ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ КРОССПЛАТФОРМЕННОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КРОССПЛАТФОРМЕННЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ
КАК ТРЕНД СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 6
1.1. Кроссплатформенный мультимедийный проект 7
1.2. Аудитория кроссплатформенного мультимедийного проекта.
Особенности потребления контента 12
1.3. Ситуация на медиарынке в России и мире 20
1.4. Технология матричного комплексного проектирования в контексте
работы с кросспсплатформенными проектами 38
2. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ КРОССПЛАТФОРМЕННОГО ПРОЕКТА
«ВНУТРЕННЯЯ ЭСТОНИЯ» 48
2.1. Цели, задачи и аудитория проекта «Внутренняя Эстония» 49
2.2. Основные сложности при создании кроссплатформенного
мультимедийного проекта и пути их разрешения 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. КРОССПЛАТФОРМЕННЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ
КАК ТРЕНД СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 6
1.1. Кроссплатформенный мультимедийный проект 7
1.2. Аудитория кроссплатформенного мультимедийного проекта.
Особенности потребления контента 12
1.3. Ситуация на медиарынке в России и мире 20
1.4. Технология матричного комплексного проектирования в контексте
работы с кросспсплатформенными проектами 38
2. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ КРОССПЛАТФОРМЕННОГО ПРОЕКТА
«ВНУТРЕННЯЯ ЭСТОНИЯ» 48
2.1. Цели, задачи и аудитория проекта «Внутренняя Эстония» 49
2.2. Основные сложности при создании кроссплатформенного
мультимедийного проекта и пути их разрешения 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последние годы наблюдается тенденция развития конвергентных подходов к моделированию и выпуску различных видов изданий. СМИ стремятся охватить большее количество аудитории за счет выхода в новых форматах и на разных платформах. Процесс перехода СМИ в интернет-среду продолжается и сейчас, с другой стороны, мы видим снижение трафика на главных страницах информационных ресурсов, все больше пользователей получают новости из социальных сетей и уже оттуда переходят по ссылкам на журналистские материалы. Количество интернет-трафика с мобильных телефонов увеличивается, как и количество медиаресурсов, заполняющих эту платформу: Meduza, «Ведомости», ТАСС, National Geographic, GQ, Reuters и многие другие издания имеют приложения для смартфонов.
Давно отмечено, что в связи с увеличением количества потребляемой информации у современной аудитории развивается клиповое мышление. В таком бесконечном потоке новостей читателю необходимы СМИ, которые будут готовы подробно объяснить суть явлений, происходящих в обществе.
Крупные редакции первыми осваивают технологические новшества и создают новые формы работы с материалом. Так, ставшая уже привычной форма мультимедийного лонгрида, начиналась с проекта Snow Fall газеты The New York Times. Эволюция форм журналистского материала в интернете дает импульс к изменению всех традиционных форм: газет, журналов, телевидения, радио. Теперь редакция должна решать, как целесообразнее будет подать определенный материал: сделать ли просто текст для газеты или дополнить его видео и инфографикой на сайте, а может стоит сделать интерактивную графику восстанавливающую ход событий для приложения на iPad.
Таким образом, обуславливается актуальность исследования особенностей проектирования и моделирования кроссплатформенных мультимедийных проектов. В качестве объекта исследования мы рассматриваем особенности создания комплексных моделей кроссплатформенных мультимедийных проектов, а предметом исследования стал проект факультета журналистики «Внутренняя Эстония». Он был опубликован в форме веб-сайта, его мобильной версии, печатного приложения к газете «Проект Alma Mater», также была подготовлена модель цифрового издания для iPad.
Этот проект был выбран по нескольким причинам: 1) он разрабатывался по методике комплексного моделирования и проектирования прессы, 2) проект был создан студентами факультета журналистики и является реальной практической работой, опубликованной для широкой аудитории. Такой подход требует от студентов освоения инструментов и изучения особенностей различных сред публикаций, 3) и наконец, автор данной работы принимала непосредственное участие в разработке этого проекта и знакома с процессом его создания на всех этапах его реализации.
Целью нашего исследования стало изучение особенностей проектирования кроссплатформенных мультимедийных проектов, в том числе изучение мультимедийного уровня комплексной модели издания, возникающего при разработке медиапроекта для цифровой среды.
Основными задачами при достижении этой цели стали:
1. Изучить кроссплатформенный мультимедийный проект как явление современной медиасреды: его характеристики, взаимосвязь с другими новыми форматами медиапубликаций.
