НАСЕЛЕНИЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ПОЛИТИКЕ РОССИИ И КИТАЯ
|
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ 7
1.1 Народы Дальнего Востока 7
1.2 Народы Южной Сибири 10
1.3 Народы Центральной Азии 14
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА РОССИИ И КИТАЯ НА ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ22
2.1. Место населения трансграничных территорий в договорах XVII-XIXBB 22
2.2. Влияние внутриполитических процессов на трансграничное население 29
ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ НАРОДОВ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
51
3.1 Отношение к трансграничным территориям в Китае 51
3.2 Восприятие границы с Китаем в России 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 64
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ 7
1.1 Народы Дальнего Востока 7
1.2 Народы Южной Сибири 10
1.3 Народы Центральной Азии 14
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА РОССИИ И КИТАЯ НА ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ22
2.1. Место населения трансграничных территорий в договорах XVII-XIXBB 22
2.2. Влияние внутриполитических процессов на трансграничное население 29
ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ НАРОДОВ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
51
3.1 Отношение к трансграничным территориям в Китае 51
3.2 Восприятие границы с Китаем в России 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 64
Актуальность темы. Россия и Китай занимают соседствующее положение, и история их отношений продолжается не один век. За четыре столетия взаимоотношений между данными государствами никогда не было широкомасштабных войн, а лишь периодически возникали незначительные конфликты, которые разрешались с переменным успехом для обеих сторон. Основой этих конфликтов часто служили территории сопряженных границ, которые активно осваивались обеими сторонами. Немалую роль в осваивании новых земель играло локальное население, которое проходило свой цивилизационный путь и с которым также было необходимо найти общий язык - будь то по причинам возможного содействия в сдерживании противной стороны от посяганий на присоединенные территории или будь то торговые или подданнические отношения с местным населением как самоцель. Последние годы отмечается рост политического доверия на фоне процессов мирного урегулирования территориальных споров; которые, однако, бывают затруднены недопониманием и, в некоторых случаях, нежеланием прийти к компромиссу в особо сложных вопросах. Взаимное восприятие России и Китая как угрозы для территорий сейчас уходит в прошлое, однако, остаются вопросы истории, которые, из-за долголетнего, не приводящего к компромиссам обсуждения, всё ещё могут оказывать влияние на нынешнюю ситуацию.
Примером этого может служить то, что в последнее время во взаимных обвинениях обе стороны часто апеллируют к тезису о «захватническом» характере экспансии Дальнего Востока и Приамурья. Обращение к данной риторике создаёт условия не только для сомнения в «легитимности» территориальной принадлежности, но и для возникновения дисбаланса в политическом отношении. В данной работе мы обратимся к населению трансграничных территорий как свидетелю и участнику процесса демаркации границ и территориального размежевания. Актуальность данного вопроса заключается в выявлении свидетельств об отношениях с трансграничным населением и создании необходимой базы для свидетельствования в пользу или против какой-либо стороны в разрешении спора о принадлежности территорий.
Степень изученности темы. Несмотря на отсутствие недостатка в литературе, освещающей проблемы отношений России и Китая, тема населения трансграничных территорий в политике России и Китая как ещё одного актора в развитии региональных отношений мало освещена в тематических трудах. Литература, используемая для проведения исследования, представляет собой труды выдающихся востоковедов и китаистов. Основной источник материала - работа историка и независимого военного эксперта Попова И.М. «Россия и Китай: 300 лет на грани войны», которая освещает взаимоотношения России и Китая с XVII века по начало XX века. Другая работа, в которой собраны документы и извлечения из них, заключённые акторами рассматриваемых нами территориальных и исторических границ, позволившая нам отследить динамику отношений и подробности соглашений между государствами, составлена профессором В.Г. Дацышеном и профессором В.П. Зиновьевым - «Русско- китайские отношения в Центральной Азии в XIX - начале XX в.» Очень важное влияние на работу оказала книга Н.С. Модорова и В.Г. Дацышена «Народы Саяно-Алтая и Северо-Западной Монголии в борьбе с цинской агрессией 1644-1758 гг.» - эта работа обеспечила базовое понимание процессов, происходящих в Южной Сибири в XVII-XVIII веках. Также был вовлечён труд О.В. Боронина «Двоеданничество в Сибири XVII - 60-е гг. XIX вв.», который, благодаря широте и глубине проработки важнейших проблем установления границ и развития отношений в Центральной Азии является одним из важнейших источников современного состояния пограничных переговоров в указанных странах.
