🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕР РЕАГИРОВАНИЯ НА ОБРАЩЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ТОМСКА ПО ПОВОДУ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ С ТКО

Работа №184331

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

природопользование

Объем работы74
Год сдачи2025
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Теоретические основы системы мер реагирования на обращения граждан по вопросам ТКО 9
1.1. Понятие и значимость системы работы с обращениями граждан по вопросам ТКО 9
1.2. Теоретические подходы к организации реагирования на жалобы граждан по поводу
нарушения правил обращения с ТКО 14
1.3. Современные модели управления отходами и реагирование на обращения населения
по поводу нарушения правил обращения с ТКО 22
Глава 2. Анализ действующей системы реагирования на обращения граждан города
Томска по вопросам ТКО 32
2.1. Обзор действующей нормативной базы в сфере ТКО в городе Томске 32
2.2. Организационные структуры, работающие с обращениями граждан по ТКО в городе
Томске 40
2.3. Проблемы и недостатки системы реагирования на обращения жителей по поводу
нарушения правил обращения с ТКО в городе Томске 43
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы реагирования на обращения граждан по вопросам ТКО в городе Томске 50
3.1. Усовершенствование системы штрафов и санкций за нарушение правил обращения с
ТКО 50
3.2. Разработка системы оперативного реагирования на жалобы граждан по поводу
нарушения правил обращения с ТКО 54
3.3. Рекомендации по улучшению информирования и взаимодействия с населением по
поводу нарушения правил обращения с ТКО 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 72


