Введение 3
Глава 1. Роль национальной идентичности в формировании франко - алжирских отношений 12
1.1 Специфика самоидентификации французов и алжирцев 12
1.2 Конфликтогенные факторы, сопутствовавшие иммиграционной
политике Франции 21
Глава 2. Алжирский иммиграционный вопрос как фактор формирования новой французской идентичности 27
2.1 Роль политики в отношении алжирских иммигрантов в отношениях
между Францией и Алжиром 27
2.2 Трансформация франко-алжирских дипломатических отношений в
период президентства Валери Жискар д'Эстена 37
2.3 Взгляд Шарля де Голля на алжирских иммигрантов 43
2.4 Отражение алжирской проблемы в выступлениях и письмах Жоржа Помпиду 47
2.5 Мемуары Валери Жискар д’Эстена как взгляд на франко-алжирские отношения 53
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 62
Актуальность выпускной квалификационной работы связана с тем фактом, что Франция, являясь многонациональной и этнически богатой страной, начиная со второй половины XX века, сталкивается с вызовами, ставящими под угрозу сохранение французской идентичности. С деколонизацией начался новой этап в истории Франции: потеряв свой статус метрополии, Республика начала меняться также и изнутри ввиду миграционных процессов, в частности из Алжира, крупнейшей африканской колонии, во Францию, а также происходящей этнокультурной диверсификации. Изменение территориального состава Республики, потеря ей статуса метрополии, а также наплыв широкой массы населения из североафриканских стран сказались на повестке в стране, которая в то время начала строиться вокруг сохранения собственной идентичности и сопротивления интерференции с арабской культурой, и наоборот, иммигранты, прибывшие во Французскую республику за лучшей жизнью, также стремились удержать культурный опыт, следуя традициям и обычаям, но уже на новом месте. На Алжир, как страну, прошедшую долгий путь к приобретению собственной независимости, сильнейшим образом повлиял «развод» с метрополией: молодой республике пришлось с чистого листа выстраивать новый порядок жизни, что также невозможно было сделать без детерминации национальной идентичности уже в качестве независимой страны.
Целью данного исследования является выявление специфики идентичности французских алжирцев и эволюции роли алжирского этнического меньшинства во внешнеполитическом векторе Франции. Для достижения данной цели решались следующие задачи:
• Выявление элементов и особенностей, легших в основу самоидентификации французов и алжирцев;
• Сопоставление заявлений французских президентов относительно алжирского вопроса с их фактическими политическими действиями;
• Выявление скрытых мотивов, стоящие за политическими решениями президентов Франции с 1958 по 1981 гг., с помощью анализа мемуаров как исторических источников;
• Установление связи между политическими заявлениями французских президентов относительно алжирского иммиграционного вопроса и состоянием франко-алжирских отношений;
• Определение вектора эволюции алжирского иммиграционного вопроса в период с 1958 по 1981 гг. во внутренней политике Франции и ее влияние на рост самосознания алжирскими иммигрантами и их потомками себя как отдельного элемента социальной структуры французского общества.
Существует мнение о том, что проблема идентичности играет важную роль в межгосударственных отношениях123, в частности, между страной- колонизатором и экс-колонией, коими являются Франция и Алжир соответственно. Актуальность данной точки зрения будет доказана или опровергнута в ходе исследования.
Объектом данного исследования выступают отношения между Францией и Алжиром в 1958 - 1981 гг.
Предметом исследования является проблема идентичности, как среди французов, так и среди алжирцев, возникшая после окончания Алжирской войны 1954-1962 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают 1958 - 1981 гг., что соответствует пребыванию на посту президентов Франции Шарля де Голля, Жоржа Помпиду и Валери Жискара д’Эстена. Следующий период представляет исследовательский интерес, поскольку в политике трех президентов по отношению к Алжиру и к алжирским иммигрантам можно наблюдать эволюцию: от колониальной войны, целью которой было сохранение за Францией Алжира, до роста расистских настроений как среди политической элиты Франции, так и среди граждан. Кроме того, в этот период впервые происходит резкое ограничение на въезд экономический иммигрантов, а также были предприняты попытки организовать репатриацию 100 тыс. алжирцев и денонсировать некоторые положения из Эвианских соглашений, позволявшие гражданам свободно перемещаться между Францией и Алжиром .
