ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕР РЕАГИРОВАНИЯ НА ОБРАЩЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ТОМСКА ПО ПОВОДУ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ С ТКО
|
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Теоретические основы системы мер реагирования на обращения граждан по вопросам ТКО 9
1.1. Понятие и значимость системы работы с обращениями граждан по вопросам ТКО 9
1.2. Теоретические подходы к организации реагирования на жалобы граждан по поводу
нарушения правил обращения с ТКО 14
1.3. Современные модели управления отходами и реагирование на обращения населения
по поводу нарушения правил обращения с ТКО 22
Глава 2. Анализ действующей системы реагирования на обращения граждан города
Томска по вопросам ТКО 32
2.1. Обзор действующей нормативной базы в сфере ТКО в городе Томске 32
2.2. Организационные структуры, работающие с обращениями граждан по ТКО в городе
Томске 40
2.3. Проблемы и недостатки системы реагирования на обращения жителей по поводу
нарушения правил обращения с ТКО в городе Томске 43
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы реагирования на обращения граждан по вопросам ТКО в городе Томске 50
3.1. Усовершенствование системы штрафов и санкций за нарушение правил обращения с
ТКО 50
3.2. Разработка системы оперативного реагирования на жалобы граждан по поводу
нарушения правил обращения с ТКО 54
3.3. Рекомендации по улучшению информирования и взаимодействия с населением по
поводу нарушения правил обращения с ТКО 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Теоретические основы системы мер реагирования на обращения граждан по вопросам ТКО 9
1.1. Понятие и значимость системы работы с обращениями граждан по вопросам ТКО 9
1.2. Теоретические подходы к организации реагирования на жалобы граждан по поводу
нарушения правил обращения с ТКО 14
1.3. Современные модели управления отходами и реагирование на обращения населения
по поводу нарушения правил обращения с ТКО 22
Глава 2. Анализ действующей системы реагирования на обращения граждан города
Томска по вопросам ТКО 32
2.1. Обзор действующей нормативной базы в сфере ТКО в городе Томске 32
2.2. Организационные структуры, работающие с обращениями граждан по ТКО в городе
Томске 40
2.3. Проблемы и недостатки системы реагирования на обращения жителей по поводу
нарушения правил обращения с ТКО в городе Томске 43
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы реагирования на обращения граждан по вопросам ТКО в городе Томске 50
3.1. Усовершенствование системы штрафов и санкций за нарушение правил обращения с
ТКО 50
3.2. Разработка системы оперативного реагирования на жалобы граждан по поводу
нарушения правил обращения с ТКО 54
3.3. Рекомендации по улучшению информирования и взаимодействия с населением по
поводу нарушения правил обращения с ТКО 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
В настоящее время в связи с ускорением роста населения на Земле, а также с усилением индустриализации хозяйства и ростом предприятий, значительно ухудшается экологическая ситуация. Рост объемов потребления неуклонно ведет к увеличению количества отходов и ущерба от них. На сегодняшний день окологородские территории представляют собой огромные полигоны, переполненные разнообразным, несортированным мусором, примерно 80% которого (при организации раздельного сбора отходов) могли бы стать качественным вторсырьем для производства [1; 2].
В связи с этим огромную актуальность приобретает проблема обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Согласно данным, приведенным в государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды», в нашей стране ежегодно «образуется около 8 млрд. тонн отходов производства и потребления», из которых 50 - 60 млн. тонн приходится на твердые коммунальные отходы. При этом несмотря на некоторое снижение количественных показателей ТКО в России (2019 г. - 61,15 млн. тонн; 2020 г. - 48,46 млн. тонн) [3], объемы отходов остаются недопустимо высокими (47,08 млн. тонн - в 2023 г. [4]).
Нарушение правил обращения с ТКО в данной ситуации грозит еще большим усугублением проблемы. Так, несоблюдение сроков вывоза мусора с места его накопления, последующее его чрезмерное накопление, а также образование стихийных свалок, рост количества полигонов для сбора ТКО создают высокую нагрузку на окружающую среду, ведут к еще большему загрязнению почв и водоемов, а также несут повышенную угрозу здоровью населения. Отсутствие раздельного сбора мусора и низкая экологическая культура населения (в один контейнер утилизируются просроченные лекарственные средства, поврежденные ртутные термометры, батарейки, люминесцентные лампы и прочее) лишь усугубляют проблему.
