Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАРКЕРЫ СТРЕССА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ ИНДИВИДОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРОК РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)

Работа №184239

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

антропология

Объем работы71
Год сдачи2024
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 История палеопатологических исследований в России и СССР 6
1.1 Досоветский этап (конец XIX - начало XX вв.) 6
1.2 Советский этап (начало 1920-х - конец 1980-х годов) 9
1.3 Постсоветский этап (начало 1990-х - настоящее время) 13
2 Методика палеопатологического исследования 16
2.1 Методики определения пола и возраста 16
2.2 Маркеры стресса 18
3 Основные черты каменской (большереченской) культуры и её представителей 23
3.1 Проблемы определения географических и хронологических границ 23
3.2 Археологические сведения 24
3.3 Палеоантропология 28
4 Маркеры стресса у носителей культур Западной Сибири эпохи РЖВ 34
4.1 Описание материала 34
4.2 Сравнительный анализ палеопатологий у популяций Западной Сибири 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А Иллюстрации 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Таблицы 62

Биоархеология рассматривает палеоантропологические материалы как источник, служащий записью истории жизни разных индивидов, начиная от стадии, предшествующей рождению, продолжая периодами жизни - младенчество, детство, юность, взрослая жизнь и старость, - и заканчивая смертью. Живой скелет динамичен и изменчив: в течение жизни костная ткань реконструируется и распадается, формируются и изнашиваются зубы, а процессы роста сменяются процессами старения. На всё это влияют жизненные обстоятельства, к примеру доступ к ресурсам, воздействие патогенов, физическая активность и многое другое1. Костные останки, попадая в руки антрополога, могут стать источником, содержащим информацию о поле, возрасте, антропологическом типе, наличии или отсутствии болезней и патологий, особенностях строения скелета, видах деятельности, пищевом поведении и демографическом составе определённой популяции.
Существуют разные разделы биоархеологии, каждый из которых фокусируется на изучении того или иного аспекта палеоантропологических материалов. Одним из них является палеопатология. Эта дисциплина позволяет узнать, как прогрессировали болезни с течением времени и как люди адаптировались к изменениям окружающей среды. К предмету изучения относятся патологии - изменения костной ткани, отклоняющиеся от анатомической нормы и проявляющиеся на костях при жизни индивида. Проявление таких изменений на костных структурах - результат воздействия комплекса стрессоров различной природы2. В рамках данной дисциплины ключевыми объектами изучения являются маркеры стресса - отклоняющиеся от нормы изменения костной ткани, возникающие под влиянием факторов внешней среды. Стресс здесь понимается как состояние организма, развивающееся под воздействием неблагоприятных факторов (стрессоров). Эти индикаторы используются для оценки состояния здоровья и степени адаптации древних популяций к меняющимся условиям жизни3.
Следовательно, маркеры стресса являются как индикаторами болезней, так и показателями приспособленности индивидов к различным внешним и внутренним условиям. То есть, они рассматриваются как один из результатов действия защитных механизмов, которые стремятся восстановить нарушенный баланс или адаптироваться к изменениям. Однако, если стрессоры оказывают влияние на организм в течение продолжительного времени, при этом увеличивая степень воздействия, то организм истощается, что может привести к его гибели4. Этот принцип позволяет понять послужило ли заболевание причиной смерти, а в ином случае выяснить факторы, которые могли усугубить, либо же ослабить пагубное влияние патологии.
Особое внимание, как ни странно, уделяется зубочелюстным патологиям. Поскольку зубы устойчивы к разрушению, а в некоторых типах почв способны сохраняться даже дольше и лучше, чем костная ткань, они представляют интерес при изучении древних индивидов. Зубы важны при оценке возраста детей и подростков, так как последовательность их прорезывания устойчива, а дальнейшие изменения постоянных зубов позволяют получить информацию о возрасте более взрослых индивидов. Кроме того, врождённые вариации строения и количества зубов могут свидетельствовать о генетических различиях между группами либо же, наоборот, о близости популяций друг другу. Патологии зубочелюстной системы в данном случае отражают рацион питания индивидов и насыщенность пищи микроэлементами, подверженность заболеваниям, а в некоторых случаях могут дать информацию о видах деятельности индивидов в популяции. В отличие от костей, на которых происходит регенерация костной ткани и, следовательно, недостаточная кальцификация восполняется с течением времени, зубы развиваются единожды, и в случае недостатка питательных веществ во время их формирования, в дальнейшем дефекты эмали остаются невосполнимыми5.
Таким образом, палеопатологические исследования могут помочь реконструировать (по крайней мере частично) особенности разных сфер жизни палеопопуляций - не только состояние здоровья и характер заболеваний, но и рацион питания, виды активности и условия труда, гигиену и санитарию6, а также могут дать информацию о социальной иерархии внутри популяции, социальных ролях и статусах7. Анализ