В настоящее время в связи с ускорением роста населения на Земле, а также с усилением индустриализации хозяйства и ростом предприятий, значительно ухудшается экологическая ситуация. Рост объемов потребления неуклонно ведет к увеличению количества отходов и ущерба от них. На сегодняшний день окологородские территории представляют собой огромные полигоны, переполненные разнообразным, несортированным мусором, примерно 80% которого (при организации раздельного сбора отходов) могли бы стать качественным вторсырьем для производства [1; 2].
В связи с этим огромную актуальность приобретает проблема обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Согласно данным, приведенным в государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды», в нашей стране ежегодно «образуется около 8 млрд. тонн отходов производства и потребления», из которых 50 - 60 млн. тонн приходится на твердые коммунальные отходы. При этом несмотря на некоторое снижение количественных показателей ТКО в России (2019 г. - 61,15 млн. тонн; 2020 г. - 48,46 млн. тонн) [3], объемы отходов остаются недопустимо высокими (47,08 млн. тонн - в 2023 г. [4]).
Нарушение правил обращения с ТКО в данной ситуации грозит еще большим усугублением проблемы. Так, несоблюдение сроков вывоза мусора с места его накопления, последующее его чрезмерное накопление, а также образование стихийных свалок, рост количества полигонов для сбора ТКО создают высокую нагрузку на окружающую среду, ведут к еще большему загрязнению почв и водоемов, а также несут повышенную угрозу здоровью населения. Отсутствие раздельного сбора мусора и низкая экологическая культура населения (в один контейнер утилизируются просроченные лекарственные средства, поврежденные ртутные термометры, батарейки, люминесцентные лампы и прочее) лишь усугубляют проблему.
Вместе с тем благоприятная окружающая среда - это одно из конституционных прав человека, закрепленных статьей 42 Конституции РФ [5]. Государством во исполнение данного конституционного положения приняты и введены в действие Федеральные законы №7-ФЗ от 10.01.2002, с изм. и доп. «Об охране окружающей среды» [6], в котором гражданину РФ гарантируется право на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, которое может быть вызвано экономической (хозяйственной) деятельностью; а также Федеральный закон №89-ФЗ от 24.06.1998, с изм. и доп. «Об отходах производства и потребления» [7], действие которого направлено на «предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду». Таким образом, государство закрепляет за собой статус гаранта конституционных прав граждан в сфере экологии. При этом в условиях постоянно растущих ТКО гарантия данного права возможна только при реформировании государственной политики в системе обращения с твердыми коммунальными отходами, важнейшим направлением которого может стать совершенствование системы мер реагирования на обращения жителей Томска по поводу нарушения правил обращения с ТКО, в том числе с целью развития более активной гражданской позиции населения города по вопросам защиты окружающей среды. Это обусловливает актуальность данного исследования.
Объект исследования - правила обращения с ТКО, а предметом выступает система мер реагирования на обращения жителей Томска по поводу нарушения правил обращения с ТКО.
Целью работы является выявление проблем, связанных с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, включая определение несовершенств в системе работы с обращениями граждан города Томска по поводу нарушения законодательства по обращению с ТКО.
Для достижения отмеченной цели были поставлены следующие задачи:
1) провести комплексный анализ проблемы обращения с ТКО и обозначить значимость системы работы с обращениями граждан по вопросам нарушения законодательства в сфере ТКО;
2) проанализировать законодательство, научные статьи и иные источники по основам обращения с ТКО, а также учебные пособия по экологическому праву по поводу нарушения правил обращения с ТКО;
3) рассмотреть существующие модели управления отходами и реагирования на нарушения правил обращения с ТКО в России и за рубежом;
4) провести анализ действующей системы реагирования на обращения граждан города Томска по вопросам ТКО;
5) определить недостатки в системе реагирования на обращения жителей по поводу нарушения правил обращения с ТКО в городе Томске;
6) разработать ряд предложений по совершенствованию системы реагирования на обращения граждан по вопросам ТКО в городе Томске.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, таких как А.Б. Ярмиева, Р.Р. Измайлов и др., которые выделили ряд проблем в сфере правового регулирования отношений по обращению с твердыми коммунальными отходами, В.Н. Коротаев, Н.Н. Слюсарь, Я.А. Жилинская, Г.В. Ильиных, Т.Г. Филькин, исследовавших систему управления техногенными отходами; Е.Р. Магарил, М. В. Березюк, И. В. Рукавишникова, которые предложили междисциплинарный подход к решению проблемы обращения с ТКО; а также А. С. Клинков, П. С. Беляев, В. Г. Однолько, М. В. Соколов, П. В. Макеев, И. В. Шашков, Л. Н. Бельдеева, Ю. С. Лазуткина, Л. Ф. Комарова и др., сформулировавших ряд положений по совершенствованию механизма реагирования на нарушения в сфере ТКО.
Эмпирической основой данной работы служат федеральные и региональные нормативные документы, касающиеся экономики природопользования и охраны окружающей среды, данные, предоставленные Федеральной службой государственной статистики, а также материалы отечественных организаций, занимающихся вопросами обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что на базе системного подхода к решению поставленной проблемы были разработаны практические рекомендации по улучшению системы реагирования на обращения по поводу нарушения правил обращения с ТКО, которые могут быть использованы руководителями органов государственной и муниципальной власти в сфере управления отходами, включая Департамент природных ресурсов и окружающей среды Томской области. Кроме того, практические результаты анализа законодательства в сфере управления ТКО могут быть полезны преподавателям геолого-географического факультета ТГУ.
Для решения поставленных задач были использованы методы: анализа литературы, сравнения, обобщения, синтеза, сравнение, а также изучение нормативно¬правовых документов и научных публикаций, посвященных данной проблеме.
Цели и задачи определили структуру работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложение.
Глава 1. Теоретические основы си


