Наглядные средства на уроках литературного чтения как средство достижения планируемых результатов младшего школьника (Татарский Педагогический Колледж)
Поведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ускюльская средняя общеобразовательная школа Татарского муниципального округа Новосибирской области.
Выборка: ученики 4 класса «В» .
Есть приложения.
Работа носит методический характер.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ………………………………………………...6
1.1 Сущность понятия «планируемые результаты» ………………..6
1.2 Сущность понятия «наглядное средство» 9
1.3 Особенности применения наглядных средств на уроках в начальной школе …16
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ……………………23
2.1 Возможности применения наглядных средств на разных этапах урока литературного чтения…………………………………………23
2.2 Описание собственного практического опыта использования наглядных средств на уроках чтения ……………………………………….31
2.3 Разработка урока литературного чтения для младших школьников с применением наглядных средств ……………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………52
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сборник наглядных средств к литературным сказкам для учеников 4 классов………………………………………………………56
В процессе воспитания младших школьников большую роль играет изучение литературного чтения, которое в свою очередь влияет на художественно-эстетическое развитие детей, способствует формированию культуры чтения младших школьников. Школьные программы требуют применения разнообразных средств обучения на уроках, особенную роль отводят использованию на начальных этапах обучения наглядному материалу. Наглядные средства – это дополнение, пояснение, наглядное изображение того, что описано в тексте.
Наглядные средства выполняют важную роль в освоении детьми литературных текстов, нравственных ценностей, эстетических идеалов, а также, безусловно, в познании мира. Таким образом, осуществляется диалог литературы и живописи, причем такая связь слова и иллюстрации насыщает урок литературного чтения, позволяет сформировать представления о своеобразии литературы как искусства слова.
В целом вопрос о месте и роли наглядности в педагогике начал рассматриваться достаточно давно. По мнению исследователей данной проблемы, классическим аргументом за наглядное обучение является указание на то, что это естественный способ познания, отвечающий основным, прирожденным свойствам человеческой природы. Использование наглядных средств в обучении всегда носило массовый характер. Особенно широкое применение наглядные средства получили на начальных и средних этапах обучения.
Проблема исследования использования наглядных средств на уроках литературного чтения как средства планируемых результатов младшего школьника может заключаться в несоответствии требований к применению наглядных методов обучения и практического уровня их использования на уроке.
Проблемой формирования универсальных учебных действий (УУД), занимались Лев Семёнович Выготский, Петр Яковлевич Гальперин, Алексей Николаевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин. Формирование УУД рассматриваются такими учеными как Александром Григорьевичем Асмоловым, Галины Васильевны Бурменской, Инны Андреевны Володарской, Oльги Aлександровны Карабановой и др.
Большое значение для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников имеет детская художественная литература. Средством формирования познавательных универсальных учебных действий ребенка является детская иллюстрированная книга - синтез литературных текстов и иллюстрации. Книга должна стать тропинкой, которая ведет к вершине познания.
Задачей педагога является формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся, вовлечение их в активную познавательную деятельность.
Необходимость применения наглядных средств на уроках в начальной школе подтверждается также требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Наглядность выступает одним из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.
Целью исследования является - теоретическое и практическое обоснование необходимости применения наглядных средств на уроках литературного чтения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность понятия «наглядные средства» и значение его применения на уроках в начальной школе.
2. Изложить основные подходы применения наглядных средств на уроках литературного чтения в начальной школе.
3. Изучить использование наглядных средств на уроках литературного чтения.
4. Описать собственный практический опыт применения наглядных средств на уроках литературного чтения в начальной школе.
Объект исследования - процесс проектирования урока литературного чтения.
Предмет исследования - наглядные средства на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: если систематически использовать наглядные средства на уроках литературного чтения планируемые результаты будут формироваться эффективнее.
База исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ускюльская средняя общеобразовательная школа Татарского муниципального округа Новосибирской области, Новосибирская обл., Татарский муниципальный окру, с. Ускюль, ул. Комсомольска, дом 2, корпус «А».