палеоантропологических материалов на предмет палеопатологий позволяет получить большой объём информации о разных сторонах жизни отдельных палеопопуляций, поэтому целью данной работы является анализ степени влияния условий среды на зубочелюстную систему носителей культур раннего железного века Западной Сибири. Объектом в таком случае являются серии черепов тагарской и каменской (большереченской) культур (из фондов КА ТГУ), а предметом - маркеры физиологического стресса, фиксируемые на зубочелюстной системе.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Палеопатологическое исследование зубочелюстных патологий позволяет получить не только информацию о физическом состоянии и здоровье населения, но и о воздействии окружающей среды на население в хронологическом и географическом аспектах, а также эволюции заболеваний1. Изучение стоматологических заболеваний может предоставить прямые доказательства того, какой тип питания существовал в конкретной популяции, что важно для понимания его воздействия не только на организм, но и для анализа стратегий выживания и социальной дифференциации2.
В ходе работы были рассмотрены этапы становления палеопатологии как дисциплины в России и СССР, изучена археологическая и антропологическая литература по большереченской культуре, описана программа палеопатологического исследования и проанализированы костные материалы носителей культуры на предмет индикаторов, свидетельствующих о заболеваниях зубочелюстной системы.
Изучаемая культура - каменская (большереченская) - существовала с VI-V по I вв. до н. э. на территории современного Алтайского края и Новосибирской области3. Для неё характерно комплексное хозяйство, включающее оседлое скотоводство и мотыжное земледелие наряду с охотой и рыболовством4. Общество имело черты патриархальности - женщины занимали подчинённое положение5, но в отличие от других культур скифо­сибирского мира большереченское общество имело низкую степень милитаризации6. Данные антропологии и археологии, указывают на сложность происхождения культуры: антропологический тип населения Новосибирского Приобья основывается на местном субстрате, а на Барнаульское Приобье оказали влияние миграции саков и сарматов7.
Анализ зубочелюстных маркеров стресса в данной популяции показал:
• Кариес встречается в 17,55% случаев. Серии из Приобья занимают медианное положение (15,05% и 17,24% Барнаульское и Новосибирское соответственно), а Новотроицкое-I, II (24%) и Кириловка-II, III (8,06%) - крайние точки. Основной причиной возникновения патологии является более высокая роль земледелия, нежели в эпоху бронзы. Другие заболевания имеют статистически значимую, но слабую связь с кариесом, поэтому являются дополнительными факторами.
• Частота зубного камня составляет 64,72%. Доли патологии в сериях близки друг другу: Новосибирское - 68,97%, Барнаульское - 65,05%, Новотроицкое-I, II - 66,86%, за исключением могильника Кириловка-II, III (51,61%). Основной причиной, как и ранее, служит повышение употребления углеводной пищи, что приводит к увеличению частоты кариеса и уменьшению - зубного камня. Другие заболевания (кариес, заболевания пародонта, травмы) также коррелируют с патологией и являются дополнительными усугубляющими факторами.
• Альвеолярный абсцесс фиксируется в 16,79% случаев. Как и в случае с кариесом, наибольшую частоту показывает серия из Новотроицкого-I, II (19,43%), а наименьшую - из Кириловки-II, III (12,9%). Новосибирское (14,94%) и Барнаульское (16,5%) Приобья имеют средние значения. Причинами, влияющими на возникновение патологии, можно считать заболевания пародонта и износ зубов, а зубной камень, кариес и травмы являются дополнительными факторами.
• Частота заболеваний пародонта составляет 22,83%. Различия по котловинам обнаруживают обратную тенденцию: частоты из могильников Кириловка-II, III (20,97%) и Новотроицкое-I, II (26,86%) занимают медианное значение, а Новосибирское (32,18%) и Барнаульское (16,02%) Приобья - крайние точки. Одним из наиболее важных факторов являются абсцессы, а также заболевания пародонта и износ зубов. Кариес, зубной камень и травмы - дополнительные причины.
• Гипоплазия встречается в 24,72% случаев. Как и в случае кариеса и абсцесса, Новосибирская (25,29%) и Барнаульская (22,82%) серии занимают среднее положение, а Новотроицкое-I, II (29,14%) и Кириловка-II, III (17,74%) - крайнее. Причинами возникновения патологии можно считать инфекционные заболевания (и, соответственно, низкий уровень иммунитета в популяции) и недостаточное питание.
• Частота заболеваний ВНЧС/ВНЧЯ составляет 40,57%. Как и ранее - Новосибирское (39,43%) и Барнаульское (41,75%) - медианные значение, а Кириловка-II, III (35,48%) и Новотроицкое-I, II (43,68%) - крайнее. Факторами влияния являются возрастные и гормональные изменения, а также заболевания пародонта и инфекции. В целом можно сделать следующие выводы о состоянии здоровья большереченской
популяции: земледелие, хотя и не имеет преобладающее значение в отличие от скотоводства, занимает важное положение в структуре питания носителей культуры . Благодаря стабильному поступлению углеводной пищи в рацион можно наблюдать достаточно высокий процент кариеса и относительно низкий - зубного камня. Такая ситуация подчиняется общим тенденциям, связанным с увеличением доли первой патологии и снижением - второй, соответствующим увеличению роли земледелия со временем. Частоты альвеолярного абсцесса, заболеваний пародонта и гипоплазии говорят о низком уровне иммунитета популяции, ослабленном из-за недостаточного питания (скудности рациона и недостатка микроэлементов, а также из-за дефицита белков и нарушения обмена веществ или витаминного баланса) и подверженности длительным инфекционным заболеваниям, а в случае первых двух патологий - ещё и возрастных изменений. Последнее - расстройство ВНЧС/ВНЧЯ - связано с системными заболеваниями (инфекционными, либо механическими повреждениями), возрастными и гормональными изменениями, а также с заболеваниями пародонта, взаимно усугубляющими друг друга.
....