2. Проанализировать рынок данных проектов в России и мире: описать разрыв опыта и предложить варианты его сокращения.
3. Выяснить, какие характеристики и ключевые параметры нужно учитывать при разработке кроссплатформенного мультимедийного проекта, в том числе, учитывая особенности медиапотребления в цифровой среде.
4. Изучить, как изменяется методика комплексного моделирования и проектирования публикаций для цифровой среды.
5. Проанализировать процесс создания интерфейса издания и различных типов интерактивного контента.
6. Выявить основные сложности при разработке кроссплатформенного мультимедийного проекта и описать возможности их решения.
Структура работы соответствует заявленной теме и представляет собой две главы. Первая глава рассматривает явление кроссплатформенного мультимедийного проекта с теоретической точки зрения: в ней представлено четыре параграфа, которые последовательно описывают явление кроссплатформенного мультимедийного проекта с точки зрения типологии новых форматов медиапубликаций, особенностей медиапотребления в цифровой среде. Вторая глава посвящена изучению и характеристике моделей исследуемого проекта. В качестве результата работы мы видим сформулированный подход к разработке кроссплатформенного мультимедийного проекта, который в дальнейшем может лечь в основу рекомендаций для учебных и самостоятельных проектов в данной сфере
Давно отмечено, что в связи с увеличением количества потребляемой информации у современной аудитории развивается клиповое мышление. В таком бесконечном потоке новостей читателю необходимы СМИ, которые будут готовы подробно объяснить суть явлений, происходящих в обществе.
Крупные редакции первыми осваивают технологические новшества и создают новые формы работы с материалом. Так, ставшая уже привычной форма мультимедийного лонгрида, начиналась с проекта Snow Fall газеты The New York Times. Эволюция форм журналистского материала в интернете дает импульс к изменению всех традиционных форм: газет, журналов, телевидения, радио. Теперь редакция должна решать, как целесообразнее будет подать определенный материал: сделать ли просто текст для газеты или дополнить его видео и инфографикой на сайте, а может стоит сделать интерактивную графику восстанавливающую ход событий для приложения на iPad.
Таким образом, обуславливается актуальность исследования особенностей проектирования и моделирования кроссплатформенных мультимедийных проектов. В качестве объекта исследования мы рассматриваем особенности создания комплексных моделей кроссплатформенных мультимедийных проектов, а предметом исследования стал проект факультета журналистики «Внутренняя Эстония». Он был опубликован в форме веб-сайта, его мобильной версии, печатного приложения к газете «Проект Alma Mater», также была подготовлена модель цифрового издания для iPad.
Этот проект был выбран по нескольким причинам: 1) он разрабатывался по методике комплексного моделирования и проектирования прессы, 2) проект был создан студентами факультета журналистики и является реальной практической работой, опубликованной для широкой аудитории. Такой подход требует от студентов освоения инструментов и изучения особенностей различных сред публикаций, 3) и наконец, автор данной работы принимала непосредственное участие в разработке этого проекта и знакома с процессом его создания на всех этапах его реализации.
Целью нашего исследования стало изучение особенностей проектирования кроссплатформенных мультимедийных проектов, в том числе изучение мультимедийного уровня комплексной модели издания, возникающего при разработке медиапроекта для цифровой среды.
Основными задачами при достижении этой цели стали:
1. Изучить кроссплатформенный мультимедийный проект как явление современной медиасреды: его характеристики, взаимосвязь с другими новыми форматами медиапубликаций.
2. Проанализировать рынок данных проектов в России и мире: описать разрыв опыта и предложить варианты его сокращения.
3. Выяснить, какие характеристики и ключевые параметры нужно учитывать при разработке кроссплатформенного мультимедийного проекта, в том числе, учитывая особенности медиапотребления в цифровой среде.
4. Изучить, как изменяется методика комплексного моделирования и проектирования публикаций для цифровой среды.
5. Проанализировать процесс создания интерфейса издания и различных типов интерактивного контента.
6. Выявить основные сложности при разработке кроссплатформенного мультимедийного проекта и описать возможности их решения.
