ИНТЕРФЕЙС И КОНТЕНТ САЙТА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
КАК КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ВЫСТРАИВАНИЯ
ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИЕЙ
(НА ПРИМЕРЕ САЙТА АНОО «ЦДО «АНЭКС»», Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
Введение 3
1. Концепция проекта «Разработка рекомендаций по улучшению интерфейса и контента сайта АНОО «ЦДО «АНЭКС»», г. Санкт-Петербург» 9
1.1. Интерфейс и контент веб-сайта как площадки коммуникации с целевыми аудиториями: определение, сущностные характеристики, значение 9
1.2. Современные тренды в разработке интерфейсов, создании и оформлении контента для сайтов российских и зарубежных учреждений дополнительного образования для педагогов: анализ кейс-стади 16
1.3. Аудит сайта АНОО «ЦДО «АНЭКС»», г. Санкт-Петербург 24
1.4. Исследование сущностных характеристик целевой аудитории сайта АНОО «ЦДО «АНЭКС»», г. Санкт-Петербург 29
1.5. Концепция проекта «Разработка рекомендаций по улучшению интерфейса и
контента сайта АНОО «ЦДО «АНЭКС»», г. Санкт-Петербург» 35
2. Механизм реализации проекта «Разработка рекомендаций по улучшению интерфейса и контента сайта АНОО «ЦДО «АНЭКС»», г. Санкт-Петербург» 40
2.1. Поэтапный план реализации проекта 40
2.2. Критерии оценки эффективности проекта 43
3. Отчет о реализации проекта «Разработка рекомендаций по улучшению интерфейса и контента сайта АНОО «ЦДО «АНЭКС»», г. Санкт-Петербург» 45
3.1. Оценка промежуточных результатов внедрения проекта 45
3.2. Варианты корректировки негативных последствий внедрения проекта 47
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 52
Приложения 57
В современном мире страница в сети Интернет является визитной карточкой компании. Веб-сайт представляет медийную личность или организацию потенциальным клиентам, потребителям товара или услуги. Так, в реальном мире, плохая «визитка» может оттолкнуть потенциальных партеров или клиентов, поэтому очень важно, чтобы эта карточка производила впечатление на должном уровне. Грамотно выбранные и расположенные элементы, приятные цвета, хорошая печать - это то, что отличает качественную визитную карточку. Поэтому любой человек, взявший ее в руки, будет уверен в грамотном подходе к делу организации, которая ее предлагает. Это очень хорошо отражает процессы, происходящие в наши дни в мире виртуальном. Умело свёрстанный сайт с удобным и информативным интерфейсом, наполненный качественным контентом - оказывает неизгладимое впечатление на клиента в первый раз посетившего его. Как визитная карточка
- эта страница говорит сама за себя своим качеством и удобством использования.
Поэтому очень важно чтобы интернет-страница компании была сделана на должном уровне для привлечения и удержания потенциальных клиентов. Ведь даже по статистике
- посетитель, впервые зашедший на сайт, формирует свое впечатление о нем за несколько секунд. Так по исследованию издания Instantshift - около 94% пользователей при встрече с неудачным дизайном уже не доверяют содержимому сайта и всему бизнесу в целом. Потенциальный клиент оценивает общую цветовую гамму, расположение иконок, важных элементов, загроможденность страницы сторонними блоками и неудачными изображениями, даже не осознавая этого. Это особенно важно в такой сфере как образование, особенно если оно дополнительное и человек, просматривая сайт, выбирает место для получения новых знаний. Ведь, для специалиста основного общего образования требуется наличие самой актуальной информации и быстрота ее получения. А конкуренция среди образовательных организаций огромна, именно поэтому самое первое место встречи возможного клиента с потенциальным образовательным учреждением ключевое. Так, например, исследование, проведенное в журнале Higher Education, показывает, что «веб¬сайт университета в настоящее время является важным инструментом на этапе сбора информации и в процессе принятия решения потребителем. Первые впечатления потенциальных студентов появляются в электронном виде через сайт. Веб-присутствие университета чрезвычайно важно, потому что посещение веб-сайта в первую очередь является предвестником посещения кампуса».