Вместе с тем благоприятная окружающая среда - это одно из конституционных прав человека, закрепленных статьей 42 Конституции РФ [5]. Государством во исполнение данного конституционного положения приняты и введены в действие Федеральные законы №7-ФЗ от 10.01.2002, с изм. и доп. «Об охране окружающей среды» [6], в котором гражданину РФ гарантируется право на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, которое может быть вызвано экономической (хозяйственной) деятельностью; а также Федеральный закон №89-ФЗ от 24.06.1998, с изм. и доп. «Об отходах производства и потребления» [7], действие которого направлено на «предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду». Таким образом, государство закрепляет за собой статус гаранта конституционных прав граждан в сфере экологии. При этом в условиях постоянно растущих ТКО гарантия данного права возможна только при реформировании государственной политики в системе обращения с твердыми коммунальными отходами, важнейшим направлением которого может стать совершенствование системы мер реагирования на обращения жителей Томска по поводу нарушения правил обращения с ТКО, в том числе с целью развития более активной гражданской позиции населения города по вопросам защиты окружающей среды. Это обусловливает актуальность данного исследования.
Объект исследования - правила обращения с ТКО, а предметом выступает система мер реагирования на обращения жителей Томска по поводу нарушения правил обращения с ТКО.
Целью работы является выявление проблем, связанных с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, включая определение несовершенств в системе работы с обращениями граждан города Томска по поводу нарушения законодательства по обращению с ТКО.
Для достижения отмеченной цели были поставлены следующие задачи:
1) провести комплексный анализ проблемы обращения с ТКО и обозначить значимость системы работы с обращениями граждан по вопросам нарушения законодательства в сфере ТКО;
2) проанализировать законодательство, научные статьи и иные источники по основам обращения с ТКО, а также учебные пособия по экологическому праву по поводу нарушения правил обращения с ТКО;
3) рассмотреть существующие модели управления отходами и реагирования на нарушения правил обращения с ТКО в России и за рубежом;
4) провести анализ действующей системы реагирования на обращения граждан города Томска по вопросам ТКО;
5) определить недостатки в системе реагирования на обращения жителей по поводу нарушения правил обращения с ТКО в городе Томске;
6) разработать ряд предложений по совершенствованию системы реагирования на обращения граждан по вопросам ТКО в городе Томске.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, таких как А.Б. Ярмиева, Р.Р. Измайлов и др., которые выделили ряд проблем в сфере правового регулирования отношений по обращению с твердыми коммунальными отходами, В.Н. Коротаев, Н.Н. Слюсарь, Я.А. Жилинская, Г.В. Ильиных, Т.Г. Филькин, исследовавших систему управления техногенными отходами; Е.Р. Магарил, М. В. Березюк, И. В. Рукавишникова, которые предложили междисциплинарный подход к решению проблемы обращения с ТКО; а также А. С. Клинков, П. С. Беляев, В. Г. Однолько, М. В. Соколов, П. В. Макеев, И. В. Шашков, Л. Н. Бельдеева, Ю. С. Лазуткина, Л. Ф. Комарова и др., сформулировавших ряд положений по совершенствованию механизма реагирования на нарушения в сфере ТКО.
Эмпирической основой данной работы служат федеральные и региональные нормативные документы, касающиеся экономики природопользования и охраны окружающей среды, данные, предоставленные Федеральной службой государственной статистики, а также материалы отечественных организаций, занимающихся вопросами обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что на базе системного подхода к решению поставленной проблемы были разработаны практические рекомендации по улучшению системы реагирования на обращения по поводу нарушения правил обращения с ТКО, которые могут быть использованы руководителями органов государственной и муниципальной власти в сфере управления отходами, включая Департамент природных ресурсов и окружающей среды Томской области. Кроме того, практические результаты анализа законодательства в сфере управления ТКО могут быть полезны преподавателям геолого-географического факультета ТГУ.
Для решения поставленных задач были использованы методы: анализа литературы, сравнения, обобщения, синтеза, сравнение, а также изучение нормативно¬правовых документов и научных публикаций, посвященных данной проблеме.
Цели и задачи определили структуру работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложение.
Глава 1. Теоретические основы си
В связи с этим огромную актуальность приобретает проблема обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Согласно данным, приведенным в государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды», в нашей стране ежегодно «образуется около 8 млрд. тонн отходов производства и потребления», из которых 50 - 60 млн. тонн приходится на твердые коммунальные отходы. При этом несмотря на некоторое снижение количественных показателей ТКО в России (2019 г. - 61,15 млн. тонн; 2020 г. - 48,46 млн. тонн) [3], объемы отходов остаются недопустимо высокими (47,08 млн. тонн - в 2023 г. [4]).
Нарушение правил обращения с ТКО в данной ситуации грозит еще большим усугублением проблемы. Так, несоблюдение сроков вывоза мусора с места его накопления, последующее его чрезмерное накопление, а также образование стихийных свалок, рост количества полигонов для сбора ТКО создают высокую нагрузку на окружающую среду, ведут к еще большему загрязнению почв и водоемов, а также несут повышенную угрозу здоровью населения. Отсутствие раздельного сбора мусора и низкая экологическая культура населения (в один контейнер утилизируются просроченные лекарственные средства, поврежденные ртутные термометры, батарейки, люминесцентные лампы и прочее) лишь усугубляют проблему.
