Наглядные средства на уроках литературного чтения как средство достижения планируемых результатов младшего школьника (Татарский Педагогический Колледж)
|
Поведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ускюльская средняя общеобразовательная школа Татарского муниципального округа Новосибирской области.
Выборка: ученики 4 класса «В» .
Есть приложения.
Работа носит методический характер.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ………………………………………………...6
1.1 Сущность понятия «планируемые результаты» ………………..6
1.2 Сущность понятия «наглядное средство» 9
1.3 Особенности применения наглядных средств на уроках в начальной школе …16
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ……………………23
2.1 Возможности применения наглядных средств на разных этапах урока литературного чтения…………………………………………23
2.2 Описание собственного практического опыта использования наглядных средств на уроках чтения ……………………………………….31
2.3 Разработка урока литературного чтения для младших школьников с применением наглядных средств ……………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………52
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сборник наглядных средств к литературным сказкам для учеников 4 классов………………………………………………………56
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ускюльская средняя общеобразовательная школа Татарского муниципального округа Новосибирской области.
Выборка: ученики 4 класса «В» .
Есть приложения.
Работа носит методический характер.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ………………………………………………...6
1.1 Сущность понятия «планируемые результаты» ………………..6
1.2 Сущность понятия «наглядное средство» 9
1.3 Особенности применения наглядных средств на уроках в начальной школе …16
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ……………………23
2.1 Возможности применения наглядных средств на разных этапах урока литературного чтения…………………………………………23
2.2 Описание собственного практического опыта использования наглядных средств на уроках чтения ……………………………………….31
2.3 Разработка урока литературного чтения для младших школьников с применением наглядных средств ……………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………52
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сборник наглядных средств к литературным сказкам для учеников 4 классов………………………………………………………56
В процессе воспитания младших школьников большую роль играет изучение литературного чтения, которое в свою очередь влияет на художественно-эстетическое развитие детей, способствует формированию культуры чтения младших школьников. Школьные программы требуют применения разнообразных средств обучения на уроках, особенную роль отводят использованию на начальных этапах обучения наглядному материалу. Наглядные средства – это дополнение, пояснение, наглядное изображение того, что описано в тексте.
Наглядные средства выполняют важную роль в освоении детьми литературных текстов, нравственных ценностей, эстетических идеалов, а также, безусловно, в познании мира. Таким образом, осуществляется диалог литературы и живописи, причем такая связь слова и иллюстрации насыщает урок литературного чтения, позволяет сформировать представления о своеобразии литературы как искусства слова.
В целом вопрос о месте и роли наглядности в педагогике начал рассматриваться достаточно давно. По мнению исследователей данной проблемы, классическим аргументом за наглядное обучение является указание на то, что это естественный способ познания, отвечающий основным, прирожденным свойствам человеческой природы. Использование наглядных средств в обучении всегда носило массовый характер. Особенно широкое применение наглядные средства получили на начальных и средних этапах обучения.
Проблема исследования использования наглядных средств на уроках литературного чтения как средства планируемых результатов младшего школьника может заключаться в несоответствии требований к применению наглядных методов обучения и практического уровня их использования на уроке.
Проблемой формирования универсальных учебных действий (УУД), занимались Лев Семёнович Выготский, Петр Яковлевич Гальперин, Алексей Николаевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин. Формирование УУД рассматриваются такими учеными как Александром Григорьевичем Асмоловым, Галины Васильевны Бурменской, Инны Андреевны Володарской, Oльги Aлександровны Карабановой и др.
Большое значение для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников имеет детская художественная литература. Средством формирования познавательных универсальных учебных действий ребенка является детская иллюстрированная книга - синтез литературных текстов и иллюстрации. Книга должна стать тропинкой, которая ведет к вершине познания.
Задачей педагога является формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся, вовлечение их в активную познавательную деятельность.
Необходимость применения наглядных средств на уроках в начальной школе подтверждается также требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Наглядность выступает одним из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.
Целью исследования является - теоретическое и практическое обоснование необходимости применения наглядных средств на уроках литературного чтения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность понятия «наглядные средства» и значение его применения на уроках в начальной школе.
2. Изложить основные подходы применения наглядных средств на уроках литературного чтения в начальной школе.
3. Изучить использование наглядных средств на уроках литературного чтения.
4. Описать собственный практический опыт применения наглядных средств на уроках литературного чтения в начальной школе.
Объект исследования - процесс проектирования урока литературного чтения.
Предмет исследования - наглядные средства на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: если систематически использовать наглядные средства на уроках литературного чтения планируемые результаты будут формироваться эффективнее.
База исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ускюльская средняя общеобразовательная школа Татарского муниципального округа Новосибирской области, Новосибирская обл., Татарский муниципальный окру, с. Ускюль, ул. Комсомольска, дом 2, корпус «А».
Для разрешения поставленных задач исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, моделирование, сравнение.
Практическая значимость работы определена возможностью применения приведенного материала по применению наглядных средств на уроках литературного чтения для учеников начальной школы.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Наглядные средства выполняют важную роль в освоении детьми литературных текстов, нравственных ценностей, эстетических идеалов, а также, безусловно, в познании мира. Таким образом, осуществляется диалог литературы и живописи, причем такая связь слова и иллюстрации насыщает урок литературного чтения, позволяет сформировать представления о своеобразии литературы как искусства слова.
В целом вопрос о месте и роли наглядности в педагогике начал рассматриваться достаточно давно. По мнению исследователей данной проблемы, классическим аргументом за наглядное обучение является указание на то, что это естественный способ познания, отвечающий основным, прирожденным свойствам человеческой природы. Использование наглядных средств в обучении всегда носило массовый характер. Особенно широкое применение наглядные средства получили на начальных и средних этапах обучения.
Проблема исследования использования наглядных средств на уроках литературного чтения как средства планируемых результатов младшего школьника может заключаться в несоответствии требований к применению наглядных методов обучения и практического уровня их использования на уроке.
Проблемой формирования универсальных учебных действий (УУД), занимались Лев Семёнович Выготский, Петр Яковлевич Гальперин, Алексей Николаевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин. Формирование УУД рассматриваются такими учеными как Александром Григорьевичем Асмоловым, Галины Васильевны Бурменской, Инны Андреевны Володарской, Oльги Aлександровны Карабановой и др.
Большое значение для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников имеет детская художественная литература. Средством формирования познавательных универсальных учебных действий ребенка является детская иллюстрированная книга - синтез литературных текстов и иллюстрации. Книга должна стать тропинкой, которая ведет к вершине познания.
Задачей педагога является формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся, вовлечение их в активную познавательную деятельность.
Необходимость применения наглядных средств на уроках в начальной школе подтверждается также требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Наглядность выступает одним из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.
Целью исследования является - теоретическое и практическое обоснование необходимости применения наглядных средств на уроках литературного чтения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность понятия «наглядные средства» и значение его применения на уроках в начальной школе.
2. Изложить основные подходы применения наглядных средств на уроках литературного чтения в начальной школе.
3. Изучить использование наглядных средств на уроках литературного чтения.
4. Описать собственный практический опыт применения наглядных средств на уроках литературного чтения в начальной школе.
Объект исследования - процесс проектирования урока литературного чтения.
Предмет исследования - наглядные средства на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: если систематически использовать наглядные средства на уроках литературного чтения планируемые результаты будут формироваться эффективнее.
База исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ускюльская средняя общеобразовательная школа Татарского муниципального округа Новосибирской области, Новосибирская обл., Татарский муниципальный окру, с. Ускюль, ул. Комсомольска, дом 2, корпус «А».
Для разрешения поставленных задач исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, моделирование, сравнение.
Практическая значимость работы определена возможностью применения приведенного материала по применению наглядных средств на уроках литературного чтения для учеников начальной школы.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Наглядные средства играют ключевую роль в обучении младших школьников, поскольку способствуют лучшему усвоению информации и развитию познавательного интереса. Они помогают связать абстрактные понятия с конкретными образами, делая процесс обучения более доступным и интересным.
Разновидности наглядности включают естественную, экспериментальную, картинную, объемную, звуковую, символическую и смешанную. Метод наглядности предполагает обучение через демонстрирование и иллюстрирование, воздействуя на зрительные и слуховые анализаторы.
Применение наглядных средств во время обучения младших школьников характеризуется показателями сформированной ученической познавательной увлеченности, такими как сконцентрированное внимание, стремление к самостоятельному изучению, радость от преодоления трудностей и проявление эмоций.
Вариации применения наглядности на этапах урока разнообразны, от актуализации знаний до открытия нового знания. На уроках литературного чтения в начальной школе используются иллюстративный, схематический, тематический, интерактивный, ассоциативный, кино- и видеоподход, а также игровой подход.
Использование наглядных средств требует учета методических рекомендаций, таких как уместность использования в системе других видов деятельности, целесообразность на разных этапах урока, создание новых приемов и использование разнообразных видов наглядного материала.
На уроках литературного чтения в начальной школе можно использовать разнообразные наглядные средства, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным: портреты писателей, схемы и таблицы, предметы и реквизит, кукольный театр или инсценировки, презентации, интерактивные игры и задания, иллюстрации и картинки.
