Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ УДМУРТОВ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ (ПО АРХЕОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ ДАННЫМ).

Работа №184206

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Социокультурный контекст традиционного женского костюма удмуртов 15
1.1 Социальный статус женщины и его отображение в традиционном костюме 15
1.2 Воршудно-родовая система удмуртов и ее связь с традиционным женским
костюмом 30
Глава 2 Мировоззренческий контекст женского традиционного удмуртского костюма ....39
2.1 Отражение структуры мира в традиционном женском костюме удмуртов 39
2.2 Знаково-символические особенности женского костюма в контексте религиозных
представлений удмуртов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 60
ПРИЛОЖЕНИЕ В 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 64
ПРИЛОЖЕНИЕ И 65
ПРИЛОЖЕНИЕ К 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 67
ПРИЛОЖЕНИЕ М 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Н 69
ПРИЛОЖЕНИЕ П 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Р 71
ПРИЛОЖЕНИЕ С 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Т 73
ПРИЛОЖЕНИЕ У 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Ф 75


Актуальность темы. Традиционный народный костюм смело можно назвать символом нации. Наряду с языком, фольклором и обрядовыми традициями он образует особую систему знаков, отражающую определенный жизненный уклад. В костюме находят отражение все значимые достижения народа во многих отраслях деятельности: успехи инженерии проявляются в улучшении техник ткачества; развитие химической отрасли - в появлении новых материалов и красителей; сельскохозяйственные успехи - в освоении новых культур, пригодных для производства тканей. Через костюм также транслируется религиозно-обрядовая жизнь народа, его мировоззренческие установки, эстетические идеалы, отражаются сведения об экономических и культурных контактах этносов.
Впервые рассмотрение народного костюма как особенного, самобытного языка культуры было предложено советским фольклористом и этнографом Петром Григорьевичем Богатырёвым. Он разработал особый функциональный подход, который включает в себя следующие положения:
- у всех предметов есть утилитарное и символическое назначение;
- символическая сторона вещей отображается в наборе следующих функций:
1. Утилитарно-практическая (костюм способствует адаптации человека к внешней среде, а также обеспечивает его физическую и психологическую защиту);
2. Эстетическая (выражает как индивидуальные вкусовые предпочтения, так и общие, коллективные представления о прекрасном);
3. Эротическая (направлена на половое возбуждение партнера);
4. Магическая (защищает человека от различного вида порчи и сглазов. Прежде всего, магическая составляющая была заключена в орнаменте - тотемических родовых символах, которые служили оберегом и защищали члена своей родовой фратрии от дурного умысла «чужих», от поражений в бою и т.п. );
5. Возрастная (обозначает возраст владельца. Исходя из отличительных черт, существующих с давних пор и проявляющихся в цвете, отделке, головных уборах, украшениях, можно выделить следующие костюмные комплексы: костюм маленьких детей, подростков, молодых и пожилых людей);
6. Социально-половая (маркирует половую принадлежность и семейное положение человека. Разделение на мужскую и женскую одежду, обувь, аксессуары, украшения, а также цвета и материалы произошло давно. В разные временные промежутки у каждого народа существовали свои признаки женственности и мужественности, которые находили свое отображение в костюме. Помимо этого, в костюме также отображались отличия в сфере семейных отношений. Для всех традиционных народов характерно существование большого количества различий в костюме девушки и замужней женщины. В качестве хорошего примера может рассмотреть прическу. Молодым незамужним девушкам разрешалось ходить с непокрытой головой и носить волосы распущенными. Распущенные непокрытые волосы символизировали девственность девушки, поэтому, естественно, замужние женщины не могли носить такую прическу);
7. Профессиональная (указывает на род занятий человека, его профессиональную принадлежность. Наиболее отчетливо это просматривается в Средние века, когда представители некоторых профессий, например, юристы или университетские преподаватели, а также члены ремесленных цехов носили одежду, отличающуюся особым покроем и цветами);
8. Обрядовая (костюм используется только для проведения каких-либо обрядов будь то свадьба, похороны или обращение к богам);
9. Сословная (обозначает принадлежность к конкретному сословию (в сословном обществе), социальному классу или социальной группе (в классовом обществе). Очень часто сословия имели свои, отличные от других этические, эстетические и т.п. нормы, что тоже находит свое отражение в костюме);
10. Религиозная (указывает на принадлежность к определенной религии. Все религии обладают определенной установкой, касающейся формы костюма, цветов, аксессуаров. В зависимости от степени влияния религии на жизнь общества в тот или иной период, эта функция, так или иначе, воздействует на все формы и виды костюма);
11. Региональная (указывает на региональную традицию в одежде, связанную с особенностями климата, жизненного уклада, а также с национальными традициями живущих здесь народов. Тесно связана с национальной функцией, указывающей на принадлежность к конкретному этносу, которая ярко проявляется в народном, национальном костюме, выступающем в качестве символа нации).
