ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В МАСС-МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРВЬЮ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МУЗЫКАНТОВ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В МАСС-МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ
1.1. История возникновения понятия прецедентности 6
1.2. Классификация прецедентных феноменов 11
1.3. Функции прецедентных феноменов 21
1.4. Специфика масс-медийного дискурса: понятие, жанровая
характеристика 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В ЖАНРЕ ИНТЕРВЬЮ В РАМКАХ МАСС-МЕДИЙНОГО ДИСКУРСА
2.1. Особенности интервью как жанра масс-медийного дискурса 35
2.2. Актуализация прецедентности в англоязычном интервью 37
2.2.1. Прецедентные имена 37
2.2.2. Прецедентные высказывания 46
2.2.3. Прецедентные ситуации 50
2.2.4. Прецедентные тексты 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО МАТЕРИАЛА. 69
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В МАСС-МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ
1.1. История возникновения понятия прецедентности 6
1.2. Классификация прецедентных феноменов 11
1.3. Функции прецедентных феноменов 21
1.4. Специфика масс-медийного дискурса: понятие, жанровая
характеристика 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В ЖАНРЕ ИНТЕРВЬЮ В РАМКАХ МАСС-МЕДИЙНОГО ДИСКУРСА
2.1. Особенности интервью как жанра масс-медийного дискурса 35
2.2. Актуализация прецедентности в англоязычном интервью 37
2.2.1. Прецедентные имена 37
2.2.2. Прецедентные высказывания 46
2.2.3. Прецедентные ситуации 50
2.2.4. Прецедентные тексты 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО МАТЕРИАЛА. 69
В рамках современных лингвистических направлений, на данном этапе развития науки, постоянно пополняющийся фонд языковых единиц делает прецедентные феномены наиболее частым и актуальным объектом для исследования. Все новые и новые сферы деятельности человека способствуют расширению прецедентных единиц. Более того, исследование прецедентных феноменов позволяет проследить изменения в сознании и видении мира представителями той или иной лингвокультурной общности.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время значительная часть национальной когнитивной базы того или иного общества актуализируется в масс-медийном дискурсе, где прецедентные феномены, в свою очередь, являются средствами артикуляции, отражающими нормы, ценности и систему взглядов. Предпосылкой научного исследования прецедентных феноменов, особенностей их функционирования в языке является интерес к изучению различных ментальностей, особенностей концептуальных картин мира у представителей разных лингвокультур.
Объектом исследования является масс-медийный дискурс,
представленный жанром интервью.
Предметом исследования выступают прецедентные феномены, и их использование в англоязычных интервью музыкантов.
Цель работы состоит в исследовании функционирования прецедентных феноменов в жанре интервью в масс-медийном дискурсе.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретико-методологические основания выделения прецедентных феноменов;
2) охарактеризовать интервью как жанр масс-медийного дискурса;
3) выявить типы прецедентных феноменов, используемые музыкантами в интервью в масс-медийном дискурсе;
4) проанализировать способы актуализации прецедентных феноменов;
5) описать функции, выражаемые прецедентными феноменами в интервью.
Основным методом исследования для достижения поставленной цели является использование комплексной методики в виде контекстуального анализа и эмпирического метода, представляющего собой наблюдение и классификацию исследуемого материала.
Теоретике - методологической базой исследования являются научные исследования в области теории прецедентности и масс-медийного дискурса (Т. Г. Добросклонская, Н. А. Кузьмина, Ю. М. Тужилина, С. Н. Ахмедова, М. Л, Макаров, В. Ю. Коротун, Ю. Н. Караулов, М. М. Бахтин, Д. Б. Гудков, Е. А. Нахимова, А. И. Красных, И. В. Захаренко, В. А. Лукин, Е. А. Нахимова и др.).
Материалом для исследования послужила современная журнальная пресса: Англоязычный ежемесячный журнал «Metal Hammer» за 2017 - 2018 годы и еженедельный журнал «Kerrang!» за 2017 - 2018 годы.
Объем выборки языкового материала составил 100 единиц. За единицу принимается прецедентный феномен в масс-медийном дискурсе в интервью. Общий объем проанализированного материала - 203 интервью (504 страницы).
Структура работы включает в себя Введение, две главы, Заключение, список использованной литературы.
Во Введении представлены: актуальность исследования, обоснование темы, определены цели и задачи ВКР, а также объект и предмет исследования, обозначен материал для исследования и анализа и методы, посредством которых он осуществлялся.
