ВВЕДЕНИЕ 4
1. Лингвострановедческий компонент на уроках РКИ
1.1. Основные компетенции в обучении иностранным языкам 8
1.2. Формирование лингвострановедческой компетенции 13
1.3. Аутентичные аудиовизуальные средства обучения иностранному языку 18
2. Цикл «Мульти-Россия» как средство формирования лингвострановедческий компетенции при обучении русскому языку
2.1. Цикл «Мульти-Россия» как средство обучения РКИ 23
2.2. Названия реалий как лингвострановедческие единицы 49
2.3. Типы заданий при просмотре сюжетов цикла «Мульти-Россия» 51
2.3.1. Урок на тему «Республика Башкортостан» 53
2.3.2. Урок на тему «Рязанская область» 57
2.3.3. Урок на тему «Камчатский край» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Актуальность исследования. В последнее время в сфере преподавания иностранных языков все большее внимание уделяется обучению русскому языку. С развитием глобализации укрепился обмен между странами, в том числе в области образования, владение иностранным языком, а чаще - несколькими, является обязательной компетенцией образованного человека.
Сегодня во всем мире быстро растет число учащихся, изучающих русский язык. Они находятся не только в России, но и за рубежом, повышается уровень требований к специалистам, владеющим русским языком. Однако у иностранцев в процессе общения на русском языке нередко появляются культурные барьеры, из-за того, что не хватает знаний о стране изучаемого языка. Овладение русским языком тесно связано с получением знаний о России, ее историях, обычаях, традициях, ценностях, повседневной жизни, то есть с лингвострановедческим компонентом.
У иностранцев, не имеющих лингвострановедческой компетенции, обязательно возникнет проблема в коммуникации. Так что во время преподавания русского языка необходимо сформировать
лингвострановедческую компетенцию у учащихся, формирование этой компетенции у студентов имеет глубокое значение. Учёные Е. Верещагин, В. Костомаров, Т Иванова и Т Леонтьева считают, что лингвострановедение способствует знакомству учащихся с культурой России. Лингвострановедение может быть методом преподавания иностранных языков.
В настоящее время становятся всё более важными и популярным использование аудиовизуальных аутентичных средств на занятиях по РКИ, теперь больше и больше учащихся любят самостоятельно заниматься русскими языком дома. Кроме того, в особенных ситуациях студентам придётся учиться на дистанционном режиме, аудиовизуальные аутентичные средства могут частично восполнить недостатки учебников и нехватку реального живого общения, коммуникации на русском языке. Учёные Н. Толстова, Л. Лихоманова, А. Салахова, Н. Кривуля отмечают, что многие аудиовизуальные аутентичные средства решают просветительские задачи, дают лингвострановедческие сведения о стране изучаемого языка, имеют высокий потенциал, способствуют активизации процесса изучения русского языка как иностранного.
Возможно использование анимационных фильмов цикла
«Мульти-Россия», который отвечает требованиям предъявления материала для лингвострановедения. Сюжеты «Мульти-России» как вид аудиовизуальных аутентичных средств являются интересным, содержательным источником лингвострановедческих знаний, имеют дидактический потенциал. «Мульти-Россия» не только мотивирует учащихся к изучению русского языка, но и даёт сведения о России, устраняет коммуникативные барьеры, стимулирует к получению новых знаний о языке и России.
Объект исследования - сюжеты цикла «Мульти-Россия».
Предмет исследования - лингвострановедческий компонент урока РКИ.
Цель работы - рассмотреть возможности использования сюжетов цикла «Мульти-Россия» в преподавании русского языка как иностранного.
Задачи работы:
1. Изучить основные теоретические материалы в области методики РКИ и лингвострановедения.
2. Описать функции линвострановедческого компонента в обучении РКИ.
3. Определить достоинства цикла «Мульти-Россия» как средства обучения лингвострановедению России и возможности его использования на уроках РКИ.
4. Разработать систему заданий на основе отобранного материала для преподавания РКИ.
Научная новизна
Научная новизна выпускной работы состоит в том, что впервые на лингвострановедческом материале цикла «Мульти-Россия» составлен комплекс заданий для иностранных учащихся, изучающих русский язык (в том числе на начальном этапе). Этот материал может использоваться для самостоятельного изучения русского языка. Определяется
лингвострановедческий потенциал цикла «Мульти-Россия» в иностранной аудитории.
Методы исследования. В работе применялся метод научного описания, реализованный в приемах сплошной выборки, непосредственного наблюдения, систематизации, интерпретации, классификации материала, приём обобщения, количественного анализа, прием лингвострановедческого комментирования.
Структура работы. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
В данной работе были выявлены функции лингвострановедческой компетенции, рассмотрены возможности использования цикла «Мульти-России» в обучении русскому языку как иностранному. Лингвострановедческая компетенция учащихся формируется в результате получения сведений о стране изучаемого языка, её истории, обычаях, традициях, ценностях, повседневной жизни и т.д. «Мульти-Россия» как источник лингвострановедческой информации имеет познавательную, воспитательную, развлекательную функции, вызывает большой интерес учащихся, позволяет им успешнее знакомиться с Россией, развивать коммуникативные навыки.
Таким образом, «Мульти-Россия» может являться хорошим ресурсом в преподавании и изучении РКИ. Цикл роликов «Мульти-Россия» как аутентичное аудиовизуальное средство обладает значительным методическим потенциалом на начальном и среднем этапе обучения.
В данной работе были выявлены функции лингвострановедческой компетенции, рассмотрены возможности использования цикла «Мульти-России» в обучении русскому языку как иностранному. Лингвострановедческая компетенция учащихся формируется в результате получения сведений о стране изучаемого языка, её истории, обычаях, традициях, ценностях, повседневной жизни и т.д. «Мульти-Россия» как источник лингвострановедческой информации имеет познавательную, воспитательную, развлекательную функции, вызывает большой интерес учащихся, позволяет им успешнее знакомиться с Россией, развивать коммуникативные навыки.
Таким образом, «Мульти-Россия» может являться хорошим ресурсом в преподавании и изучении РКИ. Цикл роликов «Мульти-Россия» как аутентичное аудиовизуальное средство обладает значительным методическим потенциалом на начальном и среднем этапе обучения.
..56