ТРАНСФОРМАЦИЯ НОВОСТНЫХ МАТЕРИАЛОВ СМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
FACEBOOK. ВКОНТАКТЕ И МЕССЕНДЖЕРЕ TELEGRAM (НА МАТЕРИАЛАХ «WEB-
РЕДАКЦИИ ГТРК ТОМСК». «ТОМСКОГО ОБЗОРА» ИНФОРМАЦИОННОГО
АГЕНТСТВА «РИА ТОМСК»).
Оглавление
Введение 3
Глава 1. История развития и характеристика социальных сетей 6
1.1. История развития социальных сетей 6
1.2. Характеристика социальных сетей 7
1.2.1. Специфика социальной сети Facebook 8
1.2.2. Специфика социальной сети ВКонтакте 11
1.2.2. Специфика Telegram мессенджера 13
Глава 2. Параметры трансформации новостных материалов «Web-редакции ГТРК Томск», «Томского обзора» и информативного агентства «РИА Томск» в социальных сетях 16
2.1. Трансформация новостных материалов «Web-редакции ГТРК Томск». . 16
2.2. Трансформация новостных материалов «Томского обзора» 26
2.3. Трансформация новостных материалов «РИА Томск» 35
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 47
Сегодня ни один человек не может представить свою жизнь без социальных сетей, ведь это один из самых популярных способов коммуникации. Сайты знакомств, мессенджеры, онлайн-дневники, и ещё множество других приложений, которые позволяют нам поддерживать контакт друг с другом и быстро делиться информацией о себе. Сервисы социальных сетей позволяют связывать людей с общими интересами. Ученые отметили, что термин «социальный» не может учитывать технологические особенности платформ социальных сетей. Следовательно, уровень общности сети должен определяться фактическими показателями ее пользователей. Согласно теории использования и удовлетворения, все большее число людей обращаются к Интернету и социальным сетям для удовлетворения когнитивных, эмоциональных, личностно-интегративных, социальноинтеграционных и свободных от напряжения потребностей. Использование интернет-технологий в качестве дополнения для удовлетворения потребностей, в свою очередь, влияет на повседневную жизнь, включая отношения, школу, церковь, развлечения и семью.
Тема исследования публикационного контента СМИ в социальных сетях является актуальной, в связи с важной ролью последних в жизни современного общества и необходимостью СМИ эффективно адаптироваться к новым коммуникативным условиям. Социальные сети оказывают огромное влияние в новостном пространстве - новостные паблики в Facebook, Вконтакте Telegram имеют большое количество подписчиков, что позволяет сделать вывод об их популярности и востребованности, и, как следствие, в актуальности изучения новостной повестки в социальных сетях.
Стоит также отметить, что популярность новостных материалов в социальных сетях обуславливается механизмом и трансформацией текста, что подчеркивает развитие средств массовой информации. Новостные материалы в социальных сетях чаще всего имеют совершенно иной язык, в сравнении с печатными СМИ. Вне сомнений, это определяется и аудиторией социальных сетей, которая в среднем намного моложе аудитории традиционной печатной прессы.
Объектом исследования является медиа-контент социальных сетей.
Предметом исследования является специфика трансформации новостных материалов СМИ в социальных сетях: Facebook, Вконтакте Telegram.
Цель работы выявить специфику трансформации новостных материалов <^ев-редакции ГТРК Томск», «Томского Обзора» и «РИА Томск» при публикации в социальных сетях: Facebook, Вконтакте Telegram.
Задачи, которые стоят перед нами в процессе исследования:
1) рассмотреть историю развития социальных сетей;
2) определить и выявить специфику социальных сетей: Facebook, Вконтакте Telegram;
3) выявить специфику трансформации материалов «Аев-редакции ГТРК Томск», «Томского Обзора» и «РИА Томск».
4) в ходе сопоставительного анализа выявить сходства и различие специфики трансформации материалов названных СМИ.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач в работе использованы:
для сбора материала - метод сплошной выборки.
Для анализа - методы семиотического, текстологического,
сравнительного анализа и описания.
