Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК ОБСКИХ УГРОВ: ПРОЕКТЫ МУЗЕЕФИКАЦИИ

Работа №184364

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы83
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Медвежий праздник как феномен культуры 12
1.1 Фольклор о происхождении медвежьего культа у обских угров 13
1.2 Структура медвежьего праздника в дореволюционный период 18
2 Проекты музеефикации и актуализации Медвежьего праздника 31
2.1 Проекты по возрождению праздника 31
2.2 Музеефикация атрибутики Медвежьего праздника обских угров 43
2.3 Проект онлайн-выставки рисунков В.Н. Чернецова по Медвежьему празднику манси48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 65
Иллюстрации разделов и содержания онлайн-выставки 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
Таблица с описанием предметов архива 68


Актуальность. Нематериальное этнокультурное достояние — нематериальное культурное наследие народов как совокупность духовно-нравственных ценностей, передаваемых из поколения в поколение и нуждающихся в сохранении, популяризации и актуализации хранителями культуры и лицами, причастными к этому. К одному из объектов нематериального этнокультурного достояния относятся традиции, раскрывающиеся в различных формах — обрядах, обычаях, празднествах, игрищах и других формах народной культуры.
Актуальность темы исследования обоснована нарастающим интересом к культуре народов Северо-Западной Сибири в связи с активизировавшимися среди них с 1980-х гг. процессами возрождения ключевых элементов этнической культуры. У обских угров (хантов и манси) таковым, безусловно, является Медвежий праздник, основанный на культе медведя. Медвежий праздник сегодня охватывает разные сферы культуры этноса: воссозданную обрядовую сферу, творчество национальной интеллигенции, научной и творческой, музейные практики. Следовательно, Медвежий праздник потенциально становится предметом и музеологического анализа, а также проектов по актуализации этого этнокультурного феномена и их анализа.
Степень изученности темы. Исследования Медвежьего праздника обских угров представлены в различных научных дисциплинах - этнологии, антропологии, фольклористики, истории и др. Основным объектом исследования в большинстве работ являются традиции и обряды Медвежьего праздника, связанные с культом медведя в культуре народа.
Историю изучения хантов и манси можно проследить с первых десятилетий XVIII в., а именно с тех времен, когда началось широкое ознакомление с этнографией народов Сибири. Во времена знаменитых академических экспедиций исследователи не оставили без внимания и Медвежий праздник обских угров, описанный в публикациях таких путешественников, как Г.И. Новицкий (1715 г.), П.С. Паллас и В. Зуев (1760-е гг.). Можно сказать, что с тех пор к феномену праздника относились с особым вниманием, и к концу XIX - началу XX века это отразилось во многих научных трудах. В этот период начали появляться первые развернутые описания и оценки обрядов Медвежьего праздника в письменных источниках. В частности, этнографический труд Н.Л. Гондатти «Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири». Это издание содержит описание примет и поверий, объяснение сновидений, а также описание культа медведя у народов Северо-Западной Сибири. То же можно проследить в фундаментальном трехтомном исследовании «Религия югорских народов» финского ученого - К.Ф. Карьялайнена. Работа представляет собой обобщение полевого материала, собранного автором на рубеже XIX-XX вв. В третьем томе, изданном на русском языке в 1996 г., приведено описание медвежьего культа, а также праздника с отсылками к более ранним авторам. Труд Н.Н. Харузина «Медвежья присяга и тотемические основы культа у остяков и вогулов» подробно описывают мифологические воззрения, связанные с происхождением культа. В трехтомном этнографическом очерке А.А. Дунина-Горкавича «Тобольский Север» интерес представляет разнообразие преданий о медведе в фольклоре. Такой подход представлен и другими исследователями - А. Каннисто, Ф.Н. Шавровым, П.П. Инфантьевым, К.Д. Носиловым и др. Таким образом, собирательный и первично-описательный период изучения данной проблемы завершается к началу XX в., когда уже имелись не только некоторые представления о данном обряде, но и были сделаны попытки сравнительного рассмотрения Медвежьего праздника у разных народов Севера, например, в работе Н.М. Ядринцева.