Под понятием «идентичность» в исследовании понимается самоидентификация индивида или группы людей с более значительной группой, а также как важный фактор в формировании личности, ее мировоззрения за счет чувства принадлежности к уникальной и отличной от других группе людей, в данном случае - национально-этнической группе . Понятие «идентичность» рассматривается в рамках конструктивистской и инструменталистской концепций, т.е. в первом случае идентичность, или этничность как культурная, бытовая и социально-психологическая специфика группы людей определенного этноса , представляется неотъемлемой частью националистической идеологии, поскольку являет собой способ повышения престижа страны, при этом не влияя на ее культурное развитие, тогда как во втором - идентичность выступает инструментом, который используется политическими элитами для достижения собственных целей, в том числе через создание политической мифологии .
Методологически ВКР выстроена на основе общенаучных и специальных методов. В работе были использованы методы анализа, синтеза, дедукции, а также индукции для понимания становления, специфики и закономерностей в развитии иммиграционной политики Франции в 1958-1981 гг. Контент-анализ были привлечен для систематизации и квантификации данных, выведенных в матрицу из таких инвариантных источников как мемуары политических деятелей, президентов Франции, выявления установок коммуникаторов, интент-анализ - с целью сделать выводы о скрытых мотивах политических деятелей двух стран, определить факторы, которые учитывали политические деятели Французской республики и Алжира при принятии решений, интертекстуальный дискурс-анализ - для интерпретации множества высказываний глав Пятой республики через такие социокультурные предпосылки, как, например, ведущая политическая повестка в стране, исторический контекст и превалирующее общественное мнение.
В качестве источниковой базы были привлечены следующие материалы. Собрание корреспонденции, заметок и портретов выдающихся личностей, написанных Жоржем Помпиду и объединенных Аленом Помпиду, представляет собой важный источник для исследования, поскольку включает комментарии и характеристики относительно целого ряда политических деятелей Франции. Документы проливают свет на роль Жоржа Помпиду в секретных переговорах с алжирским ФНО, развитие его отношений с генералом де Голлем и условия, в которых он стал его преемником через год после событий мая 1968 года.
Работа Филиппа Рейно «Секуляризм, история французской исключительности» посвящена французской модели отношений между католической церковью и государством, которая, по мнению автора, лежит в основе проблем, возникающих в связи с секуляризмом, когда его приходится примирять с религиозной практикой граждан. Рейно показывает, что французская светская традиция на протяжении своей истории проявляла достаточную гибкость, чтобы интегрировать различные религиозные догмы, требуя при этом от верующих всех убеждений уважения к республиканским законам. Аргументация автора указывает на то, что французская светская модель, которая предполагает, что государство воздерживается от нападок на религиозные убеждения, но которая многого требует от религий, работает лучше, чем многие мультикультуралистские модели в других странах.
Для понимания логики протекающих политических процессов в качестве источника для исследовательской работы выступили мемуары Валери Жискара д’Эстена «Власть и жизнь» , в которых президент проливает свет на внутриполитические процессы во Франции в 1974-1981 гг., а также описывает ход переговорных процессов между главами государств, делает акцент на роли личностной составляющей в достижении договоренностей. В мемуарах д’Эстен описывает черты, легшие, по его мнению, в основу французской идентичности, что также важно для раскрытия темы исследовательской работы. Автор осуждает сограждан за их стремления к реформам и несклонность к стабильности в политическом курсе.
Кроме того, в качестве источников были использованы нормативные акты, изданные французским правительством , и резолюции ООН , касающиеся вопроса острова Майотта и итогов проведенного на Коморских островах референдума о независимости. Следующие источники призваны показать непростой процесс отказа для Франции от своего колониального прошлого, которое крепко срослось с национальной идентичностью жителей Республики.
Проблеме интеграции иммигрантов из Алжира во Франции посвящен выпуск на станции «Радио Культура» : в нем рассказывается о трудностях культурной адаптации для потомков иммигрантов в первом поколении. В выпуске поднимается важная тема общественных протестов и маршей против дискриминации, причинах, повлиявших на кризис в иммигрантской среде Франции. Источник представляется важным для решения исследовательских задач, поскольку в нем отражены как специфика мировоззрения магрибанских иммигрантов, так и конкретные факторы, повлиявшие на дистанцирование между французским населением и потомками переселенцев.