В первой главе дана теоретическая база исследования прецедентных феноменов в масс-медийном дискурсе. Рассматривается история возникновения и излагаются значимые для данной работы аспекты теории прецедентности. Выявляются и описываются функции прецедентных феноменов, дается их классификация. Описывается специфика масс- медийного дискурса: понятие, жанровая типология.
Вторая глава посвящена характеристике интервью как жанра масс- медийного дискурса, проведению анализа прецедентных феноменов и их функций в тексте интервью.
В Заключении подведены итоги исследования и намечены перспективы дальнейшего изучения литературных прецедентных феноменов.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время значительная часть национальной когнитивной базы того или иного общества актуализируется в масс-медийном дискурсе, где прецедентные феномены, в свою очередь, являются средствами артикуляции, отражающими нормы, ценности и систему взглядов. Предпосылкой научного исследования прецедентных феноменов, особенностей их функционирования в языке является интерес к изучению различных ментальностей, особенностей концептуальных картин мира у представителей разных лингвокультур.
Объектом исследования является масс-медийный дискурс,
представленный жанром интервью.
Предметом исследования выступают прецедентные феномены, и их использование в англоязычных интервью музыкантов.
Цель работы состоит в исследовании функционирования прецедентных феноменов в жанре интервью в масс-медийном дискурсе.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретико-методологические основания выделения прецедентных феноменов;
2) охарактеризовать интервью как жанр масс-медийного дискурса;
3) выявить типы прецедентных феноменов, используемые музыкантами в интервью в масс-медийном дискурсе;
4) проанализировать способы актуализации прецедентных феноменов;
5) описать функции, выражаемые прецедентными феноменами в интервью.
Основным методом исследования для достижения поставленной цели является использование комплексной методики в виде контекстуального анализа и эмпирического метода, представляющего собой наблюдение и классификацию исследуемого материала.
Теоретике - методологической базой исследования являются научные исследования в области теории прецедентности и масс-медийного дискурса (Т. Г. Добросклонская, Н. А. Кузьмина, Ю. М. Тужилина, С. Н. Ахмедова, М. Л, Макаров, В. Ю. Коротун, Ю. Н. Караулов, М. М. Бахтин, Д. Б. Гудков, Е. А. Нахимова, А. И. Красных, И. В. Захаренко, В. А. Лукин, Е. А. Нахимова и др.).
Материалом для исследования послужила современная журнальная пресса: Англоязычный ежемесячный журнал «Metal Hammer» за 2017 - 2018 годы и еженедельный журнал «Kerrang!» за 2017 - 2018 годы.
Объем выборки языкового материала составил 100 единиц. За единицу принимается прецедентный феномен в масс-медийном дискурсе в интервью. Общий объем проанализированного материала - 203 интервью (504 страницы).
Структура работы включает в себя Введение, две главы, Заключение, список использованной литературы.
Во Введении представлены: актуальность исследования, обоснование темы, определены цели и задачи ВКР, а также объект и предмет исследования, обозначен материал для исследования и анализа и методы, посредством которых он осуществлялся.
В первой главе дана теоретическая база исследования прецедентных феноменов в масс-медийном дискурсе. Рассматривается история возникновения и излагаются значимые для данной работы аспекты теории прецедентности. Выявляются и описываются функции прецедентных феноменов, дается их классификация. Описывается специфика масс- медийного дискурса: понятие, жанровая типология.
Вторая глава посвящена характеристике интервью как жанра масс- медийного дискурса, проведению анализа прецедентных феноменов и их функций в тексте интервью.
В Заключении подведены итоги исследования и намечены перспективы дальнейшего изучения литературных прецедентных феноменов.
Прецедентные феномены, будучи интегрированными в языке, мышлении и культуре, и, следовательно, являясь инструментом познания, несомненно, представляют интерес для лингвистического исследования. Они являются одними из основных составляющих культурного и исторического фонда памяти социума, которые содержат набор определенных актуализированных знаний.
В свою очередь, жанр интервью предоставляет возможность дать характеристику внутреннему миру индивидуума, а так же передать его мысли, ощущения, чувства и настроения. Кроме того, интервью представляется, крайне эффективной формой убеждения и добычи информации.
Проведённое исследование показало, что в интервью, в контексте масс- медийного дискурса, функционируют все виды прецедентных единиц, в частности прецедентные имена, прецедентные ситуации, прецедентные высказывания и прецедентные тексты. Кроме того, были выявлены функции, присущие прецедентным феноменам.