- у всех предметов есть не одна, а несколько функций;
- со временем функции предмета могут претерпевать изменения (к примеру, магическая функция со временем замещается эстетической (как это было с орнаментом);
- в зависимости от контекста у предметов есть своя иерархия. Главная функция в итоге определяет характер использования знака в данном контексте и его эмоциональное восприятие.
Свой знаковый статус костюм сохранял длительное время - вплоть до 1920-1930-х гг., а у некоторых народов даже до середины ХХ в., что объясняется консервативным укладом жизни крестьянства и устойчивостью традиций, которые передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери. Однако современная культура, основанная на высоких технологиях, способствует размыванию культурных границ, исчезновению малых народов и их традиций, в том числе, костюмных. В связи с этим изучение особенностей культуры, в том числе костюма приобретает еще большую актуальность, ведь народный костюм, обладает ярко выраженной символичностью, которая проявляется как в традициях создания и использования, так и так и в конструкции костюма, где каждый элемент несет в себе определенный смысл, связанный с национальным менталитетом и воззрениями далекой старины. Изучение народного костюма способствует сохранению этнической самобытности культуры, и позволяет в полной мере ощутить, насколько многонациональна и культурно богата наша страна. Кроме того, можно выделить и практико-прикладную актуальность данной темы, ведь изучение народного костюма, в нашем случае удмуртского, вызывает интерес к культуре народа, ее фольклору, праздникам и обычаям, что в свою очередь, способствует развитию туризма и бизнеса.
Степень изученности темы
Путешественники и ученые начали обращать свое внимание на яркий национальный удмуртский костюм начиная с XVIII в. Руководитель первой научной сибирской экспедиции, Д. Г. Миссершмидт во время поездки закупил для музейного хранения комплекс одежды северной удмуртки-ватка и дал его описание. Во время Второй академической экспедиции И. Г. Георги создал первое графическое изображение удмуртки в национальном костюме (рис. 1). 

Рисунок 1 - Костюм удмуртки. XVIII в. (по Георги)3

Краткие сведения о народном костюме, в частности о головном уборе, встречаются в отчетах, дневниках и путевых записях П. С. Палласа, Н. П. Рычкова. Однако письменные источники XVIII в. все же содержат лишь обрывочные сведения и не позволяют увидеть полноценную картину удмуртского костюма со всеми его особенностями.
В XIX в. исследователи интересовались в первую очередь духовной сферой - подробно освещалась религия, семейные обряды и обычаи удмуртов. Вопросам материальной культуры - описанию национального костюма - уделялось очень мало внимания. Тем не менее, можно выделить несколько работ, которые внесли большой вклад в изучение удмуртского костюма.
Одной из таких работ является монография А. Ф. Риттиха «Материалы для этнографии России. Казанская губерния», вышедшая в свет в 1870 г. В своей работе автор описал характерные особенности удмуртского костюма, а также проиллюстрировал их фотоматериалами, показывающими социально-возрастные различия удмуртской одежды
4
того времени.
Интересен труд Д. Н. Островского о приказанских удмуртах, в которой он вкратце описывает характерные особенности обрядового, праздничного и будничного костюма женщин разных возрастов; приводит термины, касающиеся частей одежды; указывает на способы их изготовления .
Большой вклад внес художник-самоучка Яков Васильев, создавший в 1918 г. серию рисунков, изображающих североудмуртские костюмы с различиями по полу, возрасту, семейному положению, роду деятельности, сфере использования (праздничная и будничная одежда, свадебная и ритуальная). Каждый рисунок сопровождался детальной аннотацией с терминологией.