Кроме того, была задействована работа американского ученого, профессора Йельского университета в области китайской истории Питера К. Пердью. Его произведение «China Marches West» позволяет увидеть, как воспринимаются события, происходившие в Средней Азии в XVII-XVIII веках, глазами стороннего западного обозревателя.
Объектом исследования является политика КНР и России в отношении трансграничных территорий.
Предмет исследования - отношения с населением данных территорий.
Цель исследования - определить место и роль трансграничного населения в российско-китайских отношениях. Предполагается, что именно трансграничное население оказывало наибольшее влияние на характер отношений с Российской империей и Китаем.
Ряд задач, которые необходимо решить в рамках исследования:
1. Изучить договоры и другие нормативные документы, регулирующие отношения на трансграничных территориях.
2. Охарактеризовать политику России и Китая в отношении спорного населения.
3. Раскрыть значение мнения местного населения при демаркации границ.
4. Проанализировать основные направления России и Китая в отношении трансграничного населения.
5. Рассмотреть, как менялось со временем восприятие данных территорий и их населения.
Гипотеза исследования. Нашим главным предположением результатов этой работы является то, что трансграничное население играло важную роль в процессе демаркации границ, и в зависимости от того, какие устанавливались отношения между коренным населением и Россией и Китаем, так и определялась граница владений двух держав.
Методы, используемые для проведения этого исследования:
1. Общенаучные методы: анализ, синтез, наблюдение;
2. Специальные методы: историко-сравнительный метод, историко-диахронный метод, метод исторической периодизации;
Эти средства позволят изучить вопрос в процессе его исторического движения, что в наибольшей мере приблизит к воссозданию реальной истории объекта.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XVII в. (случаи первых посольств и миссий, направленных в Китай) до конца XX века и первой декады XIX века, итоги которого можно оценить, как установление стабильных и дружественных отношений, стратегического взаимодействия, являющихся образцом отношений между крупными державами. Территории, вовлеченные в исследование, расположены на Дальнем Востоке (Приамурье, Внутренняя Монголия), в регионе Южной Сибири (Алтай), в Центральной Азии (Восточный Туркестан) и являются как сферой интересов Китая, так и России.
Источниковая база. Договора , используемые в работе, являются письменными законодательными источниками, заключенными между Китаем и Россией в период протяженностью около 300 лет. Следовательно, из них мы узнаем саму смысловую систему народа, что упрощает понимание его взглядов и убеждений - из истории подобных документов и непосредственно их текста можно выделить основные направления приоритетов и ценностей, влияющие как на внутреннюю, так и внешнюю политику.
Структура Выпускной квалификационной работы состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка источников и литературы.
Примером этого может служить то, что в последнее время во взаимных обвинениях обе стороны часто апеллируют к тезису о «захватническом» характере экспансии Дальнего Востока и Приамурья. Обращение к данной риторике создаёт условия не только для сомнения в «легитимности» территориальной принадлежности, но и для возникновения дисбаланса в политическом отношении. В данной работе мы обратимся к населению трансграничных территорий как свидетелю и участнику процесса демаркации границ и территориального размежевания. Актуальность данного вопроса заключается в выявлении свидетельств об отношениях с трансграничным населением и создании необходимой базы для свидетельствования в пользу или против какой-либо стороны в разрешении спора о принадлежности территорий.
Степень изученности темы. Несмотря на отсутствие недостатка в литературе, освещающей проблемы отношений России и Китая, тема населения трансграничных территорий в политике России и Китая как ещё одного актора в развитии региональных отношений мало освещена в тематических трудах. Литература, используемая для проведения исследования, представляет собой труды выдающихся востоковедов и китаистов. Основной источник материала - работа историка и независимого военного эксперта Попова И.М. «Россия и Китай: 300 лет на грани войны», которая освещает взаимоотношения России и Китая с XVII века по начало XX века. Другая работа, в которой собраны документы и извлечения из них, заключённые акторами рассматриваемых нами территориальных и исторических границ, позволившая нам отследить динамику отношений и подробности соглашений между государствами, составлена профессором В.Г. Дацышеном и профессором В.П. Зиновьевым - «Русско- китайские отношения в Центральной Азии в XIX - начале XX в.» Очень важное влияние на работу оказала книга Н.С. Модорова и В.Г. Дацышена «Народы Саяно-Алтая и Северо-Западной Монголии в борьбе с цинской агрессией 1644-1758 гг.» - эта работа обеспечила базовое понимание процессов, происходящих в Южной Сибири в XVII-XVIII веках. Также был вовлечён труд О.В. Боронина «Двоеданничество в Сибири XVII - 60-е гг. XIX вв.», который, благодаря широте и глубине проработки важнейших проблем установления границ и развития отношений в Центральной Азии является одним из важнейших источников современного состояния пограничных переговоров в указанных странах.