Структура работы соответствует заявленной теме и представляет собой две главы. Первая глава рассматривает явление кроссплатформенного мультимедийного проекта с теоретической точки зрения: в ней представлено четыре параграфа, которые последовательно описывают явление кроссплатформенного мультимедийного проекта с точки зрения типологии новых форматов медиапубликаций, особенностей медиапотребления в цифровой среде. Вторая глава посвящена изучению и характеристике моделей исследуемого проекта. В качестве результата работы мы видим сформулированный подход к разработке кроссплатформенного мультимедийного проекта, который в дальнейшем может лечь в основу рекомендаций для учебных и самостоятельных проектов в данной сфере
В данной работе был проведен анализ особенностей моделирования и проектирования кроссплатформенных мультимедийных проектов. Для начала мы дали определение данному явлению, разграничили понятия мультимедийного проекта, лонгрида и истории, определили, что такое мультимедиа и кроссплатформенность. Далее мы проанализировали современную аудиторию и её читательские привычки, в ходе анализа были выявлены определенные «вызовы», которые стоят перед журналистами: информационная усталость, ограниченный ресурс внимания, высокий «частотный шум» в цифровой среде, фрагментация и персонификация. В предпоследнем параграфе первой главы мы рассмотрели примеры кроссплатформенных мультимедийных проектов и лонгридов, которые были выполнены как российскими, так и зарубежными редакциями, и постарались выявить причины качественного «разрыва». Мы также описали решения, которые на наш взгляд могли бы помочь сократить данный разрыв.
Результаты анализа были сформулированы в виде рекомендаций по разработке кроссплатформенных медиапроектов и апробированы в рамках проекта факультета журналистики «Внутренняя Эстония». Подробное описание технологии подготовки проекта и его реализации представлено во второй главе.
В ходе исследования был поставлен ряд задач, который позволил достичь цели. Таким образом, были сделаны следующие выводы:
1. Мультимедийный проект является новым форматом медиапубликаций. Его необходимо отличать от лонгридов и мультимедийных историй. Мультимедийный проект является более сложным форматом, так как при его подготовке редакция работает как с линейными, так и с нелинейными формами повествования.
2. Российские медиа только начинают осваивать данный формат. Для преодоления разрыва в уровне подобных публикаций в нашей стране и за рубежом необходимо:
• Наличие профильных специалистов (обучение в вузах таким навыкам как мультимедиа продюсирование, веб-дизайн медиапроектов, проектирование пользовательских интерфейсов)
• Дизайн-мышление (работа по технологии: эмпатия —
определение проблемы — генерация идей — прототипирование — тестирование)
• Изучение чужого опыта
• Изучение технологических возможностей (необходимо находить новые пути сокращения затрачиваемых ресурсов для создания качественной медиапуликации, такими как Tilda Publishing, WordPress, Readymag и многие другие)
• Отслеживание трендов (не только медиа, но и цифровой среды в целом)
3. Решение о создании кроссплатформенного мультимедийного проекта необходимо принимать исходя из особенностей потенциальной аудитории. По нашему мнению, если аудитория проекта однородна, то в данном случае необходимо создавать адаптивный дизайн сайта. В случае с неоднородной аудиторией следует рассмотреть вариант кроссплатформенного проекта. Так как каждая из платформ предусматривает особенности формата подачи материалов, редакция/ проектная группа может заложить разные уровни прочтения, комфортные для той или иной аудитории читателей.
4. Особенности читательского поведения значительно изменились в эпоху всеобщей информатизации и компьютеризации. Основное медиапотребление происходит через социальные сети. Трафик на главные страницы информационных ресурсов падает, а в социальных сетях страницы СМИ борются с простыми пользователями за право предоставлять информацию своей аудитории. Представители поколения, выросшего в эту эпоху (digital natives) в основном являются «сканерами» по типу чтения. Они просматривают заголовки, подписи и другие короткие тексты, часто переключают внимание к фотографиям и другим элементам, не возвращаясь к чтению. Для данного поколения необходимы новые формы подачи материалов. Так рождается схема публикации «текст — мультимедиа — текст» и принципы цифрового сторителлинга, при которых для определенных типов информации выбираются определенные типы публикации контента.
5. При проектировании интерфейса и интерактивного контента в кроссплатформенном мультимедийном проекте необходимо учитывать особенности каждой из платформ, а также пользовательские привычки. Интерфейс данных проектов делится на основной (помогает ориентироваться в структуре издания) и навигационный (помогает ориентироваться в мультимедийном контенте). Так как данные рассматриваемые нами платформы (сайты, мобильные версии сайтов, приложения для планшетов) продолжают развиваться, в них нет устоявшееся системы навигации, что может являться проблемой при проектировании пользовательского взаимодействия.
Основными результатами исследования можно считать следующее:
1. Определение роли кроссплатформенного мультимедийного проекта в современной медиасреде.
2. Определение технологии уменьшения разрыва в качестве подобных публикаций между Российскими и зарубежными медиа.