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе обращения с ТКО участвуют различные субъекты, имеющие свои
политические, экономические, социальные, экологические и другие интересы. Отсутствие согласования интересов между субъектами, участвующими в процессе обращения с отходами, снижает результативность и эффективность их работы.
Система обращений граждан представляет собой важный элемент современной административной практики в России, особенно в области управления отходами. Она выполняет роль механизма обратной связи между населением и органами власти,
ответственными за управление и регулирование процесса обращения с твердыми коммунальными отходами.
В работе проведён анализ теоретических основ системы мер реагирования на обращения граждан по вопросам ТКО изучен понятийный аппарат по данному вопросу.
Проведён всесторонний анализ проблемы обращения с ТКО, подтвердивший значимость
эффективной системы работы с обращениями граждан по вопросам нарушений в данной
сфере.
Рассмотрены российские и зарубежные модели управления отходами, что позволило сравнить подходы к реагированию на нарушения правил обращения с ТКО и
выявить лучшие практики.
Проанализирована законодательная база Томска по основам обращения с ТКО.
Изучены нормативно-правовые акты, научные публикации и учебные материалы, что позволило систематизировать знания о правовых основах обращения с ТКО и выявить
ключевые аспекты нарушений в этой области. К структурам, которые работают с обращениями граждан по вопросам обращения с ТКО в Томске относятся: Департамент
природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Региональный
оператор по обращению с ТКО. Департамент жилищной политики Администрации города
Томска. Все организации имеют горячие линии для обращения граждан.
Анализ законодательной базы и основных форм действующей системы реагирования на обращения жителей по поводу нарушения правил обращения с ТКО в городе Томске позволил определить ключевые проблемы и недостатки в системе реагирования на обращения граждан.
Наиболее значимыми из них являются следующие: задержка с предоставлением
ответов на запросы граждан, касающиеся перерасчета размера платы по договорам (30%), обоснования размера задолженности (25%) и расторжения договоров (10%). Также наблюдаются трудности в обработке коллективных обращений, а письменные запросы иногда содержат недостаточную информацию.
Учитывая это были сформированы предложения по усовершенствованию системы оперативного реагирования на жалобы граждан по поводу нарушения правил обращения с ТКО, направленные на повышение её прозрачности, оперативности и результативности.
Они могут быть применены и как для решения текущих задач, так и для формирования стратегий управления ТКО в городе.
В конечном счете, целенаправленная работа по усовершенствованию информирования и взаимодействия с населением по поводу нарушения правил обращения с ТКО сможет создать благоприятные условия для реального участия граждан в процессах управления, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности деятельности региональных операторов.


1. Уланова О.В. Оценка жизненного цикла интегрированных систем управления отходами: монография / О. В. Уланова, А. В. Тулохонова; М-во образования и науки РФ, Иркутский гос. технический ун-т. - Москва: Изд-во Иркутского гос. технического ун-та,
2014. - С. 191.
2. Отходы в России: мусор или ценный ресурс? Сценарии развития сектора обращения с твердыми коммунальными отходами - Итоговый отчет // Консультативные программы IFC в Европе и Центральной Азии, IFC, Группа Всемирного банка. - [Б.м.], 2025. - URL: https://www.waste.ru/uploads/library/ifc waste in russia report.pdf (дата обращения: 05.04.2025).
3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (с изменениями и дополнениями). // ГАРАНТ.РУ Информационно-правовой портал. - Москва, 2025. - URL: https://base.garant.ru/70643488/ (дата обращения: 05.04.2025).
4. Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по вопросу обращения с твердыми коммунальными отходами от 26.01.2023 г. // Общественная палата Российской Федерации. - М., 2021. - URL: https://files.oprf.ru/storage/documents/rekomen- tko26012023.pdf/ (дата обращения: 05.04.2025).
5. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12
Декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 Июля 2020 г.]. - Текст: электронный // Официальный Интернет-портал правовой
информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202210060013 (дата обращения: 05.04.2025).
6. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с посл. изм. и доп. от 27 декабря 2018 г.) // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34823/ (дата обращения 05.04.2025).
7. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления» (ред. от 21.11.2011) // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19109/ (дата обращения: 05.04.2025).
8. Послание Президента Российской Федерации от 20.02.2019 г. б/н «О положении
в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» // Администрация Президента России. - М., 2025. - URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/44032 (дата обращения: 05.04.2025).
9. Количество несанкционированных свалок отходов // Росприроднадзор
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. - М., 2004-2025. - URL: https://rpn.gov.ru/open-service/analytic-data/statistic-reports/unauthorized-landfill/ (дата
обращения: 05.04.2025).
10. За два пандемийных года количество стихийных свалок в России выросло на
треть // ФинЭкспертиза. - [Б.м.], 2025. - URL: https://finexpertiza.ru/press-
service/researches/2022/kol-stikh-sval-vyroslo/ (дата обращения: 05.04.2025).
11. Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами
садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 221173/ (дата обращения: 05.04.2025).
12. Федеральный закон от 14.07.2022 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [принят областной Думой 30 ноября 2023 г.] // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 421868/ (дата обращения: 05.04.2025).
13. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 188-ФЗ: (с
изменениями и дополнениями) : [принят Государственной Думой 29 декабря 2004 года]. // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 51057/ (дата обращения: 05.04.2025).
14. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации» // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 59999/ (дата обращения: 05.04.2025).
15. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (ред. от 18.03.2021, с изм. от 30.05.2023) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") //
..66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