Теме французской идентичности во многом посвящено эссе Валери Жискара д’Эстена «Французы: размышления о судьбе народа» , в котором президент Пятой республики рассуждает о попытках французского общества найти свое место после смены парадигм, произошедший после окончания Второй мировой войны и деколонизации. Президент определяет отношение с бывшими колониями как «фантомные боли» по былым временам, считая, что неспособность отпустить прошлое тормозит развитие Французской республики.
В качестве литературы в ВКР были использованы труды российских и зарубежных атворов. Основательные научные труды, посвященные феномену «араба во Франции», были написаны Е. Б. Деминцевой: «Быть «арабом» во Франции» и «L’identite religieuse des jeunes issue de 1’immigration maghrebine en France» (рус. - «Религиозная идентичность молодежи магрибанского происхождения»). Автор детально описывает характер взаимоотношений, сложившийся между иммигрантами и коренным населением, исследует процессы адаптации и ассимиляции, а также поднимает проблему мусульманских женщин, оказавшихся заложницами двух культур и вынужденных балансировать между ними. Следующие книги доказывает, что иммигранты во Франции испытывают ряд сложностей, что касается равных прав на ряду с другими гражданами.
Проблеме адаптации магрибанских женщин к культурным реалиям Франции посвящена статья Лилиан М. Вассберг , в которой автор выделяет трудности на пути к успешной ассимиляции во французском обществе, а также говорит о причинах существующих стереотипов и предубеждений против арабского населения. Профессор рассуждает о выборе, который встает перед иммигрантами, между собственной семьей, поддерживающей традиционные мусульманские ценности, и либеральными нормами французского общества, а также дает свое определение бикультурной идентичности французских алжирцев.
Свой взгляд на проблему французской идентичности отразил в книге «Зло по-французски» известный дипломат и государственный деятель Ален Пейрефит. В работе поднимается ряд вопросов, касающихся трудностей трансформации в общественной мысли во Франции, связанных с присутствием «католического» образа мышления, несмотря на произошедшее разделение церкви и государства, а также законодательно закрепленный светский статус последнего. Помимо этого, автор делает ряд умозаключений консервативного характера о роли женщин для общества, он говорит о необходимости пересмотреть их право на осуществление профессиональной деятельности ввиду того, что оно вредит их первостепенным задачам материнства и мешает общественному развитию.
Другой важной для исследования работой является книга Алена Пейрефита «Таким был де Голль» , в которой автор собрал мысли основателя Пятой республики, озвученные в период с 1959 по 1969 г. во время личных встреч. Помимо этого, А. Пейрефит фиксирует на бумаге речи, произнесенные де Голлем во время выступлений на заседаниях правительства и международных конференциях, что потребуется для анализа процессов политических трансформаций во Франции через призму взглядов генерала.
Выпускная квалификационная работа включает в себя титульный лист, оглавление, введение, две главы:
1) В первой главе даются определения основным для исследования понятиям, то есть «французская идентичность», «алжирская идентичность», «бер», «иммигрант», а также выявляется специфика отличительных черт на религиозной и культурной почве между представителями двух национальностей;
2) Вторая глава посвящена межгосударственным отношениям между Французской республикой и Алжиром в 1958-1981 гг., а также роли трех президентов: Шарля де Голля, Жоржа Помпиду и Жискара д’Эстена в выстраивании диалога с бывшей заморской территорией. проводится интент-анализ мемуаров Жискара д’Эстена и Алена Пейрефита, Также предпринимается интертекстуальный дискурс-анализ писем и заметок Жоржа Помпиду. Раскрывается специфику развития франко-алжирских отношений с помощью контент-анализа выступлений президентов Пятой республики, касающихся проблемы алжирских иммигрантов.
В заключении делаются выводы, отвечающие на поставленные цель и задачи ВКР. Работа завершается списком использованных источников и литературы.
Проблема национальной идентичности является важным аспектом политической жизни Франции, что обуславливается присутствием этического многообразия как среди коренных жителей Республики, так и среди иммигрантов, основное количество которых прибыло из бывших колоний, с которыми у Франции все еще сохраняются крепкие связи, основанные на едином языковом пространстве и значительной экономической взаимозависимости. Одним из наиболее важных аспектов французской идентичности является мнение о «центральности» собственной нации, что проявляется в особом подходе по отношению к бывшим колониям.