Для разрешения поставленных задач исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, моделирование, сравнение.
Практическая значимость работы определена возможностью применения приведенного материала по применению наглядных средств на уроках литературного чтения для учеников начальной школы.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Наглядные средства играют ключевую роль в обучении младших школьников, поскольку способствуют лучшему усвоению информации и развитию познавательного интереса. Они помогают связать абстрактные понятия с конкретными образами, делая процесс обучения более доступным и интересным.
Разновидности наглядности включают естественную, экспериментальную, картинную, объемную, звуковую, символическую и смешанную. Метод наглядности предполагает обучение через демонстрирование и иллюстрирование, воздействуя на зрительные и слуховые анализаторы.
Применение наглядных средств во время обучения младших школьников характеризуется показателями сформированной ученической познавательной увлеченности, такими как сконцентрированное внимание, стремление к самостоятельному изучению, радость от преодоления трудностей и проявление эмоций.
Вариации применения наглядности на этапах урока разнообразны, от актуализации знаний до открытия нового знания. На уроках литературного чтения в начальной школе используются иллюстративный, схематический, тематический, интерактивный, ассоциативный, кино- и видеоподход, а также игровой подход.
Использование наглядных средств требует учета методических рекомендаций, таких как уместность использования в системе других видов деятельности, целесообразность на разных этапах урока, создание новых приемов и использование разнообразных видов наглядного материала.
На уроках литературного чтения в начальной школе можно использовать разнообразные наглядные средства, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным: портреты писателей, схемы и таблицы, предметы и реквизит, кукольный театр или инсценировки, презентации, интерактивные игры и задания, иллюстрации и картинки.
Выбор наглядных средств зависит от возраста учеников, содержания произведения и целей урока. Важно помнить, что наглядность должна быть уместной и помогать в понимании текста, а не отвлекать от него.
Для написания практической части работы была определена база исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ускюльская средняя общеобразовательная школа Татарского муниципального округа Новосибирской области, ученики 4 класса «В» (педагог начальных классов Е.С. Ульянова).
В школе на уроках литературного чтения для 4 класса используется учебник серии «Школа России», авторами которого являются Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.
Для написания практической части и характеристики применения наглядных средств на уроках литературного чтения был выбран раздел «Литературные сказки».
Раздел «Литературные сказки» в учебнике литературного чтения для 4 класса серии «Школа России» подчеркивает значимость самой сказки для развития читательских навыков и нравственного воспитания учеников. Раздел включает произведения известных авторов, таких как В.Ф. Одоевский, В.М. Гаршин, П.П. Бажов и С.Т. Аксаков, каждое из которых несет важные моральные уроки и способствует развитию воображения.
Особое внимание уделено эффективности использования наглядных средств обучения. На примере сказок «Городок в табакерке», «О жабе и розе», «Серебряное копытце» и «Аленький цветочек» показано, как визуализация сюжета, персонажей и ключевых моментов способствует лучшему пониманию текста, развитию эмоционального отклика и стимулированию творческого мышления. Наглядные средства помогают сделать урок более интересным, запоминающимся и эффективным, способствуя достижению планируемых образовательных результатов.
На базе полученного собственного опыта бы сформирован урок литературного чтения для младших школьников с применением наглядных средств по теме «Сказки народные и литературные».
1 Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин – М. : ИКАР, 2023. – 448 c.
2 Андреев, А. Н. Целостный анализ литературного произведения. - Минск: «Электронная книга БГУ», 2021. – 146 с.
3 Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. – М.: Просвещение, 2024. – 345 с.
4 Афонина, М. С. Анализ и интерпретация художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах / М. С. Афонина // Интеграция образования. – 2022. – № 2. – С. 121-124.
5 Бартенева Т.П. Использование информационных компьютерных технологий в образовании / Т.П. Бартенева, А.П. Ремонтов – М.: Просвещение, 2023. - 350 с.