Кроме того, была задействована работа американского ученого, профессора Йельского университета в области китайской истории Питера К. Пердью. Его произведение «China Marches West» позволяет увидеть, как воспринимаются события, происходившие в Средней Азии в XVII-XVIII веках, глазами стороннего западного обозревателя.
Объектом исследования является политика КНР и России в отношении трансграничных территорий.
Предмет исследования - отношения с населением данных территорий.
Цель исследования - определить место и роль трансграничного населения в российско-китайских отношениях. Предполагается, что именно трансграничное население оказывало наибольшее влияние на характер отношений с Российской империей и Китаем.
Ряд задач, которые необходимо решить в рамках исследования:
1. Изучить договоры и другие нормативные документы, регулирующие отношения на трансграничных территориях.
2. Охарактеризовать политику России и Китая в отношении спорного населения.
3. Раскрыть значение мнения местного населения при демаркации границ.
4. Проанализировать основные направления России и Китая в отношении трансграничного населения.
5. Рассмотреть, как менялось со временем восприятие данных территорий и их населения.
Гипотеза исследования. Нашим главным предположением результатов этой работы является то, что трансграничное население играло важную роль в процессе демаркации границ, и в зависимости от того, какие устанавливались отношения между коренным населением и Россией и Китаем, так и определялась граница владений двух держав.
Методы, используемые для проведения этого исследования:
1. Общенаучные методы: анализ, синтез, наблюдение;
2. Специальные методы: историко-сравнительный метод, историко-диахронный метод, метод исторической периодизации;
Эти средства позволят изучить вопрос в процессе его исторического движения, что в наибольшей мере приблизит к воссозданию реальной истории объекта.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XVII в. (случаи первых посольств и миссий, направленных в Китай) до конца XX века и первой декады XIX века, итоги которого можно оценить, как установление стабильных и дружественных отношений, стратегического взаимодействия, являющихся образцом отношений между крупными державами. Территории, вовлеченные в исследование, расположены на Дальнем Востоке (Приамурье, Внутренняя Монголия), в регионе Южной Сибири (Алтай), в Центральной Азии (Восточный Туркестан) и являются как сферой интересов Китая, так и России.
Источниковая база. Договора , используемые в работе, являются письменными законодательными источниками, заключенными между Китаем и Россией в период протяженностью около 300 лет. Следовательно, из них мы узнаем саму смысловую систему народа, что упрощает понимание его взглядов и убеждений - из истории подобных документов и непосредственно их текста можно выделить основные направления приоритетов и ценностей, влияющие как на внутреннюю, так и внешнюю политику.
Структура Выпускной квалификационной работы состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка источников и литературы.
В данной работе мы намеривались осветить вопросы отношений России и Китая с трансграничным населением на протяжении почти четырёхсот лет, результат исследования которых мог бы послужить базой для ознакомления с основными случаями установления границ в зависимости от действий трансграничного населения. Таким образом, создав некоторый необходимый фундамент для свидетельствования в пользу или против какой-либо стороны в разрешении спора о принадлежности территорий. В современном мире в условиях России, создавшей прецедент захвата территорий и «восстановления исторической справедливости и защиты местного населения», условно может быть проведена параллель между территориями на Дальнем Востоке и Китаем, который нуждается в этих регионах как в опоре для развития своих приграничных территорий. Поэтому, обращение к третьей стороне может стать легитимным свидетельством, как должны были разграничить земли, и как они разграничены на данный момент. Для этого, нам было необходимо определить место и роль трансграничного населения в российско-китайских отношениях.
