Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ, УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ И ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Работа №184212

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
СОДЕРЖАНИЕ 6
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Теоретическо-методологические основы исследования феномена тревожности, уровня субъективного контроля толерантности к неопределенности у студентов 11
1.1 Общая характеристика тревожности, основные подходы к данному феномену 11
1.2 Уровень субъективного контроля, его особенности 22
1.3 Понятие «толерантность к неопределенности» в отечественной и зарубежной психологии 27
Выводы по первой главе 35
2 Эмпирическое исследование тревожности, уровня субъективного контроля и толерантности к неопределенности студентов, находящихся на дистанционном обучении в условиях пандемии COVID-19 39
2.1 Процедура исследования 39
2.2 Описание первичных результатов исследования 42
2.3 Статистический анализ и интерпретация результатов исследования 48
2.4 Классификация студентов в зависимости от тревожности, уровня субъективного контроля и толерантности к неопределенности 52
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Ситуация пандемии и ее влияние на жизнь людей является одной из самых обсуждаемых тем на данный момент. Самоизоляция и наложенные вместе с ней ограничения повлияли не только на качество жизни человека, но и на его психику, что способствовало возникновению различных деструктивных психических реакций. Люди стали испытывать больше стресса, общение с родственниками и друзьями свелось к минимуму, стало меньше возможности посещать общественные места, возник страх возможности заражения инфекциями. Также пандемия оказала немаловажное влияние и на студентов. Учащиеся стали меньше общаться с одногруппниками, ушла возможность посещать университет и напрямую взаимодействовать с преподавателями. Неконтролируемая ситуация пандемии способствовала освоению новой реальности, изменилось поведение студентов, восприятие жизни, стали осваиваться новые способы взаимодействия. Все это является немалыми предпосылками для возникновения различных негативных переживаний - раздражения, апатии, страха, пассивности, что заставляет задумываться о сохранении собственной безопасности, в результате чего и возрастает уровень тревожности.
Говоря о тревожности, можно сказать, что под данным понятием подразумевается свойство личности, которое возникает в результате нарушения межличностной надежности со стороны непосредственного окружения. Человек с достаточно выраженными тревожными чертами, зачастую склонен воспринимать окружающий мир как угрозу или опасность. Также немаловажное влияние в ситуации пандемии оказывает и толерантность к неопределенности, которая определяется как способность человека испытывать положительные эмоции в неизвестных ситуациях, не вызывая стресс.
Помимо этого, в данном исследовании рассматривается и такой феномен, как уровень субъективного контроля, который затрагивает роль собственной ответственности человека за происходящее в текущей жизненной ситуации и в разных сферах социальной деятельности, где внутренний локус контроля говорит о поиске причин поведения человека в себе, а внешний - в окружении.
На сегодняшний день было проведено достаточно мало исследований, рассматривающих влияние пандемии на студентов и изучающих особенности проявления у них в ситуации коронавируса тревожности, уровня субъективного контроля и толерантности к неопределенности, поэтому анализ имеющихся данных, дает нам стойкое основание на проведение данного исследования среди студентов, обучающихся в дистанционном формате.
Объект: тревожность, уровень субъективного контроля, толерантность к неопределенности как психологические феномены.
Предмет: особенности проявления тревожности, уровня субъективного контроля и толерантность к неопределенности у студентов, находящихся на дистанционном обучении в условиях пандемии eovid-19.
Цель работы: определение особенностей тревожности, субъективного контроля и толерантности к неопределенности у студентов, находящихся на дистанционном обучении в связи с пандемией eovid-19.
Задачи:
• рассмотреть феномены тревожности, уровня субъективного контроля и толерантности к неопределенности в научной психологической литературе;
• провести теоретический анализ источников на предмет психологических деформаций обучающихся в период «самоизоляции» из-за пандемии;
• провести эмпирическое исследование особенностей тревожности, уровня субъективного контроля и толерантности к неопределенности у испытуемых;
• выполнить статистический анализ полученных результатов с последующим обсуждением и выводами.
Гипотеза: в период пандемии covid-19 обучающиеся вузов на дистанционном обучении проявляют деформации в показателях толерантности к неопределенности, тревожности и уровней субъективного контроля.