1. Абсалямов М. Б. Тагарские и таштыкские поселения Южной Сибири по материалам разведок 1970-1976 годов // Южная Сибирь в скифо-сарматскую эпоху. - 1976. - С. 115-116.
2. Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез / В. П. Алексеев. - Москва : Наука, 1989. - 448 с.
3. Алексеев В. П., Дебец Г. Ф. Краниометрия. Методика антропологических исследований / В. П. Алексеев, Г. Ф. Дебец. - Москва : Наука, 1964. - 128 с.
4. Анализ маркеров стресса методом микрофокусной рентгенографии (по
антропологическим материалам эпох каменного века) / А. П. Бужилова, Н. Н. Потрахов, Е. Н. Потрахов, А. Ю. Грязнов // Биотехносфера. - 2013. - № 2 (26). - С. 46-51.
5. Антропология - медицине / под ред. Т. И. Алексеевой. - Москва : Издательство МГУ, 1989. - 246 с.
6. Анучин Д. Н. Амулет из кости человеческого черепа и трепанация черепов в древние времена в России // Труды Девятого Археологического съезда в Вильне 1893. - 1895. - Т. 1. - С. 283-304.
7. Анучин Д. Н. О географическом распределении роста мужского населения России (по данным о всеобщей воинской повинности в Империи за 1874-1883 гг.) сравнительно с распределением роста в других странах / Д. Н. Анучин. - Санкт- Петербург : типография В. Безобразова и К, 1889. - 184 с.
8. Анучин Д. Н. О древних искусственно-деформированных черепах, найденных в пределах России / Д. Н. Анучин. - Москва : "Русская" типо-лит., 1887. - 72 с.
9. Анучин Д. Н. О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам // Известия Императорского ОЛЕАЭ, состоящего при Московском университете. Труды антропологического отдела. - 1880. - Т. 38, вып. 3. - С. 1-124.
10. Бородовский А. П. Дискурс термина «археологическая культура» в антропологических исследованиях населения эпохи раннего железа на Верхней Оби // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2024. - № 1 (58). - С. 90-95.
11. Бужилова А. П. Homo sapiens: История болезни / А. П. Бужилова. - Москва : Языки славянской культуры, 2005. - 320 с.
12. Бужилова А. П. Биоархеологические подходы к изучению деформированных черепов из Приаралья (по антропологическим материалам могильника Косасар-2) // OPUS: междисциплинарные исследования в археологии. - 2006. - Вып. 5. - С. 164— 176.
13. Бужилова А. П. Древнее население: палеопатологические аспекты исследования / А. П. Бужилова. - Москва : Институт археологии РАН, 1995. - 189 с.
14. Бужилова А. П. Историческая экология человека: методика биологических исследований / А. П. Бужилова, М. В. Козловская, М. Б. Медникова. - Москва : Старый сад, 1998. - 260 с.
15. Бужилова А. П. Палеопатологические исследования в России: история вопроса // Вестник Московского университета. Серия XXIII. - 2009. - № 1. - С. 27-34.
... всего 97 истчоников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