В качестве эмпирической базы в работе использованы: по 100 новостных выпусков «web-редакции ГТРК Томск», «Томского Обзора» и «РИА Томск» с официального сайта и в социальных сетях, собранные с 1 ноября 2020г. по 1 февраля 2021г. Всего проанализировано 1200 текстов.
Апробация работы. Основные научные результаты исследования изложены в виде доклада на всероссийской конференции «Актуальные проблемы журналистики» в Томском государственном университете в 2021 году.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, а также списка используемых источников и литературы.
В своей работе мы методологически опирались на исследования Л. К. Лободенко и И. М. Баштанар «Региональные интернет-СМИ в социальных сетях: трансформация медиаконтента», А.С. Воронкина «Социальные сети: эволюция, структура, анализ», М. Далворта «Социальные сети: руководство по эксплуатации», Е.Г. Ефимова «Социальные Интернет-сети (методология и практика исследования)».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальные сети и мессенджеры в настоящее время имеют огромную популярность и огромную аудиторию, что, вне сомнений, позволяет развиваться и новостным сервисам. Специфика той или иной социальной сети позволяет сформировать новостные сообщества, группы или аккаунты, которые подчеркивают и дают возможности для журналистов донести ту информацию, которая интересна пользователям конкретной социальной сети. Доступность языка для аудитории социальных сетей является одним из важнейших особенностей развития новостных сервисов в Facebook, Вконтакте и Telegram.
Также, отметим, что на каждой площадке существуют свои особенности в подаче материала.
Резюмируя данные выводы, можно заключить, что новостные тексты Web редакции ГГРК Томск имеют единую форму подачи материала. Прослеживается закономерность - если новость опубликована в Facebookе, она будет и в Вконтакте и в Telegramе. Новости в социальных сетях Facebook, Вконтакте и мессенджере Telegram полностью дублируются с официального сайта редакции. Получается, что при трансляции заголовок и изображение не изменяются. Текст изменяется только в объеме, на это влияет специфика социальных сетей, но содержание текста не меняется. Трансформации языка нет.
Проанализировав новостные материалы «Томского обзора», можно увидеть, что с официального сайта интернет-издания в социальные сети Facebook, Вконтакте и мессенджер Telegram новости попадают с измененным заголовком и трансформированным текстом, изображение в социальных сетях Facebook и Вконтакте не меняется, а вот в Telegram канале публикации часто выходят без сопровождающей иллюстрации. Новостная лента в социальных сетях не всегда идентична, иногда новости в социальных сетях появляются с опозданием на несколько дней. Трансформация языка есть.
Информационное агентство РИА Томск так же дублирует новости с официального сайта в социальных сетях Facebook, Вконтакте и в Telegram. Отмечу, что заголовочная часть трансформируется только в Telegram, заголовок в Telegram не всегда совпадает с исходным вариантом и публикациями в социальных сетях Facebook и Вконтакте. Изображение, сопровождающее публикацию в социальных сетях Facebook и Вконтакте, всегда совпадает. А вот в мессенджере Telegram, новости чаще всего публикуются без иллюстраций. Текст в полном объеме доступен только на официальном сайте. В социальных сетях текст изменяется в объеме и в содержании. В Facebook и Вконтакте как правило публикуют первый абзац новости, но иногда новости имеют совершенно новый текст для социальных сетей. На платформе Telegram текст иногда публикуется в полном объеме, а иногда выглядит как заголовок. Новостная лента не совсем идентичная, в Telegram канале выходят не все публикации. Публикации подаются в том же виде, что и на официальном сайте или с незначительными изменениями.
Так же стоит отметить, что иногда «Web-редакция ГТРК Томск», «Томский обзор» и «РИА Томск» используют дополнительные возможности социальных сетей (проводят опросы, розыгрыши итд.) для повышения взаимодействия с аудиторией. И на платформах всегда указывают основной источник- официальный сайт.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что редакции существуют в социальных сетях как на дополнительной площадке, и перенимает некоторые функции социальных сетей для повышения взаимодействия с аудиторией и её привлечения.
