Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Система аккредитации в Российской Федерации 5
1.1 Аккредитация и подтверждение компетентности метрологических служб 5
1.2 Критерии аккредитации для метрологических служб 10
1.3 Основные этапы подтверждения компетентности метрологических служб 11
1.4 Поверка средств измерений 14
1.5 Управление рисками 16
2. Метрологическая служба АО «НПЦ «Полюс» 21
2.1 Характеристика АО «НПЦ «Полюс» 21
2.1 Система менеджмента качества на предприятии АО «НПЦ «Полюс» 22
2.2 Характеристика метрологической службы 23
2.2 Основные документы метрологической службы 26
2.3 Аккредитация метрологической службы 28
3. Подготовка к прохождению процедуры подтверждения компетентности 31
3.1 Процесс подтверждения компетентности 31
3.2 Оценка готовности метрологической службы к процедуре подтверждения
компетентности 32
3.3 План подготовки к процедуре подтверждения компетентности 33
4. Оценка перспектив в области улучшения качества 35
4.1 SWOT-анализ 35
4.2 Оценка рисков метрологической службы 38
5. Оптимизация процесса подготовки к процедуре подтверждения компетентности
метрологической службы АО «НПЦ «Полюс» 44
5.1 Группа управления качеством 44
5.2 Должностная инструкция менеджера по качеству 45
5.3 План внедрения группы управления качеством в метрологической службе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А Политика в области качества 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Декларация беспристрастности 57
ПРИЛОЖЕНИЕ В Приказ об аккредитации 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Должностная инструкция менеджера по качеству 59
... отсутствуют 2,3,4,5 разделы
В современном мире точность и надёжность измерений являются ключевыми факторами, определяющими качество продукции. Информация, получаемая при
измерениях, служит базой для принятия решений о качестве продукции. Недостоверные результаты измерений могут повлиять на качество выпускаемой продукции, стать
причиной происшествий и аварийных ситуаций, явиться причиной финансовых проблем, подорвать доверие заказчиков, а также повлечь правовые последствия.
Для обеспечения единства измерений в различных организациях и учреждениях, где проводятся измерения, функционируют метрологические службы, которые играют ключевую роль в обеспечении точности и надёжности измерений. Для обеспечения высокого уровня компетентности и подтверждения соответствия деятельности установленным стандартам и требованиям метрологические службы проходят процедуру аккредитации, а после в обязательном порядке в установленные сроки процедуры подтверждения компетентности аккредитованных лиц.
Тема выпускной квалификационной работы - «Оптимизация процесса подготовки к подтверждению компетентности метрологической службы АО «НПЦ «Полюс»».
Процедура подтверждения компетентности аккредитованных лиц является для метрологической службы, решающей для её функционирования. В случае отказа, уклонения или несвоевременного прохождения процедуры подтверждения компетентности, а также в случае несоответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, выявленного по её результатам, может грозить приостановкой аккредитации. Процесс подтверждения компетентности может длиться несколько месяцев и требует тщательной подготовки и существенных ресурсов со стороны заявителя.
Актуальность темы обусловлена постоянством и цикличностью процедуры подтверждения компетентности аккредитованных лиц. Оптимизация данного процесса позволит его упростить, более эффективно использовать ресурсы и время, а также минимизировать риски несоответствия требованиям, критериям аккредитации и риски неуспешного прохождения процедур подтверждения компетентности аккредитованных лиц.
Объект исследования - метрологическая служба акционерного общества «Научнопроизводственного центра «Полюс» (далее АО «НПЦ «Полюс»).
Основная цель выпускной квалификационной работы - разработать план мероприятий по оптимизации процесса подготовки к процедуре подтверждения компетентности метрологической службы.
Задачи выпускной квалификационной работы:
• изучить специальную литературу, методические материалы и нормативные документы, связанные с аккредитацией и подтверждением компетентности аккредитованных лиц;
• оценить актуальное состояние метрологической службы;
• оценить готовность метрологической службы к процедуре подтверждения компетентности аккредитованных лиц;
• разработать план подготовки к прохождению процедуры подтверждения компетентности аккредитованных лиц;
• оценить динамику в области улучшения качества метрологической службы;
• разработать мероприятия для оптимизации процесса подготовки к подтверждению компетентности аккредитованных лиц.