Вместе с тем благоприятная окружающая среда - это одно из конституционных прав человека, закрепленных статьей 42 Конституции РФ [5]. Государством во исполнение данного конституционного положения приняты и введены в действие Федеральные законы №7-ФЗ от 10.01.2002, с изм. и доп. «Об охране окружающей среды» [6], в котором гражданину РФ гарантируется право на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, которое может быть вызвано экономической (хозяйственной) деятельностью; а также Федеральный закон №89-ФЗ от 24.06.1998, с изм. и доп. «Об отходах производства и потребления» [7], действие которого направлено на «предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду». Таким образом, государство закрепляет за собой статус гаранта конституционных прав граждан в сфере экологии. При этом в условиях постоянно растущих ТКО гарантия данного права возможна только при реформировании государственной политики в системе обращения с твердыми коммунальными отходами, важнейшим направлением которого может стать совершенствование системы мер реагирования на обращения жителей Томска по поводу нарушения правил обращения с ТКО, в том числе с целью развития более активной гражданской позиции населения города по вопросам защиты окружающей среды. Это обусловливает актуальность данного исследования.
Объект исследования - правила обращения с ТКО, а предметом выступает система мер реагирования на обращения жителей Томска по поводу нарушения правил обращения с ТКО.
Целью работы является выявление проблем, связанных с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, включая определение несовершенств в системе работы с обращениями граждан города Томска по поводу нарушения законодательства по обращению с ТКО.
Для достижения отмеченной цели были поставлены следующие задачи:
1) провести комплексный анализ проблемы обращения с ТКО и обозначить значимость системы работы с обращениями граждан по вопросам нарушения законодательства в сфере ТКО;
2) проанализировать законодательство, научные статьи и иные источники по основам обращения с ТКО, а также учебные пособия по экологическому праву по поводу нарушения правил обращения с ТКО;
3) рассмотреть существующие модели управления отходами и реагирования на нарушения правил обращения с ТКО в России и за рубежом;
4) провести анализ действующей системы реагирования на обращения граждан города Томска по вопросам ТКО;
5) определить недостатки в системе реагирования на обращения жителей по поводу нарушения правил обращения с ТКО в городе Томске;
6) разработать ряд предложений по совершенствованию системы реагирования на обращения граждан по вопросам ТКО в городе Томске.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, таких как А.Б. Ярмиева, Р.Р. Измайлов и др., которые выделили ряд проблем в сфере правового регулирования отношений по обращению с твердыми коммунальными отходами, В.Н. Коротаев, Н.Н. Слюсарь, Я.А. Жилинская, Г.В. Ильиных, Т.Г. Филькин, исследовавших систему управления техногенными отходами; Е.Р. Магарил, М. В. Березюк, И. В. Рукавишникова, которые предложили междисциплинарный подход к решению проблемы обращения с ТКО; а также А. С. Клинков, П. С. Беляев, В. Г. Однолько, М. В. Соколов, П. В. Макеев, И. В. Шашков, Л. Н. Бельдеева, Ю. С. Лазуткина, Л. Ф. Комарова и др., сформулировавших ряд положений по совершенствованию механизма реагирования на нарушения в сфере ТКО.
Эмпирической основой данной работы служат федеральные и региональные нормативные документы, касающиеся экономики природопользования и охраны окружающей среды, данные, предоставленные Федеральной службой государственной статистики, а также материалы отечественных организаций, занимающихся вопросами обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что на базе системного подхода к решению поставленной проблемы были разработаны практические рекомендации по улучшению системы реагирования на обращения по поводу нарушения правил обращения с ТКО, которые могут быть использованы руководителями органов государственной и муниципальной власти в сфере управления отходами, включая Департамент природных ресурсов и окружающей среды Томской области. Кроме того, практические результаты анализа законодательства в сфере управления ТКО могут быть полезны преподавателям геолого-географического факультета ТГУ.
Для решения поставленных задач были использованы методы: анализа литературы, сравнения, обобщения, синтеза, сравнение, а также изучение нормативно¬правовых документов и научных публикаций, посвященных данной проблеме.
Цели и задачи определили структуру работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложение.
Глава 1. Теоретические основы си
В процессе обращения с ТКО участвуют различные субъекты, имеющие свои
политические, экономические, социальные, экологические и другие интересы. Отсутствие согласования интересов между субъектами, участвующими в процессе обращения с отходами, снижает результативность и эффективность их работы.
Система обращений граждан представляет собой важный элемент современной административной практики в России, особенно в области управления отходами. Она выполняет роль механизма обратной связи между населением и органами власти,
ответственными за управление и регулирование процесса обращения с твердыми коммунальными отходами.