Основательно проблема была развернута в советский период с появлением научного анализа Медвежьего праздника обских угров и его интерпретации. Также в это время активно проводятся локальные экспедиции по отдельно проживающим группам хантов и манси. Например, в 1930-е годы И.И. Авдеевым был записан богатый материал у сосьвинских и ляпинских манси. Его описания Медвежьего праздника, типология жанров фольклора, теоретические истолкования являются наиболее значительными научными результатами этого периода. Особую роль как для данной работы, так и для изучения Медвежьего праздника играет личность В.Н. Чернецова, совершившего ряд этнографических экспедиций в 1920-1940 гг. Большое внимание В.Н. Чернецов сфокусировал на фиксации фольклора и изучении обрядовой сферы, в том числе Медвежьего праздника. Из большого научного багажа учёного особую ценность представляет статья В.Н. Чернецова «Медвежий праздник у обских угров». Здесь автор выстраивает общую структуру Медвежьего праздника, главным образом у манси, анализирует его содержание и функции и реконструирует истоки. В статье Б.А. Васильева, вышедшей в 1940-е гг., отмечены черты региональной специфики в обско- угорском медвежьем празднике. Упоминания о тотемизме хантов и манси отмечены и в статье Д.Е. Хайтуна, опубликованной в 1950-е гг.
Систематические научные исследования культуры обских угров, включая обрядовую сферу и мифологию, начинаются с 1970-х гг. Это связано, главным образом, с именами В.М. Кулемзина и З.П. Соколовой, которые в своих исследованиях опирались на собственный полевой материал. З.П. Соколовой принадлежит ряд статей, содержащих общие сведения о религиозных верованиях обских угров в целом либо отдельных групп северных хантов. Часть её статей и раздел в книге «Культ животных в религиях» посвящены культу медведя, святым местам у хантов р. Сыня. Работы В.М. Кулемзина этого периода написаны по материалам восточных хантов, в частности о проведении Медвежьего праздника. В.М. Кулемзин, опираясь на материалы восточных хантов, отнес культ медведя и связанные с ним обряды к промысловым культам, отметив двойственность природы медведя в представлениях народа. В это время также выходит работа о трансформации верований хантов и манси В.А. Кононенко, издается написанная ранее работа С.И. Руденко. Что касается фольклора восточных хантов, В.М.
Кулемзин и Н.В. Лукина в 1973 г. издают свои записи в «Легендах и сказках хантов». В конце 1970-х гг. М.С. Барко-Надь издает лингвистическое исследование «Язык медвежьего культа в обско-угорском языке».
1980-е гг. в историографии активно продолжает развиваться тема культов у хантов и манси, культовых мест, что видно, например, в работах Н.В. Лукиной, В.И. Мошинской. З.П. Соколова в книге «Путешествие в Югру», опираясь на материалы собственной полевой экспедиции к хантам на р. Казым, в общих чертах пишет и о Медвежьем празднике в разделе «Медвежья пляска». В это время венгерская исследовательница Е. Шмидт публикует ряд статей и пишет кандидатскую диссертацию по различным аспектам мифологии обских угров. Она отмечает особенность культа медведя северных обских угров в ряду подобных культов, его место в традиционном мировоззрении, а также то, что медведь в образе Старика священного городка воспринимается обскими уграми как представитель земного начала и обладает медиаторско-охранительными функциями. В 1984 г. В.М. Кулемзин проводит исследование о традиционной картине мира в сознании хантов.
Что касается специфики данной работой, то стоит сказать об архиве В.Н. Чернецова и его научно-исследовательском потенциале. Передача вдовой ученого, В.И. Мошинской, его научного архива на хранение в Музей археологии и этнографии ТГУ стимулировала разбор материалов, их систематизацию и описание. Научной ценности архива, его тематической структуре и информативному потенциалу посвящена статья Н.В. Лукиной и О.М. Рындиной. Указанными исследователями были опубликованы полевые записи В.Н. Чернецова, представленные дневниками и «реальными записями».
1990-е гг. отмечены обильным количеством исследований как о мифологии обских угров и ее аспектах, так и о Медвежьем празднике. В частности, изучению фольклора хантов и манси в его мировоззренческом и обрядовом контексте, с точки зрения жанровой специфики посвящает работу Н.В. Лукина. Она же публикует статью, посвященную культу медведя, в сборнике «Обряды народов Западной Сибири». Здесь автор выявляет общие и особенные черты в культе медведя у хантов и манси, сравнив отдельные его элементы с подобными в культуре соседних народов и обнаружив параллели у северных алтайцев, сославшись при этом на исследования С.В. Иванова. Также Н.В. Лукина выявляет этническую специфику обско-угорского праздника в нескольких элементах: «медвежий язык», обряды очищения водой и снегом, народный театр, набор специальных атрибутов, периодичность обрядов. Говоря о причинах локальных различий в медвежьих церемониях у разных групп хантов и манси, Н.В. Лукина ссылается на точки зрения В.Н. Чернецова и К.Ф. Карьялайнена....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена Медвежьему празднику как элементу празднично-обрядовой сферы традиционной культуры обских угров и как этнокультурному феномену.