Также, огромную роль в выстраивании коммуникации играет аудитория, на которую направлены усилия. Люди с более высоким уровнем образования и зачастую с огромным опытом работы, уже умеют формировать свои профессиональные потребности, и ищут организацию, которая удовлетворит их. Учителя, завучи, директора школ, заведующие детскими садами и воспитатели должны постоянно профессионально самосовершенствоваться, создавать оригинальные методики преподавания и повышать уровень своих компетенций. Именно поэтому они с особой тщательностью выбирают место для дополнительного образования. А среди сотни различных организаций и учреждений, предоставляющих услуги по переподготовке и повышению квалификации педагогов, когда битва идет за каждого клиента, очень странно отказываться от такого большого и важного элемента в привлечении клиентов и отстройки от конкурентов - грамотно выполненного сайта. Так, после анализа - (см. Приложение 1) проведенного Ириной Мыловой в своем методическом пособии «Критерии наполнения сайтов образовательных учреждений, победителей ИНИО, ресурсных центров» становится понятно, что «образовательные учреждения недостаточно полно используют возможности, которые предоставляет их веб-ресурс».
Таким образом, проблема, исследуемая в данной выпускной квалификационной работе - недооценка специалистами по коммуникациям в учреждениях дополнительного образования для педагогов значимости собственного сайта в качестве площадки для выстраивания эффективной коммуникации и привлечения потенциальных клиентов, что приводит к таким нежелательным последствиям как: потеря доверия потребителей, нанесение ущерба репутации компании, ухудшение положения организации среди конкурентов отрасли и, соответственно, упущение прибыли.
Данная проблема исследуется на примере разработки рекомендаций по улучшению интерфейса и контента сайта автономной некоммерческой образовательной организации «Центр дополнительного образования «АНЭКС» (далее АНОО «ЦДО «АНЭКС»»), г. Санкт- Петербург.
Различные аспекты проблемы, поднимаемой в настоящей выпускной квалификационной работе, огромное количество авторов отражают в своих научных исследованиях. Повышение эффективности онлайн-коммуникации за счет изучения своей интернет-аудитории раскрывают книги «Продвижение бизнеса в Интернет: все о PR и рекламе в сети» Ф.Н. Гурова и «Управление контент-маркетингом. Практическое руководство по созданию лояльной аудитории для вашего бизнеса» Р.Роуза и Дж. Пулицци. Также, многие авторы отмечают важность учета особенностей аудиторий при коммуникативном взаимодействии - Шарков Ф.И., Радионов А.А. и Почепцов Г. Г. «Теория коммуникации». «Справочник по маркетингу» Робина Уэнсли, Бартона Вайца, где есть материалы о работе с целевой аудиторией педагогов и преподавателей.
Объектом настоящей выпускной квалификационной работы является сайт учреждения дополнительного образования для педагогов, предметом - интерфейс и контент сайта учреждения дополнительного образования для педагогов как ключевое условие выстраивания эффективной коммуникации с целевой аудиторией (на примере сайта АНОО «ЦДО «АНЭКС»», г. Санкт-Петербург).
Гипотеза - в настоящее время, следуя современным трендам в разработке сайтов (новый уровень визуализации, современный формат сайта, отказ от полного аутсорсинга), можно сделать хороший, учитывающий потребности пользователя и выгодно выделяющийся на фоне конкурентов ресурс с удобным интерфейсом и запоминающимся контентом, который станет площадкой для коммуникацией такой особенной аудитории как педагоги.
