АННОТАЦИЯ 3
Введение 2
1 Теоретические основы межбюджетных отношений и региональных стратегий 4
1.1 Сущность и содержание межбюджетных отношений 4
1.2 Роль межбюджетных отношений в реализации региональных стратегий 10
1.3 Современные инструменты стратегического развития региона 14
2 Практический анализ межбюджетных отношений и региональных стратегий 20
2.1 Межбюджетные отношения на современном этапе развития Российской Федерации 20
2.2 Анализ эффективности межбюджетных отношений в регионах на примере Московской
области 26
3 Рекомендации по повышению эффективности межбюджетных отношений 39
при реализации региональных стратегий 39
3.1 Распределение денежных средств в бюджетной системе Российской 39
Федерации 39
3.2 Проблемы межбюджетных региональных отношений и способы их решения 47
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 56
В современной экономике межбюджетные отношения представляют собой ключевой инструмент, который играет важную роль в обеспечении ресурсами процесс реализации региональных проектов. Это связано с тем, что регионы имеют прямую зависимость от финансовой поддержки со стороны центральных и местных уровней власти.
Разработка оптимальных межбюджетных отношений дают возможность более эффективно распределять ресурсы между различными уровнями власти, а также
обеспечивать финансирование региональных проектов. Недостаточный уровень финансовой поддержки может стать препятствием для реализации важных
инфраструктурных и социальных проектов, оказывая отрицательное воздействие на экономическое развитие региона.
Таким образом, сказанное выше подтверждает актуальность темы исследования.
Целью выпускной квалификационной работы выступает изучение теоретических основ межбюджетных отношений и на основе анализа существующей практики выработка рекомендаций по повышению их эффективности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
1) изучить теоретические основы межбюджетных отношений и региональных стратегий;
2) рассмотреть современные методы управления межбюджетными отношениями;
3) проанализировать практический анализ межбюджетных отношений и региональных стратегий;
4) предложить пути и механизмы усиления сотрудничества между бюджетами различных уровней;
5) представить рекомендации по повышению эффективности межбюджетных отношений при реализации региональных стратегий.
Объект исследования - межбюджетные отношения в регионах Российской Федерации.
Предметом выпускной квалификационной работы является процесс организации межбюджетных отношений в регионах Российской Федерации.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и иностранных авторов, в которых рассмотрены проблемы взаимодействия регионов и муниципальных образований, а также вопросы формирования доходов местных бюджетов. Наиболее значимый вклад внесли следующие авторы: М.Л. Васюнина, Е.В. Барашева, М.Д. Джамалдинова, Е.Н. Тимушев и другие.
Методами исследования в работе выступали методы статистической обработки данных, группировок, системного и сравнительного анализа, синтеза теоретического и практического материала.
Структура работы представлена введением, основной частью, состоящей из трех глав, заключением, списком использованных источников и литературы.
В первой главе нами будут рассмотрены сущность и содержание межбюджетных отношений, роль межбюджетных отношений в реализации региональных стратегий, современные инструменты стратегического развития региона.
Во второй главе будут рассмотрены межбюджетные отношения на современном этапе развития Российской Федерации, а также будет проведен анализ эффективности межбюджетных отношений в регионах на примере Московской области.
В третьей главе будут предложены пути усиления сотрудничества между бюджетами различных уровней, разработаны механизмы распределения ресурсов между регионами, а также представлены рекомендации по повышению эффективности межбюджетных отношений при реализации региональных стратегий.
В заключении данной выпускной квалификационной работы следует подчеркнуть несколько ключевых моментов, выявленных в ходе изучения межбюджетных отношений и региональных стратегий.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы межбюджетных отношений и региональных стратегий. Были проанализированы основные понятия и принципы межбюджетных отношений, а также рассмотрены методы и механизмы регулирования этих отношений.
Также в работе были исследованы основные подходы к формированию и реализации региональных стратегий, анализировались современные тенденции и проблемы в развитии региональных стратегий. Были выявлены основные факторы, влияющие на эффективность региональных стратегий и предложены рекомендации по их улучшению.
Первым таким моментом является необходимость улучшения межбюджетных отношений в Российской Федерации. Действующая бюджетная система не всегда позволяет эффективно распределять финансовые ресурсы между разными уровнями власти, что часто приводит к гораздо большим затратам на реализацию региональных стратегий и программ. Необходимы указания на то, что основные инструменты, предлагаемые авторами, такие как усиление контроля и введение стандартов определения объема финансирования в области межбюджетных отношений могут значительно повысить эффективность бюджетной системы РФ и сделать региональные стратегии более эффективными.
