КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО РАДИОДИСКУРСА
|
Введение 7
Глава 1. Теоретические аспекты изучения радиодискурса в пространстве медиадискурса 11
1.1. Культурно-просветительский радиодискурс: источники, факторы,
определяющие культурно-просветительский радиодискурс 14
1.2. Признаки культурно-просветительного ток-шоу на радио 17
Выводы к главе 1 21
Глава 2. Коммуникативная роль ведущего культурно-просветительской радиопрограммы 22
2.1. Коммуникативные стратегии и тактики ведущего культурно-просветительской радиопрограммы 22
2.2. Реализация стратегии формирования познавательной активности с
помощью интерактивного взаимодействия ведущего с аудиторией 30
2.3. Реализация стратегии расширения культурного фона 33
Выводы к главе 2 35
Глава 3. Коммуникативная роль гостя культурно-просветительской радиопрограммы 36
3.1. Тактики создания положительного образа личности гостя с помощью
реализации ряда тактик 36
3.2. Гость как соведущий культурно-просветительского ток-шоу 43
Выводы к главе 3 49
Глава 4. Коммуникативная роль слушателя культурно-просветительской
радиопрограммы 50
4.1. Комментарий как форма обратной связи в культурно-просветительской
радиопрограмме 50
4.2. Коммуникативная стратегия оценивания 56
Выводы к главе 4 65
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 105
Глава 1. Теоретические аспекты изучения радиодискурса в пространстве медиадискурса 11
1.1. Культурно-просветительский радиодискурс: источники, факторы,
определяющие культурно-просветительский радиодискурс 14
1.2. Признаки культурно-просветительного ток-шоу на радио 17
Выводы к главе 1 21
Глава 2. Коммуникативная роль ведущего культурно-просветительской радиопрограммы 22
2.1. Коммуникативные стратегии и тактики ведущего культурно-просветительской радиопрограммы 22
2.2. Реализация стратегии формирования познавательной активности с
помощью интерактивного взаимодействия ведущего с аудиторией 30
2.3. Реализация стратегии расширения культурного фона 33
Выводы к главе 2 35
Глава 3. Коммуникативная роль гостя культурно-просветительской радиопрограммы 36
3.1. Тактики создания положительного образа личности гостя с помощью
реализации ряда тактик 36
3.2. Гость как соведущий культурно-просветительского ток-шоу 43
Выводы к главе 3 49
Глава 4. Коммуникативная роль слушателя культурно-просветительской
радиопрограммы 50
4.1. Комментарий как форма обратной связи в культурно-просветительской
радиопрограмме 50
4.2. Коммуникативная стратегия оценивания 56
Выводы к главе 4 65
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 105
Средства массовой коммуникации оказывают влияние на мышление, мировоззрение и формирование ментальности и культуры человека. Язык средств массовой коммуникации считается одной из основных форм языка. Вторая половина ХХ - начала ХХ1 века обусловлена ростом различного рода коммуникационных технологий. Развитие интернета, телевидения, радио привело к созданию единого информационного пространства, особой виртуальной среды, образованной совокупностью множества медиапотоков. Всё это не могло не сказаться на процессах производства и распространения слова, на особенностях речеупотребления и характере языковых изменений [Добросклонская, 2008: 5]. М. Н. Володина отмечает, что «язык средств массовой коммуникации выполняет в "информационном обществе" роль своеобразной модели национального языка, он активно воздействует на литературную норму, языковые вкусы и предпочтения» [Володина, 2011: 19].
Радиодискурс как один из способов влияния на массового слушателя отражает социокультурные изменения в языке. Радиоречь представляет собой живую спонтанную речь, которая организуется на уровне интенции, при этом говорящий не имеет ясной и чёткой программы, которая обусловлена индивидуальностью и конкретностью говорящего. Особое значение имеет роль адресата в коммуникативной цепочке, где адресат может занимать пассивную или активную позицию.
Радиодискурс включён в семантическое поле медиадискурса, которое в свою очередь является «специфичным типом речемыслительной деятельности, характерным исключительно для информационного поля масс-медиа» [Кожемякин, 2010: 16]. Также медиадискурс можно определить как часть медиакультуры, которая представляет собой «знаковую систему, некий «код», с помощью которого передаётся информация об окружающем человека мире. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру её восприятия; она может выступать и системой уровней развития личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст» [Кириллова, 2006: 7].
Актуальность темы исследования и представленного в ней подхода обусловлена значимостью современных средств массовой коммуникации в формировании общекультурного, эстетического и нравственного развития адресата. Актуальность работы также подтверждается необходимостью изучения современных тенденций в медиасфере, в том числе в аспекте влияния СМИ на состояние и развитие современного русского языка. Комплексное изучение радиодискурса через призму речевого поведения его участников (ведущий - гость - массовый слушатель), определённое коммуникативно¬прагматическим аспектом, усиливают актуальность проведённого исследования.