Благодаря социальным сетям становится возможно мгновенно реагировать на новость, просматривать количество комментариев и повышать их качество, привлекать внимание к основному сайту редакции, изучать интересы аудитории по количеству лайков и преобразовывать социальные сети в источник информации.
1. Ахатова Б.А. Язык сотворчества в социальных сетях (на примере
социальной сети Facebook) // В сборнике: Русское слово в
многоязычном мире Материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ.
Редколлегия: Н.А. Боженкова, С.В. Вяткина, Н.И. Клушина [и др.]. 2019. С. 1621-1626.
2. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М., 2010.
3. Ефимов Е. Г., Кузнецов А. А. Виды кризисного потенциала социальных сетей как региональных социально-экономических систем. - Волгоград: ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. - С. 144-145.
4. Нурбекова А.Ж. Значимость алгоритма при анализе информаций в компьютерной социальной сети // Статистика, учет и аудит. 2014. № 1 (52). С. 88-93.
Электронные ресурсы:
1. Воронкин А.С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye- seti-evolyutsiya-struktura-analiz/viewer
2. Википедия. [Электронный ресурс]. URL:
https://ru.qaz.wiki/wiki/Social networking service
3. ГТРК Томск [Электронный ресурс]. URL: https://www.tvtomsk.ru
4. Далворт М. Социальные сети: руководство по эксплуатации. / Пер. с
англ. М., 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://static.my-
shop.ru/product/pdf/58/574311 .pdf
5. Дуров П. Немного об истории «контакта». [Электронный ресурс]. URL: vk.com/blog?nid=30
6. Ермолаев В.П. Социальная сеть Вконтакте как современный канал
политической коммуникации. [Электронный ресурс].
URL:https://cyberlenmka.ru/article/n/sotsialnaya-set-vkontakte-kak- sovremennyy-kanal-politicheskoy-kommunikatsii
7. Ермолова Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook,
Twitter, Google+. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 357 с.
[Электронный ресурс]. URL: https://www.libfox.ru/566580-nataliya- ermolova-prodvizhenie-biznesa-v-sotsialnyh-setyah-facebook-twitter- google.html
8. Ефимов Е.Г. Социальные Интернет-сети (методология и практика
исследования). - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. - 168 с. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.academia.edu/37045478/Ефимов Е.Г.Социальные интер нет-сети методология и практика исследования .
9. История появления термина «Социальные сети». // Социальные сети
от А до Я. Путеводитель по социальным сетям интернета. [Электронный ресурс]. URL: http://www. social-
networking.ru/article/social-networking-term-history
10. Коваленко Г.А., Хаертдинова Г.А. Социальная сеть всемирной паутины интернет как потенциальная модель обучения (на примере социальной сети "Вконтакте"). [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/pdf/2014/3/283.pdf
11. Костромин С. Лимиты и ограничения в Вконтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/@229071576-limity-i-ogranicheniya-v- vkontakte
12. Кучер Е. Блоги и СМИ: сходства и различия. // Медиа альманах, №3
[44]. М., 2011. [Электронный ресурс]. URL:
http://mediaalmanah.ru/upload/iblock/1 e5/2011 3 10 kucher.pdf
13. Леонтьев В. Социальные сети. ВКонтакте, Facebook и другие... М., 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://iknigi.net/avtor-vitaliy- leontev/91882-socialnye-seti-vkontakte-facebook-i-drugie-vitaliy- leontev/read/page-1. html
14. Лободенко Л. К., Баштанар И. М. Региональные интернет-СМИ в
социальных сетях: трансформация медиаконтента [Электронный ресурс]. URL: https://www.gramota.net/articles/issn 1997
2911 2016 5-3 05.pdf
15. Медведев А.Н., Тарасова Д.А. Социальные сети в образовательных
организациях. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-v-obrazovatelnyh- organizatsiyah/viewer
16. Новейшая история социальных сетей. // Социальные сети от А до Я.
Путеводитель по социальным сетям интернета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.social-networking.ru/article/social-
networking-newest-history
... всего 21 источников