После революции, получив свободу и равные с русскими права, бывшие царские «инородцы» начали активное изучение родного языка, фольклора, культуры, в том числе народного костюма и его орнамента. В 1938 г. по инициативе УдНИИ была организована экспедиция, во время которой исследователями был собран богатый материал образцов вышивки и орнамента, изучена техника ткачества. Собранный материал этой и предшествующих (1930 и 1931 гг.) экспедиций стал основой для ряда работ известного специалиста по народному костюму удмуртов В. Н. Белицер. Её первым серьезным исследованием, посвященным удмуртской народной вышивки и ткачеству стала статья «Узорное тканье и вышивка удмуртов», в которой Вера Николаевна впервые предложила выделять геометрические и растительные орнаментальные мотивы, а также зоо- и антропоморфные изображения. Кроме того, в статье были подробно рассмотрено возникновение, первоначальное значение и дальнейшая трансформация удмуртских орнаментальных мотивов. В 1951 г. в свет вышла ее работа «Народная одежда удмуртов: материалы к этногенезу», которая стала первой научной монографией полностью посвященной национальному костюму удмуртов. В своей работе исследователь дала этнографическое описание костюма, украшений и связанных с ними технических процессов, проследила исторические связи, а также выделила 4 костюмных комплекса удмуртов, которые в конечном итоге могут быть сведены к двум основным - северному и южному, так как два других являются их подтипами.
Согласно данным, собранным В. Н. Белицер, североудмуртский комплекс одежды формировался в среде аборигенного населения земледельческой полосы, обитавшего в бассейнах р. Чепцы и Вятки в IX - X вв. и в еще более раннее время. На территории республики Удмуртия этот вид костюма встречался среди удмуртов бывшего Глазовского уезда Вятской губернии, за ее пределами - у удмуртов Кировской области.
Материалом для одежды в этих районах служил неокрашенный белый льняной холст. Женский костюм состоял из прямой туникообразной рубашки без воротника, с вышитыми или затканными полосатыми рукавами. Рубашка кроилась таким образом, что грудь оставалась открытой, поэтому поверх рубахи женщины надевали шелковый вышитый нагрудник (кабачи) и передник из белого холста (ашшет), украшенной вышивкой или узорным тканьем. Под рубашкой удмуртки иногда носили штаны, поверх рубашки летом надевался белый холщевый распашной халат (шортдерем), а осенью кафтан из белого или серого сукна. Головным убором незамужней девушки служила круглая шапочка (такъя); замужняя женщина носила холщевый чепец (подургу или йыршет) и разноцветный нарядный платок (куиньсэрго), поверх которого, вокруг головы повязывалось полотенце (йыркотыр). Обувь состояла из холщевых белых чулок, суконных черных коротких онуч и лаптей с шерстяными цветными оборами (приложение А).
Для северного комплекса характерна вышивка шелком, ожерелья и бусы из красной мастики и стекла вперемешку с монетами, а также белые раковины. Комплект по покрою одежды и характеру вышивки близок костюмным комплексам других народов Поволжья, а именно к луговым мари, мордве-эрзе и некоторым группам чувашей. Отдельные элементы костюма прослеживаются у коми-пермяков и коми-зырян.
Южноудмуртский комплекс сформировался среди населения, живущего на стыке лесной и степной полосы под сильным влиянием скотоводческих культур. Вера Николаевна отмечает, что предки южных удмуртов - представители ананьинской культуры находились под сильным воздействием скифо-сарматской культуры. В памятниках ананьинской, пьяноборской и последующих за ними археологических культурах, вплоть до IV - VII вв. н. э. заметно причерноморское влияние. Целый ряд вещей, как считает В. Н. Белицер со ссылкой на археолога А. П. Смирнова, - бусы, пряжки, фибулы - выдают связь прикамского населения с Боспорским царством, осуществляющуюся через сарматов. В свою очередь через ираноязычных кочевников жители Поволжья устанавливали связь с жителями Средней Азии.
Древние связи прикамского населения с носителями скотоводческих и земледельческих культур Причерноморья и Средней Азии прослеживаются в украшениях, например, накосниках, в головных уборах - такъя, айшон, а также в покрое верхней
одежды с длинными фальшивыми рукавами.
