Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ №101 «Березка» г. Прокопьевска.
Выборка: 15 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Сущность понятия «представления об истории родного края» 6
1.2. Особенности формирования представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия формирования представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста 16
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста 26
2.1. Выявление уровня сформированности представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Разработка и реализация комплекса мероприятий по формированию представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста 33
2.3. Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования 38
Выводы по второй главе 44
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложения 55
Одним из важнейших аспектов воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста является формирование у них представлений об истории родного края. Это важный процесс, который помогает детям не только узнать о культурных и исторических особенностях региона, но и развить чувство гордости и принадлежности к своему родному краю, а также понять значимость исторического наследия для формирования идентичности личности. Важность данной задачи подчеркивается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), который акцентирует внимание на необходимости приобщения детей к культурным традициям и историческому наследию своего народа.
История родного края является важной частью общей картины мира для ребенка. Понимание его прошлого способствует формированию у дошкольников, осознанных и эмоционально насыщенных представлений о родной земле, ее культуре и традициях. На этом этапе развития детей особенно важным является использование различных педагогических технологий и методов, способствующих углубленному восприятию истории через игровую деятельность, экскурсии, рассказы, народные сказания и обычаи.
Однако, несмотря на значимость данной темы, практика дошкольного образования показывает, что систематическая работа по формированию у детей представлений об истории родного края реализуется в недостаточной мере (А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, Н.В. Гавриш). Во многих дошкольных учреждениях этот процесс ограничивается эпизодическим ознакомлением с отдельными историческими событиями и памятными местами, без выстраивания целостной системы работы. Согласно исследованиям (Г.Н. Коджаспировой, Т.И. Алиевой), существует противоречие между потребностью детей в изучении родного края и нехваткой методических материалов, направленных на системное и эффективное формирование этих представлений.
Противоречие: между задачей формировать представления об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста и недостаточно выявленными для ее решения педагогическими условиями.
Проблема исследования – каковы педагогические условия формирования представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – формирование представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: представления об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста будут формироваться эффективнее, если проводить специальные занятия с детьми, направленные на формирование представлений об истории родного края.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста об истории родного края.
3. Разработать и частично реализовать сборник занятий по формированию представлений об истории родного края.
В ходе исследования будут использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, эксперимент, беседа, наблюдение.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении содержания понятия «представления об истории родного края»; в описании особенностей формирования представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста; в определении педагогических условий формирования представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в проведении педагогического эксперимента и разработке комплекс мероприятий для формирования представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности педагогов ДОУ при планировании и организации образовательного процесса.
В ходе проведенного исследования была подтверждена гипотеза о том, что эффективное формирование представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста возможно при условии применения комплексного подхода, включающего игровые технологии, экскурсионную деятельность, творческие проекты и активное вовлечение родителей в образовательный процесс. Результаты исследования подтвердили актуальность выбранной темы и необходимость систематической работы с детьми по формированию осознанных, эмоционально насыщенных и личностно значимых представлений о родном крае.
Цель работы заключалась в теоретическом обосновании педагогических условий и методов формирования представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста, а также в оценке их эффективности. Для достижения поставленных задач были использованы теоретический анализ психолого-педагогической литературы, экспериментальное исследование и диагностические методы. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации сборника педагогических мероприятий, направленных на формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы в системе дошкольного образования.
В первой главе работы был рассмотрен теоретический аспект формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста. Представления, как результат чувственного познания мира, являются основой для развития у детей более глубоких знаний о своем окружении, истории и культуре. Важность формирования представлений о родном крае подчеркивается в теоретических исследованиях, где акцентируется внимание на необходимости системного подхода и использования разнообразных форм работы (экскурсии, игры, проектные занятия) для достижения более устойчивых и осознанных представлений у детей.
Во второй главе работы было проведено экспериментальноеисследование, целью которого было выявление исходного уровня сформированности представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста, а также оценка эффективности предложенной педагогической системы. На основе экспериментального исследования были получены данные, которые свидетельствуют о значительном улучшении показателей сформированности представлений после реализации сборника педагогических мероприятий.