Алжир, являясь французской колонией на протяжении 132 лет, во многом абсорбировал культурные особенности Французской Республики, что в свою очередь привело к феномену бикультурности у алжирцев. Таким образом, колониальный период повлиял на формирование уникальной идентичности, воплощающей в себя аспекты двух, иногда противоречащих друг другу культур. Обособленность жизни алжирских иммигрантов во Франции во многом стала фактором появления изолированной группы населения - беров -, которая стала главной опорой для движения за права иммигрантов и борьбы против расизма как внутри французского общества, так и среди властей.
Всплеск расистских и исламофобных настроений во Франции в 1973 г. поднимает важную проблему среди французской общественности: может ли иммигрант, носитель другой культуры и чуждых ценностей, адаптироваться к нормам жизни европейского сообщества и успешно интегрироваться. Французский президент Жискар д’Эстен принял решение, исходя из того факта, что представителям мусульманской культуры пришлось столкнуться с рядом преступлений на почве ненависти, а также поддавшись общественному давлению ввиду высокого уровня безработицы, об организации депортации алжирцев, которые по той или иной причине не смогли сохранить за собой рабочее место, или же чьи жилищные условия не соответствовали предъявленным требованиям.
Иммиграционная политика является одним из ключевых вопросов в двусторонних отношениях Франции и Алжира. Привилегированное положение алжирских рабочих относительно выходцев из других стран, в том числе европейских, было изначально установлено положениями Эвианских соглашений. Однако метаморфозы в общественных настроениях привели к запросу на изменения иммиграционной политики, что вызвало соответствующую реакцию со стороны властей Алжира, для которого отток населения, с одной стороны, был возможностью снизить уровень социальной напряженности ввиду высокого уровня безработицы и недостаточных темпов строительства жилья, тогда как с другой - организовать временную эмиграцию, в результате которой предполагалось, что алжирские рабочие вернуться на родину с накопленным опытом, ценным для развития страны. Защита прав граждан Алжира за рубежом была не только долгом властей, но и важным политическим заявлениям для соседей в регионе Северной Африки, среди которых президент Хуари Бумедьен стремился укрепить собственное влияние. Таким образом, возможность противопоставить политическую волю Алжира желанию Франции организовать депортацию иммигрантов стала символом укрепления позиций и начала отношений «на равных».
Исходя из проведенных контент-, интент- и интертекстуального дискрус-анализов, можно вывод, что публичные заявления президентов Франции направлены на успокоение внутренней аудитории и сохранение статус-кво в отношениях с Алжиром. В действительности, предпринимаемые шаги по отношению к иммигрантам из Алжира во многом не совпадают с политическими заявлениями и основаны на экономических интересах и общественных настроениях. Среди трех президентов, чьи мемуары были проанализированы в ходе исследования, взгляды де Голля наиболее остро отражают опасения политической элиты за сохранение французской национальной идентичности, которая, хоть и предполагает толерантное отношение к различным расам и вероисповеданиям, но главным образом представляет собой европейскую и христианскую культуру. Попытки ограничить количество иммигрантов, прибывающих из Алжира, преимущественно мусульманской консервативной страны, являются способом обеспечить гомогенность населения страны и, как следствие, единый культурный код. Мемуары и речи других президентов в меньшей степени сфокусированы на проблеме идентичности, так как приоритет отдается текущим проблемам, связанным с иммиграционным вопросом, в том числе межнациональным конфликтам, безработице и разнице в уровне жизни между французами и иммигрантами, жителями банлье.
С 1958 по 1981 гг. иммиграционная политика приобрела новый вид: из заявленной де Голлем «ассимиляции» она трансформировалась в «интеграцию», которая пришла вместе с «новой иммиграционной политикой» в конце 1970-х гг. Таким образом, Франция предприняла важный шаг на пути к признанию алжирской идентичности как части социокультурного пространства страны и общенациональной идентичности, так как перед государством больше не стояла цель абсорбировать этнические меньшинства, подавив их стремление к сохранению собственных ценностей и традиций.
