ВВЕДЕНИЕ 6
1 Опыт проектирования территории детского сада 7
1.1 Архитектурно-пространственное решение 7
1. 1.1 Функции и функциональное зонирование 7
1.1.2 Архитектурно-планировочная организация 7
1.1.3 Объемно-пространственная организация 8
L2. Благоустройство территории детского сада 8
L2.1 Вход на территорию 9
L2.2 Детские площадки 9
L2.2.1 Групповые площадки 9
Е2.2.2 Физкультурная площадка 10
Е2.2.3 Площадка по обучению правилам дорожного движения 11
Е2.3 Хозяйственные площадки 11
Е2.3.1 Хозяйственный дворик с сараем и площадкой для сушки белья 12
Е2.3.2 Площадка для мусоросборников 12
Е2.3.3 Площадка для огорода-ягодника 12
ЕЗ Элементы благоустройства территории детского сада 13
1.3.1 Малые архитектурные формы 13
1.3.2 Дорожно-тропиночная сеть 14
1.3.3 Освещение территории 14
1.3.4 Ограждение территории 14
1.4 Озеленение территории детского сада 15
1.4.1 Принципы и приемы озеленения 15
1.4.2 Подбор ассортимента растительности 16
1.4.3 Цветочное оформление 17
1.4.4 Газоны 17
Выводы по главе 1 18
2 Природно-климатические условия и экологическая ситуация 19
2.1 Солнечная радиация 19
2.2 Подстилающая поверхность 19
2.3 Температурный режим 20
2.4 Ветровой режим 20
2.5 Осадки 21
2.6 Сезоны года 21
2.7 Экологическая ситуация 22
Выводы по главе 2 23
3. Комплексный ландшафтно-архитектурный анализ территории 24
3.1 Градостроительная ситуация 24
3.2 Функциональное зонирование 24
3.3 Планировка 24
3.4 Рельеф 25
3.5 Растительность 25
3.5.1 Дендрологическая структура насаждений 25
3.5.2 Декоративность и физиологическое состояние насаждений 26
3.5.3 Композиционно-планировочная структура насаждений 27
3.5.4 Типы и состояние газонов 27
3.5.5.Типы и состояние цветников 27
3.6 Инженерные коммуникации 28
3.7 Малые архитектурные формы 28
Выводы по главе 3 28
4 Проектные предложения 29
4.1 Генеральный план. Функционально-планировочное зонирование территории детского сада29
4.2 Архитектурно-планировочная и объемно-пространственная организация территории сада..29
4.3 Благоустройство территории и малые архитектурные формы 30
4.4 Дендрологическая структура насаждений 30
4.5 Проектирование огорода-ягодника 31
4.6 Цветочное оформление 31
Выводы по главе 4 31
5 Технология зеленого строительства 32
5.1 Вынос проекта в натуру 32
5.2 Агротехническая подготовка территории 32
5.3 Посадочный материал и сроки проведения посадочных работ 33
5.4 Посадка кустарников 34
5.5 Послепосадочный уход 35
5.6 У ход за кустарниками 35
5.6.1 Уход за корневой системой 35
5.6.2 Полив 35
5.6.3 Внесение удобрений 36
5.6.4 Обрезка 36
5.6.5 Защита от вредителей и болезней 37
5.7 Создание цветника 37
5.8 У ход за цветочными растениями 38
5.8.1 Полив 38
5.8.2 Прополка и рыхление 38
5.8.3 Мульчирование 39
5.8.4 Внесение удобрений 39
5.8.5 Ремонт цветника 40
5.9 Создание газонов 40
5.10 Уход за газонами 41
5.10.1 Полив 41
5.10.2 Стрижка 41
5.10.3 Внесение удобрений 42
5.10.4 Борьба с сорняками 42
5.10.5 Аэрация дернины 43
5.10.6 Ремонт газонов 43
Выводы по главе 5 43
6 Охрана труда 45
6.1 Охрана труда и техника безопасности при работах по уборке деревьев и кустарников 45
6.2 Охрана труда и техника безопасности при работах по подготовке почвы и посадочных
работах 45
6.3 Охрана труда и техника безопасности при работах по созданию и содержанию газонов 46
Выводы по главе 6 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
В современных российских городах доля детей в общей численности населения составляет 19,1%. Для них в каждом жилом районе существуют образовательные учреждения, в том числе детские сады, ясли, прогимназии и др. Детские учреждения обычно размещают в центральной части микрорайона на хорошо освещенных, проветриваемых и сухих земельных участках.
К сожалению, за два последних десятилетия в нашей стране прошла тенденция сокращения существовавших дошкольных учреждений (в 1990-е гг. их стали закрывать за ненадобностью) и снизились темпы строительства новых, что, безусловно, сказалось в начале 2010-х годов острой нехваткой данных учреждений. Несмотря на то, что в Томске насчитывается более 70 муниципальных дошкольных учреждений и более 50 частных, переуплотнение в некоторых садах доходит до 50%.