Объектом исследования является культурно-просветительский
радиодискурс в коммуникативно-прагматическом аспекте.
Предмет исследования - коммуникативное поведение участников культурно-просветительского радиодискурса.
Предметом исследования является речевое поведение участников культурно-просветительской радиопрограммы.
Материалом для исследования послужили культурно-просветительские радиостанции «Эхо Москвы» и «Культура». Своеобразие выбранных передач «Книжное Казино» и «Театральная среда братьев Верников» обусловлено тем, что программы реализуются в жанре ток-шоу, где культурно-просветительскую функцию выполняют ведущие и гости, приглашённые в студию, а также слушатели, которые высказывают свои суждения по поводу обсуждаемых вопросов в форме интернет-комментариев к программе.
Цель работы - изучить особенности коммуникативного поведения участников культурно-просветительского радиодискурса. «Гость культурно-просветительского радио предстаёт как представитель воспитания эстетических взглядов и вкусов» [Сладкомедова, 2010: 3]. Культурно-просветительская миссия всех коммуникантов заключается в распространении высококультурных ценностей и освещении информации, направленных на всестороннее развитие массового слушателя.
Для изучения коммуникативной роли участников культурно-просветительской радиопрограммы в работе поставлены следующие задачи.
1. Изучить научную литературу, посвящённую медиадискурсу, определить статус радиодискурса в ряду других типов медиадискурса.
2. Акцентировать внимание на исследованиях, посвящённых культурно-просветительскому радиодискурсу.
3. Обосновать выбор программ в жанре культурно-просветительского ток-шоу.
4. Выявить специфику коммуникативного поведения участников культурно-просветительского радиодискурса через коммуникативные стратегии и тактики, применяемые в процессе коммуникации.
В работе был использован комплекс лингвистических методов и приёмов. Основным методом является метод лингвистического описания, который включает в себя следующие компоненты: наблюдение, обобщение, систематизация материала с опорой на коммуникативно-прагматический подход к изучению языка.
Для сбора материала использован приём сплошной выборки. При поиске на сайте радиостанции и прослушивании радиоархивов программ было отобрано 5 стенограмм, подкреплённых аудиоархивом, и интернет- комментарии к 19 программам, которые соответствуют поставленным целям и задачам. Также использован инструментальный метод: расшифровка звучащей речи, использование стенограмм, как набранных самостоятельно, так и выложенных на сайте радиостанции.
Научная новизна работы изучением культурно-просветительского радиодискурса и также коммуникативного поведения участников культурно-просветительского радиодискурса. Новыми являются результаты, связанные с равноправным коммуникативным поведением всех участников культурно-просветительского радиодискурса: ведущего, гостя, слушателя. Впервые в качестве анализа радиотекстов были выбраны интернет-комментарии в радиопрограмме.
Теоретическая значимость работы определяется вкладом, который она вносит в разработку методики изучения коммуникативного поведения участников культурно-просветительского радиодискурса. В работе представлены коммуникативные стратегии и тактики участников культурно-просветительской радиопрограммы.
Таким образом, работа вносит вклад в развитие методологической и теоретической базы коммуникативно-прагматических исследований.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования материалов работы при подготовке филологов и журналистов, в целях проведения лингвистического анализа и изучения культурно-просветительского дискурса. Материалы могут быть использованы в пиар-деятельности, в культурно-просветительской медиасфере, социологии и психологии.
Апробация работы: данная работа была представлена на Международной конференции «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 2016 г.) и отмечена Дипломом III
Радиодискурс как один из способов влияния на массового слушателя отражает социокультурные изменения в языке. Радиоречь представляет собой живую спонтанную речь, которая организуется на уровне интенции, при этом говорящий не имеет ясной и чёткой программы, которая обусловлена индивидуальностью и конкретностью говорящего. Особое значение имеет роль адресата в коммуникативной цепочке, где адресат может занимать пассивную или активную позицию.
Радиодискурс включён в семантическое поле медиадискурса, которое в свою очередь является «специфичным типом речемыслительной деятельности, характерным исключительно для информационного поля масс-медиа» [Кожемякин, 2010: 16]. Также медиадискурс можно определить как часть медиакультуры, которая представляет собой «знаковую систему, некий «код», с помощью которого передаётся информация об окружающем человека мире. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру её восприятия; она может выступать и системой уровней развития личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст» [Кириллова, 2006: 7].