6 Безносова, Е. С. Современные подходы к анализу художественного произведения на уроках литературы / Е. С. Безносова // Наука, техника и образование. – 2022. – № 12. – С. 163-164.
7 Биричевская, Т. Б. Развитие литературного творчества младших школьников / Т.Б. Биричевская. НШ. – 2022. – №2. – С. 86-90.
8 Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / кол. авторов ; под ред. Бордовской Н.В. –– М.: КНОРУС, 2023. – 432 с.
9 Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2023. – 304 с.
10 Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 1 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – Изд. 3-е, перераб. – Москва : Баласс, 2022. – 208 с.
11 Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2023. – 368 с.
12 Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу /Г.И.Вергелес. — Л.: Педагогика, 2023 г. – 128 с.
13 Гостимская, Е. С. Развитие индивидуального стиля учебной деятельности на уроках чтения / Е.С. Гостимская. Управление НШ. – 2021. – №4. – С. 57-62.
14 Громыко, Ю. В. Исследование и проектирование в образовании / Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко // Школьные технологии. – 2021. – № 2. – С.89.
15 Грэйс Наталья. Приёмы развития памяти, внимания и речи / Н. Грэйс ; Институт Риторики Натальи Грэйс. - СПб. : Питер, 2022. - 192 с.
16 Гусакова, О. Я. Методика работы с текстом / О.Я. Гусакова. НШ. – 2023.– №10. – С. 36-41.
17 Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования /В.В.Давыдов. // Вопросы психологии.— 2021. — № 6. – С.5-13
18 Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности /В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман //Вопросы психологии. - 2023.- № 3-4. - С. 14-19.
19 Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе/ В.И. Евдокимов. - СПб.: Питер, 2022. – 150 с.
20 Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Б. Есин – Москва: ФЛИНТА, 2022. – 248 с.
21 Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении/ Л. В. Занков. - М., 2022. – 230 с.
22 Землянская, Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2022. – №1. – С.17-23.
23 Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: популярное пособие для родителей и педагогов / Е. В. Карпова; илл. М. В. Душин, В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 2022. - 240 с.
24 Ковалева, Г. С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2022. – 120 с.
25 Круговых, Н.В. Через уроки чтения – к воспитанию и развитию / Н.В. Круговых. НШ. – 2023. – №6. – С. 44-49.
26 Кульневич, С. В. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей, преподавателей и руководителей школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоцетина. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2021. – 288 с.
27 Лушина, Е. А. К вопросу о методическом сопровождении курса литературного чтения / Е.А. Лушина. НШ. – 2022. – №5. – С. 41-44.
28 Львов М.Р.Школа творческого мышления: учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах / М. Р. Львов. - М.: Дидакт, 2022. - 183 с.
29 Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя /А.К.Маркова. – М.: Просвещение, 2022 – С.56-61.
30 Нефедова, Е.А. Литературное чтение для начальной школы/ Е.А. Нефедова, О.В. Узорова. М.: Аквариум, 2017. – 272 с.
31 Обнорская, О. А. Каким я вижу уроки чтения / О.А. Никифорова. НШ. – 2021. – №9. – С. 84-88.
32 Поздеева, С. И. Роль позиции педагога в изменении содержания образования C. И. Поздеева // Вестник ТГПУ. – 2021. – № 2 (46). – С. 18-21.
33 Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372 (ред. от 19.03.2024) "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74229) [Электронный ресурс] /
https://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 05.05.2025).
34 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) [Электронный ресурс] /
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/ (Дата обращения: 05.05.2025).
35 Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя /Н.Ф.Талызина. – М.: Просвещение, 2023. – 175 с.
36 Федеральная рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Русский язык» (для 1–4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс] /
https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/01/ (Дата обращения: 05.05.2025).
37 Штурбина, Н. Л. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения / Н.Л. Штурбина. НШ. – 2022. – №11. – С. 67-71.