На данный момент является важной проблема проектирования и строительства новых детских садов и реконструкции существующих. Это трудоемкий процесс, требующий вложения значительных средств, соблюдения строительных и санитарно- гигиенических норм, создания оригинальных архитектурных, технических и ландшафтных решений. Необходимо приложить немало усилий, чтобы не только здания дошкольных учреждений, но и окружающая их территория были безопасными для детей, соответствовали их потребностям и уровню развития.
Ц,елью дипломной работы является создание проекта благоустройства и озеленения территории «МАДОУ Центра развития ребенка - детского сада № 102» в городе Томске.
Основными задачами, решаемыми при проектировании, являются:
1. создание оптимальных условий для осуществления заложенных на территории детского сада функций;
2. формирование архитектурно-ландшафтной среды;
3. формирование ландшафтной композиции;
4. подбор ассортимента растений.
В работе рассматриваются следующие вопросы:
• обобщение отечественного опыта проектирования детских садов и яслей;
• анализ природно-климатических и ландшафтных особенностей территории размещения детского сада;
• разработка проектных предложений по архитектурно-ландшафтной организации территории.
В результате выполнения работы достигнута цель и решены поставленные в начале задачи. Созданы оптимальные условия для осуществления заложенных на территории детского сада функций, сформирована красивая ландшафтная композиция.
На территории детского сада проектируется сад-огород и новая физкультурная площадка, организуется цветник. Предлагаемые проектом мероприятия по благоустройству групповых площадок и улучшению состояния зеленых насаждений на участке заметно обогатят архитектурно-ландшафтную среду и повлияют на улучшение санитарно-гигиенических и микроклиматических параметров.
Таким образом, в ходе проектирования получено архитектурно-планировочное и ландшафтное решения, создающие оптимальные условия для прогулок, отдыха и развития детей.
1. Агде Г. Проектирование детских игровых площадок / Г. Агде, А. Нагель, Ю. Рихтер; пер. с нем. Д.Е. Зюзюкова; под ред. В.А. Коссаковского. - М.: Стройиздат, 1988. - 88 с.
2. Бобылева О.Н. Цветочно-декоративные растения открытого грунта / О.Н. Бобылева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.
3. Боговая И.О. Ландшафтное искусство / И.О. Боговая, Л.М. Фурсова. - М.: Агропромиздат, 1988. -220 с.
4. Брагин Е.А. Озеленение городов. Гигиенические обоснования / Е.А. Брагин, Л.Б. Лунц, В.И. Федынский. - М.: Изд-во Академии медицинских наук СССР, 1947. - 101 с.
5. Вергунов А.П. Ландшафтное проектирование / А.П. Вергунов, М.Ф. Денисов, С.С. Ожегов. - М.: Высшая школа, 1991. - 240 с.
6. Гайказова Р.Т. Оформление детских дошкольных учреждений. Значение архитектурно-пространственной среды в воспитании дошкольников / Р.Т. Гайказова, Т.Д. Кострикина. - М.: Просвещение, 1974. - 64 с.
7. Горохов В.А. Зеленая природа города / В.А. Горохов. - М.: Архитектура-С, 2005. - 528 с.
8. Змеул С.Г. Детские сады и ясли. Вопросы проектирования / С.Г. Змеул, Л.Т. Вихрова. - М.: Госстройиздат, 1957. - 131 с.
9. Кланг И.И. Газоны, их устройство и уход за ними / И.И. Кланг. - М.: Изд-во М-ва коммун, хозяйства РСФСР, 1951. - 47 с.
10. Косова Л.С. Природа города Томска / Л.С. Косова. - Томск, 1999. - 116 с.
11. Летувнинкас А.П. Техногенное загрязнение и здоровье детей в дошкольных учреждениях г. Томска / А.П. Летувнинкас, С.Б. Нарзулаев, Г.П. Филиппов, Л.В. Капилевич, А.В. Квасников. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. - 92 с.
12. МГСН 4.07-05. «Дошкольные образовательные учреждения» [Электронный ресурс] - URL: http://www.norm-load.ru/SNiP/Datal/48/48555/ index.htm (дата обращения: 06.01.2016).
13. Морякина В.А. Руководство по зеленому строительству в Томской области / В.А. Морякина, В.Д. Осипова, Т.Г. Орлова. - Томск: Красное знамя, 1980. - 75 с.
14. Николаевская И.А. Благоустройство территорий / И.А. Николаевская. - М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002. - 272 с.
15. Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения / Г.Н. Пантелеев. - М.: Просвещение, 1988. - 110 с.
...25