Аннотация 2
Введение 3
1 Теоретические понятия и аспекты городского туризма 5
1.1 Город как основное понятие и как объект городского туризма 5
1.1.1 Классификация туристских городов 8
1.1.2 Основные особенности туристских городов 11
1.1.3 Функциональные системы и модели развития городов 14
1.1.4 Городская среда в туризме 16
1.2 Городской туризм 18
1.2.1 Понятие городского туризма 18
1.2.2 Виды городского туризма 21
1.2.3 Развитие городского туризма 21
2 Природные и историко-культурные условия развития городского туризма в Томске 24
2.1 Природные достопримечательности 25
2.2 Историко-культурное наследие 30
3 Индустрия гостеприимства г. Томска: ее состояние, проблемы и перспективы 36
3.1 Понятие индустрии гостеприимства и специфика ее деятельности 37
3.2 Факторы развития индустрии гостеприимства 41
3.3 Современные тенденции развития индустрии гостеприимства 44
3.4 Инфраструктура г. Томска 45
3.4.1 Места размещения 46
3.4.2 Транспортное обеспечение 49
3.4.3 Сфера общественного питания 51
3.4.4 Туристско-рекреационное районирование 54
3.5 Анализ общественного мнения о факторах развития городского туризма 57
3.6 Конкурентные преимущества и основные проблемы сферы гостеприимства 60
3.6.1 Преимущества сферы гостеприимства 60
3.6.2 Проблемы сферы гостеприимства и пути их решения 63
Список использованных источников и литературы: 68
Приложение А 72
Приложение B 78
В федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)» отмечено, что наша страна обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурно-исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов.
Одним из регионов России, где туризм и гостеприимство могут стать приоритетной отраслью экономики, является Томская область. По данным государственной программы «Развитие культуры и туризма в Томской области» число туристов и экскурсантов, принятых Томской областью составило: за 2016 год - 601,2 тыс. человек, за 2017 год - 690 тыс. человек, за 2018 год - 710 тыс. человек [51]. Привлекательность данного региона среди туристов связана во многом с имеющимися на его территории туристско-рекреационными ресурсами. Здесь благоприятно сочетается географическое положение, сохранившийся природный потенциал и богатое культурно-историческое наследие. Все это создает хорошую основу и перспективы для развития внутреннего туризма. Город как объект исследования привлекает все большее внимание представителей различных областей научного знания: историков, социологов, политологов, философов, экономистов, географов и других. Ученые обсуждают проблемы будущего города в силу практической необходимости осмысления сущности реально происходящих процессов роста и развития городов с целью прогнозирования их развития. В городском культурном пространстве значимыми становятся информатизация, глобализация, развитие все новых и новых форм взаимодействия, а индустрия гостеприимства становится движущей силой развития городского туризма.
Данное исследование можно считать актуальным, так как приоритетными направлениями для любого региона РФ, включая Томскую область, является внутренний и въездной туризм. В настоящее время к числу наиболее востребованных форм, обеспечивающих туристские потоки в регион, относится городской туризм, развитие которого в значительной степени зависит от состояния индустрии гостеприимства города. Популярность городского туризма растет не только в мире, но и в России. И неслучайно VIII Международный форум «Visit Russia», посвященный именно городскому туризму проходил 24 октября 2018 года в Ярославской области. Тема форума касалась проблем повышения туристической привлекательности городов, формирования благоприятной городской среды, создания комфортных условий для проживания
Цель работы - изучить индустрию гостеприимства как фактор развития городского туризма в Томске.
В соответствии с целью исследования, в работе были поставлены следующие задачи:
• обобщить теоретические понятия и аспекты городского туризма;
• рассмотреть природные и историко-культурные условия развития городского туризма;
• изучить индустрию гостеприимства города Томска как фактора развития городского туризма;
• провести анкетирование общественного мнения о влиянии инфраструктуры и городского пространства на развитие городского туризма;
• выявить конкурентные преимущества и проблемы в сфере гостеприимства и найти пути их решения.
Объектом данного исследования является индустрия гостеприимства Томска как основа для развития городского туризма на территории города
Предметом исследования является возможность развития городского туризма в Томске.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения, 3 глав, списка литературы (54 источника), 2 приложений. Включает в себя 71 страницу, 6 таблиц и 21 иллюстрацию.