Актуальность темы исследования и представленного в ней подхода обусловлена значимостью современных средств массовой коммуникации в формировании общекультурного, эстетического и нравственного развития адресата. Актуальность работы также подтверждается необходимостью изучения современных тенденций в медиасфере, в том числе в аспекте влияния СМИ на состояние и развитие современного русского языка. Комплексное изучение радиодискурса через призму речевого поведения его участников (ведущий - гость - массовый слушатель), определённое коммуникативно¬прагматическим аспектом, усиливают актуальность проведённого исследования.
Объектом исследования является культурно-просветительский
радиодискурс в коммуникативно-прагматическом аспекте.
Предмет исследования - коммуникативное поведение участников культурно-просветительского радиодискурса.
Предметом исследования является речевое поведение участников культурно-просветительской радиопрограммы.
Материалом для исследования послужили культурно-просветительские радиостанции «Эхо Москвы» и «Культура». Своеобразие выбранных передач «Книжное Казино» и «Театральная среда братьев Верников» обусловлено тем, что программы реализуются в жанре ток-шоу, где культурно-просветительскую функцию выполняют ведущие и гости, приглашённые в студию, а также слушатели, которые высказывают свои суждения по поводу обсуждаемых вопросов в форме интернет-комментариев к программе.
Цель работы - изучить особенности коммуникативного поведения участников культурно-просветительского радиодискурса. «Гость культурно-просветительского радио предстаёт как представитель воспитания эстетических взглядов и вкусов» [Сладкомедова, 2010: 3]. Культурно-просветительская миссия всех коммуникантов заключается в распространении высококультурных ценностей и освещении информации, направленных на всестороннее развитие массового слушателя.
Для изучения коммуникативной роли участников культурно-просветительской радиопрограммы в работе поставлены следующие задачи.
1. Изучить научную литературу, посвящённую медиадискурсу, определить статус радиодискурса в ряду других типов медиадискурса.
2. Акцентировать внимание на исследованиях, посвящённых культурно-просветительскому радиодискурсу.
3. Обосновать выбор программ в жанре культурно-просветительского ток-шоу.
4. Выявить специфику коммуникативного поведения участников культурно-просветительского радиодискурса через коммуникативные стратегии и тактики, применяемые в процессе коммуникации.
В работе был использован комплекс лингвистических методов и приёмов. Основным методом является метод лингвистического описания, который включает в себя следующие компоненты: наблюдение, обобщение, систематизация материала с опорой на коммуникативно-прагматический подход к изучению языка.
Для сбора материала использован приём сплошной выборки. При поиске на сайте радиостанции и прослушивании радиоархивов программ было отобрано 5 стенограмм, подкреплённых аудиоархивом, и интернет- комментарии к 19 программам, которые соответствуют поставленным целям и задачам. Также использован инструментальный метод: расшифровка звучащей речи, использование стенограмм, как набранных самостоятельно, так и выложенных на сайте радиостанции.
Научная новизна работы изучением культурно-просветительского радиодискурса и также коммуникативного поведения участников культурно-просветительского радиодискурса. Новыми являются результаты, связанные с равноправным коммуникативным поведением всех участников культурно-просветительского радиодискурса: ведущего, гостя, слушателя. Впервые в качестве анализа радиотекстов были выбраны интернет-комментарии в радиопрограмме.
Теоретическая значимость работы определяется вкладом, который она вносит в разработку методики изучения коммуникативного поведения участников культурно-просветительского радиодискурса. В работе представлены коммуникативные стратегии и тактики участников культурно-просветительской радиопрограммы.
Таким образом, работа вносит вклад в развитие методологической и теоретической базы коммуникативно-прагматических исследований.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования материалов работы при подготовке филологов и журналистов, в целях проведения лингвистического анализа и изучения культурно-просветительского дискурса. Материалы могут быть использованы в пиар-деятельности, в культурно-просветительской медиасфере, социологии и психологии.
Апробация работы: данная работа была представлена на Международной конференции «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 2016 г.) и отмечена Дипломом III
Средства массовой коммуникации в любой период развития общества играют важную роль в развитии культуроформирующих интенций человека. Радиопрограммы с культурно-просветительской интенцией стремятся реализовать стратегическую тактику просвещения для обогащения эстетических потребностей адресата с положительным эффектом и актуализацией самообразовательной функции.
Основополагающий жанр культурно-просветительских радиопрограмм является ток-шоу, где участники коммуникации (ведущий - гость - массовый слушатель) реализуют главную стратегию просвещения по средству использования ряда стратегий и тактик. Современные технические условия обеспечивают обратную связь с массовым адресатом.
Формирование структуры радиопрограммы является одной из основных задач радиоведущего; таким образом, речевое поведение радиоведущего выходит на первый план. Для модерирования радиопрограммы и раскрытия личности гостя студии ведущий использует ряд стратегий и тактик.
Основной принцип организации радиоэфира заключается в раскрытии всевозможных типов межличностной коммуникации, в инициировании коммуникативной активности гостя, его активном взаимодействии с массовым слушателем.
