Введение 3
1. Особенности лонгридов на военную тематику: приемы организации
повествования , средства мультимедиа, стилистика оформления 6
1.1 История понятия «лонгрид» , подходы к изучению 6
1.2 Особенности создания лонгрида, критерии успешности и риски
использования 13
1.3. Обзорный анализ лонгридов на военную тематику 17
2. Создание лонгрида «Владимир Горемыкин: записки с фронта» 25
2.1 Обоснование выбранного формата 25
2.2 Процесс сбора информации 26
2.3 Описание хода работы над проектом 30
Заключение 39
Список использованных источников литературы 40
Приложение 42
Актуальность темы исследования. В этом году Россия отметила 75летний юбилей Победы в ВОВ. Сохранение исторической памяти об этих днях является важной задачей наших дней. С одной стороны это обусловлено необходимостью патриотического воспитания граждан , особенно молодежи и укреплением связей между поколениями. С другой это определяется большой значимостью данного периода в истории нашей страны: ВОВ повлияла не только на дальнейшее развитие государства, но и оставила неизгладимый след в жизни каждой семьи. У меня в руках дневник-воспоминания моего дедушки — уникальный документ , повествующий о событиях 1941-1945 годов.
Показать материалы дневника и через них рассказать историю конкретного человека в историческом контексте наиболее полно и детально нам представляется в формате мультимедийного лонгрида. Такой формат органично сочетает в себе различные визуальные компоненты и текстовую информацию и позволяет раскрыть нашу тему с разных сторон , сохранить уникальную информацию и сделать ее доступной для любого читателя. История одного солдата — локальный информационный повод. Она близка его семье , потомкам , возможно , односельчанам , тем , кто знал Владимира Горемыкина. Но одновременно с этим личная история солдата — это способ рассказать о масштабном историческом событии через призму частной жизни обычного человека. В этом смысле наш герой представляется не только как конкретная личность , но и как типичный представитель военного поколения.
Несмотря на то , что мультимедийный лонгрид представляет собой
относительно новое явление действительности (впервые о нем заговорили в
2012 году после выпуска материала «The Snowfall» редакцией американского
«The New York Times»), он быстро стал популярен как в западных , так и в
отечественных СМИ, в том числе , благодаря тому что «традиционные для
онлайн-медиа короткие тексты стали не способны удовлетворить
информационные потребности читателя, у которого появилось желание
разобраться в проблеме , в её аспектах». Сейчас лонгрид широко используется на практике - для освещения не только резонансных событий , но и различных объектов действительности, а также судеб людей.
Объектом исследования являются лонгриды на военную тематику.
Предмет исследования — практика использования приемов мультимедиа для создания объемной личной истории в историческом контексте.
Актуальностью темы объясняется цель выпускной квалификационной работы (ВКР) —создание медиапроекта мультимедийного лонгрида «Владимир Горемыкин: записки с фронта».
Она может быть достигнута в процессе решения следующих задач:
1 . На основе изученной литературы сформулировать особенности мультимедийного формата лонгрид.
2. Провести обзорный анализ лонгридов на военную тематику.
3. Собрать и обработать материалы для создания лонгрида.
3. Сверстать лонгрид.
4. Описать ход работы по созданию и дальнейшему продвижению лонгрида.
Методы исследования. В ходе работы нами были использованы: методы эмпирического (наблюдение , сравнение) и теоретического исследования (описание , анализ), а также метод их практической реализации — моделирование.
Основой теоретической главы стали работы следующих авторов: Бондаренко М.И., Витвинчука В.В., Колесниченко А.В.; Булаевой М.Н., Галустяна А.А. и Кульчицкой Д.Ю., Золотухина А.А. и Мажариной Ю.Н., Латенковой В.М., Самарцева О.Р.,Симаковой С.И., Енбаевой А.П. и Исаковой Т.Б.
Структура дипломной работы — исследование включает в себя введение , две главы , заключение и список литературы.
В первой главе «Особенности лонгридов на военную тематику: приемы организации повествования, средства мультимедиа, стилистика оформления» описывается история и сущность понятия «лонгрид» , рассматриваются подходы современных медиаисследователей к лонгриду как журналистской категории и выявляются характерные особенности лонгрида как формата. Также проводится анализ трех лонгридов и вырабатываются особенности лонгридов подобного типа.