На диагностическом этапе исследования лишь 20% детей показали высокий уровень знаний о родном крае, в то время как 47% продемонстрировали средний уровень, а 33% – низкий. Эти данные свидетельствуют о необходимости системной работы в этом направлении.
Экспериментальные данные подтверждают гипотезу о высокоэффективности комплексного подхода в процессе формирования представлений об истории родного края у дошкольников. Вовлечение детей в разноплановую деятельность, такую как экскурсии, тематические проекты, семейные задания, а также использование игровых форм обучения, способствовало развитию не только познавательных интересов, но и эмоциональной вовлеченности, а также формированию устойчивого отношения к историческому наследию родного города.
Применение комплексного подхода в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме формирования представлений об истории родного края показало значительное улучшение результатов как в области познания, так и в области эмоциональной вовлеченности детей. Это подтверждает важность системной работы с детьми, которая должна быть направлена на формирование у них осознанных и личностно значимых представлений о своем родном крае, что в свою очередь содействует развитию гражданственности и патриотизма, а также формированию чувства принадлежности к своему культурному и историческому наследию.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о значимости педагогических условий и методов, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории родного края, и подтверждают необходимость дальнейшего использования комплексного подхода в практике дошкольного образования.
1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва: Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
2. Алиева, Т. И. Интеграция образовательных областей в ДОУ: теория и практика / Т. И. Алиева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. – 112 с. – URL: https://ds22dmitr-ros.edu.yar.ru/metodicheskaya_kopilka/kompleksnie_obrazovatelnie_programmi_doshkolnogo_obrazovaniya.doc (дата обращения: 11.05.2024).
3. Асмолов, А. Г. Личностно ориентированное образование: стратегия гуманитарно-ориентированной школы / А. Г. Асмолов. – Москва : Смысл, 2000. – 365 с. – URL: http://www.cmiso.ru/wp-content/uploads/2017/08/Fizkultura_MetodMaterialy_7_Asmolov_FormirovanieUUD-OsnScholaSistemaZadaniy-2010.pdf
4. Вахрушева, Л. Н. Психолого-педагогические основы воспитания у детей дошкольного возраста любви к малой родине / Л. Н. Вахрушева // Студент. Наука. Регион. – 2023. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-vospitaniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-lyubvi-k-maloy-rodine (дата обращения: 11.05.2024).
5. Веракса, Н. Е. Современные образовательные технологии в ДОУ / Н. Е. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2023. – 128 с.
6. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – Москва : Высшая школа, 2002. – 143 с. – URL: https://obuchalka.org/20210818135401/aktivnoe-obuchenie-v-visshei-shkole-kontekstnii-podhod-metodicheskoe-posobie-verbickii-a-a-1991.html (дата обращения: 11.05.2024).
7. Власова, Е. Э. Экскурсия по родному городу как средство воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста / Е. Э. Власова // Инновационная наука. – 2022. – №5-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-po-rodnomu-gorodu-kak-sredstvo-vospitaniya-patrioticheskih-chuvstv-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.05.2024).
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 1984. – Т. 4. – 432 с. – URL: https://www.marxists.org/russkij/vygotsky/cw/pdf/vol1.pdf (дата обращения: 11.05.2024).
9. Гавриш, Н. В. Краеведение в ДОУ / Н. В. Гавриш. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 156 с.
10. Демкович, В. И. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике / В. И. Демкович // Московский педагогический журнал. – 2023. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-nravstvenno-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-otechestvennoy-pedagogike (дата обращения: 11.05.2024).
11. Журавлева, И. В. Информационно-коммуникационные технологии в детском саду / И. В. Журавлева. – Москва : Сфера, 2023. – 88 с.
12. Журбенко, В. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей / В. Н. Журбенко // Инновационная наука. – 2021. – №11-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-integratsii-obrazovatelnyh-oblastey (дата обращения: 11.05.2024).
13. Заика, Е. В. Проектная деятельность в детском саду: теория и практика / Е. В. Заика. – Москва : Детство-Пресс, 2022. – 110 с.
14. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. – Москва : Педагогика, 1986. – 320 с. – URL: https://www.klex.ru/erc (дата обращения: 11.05.2024).