Информационной базой исследования послужила специальная литература, методические материалы, нормативные документы, локальные нормативные документы предприятия АО «НИЦ «Полюс», открытые источники сети интернет и результаты собственного исследования.
В ходе выпускной квалификационной работы было выполнено следующее:
• изучена специальная литература, методические материалы и нормативные документы, связанные с аккредитацией и подтверждением компетентности аккредитованных лиц;
• оценено актуальное состояние метрологической службы, оценена готовность метрологической службы к прохождению процедуры подтверждения компетентности;
• разработан план подготовки к процедуре подтверждения компетентности;
• оценена динамика в области улучшения качества метрологической службы посредством SWOT-анализа и FMEA-анализа, а также разработаны мероприятия по снижению риска;
• на основании исследований был сделан вывод о необходимости внедрения группы управления качеством в метрологической службе АО «НПЦ «Полюс» для оптимизации процесса подготовки к процедуре подтверждения компетентности. Определены критерия и требования к менеджеру по качеству и разработана должностная инструкция. А также разработан план по внедрению группы управления качеством в метрологической службе АО «НПЦ «Полюс».
Внедрение группы управления качеством в метрологической службе улучшит систему менеджмента качества в метрологической службе, оптимизирует процесс подготовки к процедуре подтверждения компетентности, снизит угрозу неуспешного прохождения аккредитации лаборатории метрологической экспертизы документации и процедур подтверждения компетентности поверочных лабораторий. Помимо этого, внедрение группы управления качеством снизит дополнительную нагрузку на поверителей.
По результатам работы можно сделать следующие выводы. Подготовка к процедурам аккредитации и подтверждения компетентности аккредитованных лиц представляют собой особую важность для всего предприятия. По законодательству Российской Федерации метрологические службы на предприятиях не могут работать без аккредитации и периодических процедур подтверждения компетентности аккредитованных лиц. Процедура подтверждения компетентности аккредитованного лица представляет собой комплексный и структурированный процесс, включающий множество пунктов, однако является не сложным.
Метрологическая служба АО «НПЦ «Полюс» готова к процедуре подтверждения компетентности аккредитованных лиц, но для оптимизации процесса подготовки к процедурам подтверждения компетентности метрологической службе АО «НПЦ «Полюс» необходимо внедрение группы управления качеством.
1. Об обеспечении единства измерений в Российской Федерации: федер. закон от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ : (ред. от 08.08.2024 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2024. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Об аккредитации в национальной системе аккредитации в Российской Федерации: федер. закон от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2013. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Об утверждении Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, Правил внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащихся в реестре аккредитованных лиц, и других положений: постановление правительства от 26.11.2021 г. № 2050 : (ред. от 10.08.2023 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Кужельная, Т. О. Аккредитация юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обеспечения единства измерений / Т. О. Кужельная, Ю. Г. Иванищев // Информационные технологии XXI века : Сборник научный трудов / Отв. ред. В.В. Воронин.
• Хабаровск : Тихоокеанский государственный университет. - 2018. - С. 470-474.
5. Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке: приказ Минпромторга России от 31.07.2020 г. № 2510 КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Николаенко В.С. Безупречный риск-менеджмент учеб. пособие / В.С. Николаенко.
• Томск : Изд-во Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2023. - 140 с.
7. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования:
национальный стандарт Российской Федерации: дата введения 2015-11-01. - М.:
Стандартинформ, 2015. - 23 с.
8. Ключников В.О. Идентификация рисков ИТ проектов // Государственное управление. Электронный вестник. - 2009. - С. 1-7.
9. Мартынюк А.В. FMEA-анализ как один из комплексных методов эффективного управления качеством / А. В. Мартынюк, А. В. Зарецкий, Т. И. Зимина, М. А. Макаров // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - С. 122-126.
10. АО «НПЦ «Полюс» / Компания сегодня. URL. - [Томск], 2025. - URL: https://polus-tomsk.ru/ (дата обращения: 17.04.2025).
11. Руководство по качеству акционерного общества «Научно-производственный центр «Полюс».
12. Положение о метрологической службе акционерного общества «Научнопроизводственный центр «Полюс».
13. Руководство по качеству метрологической службы акционерного общества «Научно-производственный центр «Полюс».
... всего 25 источников