ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ИДЕИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДИ
ПОДРОСТКОВ В "ОБЩЕСТВЕ РИСКА" С ПОМОЩЬЮ ЛЕНДИНГОВОЙ СТРАНИЦЫ
(НА ПРИМЕРЕ МАОУ «ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ» Г. ТОМСКА)
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИДЕИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В «ОБЩЕСТВЕ РИСКА» 8
1.1. Специфика проблем информационной безопасности в «обществе риска» 8
1.2. Инструменты популяризации идеи информационной безопасности среди
подростков в «обществе риска» 14
ГЛАВА 2. ЛЕНДИНГОВАЯ СТРАНИЦА КАК ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИДЕИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В «ОБЩЕСТВЕ РИСКА» 29
2.1 Характеристика лендинга как инсструмента популяризации информационной безопасности среди подростков в «обществе риска» 30
2.2. Лендинговая страница для МАОУ «Планирование карьеры» г. Томска как
инструмент популяризации идеи информационной безопасности среди подростков в «обществе риска» 40
ОПИСАНИЕЕ ЦИФРОВОГО ПРОДУКТА 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Актуальность
В современном мире риски стали неотъемлемой частью жизни, влияя на социальное, экономическое и технологическое развитие. Общество характеризуется высокой степенью неопределенности, постоянными изменениями и глобальными вызовами, требующими от людей гибкости и готовности адаптироваться. С ростом сложности и разнообразия угроз, необходимо пересмотреть подход к управлению рисками и их воздействию на устойчивость разных групп населения. В «обществе риска», следует начать рассматривать концепцию риска как катализатор развития устойчивости. Риски, выступая в качестве вызовов, стимулируют поиск новых решений и подходов к обеспечению устойчивости. Управление рисками - это главная особенность глобального порядка. А усиление неблагоприятных тенденций общества и отсутствие возможности своевременной специализированной помощи могут навредить не самой очевидной, но крайне уязвимой категории группы риска - подросткам.
Концепция «Общества риска», которую описывает немецкий социолог Ульрих Бек, актуализирует понятие риска. По мнению У Бека, мировое общество риска — это скрытая квазиреволюционная система, где внимание переключается с традиционных институтов и устойчивых структур на новое понимание угроз и неопределенностей. Ульрих Бек описывает его как мир, где глобализация и модернизация, а также тесная взаимосвязь между людьми и событиями, создают новые опасности. Экологические катастрофы и социальные кризисы часто пытаются решить с помощью технологий, но это может порождать новые проблемы и усложнять старые. Именно эти технологические системы безопасности, в эпоху постмодерна, оказывают непредсказуемые последствия, а общество нашего времени характеризуется тем, что находится в непрерывном ожидании этих трагических последствий.
Ввиду ускоряющегося темпа жизни и информационной перегрузки, современные подростки подвергаются большим рискам, чем их сверстники предшествующих эпох. Положение подростка в обществе отличается от положения взрослого. Подросток не имеет возможности отстаивать свои права, бороться за свои интересы, он только формирует свое представление об окружающем мире, что делает его крайне уязвимым. С одной стороны, существует тенденция к снижению рисков среди подростков, с другой стороны, понимание вероятности этих рисков и их случайности возрастают. Современный мир порождает и новые угрозы безопасности. В то время как предыдущие поколения сталкивались с преимущественно физическими рисками, нынешние подростки оказываются в эпицентре цифровых вызовов, с которыми их предшественники практически не были знакомы. Так, например, цифровые технологии открывают множество возможностей для подростков и вместе с тем создают новые угрозы для безопасности, такие как: кибербулинг, цифровое мошенничество, зависимость от социальных сетей, экстремистский контент и распространение фейков. Подросток, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации.
Традиционные методы профилактики рисков [26] среди подростков основаны на линейных моделях коммуникации и не учитывают особенности восприятия информации поколением, которое выросло в условиях цифровизации. Существующие информационные ресурсы по безопасности в интернете, как правило, статичны и не учитывают опыт и язык подростковой аудитории, что снижает их эффективность. Более того, в современном «обществе риска», подростки сталкиваются с новыми, всё более сложными и разнообразными угрозами в цифровой среде, такими как кибербуллинг, фишинг, доксинг и другими формами виртуальной агрессии. Эти риски требуют новых подходов к обеспечению безопасности, адаптированных к цифровой реальности.