В работе проведён анализ теоретических основ системы мер реагирования на обращения граждан по вопросам ТКО изучен понятийный аппарат по данному вопросу.
Проведён всесторонний анализ проблемы обращения с ТКО, подтвердивший значимость
эффективной системы работы с обращениями граждан по вопросам нарушений в данной
сфере.
Рассмотрены российские и зарубежные модели управления отходами, что позволило сравнить подходы к реагированию на нарушения правил обращения с ТКО и
выявить лучшие практики.
Проанализирована законодательная база Томска по основам обращения с ТКО.
Изучены нормативно-правовые акты, научные публикации и учебные материалы, что позволило систематизировать знания о правовых основах обращения с ТКО и выявить
ключевые аспекты нарушений в этой области. К структурам, которые работают с обращениями граждан по вопросам обращения с ТКО в Томске относятся: Департамент
природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Региональный
оператор по обращению с ТКО. Департамент жилищной политики Администрации города
Томска. Все организации имеют горячие линии для обращения граждан.
Анализ законодательной базы и основных форм действующей системы реагирования на обращения жителей по поводу нарушения правил обращения с ТКО в городе Томске позволил определить ключевые проблемы и недостатки в системе реагирования на обращения граждан.
Наиболее значимыми из них являются следующие: задержка с предоставлением
ответов на запросы граждан, касающиеся перерасчета размера платы по договорам (30%), обоснования размера задолженности (25%) и расторжения договоров (10%). Также наблюдаются трудности в обработке коллективных обращений, а письменные запросы иногда содержат недостаточную информацию.
Учитывая это были сформированы предложения по усовершенствованию системы оперативного реагирования на жалобы граждан по поводу нарушения правил обращения с ТКО, направленные на повышение её прозрачности, оперативности и результативности.
Они могут быть применены и как для решения текущих задач, так и для формирования стратегий управления ТКО в городе.
В конечном счете, целенаправленная работа по усовершенствованию информирования и взаимодействия с населением по поводу нарушения правил обращения с ТКО сможет создать благоприятные условия для реального участия граждан в процессах управления, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности деятельности региональных операторов.
политические, экономические, социальные, экологические и другие интересы. Отсутствие согласования интересов между субъектами, участвующими в процессе обращения с отходами, снижает результативность и эффективность их работы.
Система обращений граждан представляет собой важный элемент современной административной практики в России, особенно в области управления отходами. Она выполняет роль механизма обратной связи между населением и органами власти,
ответственными за управление и регулирование процесса обращения с твердыми коммунальными отходами.
В работе проведён анализ теоретических основ системы мер реагирования на обращения граждан по вопросам ТКО изучен понятийный аппарат по данному вопросу.
Проведён всесторонний анализ проблемы обращения с ТКО, подтвердивший значимость
эффективной системы работы с обращениями граждан по вопросам нарушений в данной
сфере.
Рассмотрены российские и зарубежные модели управления отходами, что позволило сравнить подходы к реагированию на нарушения правил обращения с ТКО и
выявить лучшие практики.
Проанализирована законодательная база Томска по основам обращения с ТКО.
Изучены нормативно-правовые акты, научные публикации и учебные материалы, что позволило систематизировать знания о правовых основах обращения с ТКО и выявить
ключевые аспекты нарушений в этой области. К структурам, которые работают с обращениями граждан по вопросам обращения с ТКО в Томске относятся: Департамент
природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Региональный
оператор по обращению с ТКО. Департамент жилищной политики Администрации города
Томска. Все организации имеют горячие линии для обращения граждан.
Анализ законодательной базы и основных форм действующей системы реагирования на обращения жителей по поводу нарушения правил обращения с ТКО в городе Томске позволил определить ключевые проблемы и недостатки в системе реагирования на обращения граждан.
Наиболее значимыми из них являются следующие: задержка с предоставлением
ответов на запросы граждан, касающиеся перерасчета размера платы по договорам (30%), обоснования размера задолженности (25%) и расторжения договоров (10%). Также наблюдаются трудности в обработке коллективных обращений, а письменные запросы иногда содержат недостаточную информацию.
Учитывая это были сформированы предложения по усовершенствованию системы оперативного реагирования на жалобы граждан по поводу нарушения правил обращения с ТКО, направленные на повышение её прозрачности, оперативности и результативности.
Они могут быть применены и как для решения текущих задач, так и для формирования стратегий управления ТКО в городе.
В конечном счете, целенаправленная работа по усовершенствованию информирования и взаимодействия с населением по поводу нарушения правил обращения с ТКО сможет создать благоприятные условия для реального участия граждан в процессах управления, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности деятельности региональных операторов.