Взаимодействие коммуникантов (ведущего - гостя) представляет собой вербальное пересечение, последовательность речевых процессов и отдельных актов взаимодействия коммуникантов друг с другом, где каждый из коммуникантов попеременно выполняет роль то адресата, то адресанта речи. Данное взаимодействие приводит к явлению соавторства, где гость стремиться реализовать стратегию просвещения массового слушателя наравне с ведущим радиопрограммы. Для реализации стратегии гость использует набор стратегий и тактик, которые активируют познавательную активность аудитории слушателей.
Особое значение имеет роль массового слушателя в коммуникативной цепочке, где массовый слушатель может занимать пассивную или активную 66
позицию. При активной позиции обратной связи, которая может быть отражена в нескольких формах (письменный текст (отзывы); звучащий текст (в прямом эфире радиовыпуска) возможно отследить реализацию генеральной стратегии просвещения, опираясь на лексический запас массовых слушателей, способы оценки радиопрограммы, ведущего/гостя, темы радиоэфира и т. д. При активной позиции массовый слушатель из пассивного объекта восприятия информации переходит в статус активного участника коммуникации, который становится важным коммуникантом в создании радиопрограммы и реализует стратегию просвещения для пассивной части массовых слушателей.
В медиапространстве культурно-просветительский радиодискурс реализуется через комплекс факторов, основу которых составляют культурно¬просветительские темы радиопрограмм и все участники коммуникации: ведущий - гость - массовый слушатель. Поведение всех коммуникантов радиодискурса активизирует стратегию просвещения на всех каналах передачи. Таким образом, роль каждого из коммуникантов является неоспоримо важной частью в создании культурно-просветительской радиопрограммы, где каждый из коммуникантов стремиться актуализировать культуроформирующую интенцию.
Основополагающий жанр культурно-просветительских радиопрограмм является ток-шоу, где участники коммуникации (ведущий - гость - массовый слушатель) реализуют главную стратегию просвещения по средству использования ряда стратегий и тактик. Современные технические условия обеспечивают обратную связь с массовым адресатом.
Формирование структуры радиопрограммы является одной из основных задач радиоведущего; таким образом, речевое поведение радиоведущего выходит на первый план. Для модерирования радиопрограммы и раскрытия личности гостя студии ведущий использует ряд стратегий и тактик.
Основной принцип организации радиоэфира заключается в раскрытии всевозможных типов межличностной коммуникации, в инициировании коммуникативной активности гостя, его активном взаимодействии с массовым слушателем.
Взаимодействие коммуникантов (ведущего - гостя) представляет собой вербальное пересечение, последовательность речевых процессов и отдельных актов взаимодействия коммуникантов друг с другом, где каждый из коммуникантов попеременно выполняет роль то адресата, то адресанта речи. Данное взаимодействие приводит к явлению соавторства, где гость стремиться реализовать стратегию просвещения массового слушателя наравне с ведущим радиопрограммы. Для реализации стратегии гость использует набор стратегий и тактик, которые активируют познавательную активность аудитории слушателей.
Особое значение имеет роль массового слушателя в коммуникативной цепочке, где массовый слушатель может занимать пассивную или активную 66
позицию. При активной позиции обратной связи, которая может быть отражена в нескольких формах (письменный текст (отзывы); звучащий текст (в прямом эфире радиовыпуска) возможно отследить реализацию генеральной стратегии просвещения, опираясь на лексический запас массовых слушателей, способы оценки радиопрограммы, ведущего/гостя, темы радиоэфира и т. д. При активной позиции массовый слушатель из пассивного объекта восприятия информации переходит в статус активного участника коммуникации, который становится важным коммуникантом в создании радиопрограммы и реализует стратегию просвещения для пассивной части массовых слушателей.
В медиапространстве культурно-просветительский радиодискурс реализуется через комплекс факторов, основу которых составляют культурно¬просветительские темы радиопрограмм и все участники коммуникации: ведущий - гость - массовый слушатель. Поведение всех коммуникантов радиодискурса активизирует стратегию просвещения на всех каналах передачи. Таким образом, роль каждого из коммуникантов является неоспоримо важной частью в создании культурно-просветительской радиопрограммы, где каждый из коммуникантов стремиться актуализировать культуроформирующую интенцию.
Подобные работы
- ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОК-ШОУ В ТЕЛЕ- И РАДИОДИСКУРСЕ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2019 - РАДИОПРОГРАММА «КНИЖНОЕ КАЗИНО»:
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МЕДИЙНОГО ОБРАЗА ПЭН ЛИЮАНЬ В КИТАЙСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ КИТАЙСКИХ НОВОСТНЫХ РЕСУРСОВ)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Концепция и производство развлекательно-образовательного подкаста о журналистике
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022