Вторая глава «Создание лонгрида «Владимир Горемыкин: записки с фронта» включает в себя обоснование выбранного формата, описание процесса сбора и подготовки информации , создания лонгрида. Также во второй главе представлены материалы , разработанные для создания лонгрида и готовые графические материалы.
В данной выпускной квалификационной работе представлен опыт создания мультимедийного проекта «Владимир Горемыкин: записки с фронта». Практическим результатом стал лонгрид «Владимир Горемыкин: записки с фронта», в основу которого были положены дневниковые записи. В лонгриде показана история конкретного человека в общеисторическом контексте , что работает на задачу патриотического воспитания граждан и укрепления связей между поколениями.
Структура работы определилась целью и конкретными задачами, сформулированными нами во введении. В первой главе дипломной работы рассматривается история понятия «лонгрид» , подходы к изучению , особенности создания лонгрида, критерии успешности и риски использования , а также проводится обзорный анализ лонгридов на военную тематику. Во второй главе приводится обоснование выбранного формата, а также описывается процесс сбора, обработки информации и этапы создания лонгрида.
Отметим , что работа над проектом не заканчивается. Данная ВКР является одним из этапов разработки проекта. На следующем этапе планируется его развитие: дополнение , расширение и дальнейшее продвижение. Налажено сотрудничество со Славгородским краеведческим музеем: директор музея Кавун Галина Владимировна, ранее предоставив важные документы, которые вошли в лонгрид (архивные фотографии и данные) , выразила готовность к публикации проекта на официальном сайте музея. Содействие в продвижении будет оказано и директором музея им. А. Матросова МКОУ СОШ №9 Брух Снежаной Владимировной. Также мы планируем обратиться к редакциям газет «Славгородские вести» (г. Славгород) и «Химик» (г. Яровое), где недавно публиковались материалы о Владимире Горемыкине , для размещения информации о проекте электронной и печатной версиях газет.
Бондаренко , М.И. Витвинчук, В.В. Лонгрид как новый жанр отечественной журналистики // NovaInfo.ru. 2016. No 46. http://novainfo.ru/article/6230. Дата обращения: 01.06.2020.
2. Булаева, М.Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат // Журналистский ежегодник. Национальный исследовательский Томский государственный университет. 2015. No 4. Стр. 121-123.
3. Воронкина, Ю.С. Анализ лонгридов как новых жанровых форм освещения многоаспектных тем в онлайн-медиа// Медиаисследования 2019 / под ред. Т. А. Семилет, И. В. Фотиевой. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2019. — 162—171 с.
4. Галустян , А., Кульчицкая , Д. Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики // Как новые медиа изменили журналистику. 20 12-20 1 6. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2016. — С. 179—206.
5. Горшкова М.С., Юферева А.С. Мультимедийные лонгриды как формат в интернет-журналистике: анализ специфических особенностей. // Знак: Проблемное поле медиаобразования . 2 0 1 8 ; 1 (2 7):С. 1 05-110.
6. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М.:, 2010. - 200 с.
7. Золотухин , А. А. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история - как новые вершины журнализма? / А. А. Золотухин, Ю. Н. Мажарина // Вестник Воронежского университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2015. - No 2. - С. 93-96.
8. Колесниченко , А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1691 (Дата обращения 30.05.2020).
9. Латенкова В.М. Самарцев О.Р. Методические и творческие проблемы обучения технологии «лонгрида» в практике подготовки журналистов // «Век информации» No2. СПб.: С.-Петерб. ун-т, И-т «Высш. шк. журн. и мае. коммуникаци». 2016.
10. Симакова, С.И., Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление / С.И. Симакова, А.П. Енбаева, Т.Б. Исакова // Вестник Волжского университета имени Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2019. - No 1, том 1. - С. 222 - 230.
11. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение - 2015. - No 5 (360). - С. 163-169.
12. The Future of Longform. Columbia Journalism Review (2013) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://archives.cjr.org/behind_the_news/longform_conference.php (Дата обращения 03.06.2020).
13. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http ://www. nytimes. com/proj ects/2012/snow-fall/index. html#/?part=tunnel-creek (дата обращения: 28.05.2020).
14. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https: //www.kommersant.ru/proj ects/j une22 /20 14/ День , когда началась война//Коммерсантъ (дата обращения: 30.05.2020).
15. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://ria.ru/20150316/1052355869.html /2015/ Битва на Курской дуге //РИА Новости (дата обращения: 30.05.2020).