Южноудмуртский костюмный комплекс был распространен на территории бывших Сарапульского и Елабужского уездов Вятской губернии. Северная граница его распространения захватывает районы Нылгинской, Вавожской, Ижевский; южная примыкает к границе Башкирии и татарской республики, частично заходя в их пределы.
Материалом для костюма здесь служила цветная пестрядь, отделанная узором из разноцветной шерсти и бумажных ниток. Чаще всего рубашка шилась из пестряди в красную и синюю клетку, со стоячим воротником, застегивающимся на пуговицу или крючок. Под рубашкой женщины носили матерчатый цветной нагрудник (кыкрак или мурес кышет). Поверх рубашки надевался передник «с грудью», затканный геометрическим узором из разноцветной шерсти. Обязательным элементом были штаны (мурезась). В качестве головного убора девушки носили шапочку-такъю, которую в конце XIX в. заменил платок; на праздники девушки надевали повязку укотуг. Головной убор замужней женщины состоял из нескольких частей: налобной повязки (йыркерттэт), чалмы и айшона со спадающим на спину платком-покрывалом (сюлык). В конце XIX в. также как и девичья такъя, айшон исчез и был заменен платком. На ногах женщины носили цветные чулки, обернутые короткими белыми онучами и лапти удмуртского плетения Характерной особенностью южноудмуртского костюмного комплекса было наличие
многочисленных серебряных украшений: ожерелий, цепочек, нагрудников (приложение

В 1960 г., спустя девять лет после монографии Белицер, вышла еще одна
основательная работа по народному костюму, принадлежащая перу советского этнографа, историка Нины Ивановны Гаген-Торн - «Женская одежда народов Поволжья: материалы к этногенезу». В своей монографии, состоящей и двух больших частей, Нина Ивановна во - первых, рассмотрела в сравнительно-историческом плане элементы платьев мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей, казанских татар, башкир, туркменов, их нагрудные и поясные украшения, верхнюю одежду, а во-вторых, женские и девичьи головные уборы, покрывала головных уборов, а также орнаментику, украшающую костюмы народов Поволжья.
Большой вклад в изучение орнаментики костюма внесла Татьяна Александровна Крюкова, выпустив в 1973 г. альбом «Удмуртское изобразительное искусство», в основу которого легли материалы, собранные в ходе многочисленных экспедиций к удмуртам. Альбом давал исчерпывающую характеристику всем видам удмуртского народного
10 Белицер В. Н. Указ. соч. С. 81-82.
искусства: вышивке, ткачеству, узорному вязанию, аппликации, художественной
обработке дерева. Работа была высоко оценена научным сообществом и удостоена Государственной премии Удмуртской АССР.
Сбором материалов по удмуртской одежде и орнаменту в течение долгих лет занимался художник-этнограф С. Н. Виноградов. В 1974 г. он выпустил книгу-альбом «Удмуртская народная одежда», а в 1976 г. в свет вышла его статья «Удмуртские народные узоры и значение их названий», в которой автор предпринял попытку раскрыть смысловое содержание орнамента, а также систематизировать их с учетом символического значения. Сергеем Николаевичем была составлена таблица народных узоров, которая до сих пор не утратила своего научно-практического значения.
Над изучением удмуртской одежды, ткачества и народного искусства плодотворно трудился К. М. Климов. Им были подготовлены и изданы сборники статей по данной тематике, а также выпущено два альбома - «Удмуртское народное ткачество» в 1979 г. и «Удмуртское народное искусство» в 1988 г.
В 1987 г. С. Х. Лебедева вместе с М. Г. Атамановым написали совместную статью «Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом», в которой были выделены и подробно описаны девять костюмных комплексов национальной одежды, бытовавшей в Прикамье в XIX - начале XX вв. В 2000-х гг. Серафима Христофоровна также выпустила несколько ярких работ по удмуртскому костюму: книгу-альбом «Удмурт калык диськут = Удмуртская народная одежда = Udmurt Folk Costume» (2008 г.) и альбом по удмуртской народной вышивке «Удмурт калык пужыятон = Удмуртская народная вышивка = Udmurt Folk Embroidery» (2009 г.).