Проблемная ситуация заключается в недостаточной эффективности существующих инструментов популяризации информационной безопасности среди подростков, что приводит к высокому уровню подверженности этой группы населения киберугрозам. Разработка интерактивного цифрового продукта, например, лендинговой страницы, предоставляет уникальную возможность донести важную информацию в доступной и привлекательной форме, учитывая особенности восприятия целевой аудитории. Такой продукт может использовать современные механизмы геймификации, персонализации и интерактивного взаимодействия, что позволит эффективно продвигать идеи безопасности в цифровой среде и формировать у подростков ответственное и безопасное поведение в интернете. Подобный подход соответствует современным тенденциям в области образования и социальной работы, которые ориентированы на использование инновационных цифровых технологий для решения социально значимых задач.
Степень теоретической изученности
Тема популяризация идеи безопасности среди подростков в обществе риска является актуальной, но описанной не комплексно. «Общество риска» как реальность, когда ни в одной из сфер жизнедеятельности человек не может рассчитывать на определенность и теряет свои социальные традиции описывает У. Бек «Общество риска. На пути к другому модерну». Влияние риска и распространение на организованные формы жизнедеятельности, на глубинные слои сознания и ситуативную мораль в обществе описывают отечественный социологи Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. Тему восприятия социальной действительности современными подростками частично описывают О. В. Гребенникова, Г. Р. Хузеева. Так же есть ряд статей и научных работ посвящённых разработке цифровых продуктов для подростковой аудитории, это Исследование А. Джойс и Я. Нильсена «Меньше текста, больше интерактива: сделать дизайн сайта интересным для подростков». Авторы провели юзабилити-тестирование сайтов среди аудитории возрастом от 13 до 17 лет и опровергли несколько популярных стереотипов о подростках и дизайне. Значительный вклад в изучение проблем информационной безопасности внесли российские исследователи. А.А. Стрельцов в своих работах анализирует особенности формирования культуры информационной безопасности у подростков. И.В. Уварова исследует методы популяризации идей кибербезопасности среди молодежи через современные цифровые каналы коммуникации. Отдельные аспекты популяризации идей информационной безопасности среди подростков освещены в работах М.А. Косолапова, который изучает особенности восприятия подростками угроз в цифровом пространстве, и С.В. Бондаренко, анализирующего эффективность различных образовательных программ по информационной безопасности.
Несмотря на наличие исследований, посвященных как концепции общества риска, так и особенностям восприятия информации подростками, комплексного анализа проблемы популяризации идеи безопасности среди подростков в условиях неопределенности и трансформации социальных традиций пока не проведено.
Проблема решаемая в данном исследование, заключается невыявленной специфике лендинговой страницы как инструмента популяризации идеи информационной безопасности среди подростков в «обществе риска», который релевантен данной аудитории.
Объектом исследования являются инструменты популяризации идеи информационной безопасности среди подростков в «обществе риска».
Предметом исследования является лендинговая страница как инструмент популяризация идеи информационной безопасности среди подростков в «обществе риска» (на примере Центра планирования карьеры г. Томска).
Целю исследования является выявление специфики лендинговой страницы как инструмента популяризации идеи информационной безопасности среди подростков в «обществе риска» (на примере МАОУ «Планирование карьеры» г. Томска).
Задачи исследования:
1. Выявить специфику проблем информационной безопасности в «обществе риска»;
2. Описать инструменты популяризации идеи информационной безопасности среди подростков в «обществе риска»;
3. Охарактеризовать лендинговую страницу как инструмент популяризации идеи информационной безопасности среди подростков в «обществе риска»;
4. Разработать лендинговую страницу для МАОУ «Планирование карьеры» г. Томска, направленную на популяризацию идеи информационной безопасности среди подростков в «обществе риска».