Теоретико-методологические основания написания работы. Подходы, изучающие и описывающие феномен тревожности: З. Фрейда, К.Хорни, Э. Фромма, С.К. Салливена, Ч.Д. Спилбергера, П. Тиллиха, Д. А. Леонтьева, А.М. Прихожан, А.В. Петровского, В.В. Суворовой, Е.В.Новиковой. Для описания уровня субъективного контроля были рассмотрены работы Дж. Роттера, Джеймса Р. Аверилла, К.В. Столина, К.Муздыбаева, М.С. Яницкого. Особенности феномена толерантности к неопределенности были изучены в работах Э. Френкель-Брунсвика, С. Баднера, Д.Эллсберга, А. Мак-Доналда, Ст. Грофа, Д.А. Леонтьева, С. Бохнера, Б.С. Алишева и А.Г. Матушанской, А.Г. Асмолова. Для описания влияния пандемии на возникновения тревожности у студентов были рассмотрены работы И.В. Кольцовой, В.В. Долганиной, М.В. Пасиковой.
Методический инструментарий вошли следующие методики: методика оценки тревожности Ч.Д Спилберга и Ю.Л. Ханина; методика «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинда; методика «Толерантность к неопределенности» С. Баднера, в адаптации Г. У. Солдатовой.
Помимо данных методик в исследование была добавлена анкета, содержащая ряд вопросов о возрасте, поле, образовании и касающихся переживаний за последний год.
Эмпирическую базу исследования составили обучающиеся средне-специальных и высших учебных заведений Томской области и Красноярского края. Всего в исследовании приняли участие 90 респондентов в возрасте от 17 до 25 лет, средний возраст которых составил 21,7±2,2 лет. 73 человек из выборочной совокупности составили женщины, 17 человек - мужчины.
Для обработки данных использовались следующие методы, которые входят в пакет программы Statistica 12: коэффициент корреляции Спирмена, непараметрический критерий Краскелла-Уоллиса, кластерный анализ.
Надежность и достоверность полученных данных обеспечивалась: теоретическим анализом литературы, которая соответствует изучаемой теме; выбор методов, подходящих цели работы; репрезентативной выборкой в количестве 90 человек; статистическая обработка данных с помощью пакета Statistica 12 с использованием коэффициента корреляции Спирмена, непараметрического критерия Краскелла-Уоллиса и кластерного анализа.
Структура выпускной квалификационной работы построена исходя из поставленных задач и целей, включающая в себя две главы, первая из которой состоит из трех параграфов и исследует теоретические аспекты изучаемых феноменов, вторая глава состоит из четырех параграфов, которые направлены на эмпирическое исследование. Помимо этого, работа включает в себя заключение, список используемой литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе были выявлены особенности тревожности, уровня субъективного контроля и толерантности к неопределенности у студентов, находящихся на дистанционном обучении в связи с пандемией коронавируса. В результате решения поставленных задач были получены выводы о том, что:
• Тревожность является достаточно устойчивой чертой личности, которая проявляется в виде излишней склонности воспринимать обстоятельства не содержащие угрозу в негативном ключе. Оптимальный уровень тревожности является необходимым условием развития личности человека, так, например, тревога и тревожность могут оказывать мобилизующий, который может давать дополнительный импульс к деятельности человека, оказывая влияния и на учебный процесс. Однако, тревожность может оказывать и дезорганизующий эффект, где при превышении предела «зоны оптимального функционирования», достигнув его интенсивности, она начинает нести за собой разрушающие воздействие, оказывая влияние на продуктивность личности.
• Уровень субъективного контроля связан непосредственно с ощущением человека ответственности за все происходящее в его жизни. Экстреналы, по его мнению, люди внешней стратегии, они не рассматривают себя как источник неудач и полагают, что все происходящие события жизни это скорее результат внешних сил, нежели их собственных действий. Интерналы же рассматривают результат своей деятельности как собственный, полагаясь на свои способности и предпринятые усилия. на основе своих способностей и усилий; 

способностью человека воспринимать различные новые ситуации, в положительном ключе. У различных людей степень неопределенности может различаться, так как одним она дана от рождения, а другие получают ее посредством жизненного опыта;
• Условия самоизоляции для множества людей понесли за собой огромные психологические трудности, наложив ограничения как на социальную жизнь, так и на другие сферы. Для подтверждения этих данных, полученных в теоретическом анализе, было проведено эмпирическое исследование, в результате которого было выявлено, что люди, которые за последние 12 месяцев чувствуют усиление негативных переживаний, имеют более высокие показатели по ситуативной тревожности, личностной тревожности, они более активно берут на себя ответственность за свое здоровье и болезни (высокая шкала УСК - «Из»), а также тяжелее переносят ситуацию неопределенности в межличностных отношениях с людьми. Эти данные подтверждают гипотезу о том, что уровень субъективного контроля и толерантность к неопределенности отличаются у людей с разным уровнем переживаемого беспокойства за последний год. Кроме того, при дисперсионном анализе также было выявлено, что люди, которые испытывали больше негативных эмоций за последний год, отличаются более высокой тревожностью (как ситуативной, так и личностной), а также имеют повышенные показатели межличностной интолерантности к неопределенности.
