Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОСТСЕКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД: НА ПРИМЕРЕ РФ

Работа №184217

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы104
Год сдачи2025
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1. Теоретические основы исследования сферы религиозно-политических
взаимодействий 8
1.1 Понятия «светского государства», «религиозной организации», «модели
взаимодействия» 8
1.2 Постсекулярная парадигма как поиск новых смыслов религиозно-политических
взаимодействий 12
1.3 Постсекулярные модели взаимодействия светского государства и религиозных
организаций 20
2. Государственно-конфессиональные взаимодействия в России в условиях постсекулярности 26
2.1 Россия как светское государство: правовые основы религиозно-политических
взаимодействий 26
2.2 Практика взаимодействия государства с традиционными и нетрадиционными
религиозными организациями 38
2.3 Кооперационная модель взаимодействия светского государства и религиозных
организаций: российский кейс 43
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 57
Приложение А 67
Приложение Б 72
Приложение В 76
Приложение Г 82
Приложение Д 88

Актуальность темы исследования. Религия всегда играла значительную роль в жизни людей, поскольку она регулирует человеческое поведение и влияет на все сферы жизнедеятельности общества, включая и сферу политики. Характер взаимоотношения религиозных объединений и органов власти напрямую влияет на политическую стабильность государства. Данная взаимосвязь динамичная и проблемная, а потому заслуживает пристального внимания.
Современное общество переживает глубокие трансформации, затрагивающие как религиозную, так и политическую сферы. Эти изменения обусловлены глобализацией, развитием технологий и ростом межкультурного взаимодействия, что требует пересмотра традиционных подходов к анализу взаимодействия религии и политики. Наблюдаемое в России возрождение религиозной активности и рост влияния религиозных организаций на различные сферы жизни, включая образование, культуру и политику, требует анализа существующих моделей взаимодействия между государством и религиозными структурами. Это взаимодействие становится особенно важным в свете необходимости выработки новых подходов, способных обеспечить гармоничное сосуществование светского и религиозного в современном обществе. Постсекулярная парадигма, возникшая как ответ на данные вызовы, предлагает новый взгляд на соотношение религиозного и светского в общественной жизни. Исследование этой парадигмы актуально, так как оно позволяет понять, каким образом религия и политика могут сосуществовать и взаимодействовать в условиях современности.
Таким образом, тема исследования является крайне актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения, поскольку она позволяет глубже понять текущие процессы, происходящие в российском обществе, и выработать рекомендации по оптимизации взаимодействия между светским государством и религиозными организациями в условиях постсекулярности.
Степень научной разработанности темы исследования. В настоящее время в науке представлено достаточное количество работ, которые способствуют пониманию исследуемой темы. Все работы можно разделить на несколько групп.
Первую группу составляют труды, в которых определяются основные понятия исследования, изучаются и анализируются теоретические основы взаимодействия религиозных организаций и органов государственной власти. К таким работам относятся исследования Т.А. Голуенко 1 , В.С. Глаголева 2 , Р.М. Мухаметзяновой-Дуггал 3 , М.С. Топчиева4, М.Н. Фоминой5, В.Ш. Якупова6, Е.А. Лагоды7, А.В. Исаева8 и др.
Ко второй группе относятся публикации, в которых постсекуляризм определяется как феномен современности, формулируются основные идеи постсекулярной парадигмы, проводится теоретический анализ этих идей, рассматривается их значимость в контексте религиозно-политических взаимодействий. К данной группе можно отнести работы Jurgen Habermas 9 , G. Areshidze 10 , Zainun Nur Hisyam Tahrus 11 , B. Arfi 12 , Д. Узланера 13 , А.В. Логинова14, Д.Г. Лепешкина15, Е.В. Щетининой16.
Третья группа представлена работами, авторы которых анализируют характер религиозно-политических взаимодействий в современной России: Е.Г. Аванесова 17 , А.В. Матецкая18, О.К. Шиманская19, А.В. Медведев20, М.Н. Фомина21, А.Г. Залужный22 и др.