3. Описание комплексной модели кроссплатформенного мультимедийного проекта и этапов его создания.
Полученные результаты могут быть полезны интересующимся современной практикой медиамоделирования, а также помочь студентам в изучении кроссплатформенных мультимедийных проектов и создании подобных публикаций. Развитием данной темы, на наш взгляд, может послужить исследование таких аспектов, как проектирование пользовательского взаимодействия в цифровой среде кроссплатформенных медиапроектов, описание технологии работы по методике дизайн-мышления в данной сфере.
Результаты анализа были сформулированы в виде рекомендаций по разработке кроссплатформенных медиапроектов и апробированы в рамках проекта факультета журналистики «Внутренняя Эстония». Подробное описание технологии подготовки проекта и его реализации представлено во второй главе.
В ходе исследования был поставлен ряд задач, который позволил достичь цели. Таким образом, были сделаны следующие выводы:
1. Мультимедийный проект является новым форматом медиапубликаций. Его необходимо отличать от лонгридов и мультимедийных историй. Мультимедийный проект является более сложным форматом, так как при его подготовке редакция работает как с линейными, так и с нелинейными формами повествования.
2. Российские медиа только начинают осваивать данный формат. Для преодоления разрыва в уровне подобных публикаций в нашей стране и за рубежом необходимо:
• Наличие профильных специалистов (обучение в вузах таким навыкам как мультимедиа продюсирование, веб-дизайн медиапроектов, проектирование пользовательских интерфейсов)
• Дизайн-мышление (работа по технологии: эмпатия —
определение проблемы — генерация идей — прототипирование — тестирование)
• Изучение чужого опыта
• Изучение технологических возможностей (необходимо находить новые пути сокращения затрачиваемых ресурсов для создания качественной медиапуликации, такими как Tilda Publishing, WordPress, Readymag и многие другие)
• Отслеживание трендов (не только медиа, но и цифровой среды в целом)
3. Решение о создании кроссплатформенного мультимедийного проекта необходимо принимать исходя из особенностей потенциальной аудитории. По нашему мнению, если аудитория проекта однородна, то в данном случае необходимо создавать адаптивный дизайн сайта. В случае с неоднородной аудиторией следует рассмотреть вариант кроссплатформенного проекта. Так как каждая из платформ предусматривает особенности формата подачи материалов, редакция/ проектная группа может заложить разные уровни прочтения, комфортные для той или иной аудитории читателей.
4. Особенности читательского поведения значительно изменились в эпоху всеобщей информатизации и компьютеризации. Основное медиапотребление происходит через социальные сети. Трафик на главные страницы информационных ресурсов падает, а в социальных сетях страницы СМИ борются с простыми пользователями за право предоставлять информацию своей аудитории. Представители поколения, выросшего в эту эпоху (digital natives) в основном являются «сканерами» по типу чтения. Они просматривают заголовки, подписи и другие короткие тексты, часто переключают внимание к фотографиям и другим элементам, не возвращаясь к чтению. Для данного поколения необходимы новые формы подачи материалов. Так рождается схема публикации «текст — мультимедиа — текст» и принципы цифрового сторителлинга, при которых для определенных типов информации выбираются определенные типы публикации контента.
5. При проектировании интерфейса и интерактивного контента в кроссплатформенном мультимедийном проекте необходимо учитывать особенности каждой из платформ, а также пользовательские привычки. Интерфейс данных проектов делится на основной (помогает ориентироваться в структуре издания) и навигационный (помогает ориентироваться в мультимедийном контенте). Так как данные рассматриваемые нами платформы (сайты, мобильные версии сайтов, приложения для планшетов) продолжают развиваться, в них нет устоявшееся системы навигации, что может являться проблемой при проектировании пользовательского взаимодействия.
Основными результатами исследования можно считать следующее:
1. Определение роли кроссплатформенного мультимедийного проекта в современной медиасреде.
2. Определение технологии уменьшения разрыва в качестве подобных публикаций между Российскими и зарубежными медиа.
3. Описание комплексной модели кроссплатформенного мультимедийного проекта и этапов его создания.
Полученные результаты могут быть полезны интересующимся современной практикой медиамоделирования, а также помочь студентам в изучении кроссплатформенных мультимедийных проектов и создании подобных публикаций. Развитием данной темы, на наш взгляд, может послужить исследование таких аспектов, как проектирование пользовательского взаимодействия в цифровой среде кроссплатформенных медиапроектов, описание технологии работы по методике дизайн-мышления в данной сфере.