Во второй главе были рассмотрены основные аспекты взаимодействия между различными уровнями бюджета и разработки региональных стратегий. Были проанализированы основные проблемы, связанные с межбюджетными отношениями, такие как недостаточное финансирование отдельных регионов, неравномерное распределение доходов и расходов между уровнями власти.
Вторым ключевым моментом является анализ эффективности межбюджетных отношений в регионах России. В ходе исследования была проанализирована эффективность управления межбюджетными отношениями на примере Московской области. Анализ показал, что, несмотря на хорошее финансирование, некоторые регионы все еще испытывают проблемы с эффективным управлением финансовыми ресурсами, что негативно сказывается на реализации региональных стратегий. Такой анализ может стать отправной точкой для глубокого прогнозирования и анализа эффективности межбюджетных отношений в различных регионах и оценить действительность принятых решений.
Изучение теоретических аспектов межбюджетных отношений, существующей практики позволили сформулировать способы решения выявленных проблем.
Наконец, третьим ключевым моментом этой исследовательской работы являются рекомендации, охватывающие несколько инструментов повышения эффективности межбюджетных отношений при реализации региональных стратегий. В работе предлагаются дополнительные меры по улучшению механизмов распределения финансовых ресурсов в бюджетной системе России. Эти меры могут быть основаны на современных методах управления межбюджетными отношениями, таких как введение единой автоматизированной информационной системы, усиление механизмов контроля и порядок регулирования объема финансовых ресурсов.
Итак, исследование межбюджетных отношений и региональных стратегий является одним из важнейших направлений развития экономики и позволяет выявить, какие социально-экономические меры и механизмы необходимы, чтобы повысить производительность и улучшить социальное развитие различных регионов.
Работа дает рекомендации по определению соответствующих действий, которые позволят регионам РФ реализовывать свои стратегии и достичь желаемых результатов в более продуктивном режиме.
1. О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов: федер. закон от 6 декабря 2021 г. № 390-ФЗ [Электронный ресурс]/ Справочно-правовая система «ГАРАНТ», адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://base.garant.ru/12112604/ (дата обращения: 12.10.2023)
2. Алборов И.Ю. Классификация факторов, влияющих на регулирование межбюджетных отношений // Вектор экономики. - 2020. - № 11(53). - С. 43.
3. Арсланбекова А.З. Арсланбеков А.М. Проблемы межбюджетного регулирования в России // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. - 2022. - №2. - С. 28-35.
4. Ашырова Л. Особенности межбюджетных отношений на местном уровне: опыт и перспективы // Всемирный ученый. - 2023. - №12. - С. 354-358.
5. Бабкина М.А. Организация межбюджетных отношений на федеральном и региональном уровнях // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №3-1. - С. 35¬37.
6. Баймуратов Т. М. Пути совершенствования организации межбюджетных отношений // Проблемы и достижения современной науки. - 2019. - № 1 (6). - С. 79-80.
7. Бебишева Н.О. Селимов Р.Х. Проблемы и пути их решения межбюджетных отношений в Российской Федерации//В сборнике: Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий Материалы Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Под редакцией М. В. Ивашкина, А. В. Колесникова. - 2019. - С. 298-301.
8. Бухарский В.В. Лавров А.М. Межбюджетные отношения и государственное управление: возможности и ограничения децентрализации // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2021. - №2. - С. 126-153.
9. Витоль Э.Ю. Межбюджетные отношения: оказание финансовой помощи в контексте финансового выравнивания // Закон. - 2018. - № 12. - С. 175-199.
10. Глотова И.И. Акбаева А.С. Зарубежный опыт формирования и развития межбюджетных отношений на региональном уровне // Финансы и учетная политика. - 2019.
- №6 (10). - С. 5-8.
11. Денисова И.П. Рукина С.Н. Аналитическое представление о развитии межбюджетного регулирования // НАУ. - 2021. - №74-3. - С. 9-12.
12. Елистратова Я.Е. Межбюджетные отношения в России // Контентус. - 2022.
- №11 (124). - С. 30-38.
13. Жаноков Т.А. Экономические и социальные аспекты межбюджетных отношений в контексте их исторического развития в России // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2020. - № 12(68). - С. 223-226.
14. Золотарева А.Б. К вопросу об эффективности государственного контроля в бюджетной сфере // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. № 1 (22). - С. 355¬358.
15. Имамиева А.Р. Регулирование межбюджетных отношений: актуальные проблемы и перспективы развития // Финансовые рынки и банки. - 2023. - №10. - С. 94-96.
..48
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТОМСКОМ РАЙОНЕ
Бакалаврская работа, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017