15. Захарчук, А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников / А. Л. Захарчук // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 2 (2). – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/168/ (дата обращения: 11.05.2024)
16. Карих, В. В. Формирование эстетического отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи / В. В. Карих // АНИ: педагогика и психология. – 2021. – №4 (37). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-esteticheskogo-otnosheniya-k-prirode-rodnogo-kraya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-peyzazhnoy (дата обращения: 11.05.2024).
17. Кириенко, С. Д. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / С. Д. Кириенко. – Москва: Инфра-М, 2024. – 272 с.
18. Коджаспирова, Г. Н. Педагогика / Г. Н. Коджиспирова. – Москва : ИКЦ «МарТ», 2024. – 304 с.
19. Коджаспирова, Г. Н. Теория и методика воспитания / Г. Н. Коджиспирова. – Москва : Академия, 2022. – 208 с.
20. Кузьмина, Д. С. Художественная литература как эффективное средство воспитания любви к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста / Д. С. Кузьмина // Вестник науки. – 2023. – №6 (63). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-literatura-kak-effektivnoe-sredstvo-vospitaniya-lyubvi-k-maloy-rodine-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.05.2024).
21. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса / А. С. Макаренко. – Москва : Художественная литература, 1935. – Т. 5. – 396 с. – URL: https://www.marxists.org/russkij/russian/makarenko/works/1936/metodika_organizacii_vospitatelnogo_processa/index.html (дата обращения: 11.05.2024).
22. Малова, О. Н. Эффективные условия формирования представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Малова // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. – Чебоксары: ИД «Среда». – 2024. – URL: https://phsreda.com/ru/article/111465/discussion_platform (дата обращения: 11.05.2024).
23. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 411 с.
24. Михайлова, Л. М. Диагностика в ДОУ: теория и практика / Л. М. Михайлова. – Москва :Владос, 2021. – 144 с.
25. Никольская, О. Д. Система формирования исторических представлений в дошкольном детстве и педагогические условия ее эффективной реализации / О. Д. Никольская // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2021. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-formirovaniya-istoricheskih-predstavleniy-v-doshkolnom-detstve-i-pedagogicheskie-usloviya-eyo-effektivnoy-realizatsii (дата обращения: 11.05.2024).
26. Нуриева, А. Р. Педагогическое сопровождение патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста / А. Р. Нуриева // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №74-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.05.2024).
27. Олейник, Е. И. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание для детей старшего дошкольного возраста 5-8 лет: проблемы и пути решения / Е. И. Олейник // Теория и практика современной науки. – 2021. – №7 (73). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-i-patrioticheskoe-vospitanie-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-5-8-let-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 11.05.2024).
28. Петрова, Е. А. Проектная деятельность в ДОУ / Е. А. Петрова. – Москва : Учитель, 2020. – 96 с.
29. Распопова, Н. Н. Разработка программы по краеведнию для детей дошкольного возраста / Н. Н. Распопова // Исследователь/Researcher. – 2022. – №1-2 (37-38). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-programmy-po-kraevedeniyu-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.05.2024).
30. Сорокоумова, Е. А. Формирование гражданской идентичности у детей дошкольного возраста / Е. А. Сорокоумова // Педагогика и психология образования. – 2020. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.05.2024).
31. Татаринцева, Н. Е. Организационно-педагогические условия формирования представлений о малой Родине у дошкольников: сборник трудов конференции. / Н. Е. Татаринцева // Педагогический опыт: от теории к практике : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – 2019. – URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/496798/discussion_platform (дата обращения: 11.05.2024).
32. Цибульникова, В. Е. Опережающие педагогические идеи А.С. Макаренко и их реализация в управлении современным образовательным процессом / В. Е. Цибульникова // Образование в России и актуальные вопросы современной науки: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2020. – С. 179-184.
33. Якоб, С. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста / С. А. Якоб // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2023. – №1 (57). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-tsennostnogo-otnosheniya-k-kulture-rodnogo-kraya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.05.2024).
34. Якоб, С. А. Повышение компетентности педагогов ДОО в реализации регионального компонента дошкольного образования / С. А. Якоб // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2022. – №4 (79). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kompetentnosti-pedagogov-doo-v-realizatsii-regionalnogo-komponenta-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.05.2024).