Исходя из мемуаров и заявлений Шарля де Голля, Жоржа Помпиду и Жискар д’Эстена, соответственно, можно сделать вывод, что президенты рассматривают вопрос иммигрантов как критический для национальной безопасности Франции. Однако в последней публикации Жискар д’Эстена «Алжир: сохранить дистанцию» отмечается, что на момент 1995 г. алжирской сообщество неоднородно, поскольку в него входят как потомки первых иммигрантов, многие из которых в достаточной степени смогли ассимилироваться и интегрироваться во французское общество, так и рабочие, не имеющие гражданство. Таким образом, можно сказать, что французские элиты стали дифференцировать между этническим происхождением и способностью к адаптации к французским нормам жизни.
I. Источники
1. Жискар д'Эстен В. Власть и жизнь. М., 320 с.
2. Accord franco-algerien du 27 decembre 1968 // Senat. - 2023. - le 26 juin. URL :https://www.senat.fr/leg/exposes-des-motifs/ppr22-772-expose.html(дата обращения: 14.04.2024).
3. Allocution de m. Valery Giscard d'Estaing, au diner offert en l'honneur de m. Houari Boumediene, president de la Republique Algerienne Democratique et Populaire au Palais du peuple, Alger, le 11 avril 1975. URL :https://www.vie- publique.fr/discours/262849-allocution-de-m-valery-giscard-destaing-au-diner-offert- en-lhonneur(дата обращения: 14.04.2024).
4. Article 30 de la loi du 9 decembre 1905 concernant la separation des Eglises et
de l'Etat. URL:
https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/LEGIARTI000006435990/2003-04-15/(дата обращения: 14.04.2024).
5. Article de M. Valery Giscard d'Estaing, president de l'UDF, dans "L'Express"
du 2 novembre 1995, sur les relations entre la France et l'Algerie depuis l'independance, intitule "Algerie : prendre la distance juste". - 1995. le 2 novembre. URL:
https://www.vie-publique.fr/discours/224459-valery-giscard-d-estaing-02111995-relations-entre-la-france-et-l-algerie(дата обращения: 14.04.2024).
6. Au cours d'une operation la police un Algerien est tue et un policier blesse //
Le Monde. - 1961. le 12 avril. URL :
https://www.lemonde.fr/archives/article/1961/01/12/au-cours-d-une-operation-la-police-un-algerien-est-tue-et-un-policier-blesse 2262333 1819218.html (дата
обращения: 14.04.2024).
7. Brechon P. Les Attitudes Religieuses En France: Quelles Recompositions En Cours? Archives de Sciences Sociales Des Religions, vol. 45, no. 109, 2000. P. 11¬
30. URL :http://www.jstor.org/stable/30116400(дата обращения: 14.04.2024).
8. Claude V. M. De la clandestinite a 1’insertion professionnelle // Hommes et
Migrations n° 1080, 15 avril 1985. URL: https://travail-
emploi.gouv.fr/publications/Revue Travail-et-Emploi/pdf/22 2252.pdf (дата
обращения: 14.04.2024).
9. Conference de presse du 23 juillet 1964 // Fresque. - 1963. le 23 juillet. URL :https://fresques.ina.fr/de-gaulle/fiche-media/Gaulle00095/conference-de-presse-du-23-juillet-1964.html(дата обращения: 14.04.2024).
10. Declarations gouvernementales du 19 mars 1962 relatives a l'Algerie // JORF
n°0067 du 20 mars 1962. URL:
https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000000498172(дата обращения: 14.04.2024).
11. Decret 79-1113 du 22 decembre 1979: l’ile de Mayotte fait partie de la Republique frangaise et ne peut cesser d’y appartenir sans le consentement de sa population. Journal Officiel du 23 decembre 1979. P. 3254.
12. Decret du 2 novembre 1945 portant application de l'ordonnance 452689 du 02-11-1945 relative a la reglementation de l'etablissement des non-originaires en vue de l'exercice de certaines professions. Journal officiel de la Republique fran^aise. Lois et decrets (version papier numerisee) n° 0259 du 04/11/1945. URL : https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000000876898(дата обращения: 14.04.2024).
13. Decret n°76-383 du 29 avril 1976 relatif aux conditions d'entree et de sejour en France des membres des familles des etrangers autorises a resider en France. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/LEGITEXT000006062480(дата обращения: 14.04.2024).
14. Derder P. Manifestation du 17 octobre 1961 // ORTF. - 1961. - le 18 octobre. URL :https://fresques.ina.fr/independances/fiche-media/Indepe00063/manifestation-du-17-octobre-1961 -muet.html(дата обращения: 14.04.2024).