• Что касается взаимосвязи самих феноменов, то при эмпирическом исследовании, посредством корреляционного анализа было выявлено, что чем выше уровень ситуативной тревожности у человека, тем ниже будут показатели интернальности и наоборот; чем выше личностная тревожность, тем ниже все показатели УСК (в том числе, шкала общей интернальности); чем выше тревожность (как ситуативная, так и личностная), тем ниже толерантность к неопределенности; чем выше тревожность, тем выше межличностная интолерантность к неопределенности; чем выше толерантность к неопределенности, тем выше будет шкала интернальности. Данные результаты подтверждают гипотезу о том, что показатель тревожности связан с показателями субъективного контроля и толерантности к неопределенности у всех респондентов.
В результате проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что исследование связи тревожности, уровня субъективного контроля и толерантности к неопределенности студентов, находящихся на дистанционном обучении в условиях пандемии коронавирусной инфекции необходимо проводить в более серьёзных масштабах и на более объемных выборочных совокупностях, чтобы исключить случайные связи и совпадения. В будущем планируется продолжение исследования тревожности с другими личностными характеристиками и особенностями людей.



1. Нехорошкова А. Н. Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления / А. Н. Нехорошкова, А. В. Грибанов, Ю.С. Джос // Экология человека. - 2014. - №6 - 47 с.
2. Югова М. С. Тревожность и её влияние на учебную успеваемость студентов / М. С. Югова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник статей по материалам XIV Международной студенческой научно-практической конференции, 2013. - № 14 - 55 с.
3. Ложечкина А. Д. Тревожность подростков: факторы риска, диагностика, анализ и условия коррекции» (монография). / А.Д. Ложечкина, М.В. Очирова [Электронный ресурс] - URL. : Https://psy.su/psyche/projects/1955/ (Дата обращения: 3. 03.2021)
4. Полшкова Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т. А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Международной научной конференции. Челябинск, февраль 2013 г. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - 110 с.
5. Корепанова Н. Л. Тревожность. Её причины и следствия / Н.Л. Корепанова, О.В. Лебедева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016 - Т. 28. - 37 с.
6. Александров А. А. Интегративная психотерапия. Учебник / А.А. Александров. - СПб.: Питер, 2009. - 155 с.
7. Никорчук Н. В. Проблемы тревоги и тревожности в современной психологии / Н.В. Никорчук [Электронный ресурс]. - URL.: Ы1^://открытыйурок.рф/статьи/593440/ (Дата обращения: 09.06.2020) - 2011 год.
8. Прихожан А. М. Формы и маски тревожности, влияние тревожности на деятельность и развитие личности. Тревога и тревожность: учебное пособие / А.М. Прихожан; ред- сост. В.М. Астапов. - СПб.: Пер Сэ , 2001. - 138-140 с.
9. Прихожан А. М. Психология тревожности. Дошкольный и младший школьный возраст / А. М. Прихожан. - СПб. : Питер, 2007. - 146 с.
10. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина - СПб. : Речь, 2005. - 124 с.
11. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен / К. Р. Сидоров // Вестник Удмурского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2013. - №2. - 6 с.
12. Мэй Р. Смысл тревоги / Р. Мэй. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2016 - 48 с.
13. Рыжикова А. И. Особенности психоаналитического подхода к пониманию тревожности в работах К. Хорни / А. И. Рыжикова // Психологические и психоаналитические исследования. - М. : Московский институт психоанализа, 2013. - 207 с.
14. Петровский В. А. К психологии активности личности / В. А. Петровский // Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - 26-38 с.
15. Кемпински А. Психопатология неврозов / А. Кемпински. - Варшава: Польское медицинское издательство, 1975 - 45 с.
..55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