Цель - создание рекомендаций по улучшению интерфейса и контента сайта учреждения дополнительного образования для педагогов, как ключевое условие выстраивания эффективной коммуникации с целевой аудиторией (на примере сайта АНОО «ЦДО «АНЭКС»», г. Санкт-Петербург).
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение ряда задач:
1. Выявить особенности сайтов российских и зарубежных учреждений дополнительного образования для педагогов как площадки коммуникации с целевой аудиторией.
2. Провести аудит сайта АНОО «ЦДО «АНЭКС»», г. Санкт-Петербург.
3. Исследовать сущностные характеристики целевой аудитории сайта АНОО «ЦДО «АНЭКС»», г. Санкт-Петербург.
4. Создать концепцию проекта «Разработка рекомендаций по улучшению интерфейса и контента сайта АНОО «ЦДО «АНЭКС»», г. Санкт-Петербург».
5. Сформировать поэтапный план реализации проекта «Разработка рекомендаций по улучшению интерфейса и контента сайта АНОО «ЦДО «АНЭКС»», г. Санкт- Петербург».
6. Определить критерии оценки эффективности проекта.
7. Описать промежуточные результаты проекта, при необходимости - возможные негативные последствия проекта и способы их устранения.
Для реализации проекта «Разработка рекомендаций для улучшения интерфейса и контента сайта «ЦДО АНЭКС»» были использованы следующие виды ресурсов: материально-технические (компьютерная техника и программы), кадровые (руководитель центра), информационные (методическая и практическая литература по теме проекта).
Поэтапный план реализации проекта выглядит следующим образом:
Первый этап:
1. Выявление популярной интернет-площадки, включающей в себя как аудиторию специалистов по коммуникациям, так и дизайнеров, создателей контента.
2. Изучение образа, представления и ожидания целевой аудитории педагогов от интерфейса и контента сайта дополнительного образования.
Срок реализации - 3 месяца
Второй этап:
3. Разработка рекомендаций по улучшению интерфейса и контента сайта базисного субъекта:
• Написание рекомендаций по улучшению интерфейса и контента по полученным данным
• Оформление рекомендаций по улучшению интерфейса и контента сайта базисного субъекта в пособие
• Размещение пособия на выбранной интернет-площадке vc.ru
4. Проведение экспертной оценки созданных рекомендаций у специалиста по коммуникациям.
Срок реализации - 3 месяца
Третий этап:
5. Определить критерии оценки эффективности проекта.
6. Промежуточный анализ эффективности реализации проекта
Срок реализации - 15 дней.
Конечный продукт проекта - пособие, размещенное на популярном интернет-издании vc.ru , по улучшению интерфейса и контента сайта сферы дополнительных услуг основного общего образования.
Таким образом, результатом проекта планируется стать изменение контентного наполнения (на основе следования разработанным рекомендациям) и интерфейса в соответствии со спецификой, желаниями, интересами целевых аудиторий базисного субъекта, требованиями, которые они предъявляют к контенту сайта «ЦДПО АНЭКС», и как следствие — привлечение потенциальной и реальной аудиторий педагогов к сайту «ЦДПО АНЭКС» и деятельности самого центра, а также рост лояльности среди клиентов организации.
Теоретическую базу ВКР составляют работы - М. Назаров «Массовая коммуникация и общество» о необходимости выстраивания коммуникации со своей аудиторией. Ф. Котлера и Р. Беста о продвижении организаций в интернете, важности выстраивания эффективной интернет-коммуникации с потребителями. С. Круг «Не заставляйте меня думать. Веб-юзабилити и здравый смысл» об интерфейсе и юзабилити сайта. Для анализа особенностей маркетинга образовательных услуг была изучена статья Л. Асмоловой «Приступаем к решению «задач на смысл» публичной информационной деятельности образовательных организаций» .«Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена» Я. Нильсена о веб¬дизайне вообще и критериях оценки сайта. Окушовой Г., Бычковой М. «Проектирование в сфере рекламы и связей с общественностью».