В 2000 г. И. А. Косарева выпустила книгу «Традиционная женская одежда переферийных групп удмуртов (косинской, слободской, куксорской, шошминской, закамской) в конце XIX - начале XX вв.», в которой автор на полевом этнографическом материале впервые выделила периферийные группы удмуртов и дала подробную характеристику их традиционному костюму.
Интересна работа Л. А. Молчановой «Удмуртский народный костюм (история и символика)», которая вышла в свет в 2006 г. На основе археологических и этнографических данных в книге наглядно представлены этапы формирования национального костюмного комплекса удмуртов, его региональных вариантов; выявлены характерные особенности их оформления; предпринята попытка исследования знаково - символической функции костюмных узоров удмуртов.
Перечисленные нами труды в первую очередь являются этнографическими.
Несомненно, этнография дает богатый материал для изучения костюма, однако полноценное изучение и реконструкция костюма все же невозможны без привлечения археологических данных. Так, изучая народный удмуртский костюм по данным археологии, А. В. Збруева пришла к выводу, что некоторые элементы, характерные для традиционного женского костюма удмуртов (нагрудники, головные полотенца) сложились еще во времена прародительской культуры удмуртов - ананьинцев. Археологические данные позволили А. П. Смирнову одним из первых описать удмуртский традиционный костюм. Вслед за ним, на основе археологических материалов костюм женщины чегандинской (III в. до н. э. - V в . н. э.) и азелинской (III - V вв. н. э.) культур реконструировал В. Ф. Генинг . Л. А. Молчанова на основе материалов археологии реконструировала древний костюмный комплекс с украшениями с ананьинского времени (VIII - III вв. до н. э.) до позднего средневековья. Исследованием одежды и украшений удмуртов XVI - XVIII вв. по данным археологии занималась Н. И. Шутова, которая ввела в научный оборот богатые материалы многих могильников на территории Удмуртии и за ее пределами, дала подробную характеристику головных уборов и украшений, реконструировала несколько костюмных комплексов того времени.
Объектом изучения выступает женский традиционный костюм.
Предметом изучения являются особенности традиционного женского костюма как социокульткрного и мировоззренческого маркера.
Цель работы заключается в выявлении знаково-символических характеристик костюма удмуртов как маркера социокультурных и мировоззренческих особенностей культуры народа. Знаково-символические характеристики тесно связаны со всеми функциями костюма, за исключением сугубо утилитарной. В этом кроется главное отличие между одеждой и костюмом: если речь идет о сугубо утилитарной функции, то мы говорим об одежде; однако если была затронута символика, то разговор ведется уже о костюме.
Для достижения поставленной цели был поставлен ряд следующих задач:
- выявление связи женского народного костюма и социального статуса женщины, а именно поиск различий между костюмом молодой незамужней девушки, замужней зрелой и пожилой женщины;
- изучение орнаментальных мотивов женского традиционного костюма и поиск связи с воршудно-родовой системой удмуртского общества;
- рассмотрение традиционного удмуртского женского костюма как своеобразного отражения модели мира;
- изучение знаково-символических особенностей женского костюма в контексте религиозных представлений удмуртов.
Источниками для изучения данной темы выступили опубликованные статьи, монографии и альбомы, посвященные этнографическому и археологическому изучению традиционного женского костюма и орнамента удмуртов, а также информация, полученная в ходе бесед с удмуртами-информаторами.
Методология исследования
Понятие традиционный женский народный костюм подразумевает под собой различные варианты, которые менялись в зависимости от региона, социальных отношений, культурно-исторических особенностей той или иной губернии. Так как цель исследования заключается в изучении социокультурных и мировоззренческих особенностей удмуртского этноса в целом, то в качестве основного метода работы выступает метод теоретического конструирования, или идеализация. По мере решения исследовательских задач метод идеализации также дополняется рядом других методов - методом сравнительно-исторического и системного анализа, структурно-семиотическим методом.
Научная новизна работы
Научная новина работы состоит в обобщающем характере работы, поскольку автором был проведен сравнительный анализ ряда археологических и этнографических работ, посвященных изучению удмуртского костюма. Историографические данные были дополнены информацией, полученной в ходе бесед с носителями культуры. К сожалению, беседы показали, что в современных реалиях носители начинают забывать свои традиции и имеют весьма смутное представление о народном костюме. Данная работа призвана поспособствовать своеобразной «реанимации» традиций удмуртской нации, связанных с традиционным женским костюмом и возродить интерес к изучению своих костюмных традиций.