5. Составить цифровой атлас форматов и инструментов популяризации идеи информационной безопасности среди подростков в "обществе риска".
Методологические основы исследования:
Идеи описанные в работе «Ребёнок как среда воспитания» Н. Лумана, концепции «Реальная виртуальность» М. Кастельса и их коммуникационные подходы, дали возможность проанализировать особенности цифровой коммуникации с подростками. Они помогли определить наиболее релевантные каналы для популяризации идеи информационной безопасности среди подростковой аудитории.
Теория «общества риска» У Бека позволила выявить современные ключевые информационные риски. Благодаря этому подходу удалось выявить специфику проблем информационной безопасности в и обосновать актуальность конкретных инструментов для популяризации идеи безопасности. Также стало возможным понять механизмы формирования рискованного поведения в цифровой среде.
Теория популяризации идей С. Година помогли описать процесс распространения новых идей.
«Теория когнитивного развития» Ж. Пиаже помогла глубже понять особенности восприятия информации подростками. Они позволила выявить причины игнорирования правил кибербезопасности и сформировать оптимальную форму инструментов популяризации с учетом когнитивных особенностей целевой аудитории.
Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса позволила учесть специфику поколения Z и альфа. Благодаря этой теории были выбраны актуальные для подростков форматы подачи информации, сформирован аутентичный визуальный стиль и построена система коммуникации, вызывающая доверие у целевой аудитории.
Семиотический подход, основанный на работах Р. Барта, помог разработать эффективную систему визуальных образов для представления информации о безопасности. Он позволил создать понятный для подростков язык визуальной коммуникации и визуализировать сложные концепции информационной безопасности.
Методы: анализ литературы и источников, кейс-стади, сравнительный анализ, анкетирование и экспертное интервью, бенчмаркинг, эскизирование, проектирование.
Методы кейс-стади и сравнительный анализ были применены для анализа успешных практик в популяризации идей информационной безопасности среди подростков или оценки содержания и эффективности образовательных программ.
Методы анкетирования и экспертного интервью обеспечили сбор первичных данных об отношении подростков к вопросам безопасности. С их помощью удалось выявить форматы коммуникации, более приемлемые целевой аудитории.
Методы бенчмаркинг, эскизирование и проектирование помогли установить стандарты для разработки визуальных материалов и реализовать их в лендинговой странице.
Научная новизна работы заключается в предложении и обосновании использования лендинговой страницы как инструмента популяризации идеи информационной безопасности, релевантного подростковой аудитории в условиях «общества риска».
Теоретическая значимость исследования проявляется в расширении и углублении теоретических представлений о инструментах популяризации информационной безопасности среди подростков в «обществе риска».
Практическая значимость исследования заключается в разработке лендинговой страницы для Центра планирования карьеры г. Томска, направленного на популяризацию идеи безопасности среди подростков в «обществе риска».
Структура работы: данная работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка литературы.
Популяризация идеи информационной безопасности среди подростков в «обществе» риска может осуществляться при помощи цифровых и аналоговых инструментов, учитывающих специфику восприятия информации различными поколениями. Исследование показало, что лендинговая страница может стать релевантным и актуальным инструментом популяризации, но ее эффективность напрямую зависит от правильного выбора стратегии и дизайна
Цифровые инструменты, по сравнению с аналоговыми имеют большее основания для привлечения внимания подростков, при этом они должны обладать интерактивными элементами и привлекательным цифровым решением. Использование интерактивных элементов таких как квесты , тесты, игры и инфографика, повышает эффективность усвоения информации. Аналоговые инструменты могут применятся и быть эффективными, если цель популяризации это распространение более глубоких знаний. Но при этом важно использовать простую, понятную подросткам терминологию, разрабатывать интуитивно понятный дизайн.
Специфика лендинговой страницы как цифрового инструмента популяризации идеи информационной безопасности состоит в интерактивности, возможности разработать уникальный и привлекательный дизайн, простой навигации и адаптивности к цифровым носителям.