В ходе работы мы выяснили, что отношения устанавливались с народами Дальнего Востока, Центральной Азии и Южной Сибири посредством объясачивания, т.е. создания отношений «сюзерен-кыштым». Эта стратегия использовалась как Цинами, так и русскими. Цинскую политику в отношении спорного населения можно охарактеризовать как переменную - в попытках присоединения территорий какого-либо народа использовались средства от дарования титулов местным князям до насильственного переселения народа ближе к своим границам или в их пределы. Российская политика носила более ненасильственный характер - после инцидентов во время первых столкновений на Амуре с коренными народами и, впоследствии, Цинами, казачество было взято под относительный контроль. Кроме того, предпринимались попытки интегрировать население в экономическую и культурную среду государства - так повышались возможности закрепления в регионе. Идея продвигалась с переменным успехом и сильно зависела от характера её воплощения - опыт показал, что ненасильственные методы были самыми действенными.
В Южной Сибири спорное население представляло собой двоеданцев; для русских отсутствие возможности вести активные действия по укрощению неверных ясачников оказалось более эффективным в долгосрочной перспективе. Положение казаков там было непрочным, и им во многом помогла политика агрессивной Цинской империи, напугавшей население. Кроме того, слабое влияние в регионе обусловило невозможность и нежелание высших кругов сталкиваться с Цинами, и потому им пришлось подчиниться иерархии, заведённой в регионе и правилам порабощения народов - правом брать с «кыштымов» своих «кыштымов» - а, следовательно, уступить Туву.
Важно отметить, что подписанные договора не нарушались сторонами и в Центральной Азии, где русские также не занимали прочных позиций, в противном случае они бы столкнулись с ещё большей проблемой - поддержание постоянного присутствия в регионе. Потому сохранение статуса-кво в регионе было важно и в целях безопасности на каждое действие русских в отношении местных народов испрашивалось разрешение у Цинского двора. Помимо вышесказанного, нельзя не отметить широкое и быстрое заселение русскими Южной Сибири - крестьян и казаков в большей степени интересовало земледелие и освоение территорий, чем сбор ясака.
В Центральной Азии существовали регионы разного уровня экономического развития; население этих регионов либо попадало в зависимость - становилось «кыштымом», либо было способно отстоять свои интересы. Факт возникновения двоеданства свидетельствует в эту пользу; также он подтверждает, что Российская империя и Цины вырабатывали свои собственные методы взаимодействия - в обоих случаях можно проследить прямую зависимость действий и ответной реакции на них. Россия в этом регионе заботится о своих интересах, и потому, согласно документам, пытается перехитрить Цинов при присоединении кочевых племён.
Помимо этого, несмотря на отдельные пункты в договорах, заключенных ранее, Россия не выдавала перебежчиков. Российское государство могло предоставить защиту беглецам на своей территории. Отношения в центрально-азиатском регионе были непростыми - существовало три крупных актора (Цины, русские и джунгары) и много мелких (коренные народы), на отношения которых они могли влиять - народы Саяно- Алтая даже оказывались под двойным обложением дани вследствие меняющейся обстановки и неустановленности границ. Цины действовали согласно китайскому стратагемному мышлению - они подчиняют окружные территории (Тибет, народы Алтая, Монголию) и находят слабое место внутри империи (раздор среди ойратских князей) для её разгрома. Если Россия выработала на опыте Дальнего Востока культуру взаимодействия с местным населением, то для Цинов, которые преследовали либо цели наживы - и в результате превращали сбор дани в грабеж и непосильное бремя для податного населения - либо цели защиты и укрепления границ - резко контрастировали с русскими в методах.
Русские, за неимением средств и людей, были вынуждены уступать и идти на компромиссы с коренным населением; не спешить и «действовать ласкою», в то время как Цины, располагая достаточными ресурсами, могли установить власть силой. Следующим действием по закреплению в регионе было установление своей администрации (Синьцзян), что провоцировало недовольства на оккупируемой территории. Подобная тактика заставляла многих сниматься с места и искать другого покровительства, а так как к середине XIX века в Центральной Азии крупнейшими соседствующими акторами были Россия и Китай, то, с учётом всех вышеизложенных причин, Россия приняла достаточное количество беглых людей. С 1860-х гг. установилась новая система русско-китайских отношений. В это время были ликвидированы многие буферные зоны, разделявшие территории двух государств, граница была открыта, двусторонние отношения на уровне регионов приобрели массовый характер и стали важнейшей составляющей общей системы русско-китайских отношений.