Эмпирическую основу исследования составили:
• Нормативно-правовые документы: были использованы оригинальные тексты Конституции РФ (1993 г.); Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ; Кодекса РФ об административных нарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ; Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ; Указа Президента РФ N 809 от 9 ноября 2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Федерального закона РФ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; Федерального закона РФ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации».
• Оригинальные документы от традиционных религиозных организаций России, такие как: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основные положения социальной программы российских мусульман», «Программа иудаизма».
• Материалы интервью с представителями регионального органа власти и религиозных организаций. Было получено 5 интервью: 3 интервью с представителями религиозных организаций в г. Томск (раввин Л. Каминецкий, муфтий Н. Жумаев, православный священник Д. Мелентьев), а также было проведено 2 интервью с представителями Департамента внутренней политики и социальных коммуникаций Администрации Томской области: начальник департамента Е.В. Тимофеев и председатель Комитета по делам национальностей и взаимодействию с религиозными организациями Н.И. Фоменко. Полученные данные отражают взгляд представителей органов власти и религиозных организаций на текущее взаимодействие сторон.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Религия продолжает оказывать большое влияние на общество и политику, а потому анализ взаимодействия государства и религиозных организаций становится особенно актуальным. В условиях постсекулярности важно понять, как обеспечивается гармоничное сосуществование власти и религии, ввиду этого целью исследования являлось определение современной российской модели взаимодействия государства и религиозных организаций. Цель была достигнута посредством решения обозначенных в работе задач.
Были определены основные понятия в сфере взаимодействия государства и религиозных организаций: «светское государство» - особый тип государственности, который был сформирован в ходе секуляризации; религиозные объединения отделяются от государства, не могут претендовать на привилегированное положение в правовой системе, но все конфессии являются равными перед законом. Светскость не отрицает религию, а институционально разграничивает религиозную и политическую сферы, чтобы обеспечить настоящую свободу совести. Также была отмечена особенность таких понятий, как «религиозная организация» и «модель взаимодействия». Религиозная организация - это один из двух типов религиозного объединения, её особенностью является то, что она зарегистрирована в установленном законом порядке, обладает правоспособностью юридического лица и правом на широкую религиозную и общественную деятельность. В отличие от организации, религиозная группа является более простой формой религиозного объединения, не требующая государственной регистрации и ограничений по количеству участников. Несмотря на то, что тема работы сосредоточена на религиозных организациях, упоминание религиозных групп необходимо для полноты понимания правового поля, в котором действуют все формы религиозных объединений в России. С понятием «модель взаимодействия» возникли трудности, потому что оно не имеет качественной теоретической базы, его применение широко в научной литературе, однако термин «модель» чаще используются в прикладном плане. Несмотря на это, изучив существующий материал по данной тематике, «модель взаимодействия» можно определить как аналитический конструкт, который отражает устойчивые характеристики и закономерности во взаимоотношениях субъектов и позволяет описывать и сравнивать типы их взаимодействий.
Была охарактеризована постсекулярная парадигма религиозно-политических взаимодействий: данный теоретический подход критикует идею о том, что модернизация ведет к исчезновению религии. На самом деле религия не только сохраняется, но и возвращается в публичную сферу. Юрген Хабермас - ученый Франкфуртской школы и создатель этой парадигмы - подчёркивает важность включения религиозного голоса в общественный диалог. При этом он делает акцент на том, что участие религиозных акторов в публичной сфере возможно лишь при условии «перевода» их аргументов на универсально понятный «светский язык». Соответственно, постсекулярность рассматривает религию как активный фактор политики и культуры, а не как атавизм социума. Заключительной задачей первой главы было выявить основные постсекулярные модели взаимодействия светского государства и религиозных организаций: на смену универсальной секулярной приходит гибкая система подходов к моделям взаимодействия, которая включает в себя 4 основные схемы - сегрегация, сепарация, кооперация и конкордат. Сегрегация - государство проводить антирелигиозную политику, вытесняя конфессии из общественной жизни; религия как негативное явление. Пример - СССР. Сепарация - четкое отделение церкви от государства, власть не вмешивается в дела церкви и не оказывает ей поддержку; все религиозные организации равны и независимы. Пример - Франция. Кооперация - государство и религиозные организации сотрудничают на основе договоров; религия как социально значимый институт. Пример - Германия. Конкордат - долгосрочное соглашение государства и религиозной организации, религия участвует в социальной сфере, а государство оказывает поддержку. Пример - договоры между Ватиканом и другими странами.