15. Descendants d'immigres maghrebins, eternel etrangers ? : la fabrique du mot
Beur // France Culture. - 2018. le 25 mai. URL:
https://www.radiofrance.fr/franceculture/descendants-d-immigres-maghrebins-eternel-etrangers-la-fabrique-du-mot-beur-2072744(дата обращения: 14.04.2024).
16. Faidutti-Rudolph. A.-M. Revolution de l'immigration en France de 1946 a 1960. // L'information geographique, volume 26, n°4, 1962. P. 152-160. URL: www.persee.fr/doc/ingeo 0020-0093 1962 num 26 4 2167(дата обращения: 14.04.2024).
17. Giscard a-t-il tente de renvoyer les Algeriens en Algerie ? // Jeune Afrique. - 2015. Le 1 juillet. URL:https ://www.jeuneafrique. com/mag/241341/ societe/ giscard-a-t-il-tente-de-renvoyer-les-algeriens-en-algerie/(дата обращения: 14.04.2024).
18. Giscard in Algeria on First Visit by a French Chief of State Since War // The
New York Times Archives. - 1975. - 11 april. URL:
https://www.nytimes.com/1975/04/11/archives/giscard-in-algeria-on-first-visit-by-a-french-chief-of-state-since.html(дата обращения: 14.04.2024).
19.Il fallait arreter le processus electoral, Confluences Mediterranee, 2002/1 (N°40), P. 213-238. URL :https://www.cairn.info/revue-confluences-mediterranee-2002-1 -page-213.htm(дата обращения: 14.04.2024).
20.Intelligence Memorandum. The Pompidou Government: The First Eighteen Months // Directorate of Intelligence. - 1970. - 21 December. URL:
https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP85T00875R001100090058-4.pdf(дата обращения: 14.04.2024).
21. Journal officiel de la Republique fran^aise. Lois et decrets (version papier numerisee) n° 0154 du 02/07/1972. URL: https ://www.le gifrance. gouv. fr/download/ securePrint?token=$9j9Fk0szWNWBxu8zPuA(дата обращения: 14.04.2024).
22. Les evenements. Novembre-Decembre 1973. Maghreb - Machrek 1974/1(N° 61), P. 3 - 9. URL:https://www.cairn.info/revue-maghreb-machrek1-1974-1-page-
3. htm(дата обращения: 14.04.2024).
23. Les Harkis au service de la France Du Bachaga Boulam // Le Monde. - 1963. le 21 mai. URL:https://www.lemonde.fr/archives/article/1963/05/21/les-harkis-au-service-de-la-france-du-bachaga-boualam 2213627 1819218.html(дата обращения: 14.04.2024).
24. Revolution demographique de l'Algerie fran^aise et ses consequences. Les chiffres globaux sur la periode 1833-1954 // Centre de Documentation Historique sur l'Algerie. URL:https://www.cdha.fr/partie-1-levolution-demographique-de-lalgerie-francaise-et-ses-consequences(дата обращения: 14.04.2024).
25. Loi du 10 aout 1932 Protection de la main d'oeuvre nationale. Journal officiel de la Republique fran^aise. Lois et decrets (version papier numerisee) n° 0188 du 12/08/1932. URL:https://www.legifrance.gouv.fr/jori7id/JORFTEXT000000876898(дата обращения: 14.04.2024).
26. Loi du 9 decembre 1905 concernant la separation des Eglises et de l'Etat.
URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT00000050874 (дата
обращения: 14.04.2024).
27. Loi du 9 decembre 1905 concernant la separation des Eglises et de l'Etat.
URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000000508749/ (дата
обращения: 14.04.2024).
28. Michelat G. L’identite Catholique Des Fran^ais: II. Appartenances et Socialisation. Revue Fran^aise de Sociologie, vol. 31, no. 4, 1990, P. 609-33. URL : https://doi.org/10.2307/3322406(дата обращения: 14.04.2024).
29. Ordonnance n° 45-2658 du 2 novembre 1945 relative aux conditions d'entree
et de sejour des etrangers en France. Version en vigueur du 27 novembre 2003 au 15 novembre 2006. URL :
https://www.legifrance.gouv.fr/loda/article lc/LEGIARTI000006336472 (дата
обращения: 14.04.2024).