Таким образом, в истории взаимоотношений России и Китая с трансграничным населением можно проследить эволюцию восприятия местного населения. Глубина включения в основную структуру государства определяла правовой статус населения - они могли быть периферийными данниками или же быть включены в округ и иметь свои повинности и вносить свой вклад в развитие края совместно с новоприбывшими. Кроме того, Россия и Китай стремились «разбавить» национальный характер территорий и поощряли унификацию районов по подобию основной территории.
Подытоживая процессы, которым подверглись народы Дальнего Востока и Приамурья, Южной Сибири и Центральной Азии, войдя в столкновение с крупными, устойчивыми, слаженными административно акторами, необходимо отметить активное выстраивание контактов коренными народами с крупными государствами. Коренное население не являлось молчаливыми «кыштымами» или ясачными людьми - в регионах шёл сложный обоюдный процесс построения дипломатической и культурной кооперации. Оба государства в истории налаживания контактов использовали жестокость и мягкость: в обоих случаях население, над которым совершалось насилие, выбирало побег на другую сторону и впоследствии принимало живое участие в защите интересов в случае установления крепких дружественных отношений. Несмотря на то, что в договорах не упоминается или не уделяется достаточно внимания вопросу о трансграничном населении, они очень часто играли большую роль в жизни коренного населения - регулирования новых мест охотничьих угодий.
В настоящее время в регионе лучше других областей развивается культурный обмен - обе страны рассматривают территории в качестве плацдарма для развития отношений и инфраструктурный связей в регионе. КНР считает их взаимозависимыми, такой же точки зрения придерживается российская сторона. Единственная проблема заключается в отсутствии инициативы и достаточного финансирования Россией формирования рабочей стратегии интеграции региона. Помимо, также известно, что политика, проводимая странами по ассимиляции населения, практически уничтожила их традиционный быт - и в наше время говорить об утверждающей роли в качестве переговорщиков - третьей стороны - не приходится.
В ходе работы мы выяснили, что отношения устанавливались с народами Дальнего Востока, Центральной Азии и Южной Сибири посредством объясачивания, т.е. создания отношений «сюзерен-кыштым». Эта стратегия использовалась как Цинами, так и русскими. Цинскую политику в отношении спорного населения можно охарактеризовать как переменную - в попытках присоединения территорий какого-либо народа использовались средства от дарования титулов местным князям до насильственного переселения народа ближе к своим границам или в их пределы. Российская политика носила более ненасильственный характер - после инцидентов во время первых столкновений на Амуре с коренными народами и, впоследствии, Цинами, казачество было взято под относительный контроль. Кроме того, предпринимались попытки интегрировать население в экономическую и культурную среду государства - так повышались возможности закрепления в регионе. Идея продвигалась с переменным успехом и сильно зависела от характера её воплощения - опыт показал, что ненасильственные методы были самыми действенными.
В Южной Сибири спорное население представляло собой двоеданцев; для русских отсутствие возможности вести активные действия по укрощению неверных ясачников оказалось более эффективным в долгосрочной перспективе. Положение казаков там было непрочным, и им во многом помогла политика агрессивной Цинской империи, напугавшей население. Кроме того, слабое влияние в регионе обусловило невозможность и нежелание высших кругов сталкиваться с Цинами, и потому им пришлось подчиниться иерархии, заведённой в регионе и правилам порабощения народов - правом брать с «кыштымов» своих «кыштымов» - а, следовательно, уступить Туву.
Важно отметить, что подписанные договора не нарушались сторонами и в Центральной Азии, где русские также не занимали прочных позиций, в противном случае они бы столкнулись с ещё большей проблемой - поддержание постоянного присутствия в регионе. Потому сохранение статуса-кво в регионе было важно и в целях безопасности на каждое действие русских в отношении местных народов испрашивалось разрешение у Цинского двора. Помимо вышесказанного, нельзя не отметить широкое и быстрое заселение русскими Южной Сибири - крестьян и казаков в большей степени интересовало земледелие и освоение территорий, чем сбор ясака.
В Центральной Азии существовали регионы разного уровня экономического развития; население этих регионов либо попадало в зависимость - становилось «кыштымом», либо было способно отстоять свои интересы. Факт возникновения двоеданства свидетельствует в эту пользу; также он подтверждает, что Российская империя и Цины вырабатывали свои собственные методы взаимодействия - в обоих случаях можно проследить прямую зависимость действий и ответной реакции на них. Россия в этом регионе заботится о своих интересах, и потому, согласно документам, пытается перехитрить Цинов при присоединении кочевых племён.