Рассмотрение истоков происхождения культа в фольклоре, проведенное в ВКР, позволяет сделать вывод о том, что бытует два устойчивых варианта о происхождении медведя - сверхъестественное (небесное) и человеческое (земное) начала, раскрывающиеся в различных ипостасях. В первом случае как спущенный с неба сын Нуми-Торума, во втором случае было выявлено больше ипостасей: как сын земной женщины, как сын богатыря или превратившийся в медведя богатырь и т.д. Подробнее эту проблему рассматривала венгерская исследовательница Е. Шмидт, выделив и другие концепции образа медведя в обско-угосркой мифологии: медведь как блюститель клятвы, как вожак медвежьего рода, как астральный медведь, как культурный герой, как потомок представителя Нижнего мира, как дух-помощник шамана. Однако за любым вариантом происхождения скрывается один смысл - к медведю нужно относиться с должным уважением, он не терпит насмешек и следит за соблюдением клятв и предписаний.
Далее была дана характеристика структуры Медвежьего праздника и рассмотрены его элементы в дореволюционный и советский период.
Медвежий праздник проводится по случаю удачной охоты на медведя, длительность его составляет 4-5 дней в зависимости от пола убитого зверя. Все действо можно разделить на три части: подготовка к проведению обряда, сам праздник и его программа и заключительная ритуальная часть, предполагающая прощание с медведем. Основная часть праздника длится с первого и до последнего его дня, включает следующие элементы: медвежьи песни, повествующие о происхождении культа, танцы
(коллективные, мужские и женские), драматический и развлекательный компонент сценок и игр в масках (тулыхлап (манс.), луналтупат (хант.), трапеза (приготовление мяса медведя), а также гадания, проводимые в последний день праздника. Все песни и танцы сопровождаются игрой на традиционном музыкальном инструменте обских угров. Заключительная часть предполагает проведение серьезных обрядовых действий - вывешивание останков и черепа медведя на жертвенное дерево, уборку атрибутов праздника. Существуют и локальные черты в проведении праздника, например, драматические представления присущи западным районам, церемонии, сопровождающие транспортировку медведя к селению, наиболее развиты у проживающих возле р. Иртыш. Пантомимные представления высоко развиты у манси, они изображали жизнь, деяния зверей, сражения духов и героические подвиги.
Проведение медвежьих игрищ в советский период было рассмотрено в ВКР по материалам В.Н. Чернецова. Это периодические обряды, присущие северной группе манси, которые проживают на Оби в таких поселениях, как Ильпи-пауль, Сури-пауль, Ялп-ус и Так-як-пауль. Отличительной чертой по сравнению с дореволюционным временем является упоминание о танцах с духами-покровителями (кастынг-урыг), которые появляются в последний день праздника как приглашенные гости. Материалы, собранные этнографом на этих территориях, дают представление о территориальных различиях в проведении церемоний. Так, в Сури-пауль дается более подробное описание, близко к этому описание обряда в Так-як-пауль, здесь же аналогичные сценки с богиней Калтащ в роли жертвы. Кроме того, в Так-як и в Ялп-ус частыми гостями являются менквы, которым разрешено выполнять неприличные действа и жесты. Для всех четырех поселений инвариантным является начало празднества - сбор гостей и угощений, а также накрывание медвежьих глаз, его украшение. Во всех районах также позволительным является поедание мяса медведя, чего не скажешь о ранее преобладающих запретах, например, в дореволюционный период. Советский период также показал, что данный обряд прекратил существование из-за идеологических запретов.
Дальнейший этап работы заключался в раскрытии процесса восстановления праздника и механизма его проведения и сохранения. Зарождение инициативы по возрождению традиционной культуры активизировалось с 1980-х гг. на территории Ханты-Мансийского автономного округа, связанное с деятельностью научных сообществ, творчеством национальной интеллигенции и открытием домов культуры и фондов по сохранению фольклорного компонента. С 1990-х гг. начинают проводиться официальные Медвежьи праздники, поддержку которым оказывают и сами органы власти. Активными сподвижниками являются общественные организации, цель которых состоит в сохранении и популяризации традиционной культуры, а также научные сотрудники музеев и исследователи культуры, сами представители обских угров. Проекты по возрождению обряда проводятся и по сей день, их анализ показал, что основными хранителями традиций проведения Медвежьего праздника на рубеже веков и в 2010-х гг. являются ханты, а именно главная тенденция к сохранению ритуала наблюдается у казымской группы. Попытки возрождения проводятся и среди группы северных и восточных хантов, однако и там преобладает значительный компонент казымских игрищ. К утрате данной культурной традиции ближе всего народ манси. Однако среди группы северных манси проводятся проекты, посвященные сохранению культа медведя в формате образовательных программ, направленные на передачу культурных традиций в работе с детьми и молодежью. Музейная деятельность в сохранении обряда раскрывается в фондовой работе и сохранении культовой атрибутики, в культурно-образовательной деятельности и проведении семинаров, лекций, фестивалей, посвященных обряду. Основной тенденцией отмечается создание школ по обучению проведения праздника и создание электронных ресурсов, обеспечивающих актуализацию обряда и информационную составляющую.