Структура работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, озвучена цель, поставленная перед автором, сформулированы задачи исследования, описывается степень изученности проблемы.
Первая глава, состоящая и двух параграфов, посвящена изучению социокультурного контекста женского традиционного костюма. В первом параграфе костюмный комплекс рассматривается как маркер социального статуса женщины, поскольку все важнейшие жизненные изменения (замужество, рождение ребенка, изменение социально-возрастного статуса) находили свое отображение в традиционном костюме. Второй параграф посвящен изучению воршудно-родовой системы удмуртов и отражению института воршуда в костюмном комплексе удмуртки.
Во второй главе затронут мировоззренческий контекст женского традиционного костюма. Глава также разделена на два параграфа: отражение структуры мира в традиционном костюме (рассматривается на примере цветовой символики и орнаментальных мотивов) и знаково-символические особенности женского костюма в контексте религиозных представлений удмуртов (анализируется, как в традиционном женском костюме отображались культы почитания небесных светил (солнца и луны), коня и водоплавающей птицы).
В заключении обобщается проделанная работа и формулируется вывод о значении традиционного костюма в современных социокультурных реалиях.
Приложения включают в себя фотографии и графические изображения удмуртского традиционного женского костюма и его элементов

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Народный костюм формировался на протяжении длительного времени и продолжает жить до сих пор, в современном социокультурном пространстве. В нем органично соединены функциональные, конструктивные, семиотические и эстетические качества. Это важный закодированный источник информации о прошлом целого народа и отдельных людей. Задача, которая стоит перед исследователем - подобрать ключик-шифр, который поможет отворить дверцу, расшифровать код и позволит познакомиться с богатейшим материалом, заключенным в традиционной одежде.
Наше исследование, несомненно, не смогло охватить весь тот пласт информации, который хранит в себе женский традиционный костюм, однако позволило сделать ряд следующих выводов:
• Традиционный удмуртский женский костюм был зеркальным отображением социального статуса своей носительницы. Все важнейшие изменения, касающиеся женщины (замужество, рождение ребенка, изменение социально-возрастного статуса), находили свое отображение в изменении цвета одежды, увеличении/уменьшении количества орнамента одежды, смене головного убора. Взглянув на женский костюм можно было понять, кто стоит перед вами - молодая, незамужняя девушка, зрелая замужняя или пожилая женщина;
• Зооморфные и растительные мотивы удмуртского орнамента изначально представляли собой родовые знаки принадлежности к конкретной воршудно-родовой группе, находящейся под покровительством своего тотемического предка. В качестве родового предка мог выступать любой природный объект - и растительный, и животный. Кроме орнаментальных мотивов, институт воршуда также нашел свое отображение в женском украшении, которое носили либо на груди, либо на бедрах - пластине-дэмдоре;
• Долгое время удмурты придерживались экзогамии, поэтому брак объединял людей из разных воршудно-родовых групп. После замужества женщина оказывалась под покровительством не только своего родового воршуда, но и воршуда мужа, что приводило к формированию своеобразного воршудно- родового древа, образ которого в дальнейшем трансформировался в универсальный мифопоэтический образ Мирового дерева. Изображение родового дерева ассоциировалось у удмуртов с идеей плодородия и преемственности поколений, поэтому такой символикой обильно украшались свадебные атрибуты костюма - нагрудник «кабачи», платок-покрывало «сюлык», обрядовый пояс «зар»;