В рамках данного исследования была проанализирована проблема информационной безопасности среди подростков в контексте современного общества, характеризующегося повышенным уровнем рисков и угроз. Анализ показал, что подростки, как наиболее активная и технически подкованная возрастная группа, являются особенно уязвимыми пользователями цифровых технологий. Они подвержены широкому спектру рисков, включая кибербуллинг, фишинг, кражу личных данных и другие формы цифровых угроз. В связи с этим актуализируется необходимость формирования культуры информационной безопасности среди молодежи, что требует разработки и внедрения релевантных и актуальных инструментов.
Разработанная лендинговая страница для МАОУ «Планирование карьеры» в г. Томске представляет собой цифровой инструмент для решения данной задачи. Она ориентирована на подростковую аудиторию и включает в себя адаптированный контент, учитывающий возрастные особенности восприятия информации, интерактивный дизайн, а также практические рекомендации по безопасному использованию цифровых технологий. Такой подход способствует не только повышению осведомленности подростков о потенциальных угрозах, но и формированию у них навыков ответственного поведения в интернете.
Эффективность данного инструмента подтверждается его соответствием потребностям целевой аудитории. Лендинг учитывает психологические и когнитивные особенности подростков, использует релевантные визуальные образы и адаптированный язык, что способствует более глубокому усвоению материала. Планируемая апробация на базе Центра позволит оценить реальную эффективность страницы и внести необходимые коррективы для её дальнейшего совершенствования.
Таким образом, популяризация идей информационной безопасности среди подростков с помощью лендинговой технологии представляет собой перспективное направление работы. Разработанный инструмент может быть интегрирован в образовательные программы не только МАОУ «Планирование карьеры», но и других образовательных учреждений, что будет способствовать формированию культуры безопасного поведения в цифровой среде среди молодежи
1. Безопасность в интернете - Рекомендации для детей и подростков | «Лаборатория Касперского» [Электронный ресурс] https://www.kaspersky.ru/resource-center/preemptive-safety/kids-guidelines (дата обращения: 15.04.2025)
2. Безопасность детей и молодежи в Интернете | Организация Объединенных Наций » [Электронный ресурс] https://www.un.org/ru/global-issues/child-and-youth-safety- online (дата обращения: 15.04.2025)
3. БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: АНАЛИЗ КИБЕРРИСКОВ И УГРОЗ https://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost-nesovershennoletnih-v-informatsionnom- obschestve-analiz-kiberriskov-i-ugroz/viewer
4. Бережковская Е.Л. Характер интересов и самоопределение у подростков / Вестник РГГУ - 2010. - С.116-130
5. Брусницын Н.А. Информационная война и информационная безопасность.М.: Вита-Пресс, 2001. - 279 с.
6. Визуальные коммуникации в дизайне: учебно-методическое пособие/ Л. С. Станишевская, Е. С. Левковская - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2017. - 60с. [Электронный ресурс]
https://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/AmurSU Edition/7693.pdf (дата обращения: 15.04.2025)
7. Г. Бехманн «Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний»
8. Гультяев, А. К. Уроки Web-мастера. Технология. Дизайн. Инструменты / А.К. Гультяев, В.А. Машин. - М.: Корона-Принт, 2001. - 448 c
9. Голомбински, К. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики, веба и мультимедиа / К. Голомбински, Р. Хаген. - М.: Питер, 2013. - 272 c.
10. Горохов В.Г. Вводная статья // Бехманн Г. Современное общество : общество риска, информационное общество, общество знаний. М. : Логос, 2010. С. 6-72.
11. Детям и подросткам - Лига безопасного Интернета https://ligainternet.ru/detyam-i- podrostkam/ (дата обращения: 09.02.2025).
12. Джозеф Кемпбелл - «Тысячиликий герой» [Текст] / Джозеф Кемпбелл М:. Питер,
13. Е.Ж. Айтхожаева, Н.А.Сейлова (Риски цифрового общества https://www.researchgate.net/publication/321050922 Riski cifrovogo obsestva
14. Егорова Э. Я. «Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению» (2004).
15. Жмырко, К. С. Особенности общения подростков посредством интернета / К. С. Жмырко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90).
— С. 1333-1335. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18749/ (дата обращения: 14.04.2025).
...63