В настоящее время города являются центрами продвижения и развития туризма. В научной литературе отмечается, что городская среда непременно должна обладать всем, что способно поддерживать интерес туриста, в первую очередь, развитой индустрией гостеприимства.
Для решения поставленной цели в работе выполнены следующие задачи: рассмотрены теоретические понятия и тенденции городского туризма и индустрии гостеприимства; природные и историко-культурные особенности города; инфраструктура Томска, систематизированы данные литературных и иных источников; проанализирована на основе маркетингового исследования инфраструктура и городское пространство города; выявлены преимущества и проблемы в сфере гостеприимства Томска и найдены пути их решения. Формированию целостной картины состояния инфраструктуры и городского пространства города будет способствовать проведенный нами анализ.
Следует сказать, что город Томск - богат 415-летней историей, культурой, сохранившей множество памятников, каждый из которых неповторим и имеет огромную историческую ценность. Важным направлением, для успешного развития внутреннего и въездного туризма в Томске, является необходимость развивать инфраструктуру и материально-техническую базу, совершенствовать систему информационного обеспечения в области туризма, проводить активную рекламную компанию, то есть создавать все возможные условия для привлечения российских и иностранных туристов. Городской туризм в современном мире дает возможность для развития экономики и может являться своеобразным ключом к процветанию и благополучию. Все больше регионов страны понимают, что необходимы инвестиции в туристскую отрасль, чтобы она, в свою очередь, могла стать движущей силой социально-экономического прогресса.
Для массового привлечения туристов администрации следует провести ряд организационных мероприятий, определяющих направление преобразований сфере гостеприимства. Поэтому состояние индустрии гостеприимства определяет в значительной степени успех развития городского туризма конкретного города. Городской туризм имеет значительный потенциал развития как в «больших городах», так и малых. Индустрия гостеприимства как фактор развития городского туризма послужит инструментом для повышения туристической привлекательности городов, так и формирования благоприятной городской среды, создания комфортных условий для проживания как туристов, так и местных жителей.
Надеемся, что в создании комфортных условий и привлекательности города для увеличения потоков туристов поможет программа «Комфортная городская среда», которая сейчас реализуется в области и в городе с 2018 года и будет продолжаться до 2024 года.
1. Niisocio [Электронный ресурс] URL: http://niisocio.ru/napravleniya-
deyatelnosti/razvitie-gorodskoj-sredy (дата обращения 27.04.2019)
2. Studme.org [Электронный ресурс] URL: https://studme.org/ (дата обращения 27.04.2019)
3. Studoperia [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru/ (дата обращения 20.03.2018)
4. Webeconomy.ru [Электронный ресурс] URL: http://www.webeconomy.ru/ (дата обращения 27.04.2019)
5. Агентство делового туризма [Электронный ресурс] URL: http://aeroclub.ru/mice/ (дата обращения 27.03.2019)
6. Анциферов Н.П. Пути изучения города как социального организма: Опыт комплексного podhoda. Ленинград: «Сеятель» Е. В. Высоцкого, 1998. 151 с.
7. Афиша [Электронный ресурс] URL: https://afisha.westsib.ru/ (дата обращения 20.05.2019)
8. Белоусова И. С. Гостиничная индустрия как комплексная составляющая индустрии туризма и гостеприимства // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1183-1185. — URL https://moluch.ru/archive/91/19419/ (дата обращения: 20.04.2019).
9. Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городском хозяйстве. Москва- Ленинград: Государственное изд-во, 2004. С. 1. 216 с.
10. Вертикаль [Электронный ресурс] URL: http://www.vertikal-
pechatniki.ru/kuda/kuda_general137.htm (дата обращения 27.03.2019)
11. Вести-Томск [Электронный ресурс] URL: http://www.tvtomsk.ru/ (дата обращения 24.04.2019)
12. Все о туризме [Электронный ресурс] URL: http://www.2r.ru/articles/128 (дата обращения 27.04.2019)
13. Гаранина, Е.Н. Гостеприимство - динамичная индустрия / Е.Н. Гаранина // Парад отелей. - 2004. - № 6. - С.48-50.
14. География туризма: учебник / Под ред. А.Ю. Александровой / А. Ю. Александрова, Е. В. Аигина, В. Н. Баюра и др. — Кнорус М, 2016. — 592 с.
15. Гладкий А.В., Скляров А.А. Развитие туризма в крупнейших исторических городах мира // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. № 2. С. 28-39... 54