Также источниками информации для автора данного проектного исследования послужили материалы сайтов: центра развития образования белоярского городского округа по наполнению сайта и работе с аудиторией. «Проект «порталы и сайты образовательных организаций на платформе компании «Синергия-Инфо»» - https://eduface.ru, «Executive» - Сообщество менеджеров: публикации профессионалов по вопросам менеджмента, маркетинга, карьеры, финансов, бизнес-образования - https://www.e-xecutive.ru. Сайт Центра дополнительного профессионального образования «АНЭКС» - https://www.aneks.center, его группа «ВКонтакте» - https://vk.com/aneks.
В данной работе были использованы следующие методы: анализ источников по темам - работа с аудиторией в сфере образования, продвижение сайта в интернет, социологические методы - анкетирование, экспертная оценка. Применена методика интеллектуального анализа данных сайта Якоба Нильсена для разработки рекомендаций, метод проектирования.
Практическая ценность настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, что с помощью результатов исследования и разработанных рекомендаций, станет возможным выстраивание эффективной коммуникации с целевой аудиторией в сфере дополнительных услуг основного общего образования. Опираясь на предложенные выводы и разработки, специалисты по коммуникациям, улучшая контент и интерфейс сайта организации дополнительного образования для педагогов, смогут сделать свой ресурс одним из самых полезных инструментов для привлечения и удержания аудитории специалистов основного общего образования. Также, реализация проекта позволит центру дополнительного образования «АНЭКС» выстроить эффективную коммуникацию со своей аудиторией и привлечь потенциальных клиентов.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, списка использованной литературы, а также приложений. Первая глава посвящена созданию концепции проекта «Разработка рекомендаций по улучшению интерфейса и контента сайта АНОО «ЦДО «АНЭКС»» вторая предлагает механизм реализации этого проекта с помощью разработки рекомендаций, а в третьей главе приведен отчет о реализации.
В эпоху цифровых технологий, когда среднее время, проведенное в Интернете за день, все возрастает, потребители ожидают, что компания будет присутствовать в сети (включая сайт). Те организации, которые не озаботились выходом в сеть, скорее, будут рассматриваться как менее профессиональные. Независимо от сферы, в которой находится бизнес, веб-ресурс может представлять компанию, определять репутацию среди пользователей и потенциальных клиентов, и доставлять маркетинговые сообщения. Ведь сайт, как маркетинговый актив номер один, может влиять на мнение пользователей в любое время суток.
Согласно отчету LSA (Local Search Association) за апрель 2017 года «Исследование цифровых потребителей», 63 процента потребителей в основном ищут сайт компании перед взаимодействием с ней. К тому же, 97 процентов людей выходят в интернет, чтобы найти местный товар или услугу. Исследования YellowPages и LSA показали, что в среднем потребители используют приблизительно три источника, прежде чем принимать индивидуальное решение о покупке, и 30 процентов пользователей автоматически исключают бизнес из рассмотрения, если у них нет веб-сайта.
Так становится ясно, что для успешного функционирования в современном мире компании необходимо присутствие в сети. Но одного лишь присутствия недостаточно для выстраивания долгосрочной коммуникации со своими потребителями и потенциальными клиентами. Поэтому очень важно создать сайт, соответствующий потребностям аудитории компании. Безусловно, это должен быть ресурс, отвечающий современным тенденциям в разработке сайтов, и, конечно, учитывающий особенности целевой аудитории организации. Особенно это касается такой сложной темы как учреждений дополнительного профессионального образования. Потому как для взаимодействия с такой сложной аудиторией как педагоги очень важно изучить ее потребности и желания.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой было выяснено, что самые популярные сайты российских и зарубежных учреждений дополнительного образования для педагогов оформлены в соответствии с современными тенденциями в работе с интерфейсами и контентом для сайтов: новый уровень визуализации, современный формат сайта, отказ от полного аутсорсинга.