30. Philippe R. Les politiques d’immigration en France des annees 1970 aux annees 1990 // Les Cahiers de l’institut CGT d’histoire sociale. - 2013. P.22-26. URL: https://shs.hal.science/halshs-01279392/document(дата обращения: 14.04.2024).
31. Pompidou G. Lettres, notes et portraits, 1928-1974, Paris, 2012, 543 p.
32. Qui sont les 66 temoins qui ont raconte leur guerre d'Algerie // l’INA. - 2022. - 27 fevrier. URL :https://www.ina.fr/actualites-ina/qui-sont-les-66-temoins-qui-ont-raconte-leur-guerre-d-algerie(дата обращения: 14.04.2024).
33. Rafik B.-H.Migration pourle travail decent, la croissance economique etle
developpement : le cas de l'Algerie // Cahiers des migrations internationales no. 104. Bureau international du Travail. URL :
https://webapps.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—africa/—ro-abidjan/—ilo-algiers/documents/publication/wcms 242335.pdf(дата обращения: 14.04.2024).
34. Resolution de l'ONU 31/4 du 21 octobre 1976 “Question de l'ile comorienne de Mayotte”. 31eme session de l'Assemblee generale de l'ONU. P. 12.
II. Литература
1. Деминцева Е. Быть «арабом» во Франции. М., 192 с.
2. Морозов Д. Североафриканская иммиграция во Франции. - М., ИЭА РАН, 2009. - Вып. 210. - С. 40.
3. Бибикова О. Арабы и французы: трудности взаимного восприятия. 8 с.
4. Егорова О. Прагматика дипломатического дискурса (на примере выступлений представителей дипломатических служб и глав Франции и Великобритании). С. 265-279.
5. Жискар д'Эстен В. Французы: размышления о судьбе народа. М., 246 с.
6. Кочетков В.В. Идентичность в международных отношениях: теоретические основы и роль в мировой политике // Вестник Московского университета. Международные отношения и мировая политика. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-v-mezhdunarodnyh-otnosheniyah-teoreticheskie-osnovy-i-rol-v-mirovoy-politike(дата обращения: 14.04.2024).
7. Ланда Р.Г. История Алжира. XX век. М., 308 с.
8. Маслова В.А. Политический дискурс: языковые игры или игры в слова? 5 с.
9. Михайлова М. А. Этнокультурная идентичность в условиях культурной
глобализации // Вестник БГУ. 2013. №14. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7etnokulturnaya-identichnost-v-usloviyah-kulturnoy-globalizatsii(дата обращения: 14.04.2024).
10. Пейрефит А. Таким был де Голль. М., 694 с.
11. Прожогина С.В. Уроки встречи с «Чужим»: франко-магрибинское соприсутствие. Историческая психология и социология истории. С. 132-157.
12. Affaya M. N. E. L’interculturel Ou Le Piege de l’identite. Revista CIDOB
d’Afers Internacionals, no. 36, 1997. P. 141-56. URL:
http://www.jstor.org/stable/40550312(дата обращения: 14.04.2024).
13. Balta P. French Policy in North Africa. Middle East Journal, vol. 40, no. 2, 1986. URL:http://www.jstor.org/stable/4327308(дата обращения: 14.04.2024).
14. Berstein S. La crise economique et sociale en France de 1930 a 1935 // La France des annees 30. 2011, P. 29-61. URL :https://www.cairn.info/la-france-des-annees-30--9782200248895-page-29.htm(дата обращения: 14.04.2024).
15. Christophe P. Identite(s) militaire(s) et Relations Internationales : elements d’un dialogue // Dynamiques Internationales, 2015. URL:https://hal.science/hal-04432441/document(дата обращения: 14.04.2024).
16. Demintseva E. L’identite religieuse des jeunes issue de 1’immigration maghrebine en France, in: Religion et migration Issue 16. Rabat : Institut des Etudes Africaines, Universite Mohammed V, 2012.
17. Destanne de Bernis G. Les problemes petroliers algeriens. Etudes internationales, 2(4).
18. Gastaut Y. La flambee raciste de 1973 en France // Revue europeenne des migrations internationales, vol. 9, n°2,1993. URL:www.persee.fr/doc/remi 0765¬0752 1993 num 9 2 1355(дата обращения: 14.04.2024).
19. Green N. L’immigration En France et Aux Etats-Unis Historiographie Comparee // Vingtieme Siecle. Revue d’histoire, no. 29, 1991, P. 67-82. URL: https://doi.org/10.2307/3769587(дата обращения: 14.04.2024).