В ходе рассмотрения прецедентных имен нами были установлены особенности их использования и составлена классификация, включающая в себя: 1) прецедентные имена, представленные группами, апеллирующими к названиям коллективов, которые выполняют оценочную и моделирующую функции;
2) прецедентные имена, апеллирующие к наименованиям музыкальных композиций, реализующие людическую и парольную функции;
3) прецедентные имена, упоминающие имена известных и выдающихся музыкантов, которые выражают оценочную и парольную функции;
4) прецедентные имена, включающие дифференциальные признаки субъекта по чертам характера и внешности, осуществляющие эвфемистическую функцию.
Анализ актуализации прецедентных ситуаций продемонстрировал наиболее частые случаи их применения, которые можно типологизировать следующим образом:
1) прецедентные ситуации, реализованные посредством упоминания времен и знаковых музыкальных эпох, выполняющие моделирующую и парольную функции;
2) прецедентные ситуации, представленные группами прецедентных имен в начальном или искаженном варианте, выражающие парольную и эвфемистическую функции;
3) прецедентные ситуации, упоминающие исторические события, реализующие моделирующую функцию.
Для прецедентных высказываний характерным оказалось то, что они представлены исключительно устоявшимися выражениями и идиомами, для понимания которых, адресат не должен обладать определенной пресуппозицией в сфере музыкальной индустрии. Прецедентные высказывания реализуют главным образом оценочную функцию и в редких случаях эвфемистическую и парольную функции.
В процессе исследования было выявлено, что использование прецедентных текстов представлено апеллированием преимущественно к цитатам и выдержкам из текстов песен других исполнителей. Это делается для того, чтобы:
1) выразить субъективную оценку окружающей действительности;
2) дать оценку ситуации или личности, используя подходящую строчку из песни;
3) выражения своего восхищения тем, или иным артистом.
Прецедентные тексты выполняют оценочную и эвфемистическую функции.
В качестве перспективы продолжения работы, предполагается проведение сравнительного анализа использования прецедентных феноменов в других жанрах масс-медийного дискурса.
В свою очередь, жанр интервью предоставляет возможность дать характеристику внутреннему миру индивидуума, а так же передать его мысли, ощущения, чувства и настроения. Кроме того, интервью представляется, крайне эффективной формой убеждения и добычи информации.
Проведённое исследование показало, что в интервью, в контексте масс- медийного дискурса, функционируют все виды прецедентных единиц, в частности прецедентные имена, прецедентные ситуации, прецедентные высказывания и прецедентные тексты. Кроме того, были выявлены функции, присущие прецедентным феноменам.
В ходе рассмотрения прецедентных имен нами были установлены особенности их использования и составлена классификация, включающая в себя: 1) прецедентные имена, представленные группами, апеллирующими к названиям коллективов, которые выполняют оценочную и моделирующую функции;
2) прецедентные имена, апеллирующие к наименованиям музыкальных композиций, реализующие людическую и парольную функции;
3) прецедентные имена, упоминающие имена известных и выдающихся музыкантов, которые выражают оценочную и парольную функции;
4) прецедентные имена, включающие дифференциальные признаки субъекта по чертам характера и внешности, осуществляющие эвфемистическую функцию.
Анализ актуализации прецедентных ситуаций продемонстрировал наиболее частые случаи их применения, которые можно типологизировать следующим образом:
1) прецедентные ситуации, реализованные посредством упоминания времен и знаковых музыкальных эпох, выполняющие моделирующую и парольную функции;
2) прецедентные ситуации, представленные группами прецедентных имен в начальном или искаженном варианте, выражающие парольную и эвфемистическую функции;
3) прецедентные ситуации, упоминающие исторические события, реализующие моделирующую функцию.
Для прецедентных высказываний характерным оказалось то, что они представлены исключительно устоявшимися выражениями и идиомами, для понимания которых, адресат не должен обладать определенной пресуппозицией в сфере музыкальной индустрии. Прецедентные высказывания реализуют главным образом оценочную функцию и в редких случаях эвфемистическую и парольную функции.
В процессе исследования было выявлено, что использование прецедентных текстов представлено апеллированием преимущественно к цитатам и выдержкам из текстов песен других исполнителей. Это делается для того, чтобы:
1) выразить субъективную оценку окружающей действительности;
2) дать оценку ситуации или личности, используя подходящую строчку из песни;
3) выражения своего восхищения тем, или иным артистом.
Прецедентные тексты выполняют оценочную и эвфемистическую функции.
В качестве перспективы продолжения работы, предполагается проведение сравнительного анализа использования прецедентных феноменов в других жанрах масс-медийного дискурса.