Если провести разбор сайтов российских и зарубежных учреждений дополнительного профессионального образования с помощью концепции «Home-run» Якоба Нильсена, состоящей из семи критериев, становится ясно, сайты, соответствующие выбранным критериям и удовлетворяющие потребности своих пользователей, имеют определенные стандарты и оформлены в соответствии с современными тенденциями в работе с интерфейсами и контентом. Первой тенденцией является - новый уровень визуализации, который обязывает работать с иллюстрациями, добавлять больше анимаций, помогая пользователю во взаимодействии с сайтом и направляя его к нужным разделам ресурса. Сайт, имеющий новый уровень визуализации, выводит оформление контента на новый уровень, делает удобным в использовании. Вторая тенденция - это современный формат сайта, ведь в эпоху широкоформатных мониторов, каждый ресурс обязан иметь удобный размер и структуру и это должно учитываться при разработке сайта. И, конечно, отдельным пунктом здесь стоит мобильная версия сайта, без которой невозможно представить ни один полноценный ресурс в современном мире. Третьей тенденций является - отказ от полного аутсорсинга, так как становится ясно, что никто не знает свою аудиторию лучше, чем сама компания. Это может означать, что, никак не участвуя в разработке собственного сайта, организация рискует получить хоть и современный и удобный ресурс, но не полностью подходящий именно для ее целевой аудитории. В целом, эти главные направления в разработке помогут выделиться среди конкурентов, создав современный, уникальный, удобный сайт для пользователей.
По результатам аудита, можно утверждать, что сайт ЦДО «АНЭКС»» частично не соответствует современным трендам в разработке интерфейсов, создании и оформлении контента. Он имеет устаревшее разрешение, поэтому некорректно отображается на современных мониторах, имея квадратную форму, что характерно для прошлых форматов мониторов. Текст сайта некорректно отображается с множеством ненужных пробелов, плохо выровнен. Главным упущением является отсутствие полноценной мобильной версии, даже учитывая специфику и возраст аудитории - это одно их главных стандартов современного дизайна сайта. Затруднена навигация по сайту, поэтому найти нужную информацию довольно сложно, на что жалуются даже сами пользователи. Ресурс не обладает даже обычным уровнем оформления и иллюстраций, так как картинки, представленные там, имеют низкое разрешение и плохое качество. В целом, сайт центра требует реддизайна и совместной работы веб-разработчиков, дизайнеров с руководителями и сотрудниками «ЦДО «АНЭКС»».
Если рассматривать сущностные характеристики пользователей сайта «ЦДО «АНЭКС»», то посетителями являются педагоги образовательных организаций преимущественно женского пола от 36 лет. Они предпочитают простой сайт с хорошо структурированной и актуальной информацией, в котором интуитивно понятно реализованы механизмы навигации. Ресурс, по их мнению, должен иметь быстрый отклик на запросы и обладать обширной базой материалов. Многим посетителям некомфортно работать с ресурсом в оформлении, которого присутствует настолько яркая цветовая гамма.