20. Guedj J. Associations etrangeres et vie politique sous la IVe Republique // Parlement Revue d'histoire politique, vol. 27, no. 1, 2018, P. 77-99. URL: https://www.cairn.info/revue-parlements-2018-1-page-77.htm(дата обращения: 14.04.2024).
21. Haenni P. La France Face a Ses Musulmans: Emeutes, Jihadisme et Depolitisation // Esprit, 2006. URL:http://www.jstor.org/stable/24259206(дата обращения: 14.04.2024).
22. Kastoryano R. Negotiating identities: States and immigrants in France and Germany. - Princeton, NJ: Princeton univ. press, 2002. 227 p.
23. Kesseiri R. Ideologised foreign policy and the pragmatic rationale: The case of Algeria under Houari Boumedienne, 1965-1978. // University of Leeds. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/40033451.pdf(дата обращения: 14.04.2024).
24. Kesseiri R. Ideologised foreign policy and the pragmatic rationale: The case
of Algeria under Houari Boumedienne, 1965-1978 // University of Leeds. P. 48. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/40033451.pdf (дата обращения:
14.04.2024).
25. Khurshid A. Islam and the Muslims in Europe Today. European Judaism: A
Journal for the New Europe, vol. 9, no. 1, 1974, P. 6-13. URL:
http://www.jstor.org/stable/41442458(дата обращения: 14.04.2024).
26. La Situation Des Musulmans En France // Open Society Foundations, 2002. URL:http://www.jstor.org/stable/resrep27123.6(дата обращения: 14.04.2024).
27. Laurens S. De la « Promotion culturelle des immigres » a « 1’interculturel »
(1974-1980) : Discours d’Etat sur une categorie d’Etat” // C ultures & Conflits. - 2017. - P. 15-41. URL:
https://journals.openedition.org/conflits/19527?lang=en#quotation (дата
обращения: 14.04.2024).
28. Lochak D. Les circulaires Marcellin-Fontanet // Hommes & migrations, 2020.
URL: https://shs.hal.science/halshs-03478831/file/Lochak marcellin-
fontanet 2020.pdf(дата обращения: 14.04.2024).
29. Memmi A. Portrait du colonise, suivi de Portrait du colonisateur. Paris, 1966.
30. Miller M. Reluctant partnership: foreign workers in franco-algerian relations,
1962-1979. Journal of International Affairs, vol. 33, no. 2, 1979. URL:
http://www.jstor.org/stable/24356282(дата обращения: 14.04.2024).
31. Philippe R. Les politiques d’immigration en France des annees 1970 aux
annees 1990 // Les Cahiers de l’institut CGT d’histoire sociale. - 2013. - P.22-26. URL: https:// shs.hal.science/halshs-01279392/document(дата обращения:
14.04.2024).
32. Raflik J. La France face au terrorisme d’hier a aujourd’hui // Outre-Terre, vol. 51, no. 2, 2017.
33. Reszler A. Identite Culturelle et Relations Internationales (Libres Propos Sur Un Grand Theme). Relations Internationales, no. 24, 1980, P. 381-99. URL: http://www.jstor.org/stable/45343761(дата обращения: 14.04.2024).
34. Safran W. State. Nation, national identity, and citizenship: France as a test case // International political science review. Belfast, 1991. - Vol. 12, N 3 (July).
35.Scioldo-Zurcher Y. Faire des Fran^ais d'Algerie des metropolitains // Pole Sud, vol. 24, no. 1, 2006, P. 15-28. URL :https://www.cairn.info/revue-pole-sud-2006-1 -page-15.htm(дата обращения: 14.04.2024).
36. Steele S. Scenes de l’identite Fran^aise, Laicite et Nation // Dalhousie French Studies, vol. 37, 1996. URL:http://www.jstor.org/stable/40837128(дата обращения: 14.04.2024).
37. Vassberg L. Immigration Maghrebine En France: L’integration Des Femmes. The French Review, vol. 70, no. 5, 1997. URL:http://www.jstor.org/stable/398424(дата обращения: 14.04.2024).
38. Weil P. La Republique et sa diversite : Immigration, integration, discrimination, Paris, Le Seuil, coll. « La republique des idees », 2005, 111 p.