Выбор наглядных средств зависит от возраста учеников, содержания произведения и целей урока. Важно помнить, что наглядность должна быть уместной и помогать в понимании текста, а не отвлекать от него.
Для написания практической части работы была определена база исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ускюльская средняя общеобразовательная школа Татарского муниципального округа Новосибирской области, ученики 4 класса «В» (педагог начальных классов Е.С. Ульянова).
В школе на уроках литературного чтения для 4 класса используется учебник серии «Школа России», авторами которого являются Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.
Для написания практической части и характеристики применения наглядных средств на уроках литературного чтения был выбран раздел «Литературные сказки».
Раздел «Литературные сказки» в учебнике литературного чтения для 4 класса серии «Школа России» подчеркивает значимость самой сказки для развития читательских навыков и нравственного воспитания учеников. Раздел включает произведения известных авторов, таких как В.Ф. Одоевский, В.М. Гаршин, П.П. Бажов и С.Т. Аксаков, каждое из которых несет важные моральные уроки и способствует развитию воображения.
Особое внимание уделено эффективности использования наглядных средств обучения. На примере сказок «Городок в табакерке», «О жабе и розе», «Серебряное копытце» и «Аленький цветочек» показано, как визуализация сюжета, персонажей и ключевых моментов способствует лучшему пониманию текста, развитию эмоционального отклика и стимулированию творческого мышления. Наглядные средства помогают сделать урок более интересным, запоминающимся и эффективным, способствуя достижению планируемых образовательных результатов.
На базе полученного собственного опыта бы сформирован урок литературного чтения для младших школьников с применением наглядных средств по теме «Сказки народные и литературные».
Разновидности наглядности включают естественную, экспериментальную, картинную, объемную, звуковую, символическую и смешанную. Метод наглядности предполагает обучение через демонстрирование и иллюстрирование, воздействуя на зрительные и слуховые анализаторы.
Применение наглядных средств во время обучения младших школьников характеризуется показателями сформированной ученической познавательной увлеченности, такими как сконцентрированное внимание, стремление к самостоятельному изучению, радость от преодоления трудностей и проявление эмоций.
Вариации применения наглядности на этапах урока разнообразны, от актуализации знаний до открытия нового знания. На уроках литературного чтения в начальной школе используются иллюстративный, схематический, тематический, интерактивный, ассоциативный, кино- и видеоподход, а также игровой подход.
Использование наглядных средств требует учета методических рекомендаций, таких как уместность использования в системе других видов деятельности, целесообразность на разных этапах урока, создание новых приемов и использование разнообразных видов наглядного материала.
На уроках литературного чтения в начальной школе можно использовать разнообразные наглядные средства, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным: портреты писателей, схемы и таблицы, предметы и реквизит, кукольный театр или инсценировки, презентации, интерактивные игры и задания, иллюстрации и картинки.
Выбор наглядных средств зависит от возраста учеников, содержания произведения и целей урока. Важно помнить, что наглядность должна быть уместной и помогать в понимании текста, а не отвлекать от него.
Для написания практической части работы была определена база исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ускюльская средняя общеобразовательная школа Татарского муниципального округа Новосибирской области, ученики 4 класса «В» (педагог начальных классов Е.С. Ульянова).
В школе на уроках литературного чтения для 4 класса используется учебник серии «Школа России», авторами которого являются Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.
Для написания практической части и характеристики применения наглядных средств на уроках литературного чтения был выбран раздел «Литературные сказки».
Раздел «Литературные сказки» в учебнике литературного чтения для 4 класса серии «Школа России» подчеркивает значимость самой сказки для развития читательских навыков и нравственного воспитания учеников. Раздел включает произведения известных авторов, таких как В.Ф. Одоевский, В.М. Гаршин, П.П. Бажов и С.Т. Аксаков, каждое из которых несет важные моральные уроки и способствует развитию воображения.
Особое внимание уделено эффективности использования наглядных средств обучения. На примере сказок «Городок в табакерке», «О жабе и розе», «Серебряное копытце» и «Аленький цветочек» показано, как визуализация сюжета, персонажей и ключевых моментов способствует лучшему пониманию текста, развитию эмоционального отклика и стимулированию творческого мышления. Наглядные средства помогают сделать урок более интересным, запоминающимся и эффективным, способствуя достижению планируемых образовательных результатов.
На базе полученного собственного опыта бы сформирован урок литературного чтения для младших школьников с применением наглядных средств по теме «Сказки народные и литературные».
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016