Исходя из собранных данных проект «Разработка рекомендаций по улучшению интерфейса и контента сайта АНОО «ЦДО «АНЭКС»» ставил перед собой целью разработку рекомендаций по улучшению интерфейса и контента сайта организации дополнительного образования, его конечным продуктом является список рекомендаций, которые позволяют сделать сайт организации площадкой для выстраивания эффективной коммуникации с потенциальной аудиторией. Что, в свою очередь, поможет в привлечении потенциальных клиентов, повышении доверии потребителей, улучшении репутации компании, и, соответственно, положении организации среди конкурентов отрасли. На основании разработанной концепции проекта были сформулированы задачи, решение которых позволит провести реализацию проекта. Для эффективной реализации проекта был составлен поэтапный план деятельности с временными периодами выполнения. Следуя плану, были созданы «рекомендации по улучшению интерфейса и контента сайта АНОО «ЦДО «АНЭКС»» и оформлены в пособие. Рекомендации были частично реализованы и выложены на выбранной интернет-площадке, включающей в себя как аудиторию специалистов по коммуникациям, так и дизайнеров, создателей контента. Для оценки созданных рекомендаций были выбраны критерии оценки эффективности, позволяющие оценить качество разработанных рекомендаций, а также эффективность реализации проекта в целом. Ими стали - открытая статистика количественных показателей сайта, проверка реализации рекомендаций руководством центра АНЭКС с помощью сравнения изменений и экспертная оценка рекомендаций специалистом по коммуникациям АНОО «ЦДО «АНЭКС»». По данным проведенной оценки был сделан вывод о том, что сформулированные рекомендации являются успешными для выстраивания эффективной коммуникации с целевой аудиторией специалистов этой области, поскольку их соблюдение при работе с контентом и интерфейсом сайта увеличило активность ресурса. Об это свидетельствуют такие показатели как динамика видимости, количества эффективных показов, трафик за период работы над проектом.
На момент анализа промежуточных результатов рекомендации, представленные в пособии, были реализованы лишь частично. Это связано, как с техническими возможностями ресурса, так и с недостатком времени для их полноценной реализации.
Таким образом, цель настоящей ВКР достигнута, но разработка проекта требует дальнейшего развития в плане реализации созданных рекомендаций. Текущих преобразований, сделанных с помощью рекомендаций, недостаточно для полноценных изменений в работе сайта.
1. Why Good Website Design is So Important: The Stats and Figures to Prove It [Электронный ресурс] - URL: http://www.instantshift.com/2013/09/02/importance-of- effective-website-design-infographic, 09.03.2020
2. The importance of university web pages in selecting a higher education institution. [Электронный ресурс] - URL: https://www.aabri.com/manuscripts/10560.pdf, 19.05.20
3. Критерии наполнения сайтов образовательных учреждений, победителей ПНПО,
ресурсных центров, [Электронный ресурс] -
URL:http://ci.obrpeterhof.ru/upload/kriterii_napolneniya_sites.pdf, 18.05.20
4. Гуров Ф. Н. Продвижение бизнеса в Интернет: все о PR и рекламе в сети. М.: Вершина, 2007
5. Роуз Р., Пулицци Дж. Управление контент-маркетингом. Практическое руководство по созданию лояльной аудитории для вашего бизнеса. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014
6. Шарков Ф.И., Радионов А.А. Реклама и связи с общественностью. Коммуникативная и интегративная сущность кампании. М.: Екатеринбург, 2008
7. Гуров Ф.Н. Продвижение бизнеса в Интернет: все о PR и рекламе в Сети - М.: Вершина, 2009 - 152с.
8. Handbook of Marketing, Barton A Weitz, Robin Wensley. SAGE, 2002 ISBN 0857025309, 9780857025302 С.582
9. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Кузин В. Питер , 2007.
10. Бест Р. Маркетинг от потребителя. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
11. ПРИСТУПАЕМ К РЕШЕНИЮ «ЗАДАЧ НА СМЫСЛ» ПУБЛИЧНОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, [Электронный ресурс] - URL:
https://eduface.ru/consultation/infopolicy/pristupaem_k_resheniyu_zadach_na_smysl_publi chnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_obrazovatel_nyh_organizacij, 28.032020
12. ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Белоярского городского округа, [Электронный ресурс] - URL: http://www.bcro.edusite.ru/ 28.03.2020
13. Википедия // Графический интерфейс пользователя [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D1%82, 16.04.2020
14. Воройский Ф. С. Информатика. Энциклопедический систематизированный словарь- справочник. — М.: Физматлит, 2006. — С. 432. — 945 с.
15. Веб-сайт // seonews [Электронный ресурс] - URL:
https://www.seonews.ru/glossary/veb-sayt/, 16.04.2020
..68