Основываясь на этих выводах, в данной работе предпринята попытка создания авторского проекта, направленного на актуализацию Медвежьего праздника манси. Манси, чья культура активно изучалась в дореволюционный период и частности в советский В.Н. Чернецовым, в современном положении оказались наиболее подвержены риску исчезновения в сравнении с хантами. Архив В.Н. Чернецова хранится в Музее истории, археологии и этнографии Сибири им. Ф.М. Флоринского ТГУ и содержит множество полевых материалов исследователя, включая зарисовки медвежьих игрищ. В результате был создан проект онлайн-выставки, который может быт адаптирован как один из информационных проектов по изучению данного обряда.
Полноценное рассмотрение обряда в дореволюционный, советский и постсоветский период развития позволяет сделать вывод о том, что самобытный и уникальный обряд верно называть этнокультурным феноменом, имеющим древнейшие истоки, но не утратившим своей специфики до сих пор. На утрату традиций Медвежьего праздника повлияли идеологические запреты советского времени, однако силами научных исследователей, этнографов, фольклористов, национальной творческой интеллигенции, музейных работников обряд продолжил свое существование и закрепил позиции главного ритуала в культуре как хантов, так и манси. Медведь и его образ символически сливаются с коренными малочисленными народами Сибири, а факт его проведения со временем принял должное положение, пополнив список объектов нематериального культурного наследия.



1. Федеральный закон от 20.10.2022 N 402-ФЗ "О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации" // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2020. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком (1715). Под ред. Л. Майкова. СПб. Об-во любителей древней письменности, 1884.
3. Паллас П. По разным местам Российского государства по велению Санкт- петербургской Императорской Академии наук / Пер. с нем. Ф. Томанского, В. Зуева. СПб. 1786 - 1788.
4. Гондатти, Н. Л. Культ медведя у инородцев Северо-Западной Сибири // Труды/ императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском ун-те. - Т. 48. - Вып. 2. - М., 1898. - С. 61-90.
5. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. - Т.3. - Томск: Изд-во Том. ун-та,
1996. - С. 247.
6. Харузин, Н. Н. Медвежья присяга и тотемические основы культа медведя у остяков и вогулов // Этнографическое обозрение. - СПб, 1898. - № 3-4. - С. 1-71.
7. Дунин Горкавич А.А. Тобольский север. - Т. 3. - Этнографический очерк местных инородцев. - М., 1996. - С. 37.
8. Каннисто, А. О драматическом искусстве вогулов /пер. Н.В. Лукиной. // Статьи по искусству обских угров. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. - С. 3-25.
9. Инфантьев П. П. Путешествие в страну вогулов. СПб, 1910.
10. Носилов К.Д. У вогулов: Очерки и наброски. Тюмень: СофтДизайн, 1997.
11. Ядринцев Н. М. О культе медведя, преимущественно у северных инородцев. -СПб,
1890. - № 1. - С. 110.
12. Авдеев, И. И. Песни народа манси. - Омск, 1936. - С. 48. Музыка и танец в культуре обско-угорских народов / отв. ред. Н.В. Лукина материалы науч.-практ. конф. Ком. по вопр. МНС, Правительство Ханты-Манс. авт. окр, Науч.-исслед. ин-т обско-угор. народов. - Томск, 2001.
13. Чернецов В.Н. Медвежий праздник у обских угров / Перевод с немецкого и публикация Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. С. 50.
14. Васильев Б. А. Медвежий праздник // Советская этнография. - М, 1948. - №4. - С. 78-104.
15. Хайтун Д. Е. Пережитки тотемизма у народов Сибири и Дальнего Востока. // Ученые записки Таджикского Гос. ун-та». - т. XIV, 1956....103



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