
5. Дроздова, С. Б. Гастрономический текст в России и Европе: от кулинарной
книги к блогу // Elibrary [Электронный ресурс]. - 2018. - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35354589_75593545.pdf(дата обращения: 15.04.2025)
6. Дускаева Л.Р. Досуговое направление в российской журналистике: проблемы подготовки специалистов // Л.Р. Дускаева, Н.С. Цветова // Ученые записки ЗабГУ. Сер.: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2011. №6. С. 178-183
7. Ермолаев В.А. Гастрономия: история вопроса в социокультурном контексте // Вестник культуры и искусств, журнал, - 2022, №2 (70). - С. 62-70
8. Жесько Э.М. Навигация по городской еде: о вкусах, местах и профессиях // Интеракция. Интервью. Интерпретация. - 2022, Т. 14. № 2. - С. 93-113.
9. Капкан М.В. Гастрономическая культура: понятие, функции, факторы формирования / М.В. Капкан, Л.С. Лихачева // Известия Уральского государственного университета. - 2008, Т. 55, № 15. - С. 34-43.
10. Кривцов Н.В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. - 2017, №3. - С. 347-365
11. Лазуткина Е.В. Основные этапы развития фуджурналистики и фудблогерства // Челябинский гуманитарий, 2020, №2 (51). - С.69-72
12. Локтевич Е.В. Культура mukbang: генезис специфика агрессивного дискурса // Белорусский госуниверситет, сборник Журналистика-2023: стан, проблемы, перспективы - 2023. - С. 365-370
13. Лошманов. Р Алексей Зимин: Шеф еды - о еде как о смысле жизни и о жизни вообще // Еда.ру [Электронный ресурс]. URL: https://eda.ru/media/kredo/aleksey- zimin(дата обращения: 02.05.2025)
14. Лукьянова С.В. Феномен пищи, вкуса в медиатеке // Cyberleninka [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-pischi-vkusa-v- mediatekste(дата обращения: 15.04.2025)
15. Мамяко Анна Как работают гастрономические издания и их журналисты// журнал «Журналист» [Электронный ресурс]. URL: https://jrnlst.ru/2020/09/22/5203/(дата обращения: 20.04.2025)
16. Минаева О.Д. Журнал «Крестьянка в 1920 гг.: приемы формирования читательской аудитории // Вестник московского университета. Серия 10. Журналистика - 2014. - №6 - С. 128-149
17. Морозова А.А., Старикова Е.С. Фуд-журналистика и ее особенности// Известия высших учебных заведения. Уральский регион - 2018, №3 - С. 65-69
18. Нерсесова Т.Е. Сервисное рецензирование как особая предметная область оценочной деятельности журналиста// Медиаскоп. - 2001
19. Низовцева Е.Б. Развитие российского фудблогинга в «ВКонтакте» на
примере «Едим дома» с Юлией Высоцкой" и Ivlev chef // Elibrary [Электронный ресурс]. - 2018. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=64656422(дата обращения:
16.04.2025)
20. Омуралиева А.И. Жанры аналитической публицистики // Вестник Калмыцкого университета - Каракол - 2014, №3 - С. 76-80
21. Рева Е.К., Михайлова Т.Д. Репрезентация ресторанной критики на страницах гастрономических периодических изданий (на примере журнала «Гастрономъ») // Гуманитарный вектор. - 2018. №5 - С. 56-61
22. Рева Е.К,, Огородникова Т.В., Михайлова Т.Д., Арехина Д.В., Кубрин С.Д. Предметно-тематическое поле гастрономической журналистики: от развлекательного контента до вопросов национальной политики России // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. №1.
23. Руссо С. Кулинарные СМИ: знаменитые повара и политика повседневного вмешательства // , Университет Кейптауна, - Кейптаун, 2012. - 256 с.
24. Ситрова М.А. Захарченко Н.А. Гастрономический контент в региональном интернет-пространстве// Самарская областная студенческая научная конференция. - 2023. Т. 2. - С. 362 -363
25. Сохань И.В. Особенности русской гастрономической культуры // Вестник ТГУ. - 2011. №347. - С. 61-68
26. Соломатин Д.Д. Блогинг как подвид традиционной журналистики в России // Московский государственный лингвистический университет, Cyberleninka
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7bloging-kak-podvid-
traditsionnoy-zhurnalistiki-v-rossii/viewer (дата обращения: 16.04.2025)
27. Солощенко Н.В. Отраслевая газета пищевой промышленности СССР в 1928-1937 годы как исторический источник к вопросу о методике анализа содержания // Исторический журнал: научные исследования - 2020. -№2
28. Старостенкова А.Н. Ресторанная критика в современной медиасреде// Санкт-Петербургский государственный университет, журнал «Век информации» - 2022, Т.6, №1 - С. 136-158
29. Старцева Н.Н. Применение теории сетей к анализу сообществ российских фуд-блогеров// Уральский госуниверситет путей сообщения, журнал Дневник науки. - 2021, №9 (57).
30. Тепляшина А.Н. Медиатекст деловой газеты как субъект развития ресторанного бизнеса // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. - 2015. №2 (61)
31. Шевченко В.Д. Когнитивно-прагматические аспекты репрезентации еды в британском и российском медиа-дискурсах// Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2018, Т.24, №4 - С. 175-180
32. Шевченко В.Д, Мамед П. Реализация когнитивной модели «Еда как источник опасности» в российском медиадискурсе// Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики - Самара - 2020, №2. - С. 53-60
33. Яшина А.Р. Food-журналистика как средство решения социально значимых
проблем // Cyberleninka [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7food-zhurnalistika-kak-sredstvo-resheniya-sotsialno- znachimyh-problem/viewer(дата обращения: 16.04.2025)
34. Яшина А.Р. Социальный феномен фуд-блогерства в сравнительной характеристике с кулинарными передачами на телевидении: федеральный и региональный опыт// НИ Мордовский госуниверситет имени Н.П. Огарева, сборник XLVI Огаревские чтения - 2018. Т. 3. - С. 135-139