Помимо этого, несмотря на отдельные пункты в договорах, заключенных ранее, Россия не выдавала перебежчиков. Российское государство могло предоставить защиту беглецам на своей территории. Отношения в центрально-азиатском регионе были непростыми - существовало три крупных актора (Цины, русские и джунгары) и много мелких (коренные народы), на отношения которых они могли влиять - народы Саяно- Алтая даже оказывались под двойным обложением дани вследствие меняющейся обстановки и неустановленности границ. Цины действовали согласно китайскому стратагемному мышлению - они подчиняют окружные территории (Тибет, народы Алтая, Монголию) и находят слабое место внутри империи (раздор среди ойратских князей) для её разгрома. Если Россия выработала на опыте Дальнего Востока культуру взаимодействия с местным населением, то для Цинов, которые преследовали либо цели наживы - и в результате превращали сбор дани в грабеж и непосильное бремя для податного населения - либо цели защиты и укрепления границ - резко контрастировали с русскими в методах.
Русские, за неимением средств и людей, были вынуждены уступать и идти на компромиссы с коренным населением; не спешить и «действовать ласкою», в то время как Цины, располагая достаточными ресурсами, могли установить власть силой. Следующим действием по закреплению в регионе было установление своей администрации (Синьцзян), что провоцировало недовольства на оккупируемой территории. Подобная тактика заставляла многих сниматься с места и искать другого покровительства, а так как к середине XIX века в Центральной Азии крупнейшими соседствующими акторами были Россия и Китай, то, с учётом всех вышеизложенных причин, Россия приняла достаточное количество беглых людей. С 1860-х гг. установилась новая система русско-китайских отношений. В это время были ликвидированы многие буферные зоны, разделявшие территории двух государств, граница была открыта, двусторонние отношения на уровне регионов приобрели массовый характер и стали важнейшей составляющей общей системы русско-китайских отношений.
Таким образом, в истории взаимоотношений России и Китая с трансграничным населением можно проследить эволюцию восприятия местного населения. Глубина включения в основную структуру государства определяла правовой статус населения - они могли быть периферийными данниками или же быть включены в округ и иметь свои повинности и вносить свой вклад в развитие края совместно с новоприбывшими. Кроме того, Россия и Китай стремились «разбавить» национальный характер территорий и поощряли унификацию районов по подобию основной территории.
Подытоживая процессы, которым подверглись народы Дальнего Востока и Приамурья, Южной Сибири и Центральной Азии, войдя в столкновение с крупными, устойчивыми, слаженными административно акторами, необходимо отметить активное выстраивание контактов коренными народами с крупными государствами. Коренное население не являлось молчаливыми «кыштымами» или ясачными людьми - в регионах шёл сложный обоюдный процесс построения дипломатической и культурной кооперации. Оба государства в истории налаживания контактов использовали жестокость и мягкость: в обоих случаях население, над которым совершалось насилие, выбирало побег на другую сторону и впоследствии принимало живое участие в защите интересов в случае установления крепких дружественных отношений. Несмотря на то, что в договорах не упоминается или не уделяется достаточно внимания вопросу о трансграничном населении, они очень часто играли большую роль в жизни коренного населения - регулирования новых мест охотничьих угодий.
В настоящее время в регионе лучше других областей развивается культурный обмен - обе страны рассматривают территории в качестве плацдарма для развития отношений и инфраструктурный связей в регионе. КНР считает их взаимозависимыми, такой же точки зрения придерживается российская сторона. Единственная проблема заключается в отсутствии инициативы и достаточного финансирования Россией формирования рабочей стратегии интеграции региона. Помимо, также известно, что политика, проводимая странами по ассимиляции населения, практически уничтожила их традиционный быт - и в наше время говорить об утверждающей роли в качестве переговорщиков - третьей стороны - не приходится.
Подобные работы
- Региональная экономическая политика России и Китая: приграничное и межрегиональное сотрудничество
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КИТАЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖДУНАРОДНАЯ ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И КИТАЯ:ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖДУНАРОДНАЯ ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И КИТАЯ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ (НА ПРИМЕРЕ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА ИЗ КИТАЯ В РОССИЮ)
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - ДЕОФШОРИЗАЦИЯ КАК ПРИОРИТЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Экологические отношения между Россией и Китаем (Дальневосточный федеральный университет)
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Приграничное сотрудничество России и Китая на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОВМЕСТНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ И КИТАЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023