• Подобно многим другим народам мира, удмуртам была свойственны трихотомическая модель мироздания. Костюм в сознании архаичного человека - это своеобразное отражение огромного космического пространства, микрокосмос, поэтому он также должен подвергался трехчастному делению. Это деление проявлялось как в цветовой нагрузке (белый цвет - символ неба, верхней сферы, красный - среднего мира, земли, черный - отображение подземного мира), но и в принципах орнаментации костюма. Нижний ярус, символизирующий собой подземный мир, начинался с подола рубашки и завершался на уровне талии. Характерным украшением этого яруса является горизонтально расположенный геометрический орнамент - символ плодородия и мира умерших; средний ярус, который начинался от талии доходил до нижней линии груди отожествлялся с земным миром, украшался изображением Мирового древа (нашло своего проявление в орнаменте обрядового пояса «зар»); верхний ярус, начинавшийся на нижней линии груди и завершается головными покрывалами ассоциировался с верхним миром, миром богов. Характерной особенностью верхнего яруса является большое наличие плодородных и солярных знаков, а также отражение как трехчастного деления мира «верх-середина - низ» (нагрудники «кабачи», головные женские полотенца»), так и четырехчастного «север-юг-запад-восток» (платок- покрывало «сюлык»);
• В орнаментике и украшениях женского костюмного комплекса отображаются древнейшие религиозные представления удмуртского этноса. Культ небесных светил проявился в орнаментальных мотивах «толэзё пужы», свастика, «питыри» и «питерес», а также в височных подвесках шунды-мумы; культ коня и культ водоплавающей птицы нашли свое отображение в шумящих подвесках и орнаментальных мотивах «вало-вало» (кони), «чож бурд пужы» - утиные крылья, «пал чож бурд» - полкрыла утки, «вылаз-вылаз чож бурд» - одно над другим крыло утки, «чож бурд юбоен» - крылья утки со столбиками.
Сегодня традиционный костюм с его древнейшим семантическим значением практически перестал существовать. В изменившихся социальных условиях, когда глубинный смысл был утрачен, народный костюм превратился в нарядный атрибут для этнографических, эстрадных и театральных коллективов. Однако это неправильно. В народном костюме собран социально-культурный опыт этноса, его традиции, которые определяют будущее любого народа. Утрата традиций ведет к деградации и угасанию. Поэтому необходимо возродить интерес к изучению народного костюма, его истории и символике и научиться не просто использовать какие-либо элементы народного костюма, а использовать их осознанно и к месту.



1. Полевые материалы автора: текст конспектной записи интервью с удмуртом-информатором. Информатор: Ритта Корепанова. - 20 апреля 2019 г. - 1 с.
2. Полевые материалы автора: текст конспектной записи интервью с удмуртом - информатором. Информатор: Раиса. - 2 мая 2019 г. - 1 с.
3. Полевые материалы автора: текст конспектной записи интервью с удмуртом - информатором. Информатор: Маргарита Корепанова. - 15 мая 2019 г. - 1 с.
Литература
1. Атаманов М. Г. Происхождение воршуда у удмуртов / М. Г. Атаманов // Труды по финно-угроведению. Т. 4. Вопросы истории и строя уральских языков. - Тарту, 1977. - С. 22-40.
2. Атаманов-Эграпи М. Г. Происхождение удмуртского народа / М. Г. Атаманов-Эграпи. - Ижевск: Удмуртия, 2010. - 576 с.
3. Багин С. А. Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда / С. А. Багин // Этнографическое обозрение. - 1897. - № 2.
4. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика / Б. А. Базыма. - М.: Речь, 2005. - 208 с.
5. Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов: материалы к этногенезу / В. Н. Белицер. - М., 1951. - 142 с.
6. Белицер В. Н. Узорное тканье и вышивка удмуртов / В. Н. Белицер // Записки УдНИИ. - Ижевск, 1940. - С. 96-120.
7. Бортникова Н. В., Желудов В. Г. "Мировое древо" в символике предметной среды удмуртов / Н. В. Бортникова, В. Г. Желудов // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 6. (73). - C. 34¬37.
8. Бортникова Н. В. Традиционная модель мира в национальном удмуртском женском костюме / Н. В. Бортникова// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 5. - С. 44-46.
9. Бортникова Н. В. Материальные носители традиционной Удмуртской символики / Н. В. Ботникова// Финно-угорский мир. - 2013. - № 4. - С. 77-81.
10. Богаевский П. М. Очерки религиозных представлений вотяков / П. М. Богаевский // Этнографическое обозрение. - М., 1890.
11. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. - М..: Искусство, 1971. - 544 с.
12. Бушмакин С. К. Воршудные имена и удмуртская топонимия / С. К. Бушмакин // Ономастика Поволжья. - Ульяновск, 1969. - С. 166-176.
...57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