Во второй главе была рассмотрена нормативно-правовая основа религиозно­политических взаимодействий в РФ, выявлены в условиях постсекулярности особенности практики взаимодействия РФ с традиционными и нетрадиционными религиозными организациями и была дана характеристика российской модели религиозно-политических взаимоотношений.
Касательно правовой базы взаимоотношения органов власти и религиозных объединений строятся на принципе светскости (ст. 14 и 28 Конституции РФ). Основные нормативные акты - Федеральный закон N 125-ФЗ, указ Президента N 809, закон «Об образовании», УК РФ, КоАП, закон о СМИ и другие - демонстрируют двойственность подхода: с одной стороны, закрепляется формальный нейтралитет и свобода совести, с другой - религиозные организации активно включаются в социально-политические процессы. Государство обеспечивает религиозным объединениям широкий спектр прав, но и контролирует их деятельность, особенно в целях противодействия экстремизму. Формируется баланс между светскостью и институционализированным участием религии, что и отражает постсекулярную специфику.
...


1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Конституция РФ. - URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 21.04.2025).
2. Кодекс РФ об административных нарушениях: федер. закон Рос. Федерации от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 22.05.2025).
3. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ [Электронный ресурс] // Президент России. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/18939 (дата обращения: 22.05.2025).
4. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон Рос. Федерации от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения: 23.05.2025).
5. О статусе военнослужащих: федер. закон Рос. Федерации от 27 мая 1998 г.
N 76-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/ (дата обращения: 22.05.2025).
6. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.05.2025).
7. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 22.05.2025).
8. Трудовой кодекс РФ: федер. закон Рос. Федерации от 30 декабря 2001 г. N
197-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 22.05.2025).
9. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 22.05.2025).
10. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 N 2124 -1
[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 22.05.2025).
11. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. N 809 [Электронный ресурс] // Президент России. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 22.05.2025).
12. Буддийский форум 2023 [Электронный ресурс] // AllFest.ru - URL: https://allfest.ru/festival-2023/buddiyskiy-forum (дата обращения: 26.05.2025).
13. Верховный муфтий поддержал поправку о государствообразующем народе
России [Электронный ресурс] // Реальное время. - URL:
https://realnoevremya.ru/news/167731-verhovnyy-muftiy-podderzhal-popravku-o- gosudarstvoobrazuyuschem-narode-rossii (дата обращения: 25.05.2025).
14. Верховный муфтий России поддержал спецоперацию и референдумы в
Донбассе [Электронный ресурс] // Известия. - URL: https://iz.ru/1403579/2022-09- 30/verkhovnyi-muftii-rossii-podderzhal-spetcoperatciiu-i-referendumy-v-donbasse (дата
обращения: 25.05.2025).
15. Всемирный русский народный собор. История, задачи и темы [Электронный ресурс] // ТАСС. - URL: https://tass.ru/info/19390441 (дата обращения: 18.05.2025).
16. Выпускник устроил взрыв в православной гимназии при монастыре в Серпухове [Электронный ресурс] // BBC News Русская служба. - URL: https://www.bbc.com/russian/news-59634323 (дата обращения: 23.05.2025).
... всего 100 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