Введение 5
1 Технико-экономическое обоснование 7
1.1 Назначение и общая характеристика предприятия 7
1.2 Характеристика путевого развития 15
1.3 Подготовка вагонов под погрузку нефтеналивных грузов 16
1.4 Виды наливаемых нефтепродуктов 17
1.5 Технология подачи и обработки вагонов 18
2 Исследовательская часть 28
2.1 Анализ условий возникновения и развития аварий 28
2.2 Анализ аварий на объектах нефтепродуктов 31
2.3 Основные факторы и причины, нарушений технологических
процессов 36
2.4 Факторы аварийных ситуаций при подготовке вагонов 43
2.5 Анализ аварий по технологическим процессам 51
3 Организационная часть 53
3.1 Сценарии возможных аварий 53
3.2 Динамика развития аварийных ситуаций 54
3.3 Расчет выбросов в атмосферу при неконтролируемым горении нефти и
нефтепродуктов 58
3.4 Определение массы сгоревших нефтепродуктов 59
3.5 Расчет массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух .. 60
3.6 Предложения по внедрению мер, направленных на уменьшение риска
аварий 60
4 Экологичность и безопасность проекта 63
4.1 Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на
железнодорожном транспорте 63
4.2 Влияние опасных грузов на окружающую среду 67
4.3 Охрана труда
4.4 Пожарная безопасность на путях пункта подготовки вагонов 71
4.5 Организация работы оператора поста управления пункта подготовки вагонов 73
5 Экономическая часть 75
5.1 Расчет среднемесячной заработной платы на одного рабочего 75
5.2 Расчет затрат на внедрения нового оборудования 81
5.3 Определения годовой экономии 82
5.4 Расчет эксплуатационных расходов 84
5.5 Расчет экономической эффективности расходов 85
Заключение 87
Список использованных источников 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А Схема расположений зданий и сооружений на площадке
подготовки вагонов 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Иллюстрационный материал 91
Железная дорога - это огромная и стремительно развивающаяся монополия с более чем 186 летней историей. Железные дороги с 1825 года в мире и России в частности прошли колоссальный путь и испытания: это развитие и внедрение в железнодорожный транспорт постоянно новых инновационных идей и проектов, это и работа руководителей транспорта и выдающихся ученых, это огромный труд народа по строительству инфраструктуры, это постоянная борьба с метеоусловиями, это немалая проводимая работа по обеспечению мер безопасности: экологическая
безопасность железнодорожного транспорта, безопасность труда работников, технологическая безопасность основных технологических процессов железнодорожного транспорта (можно отнести движение поездов, погрузку вагонов, маневровые работы) и промышленная безопасность объектов железнодорожного транспорта, здесь речь идет о правильном использовании грузоподъемных механизмов, о транспортировке огнеопасных веществ, сжатых газов и т.п.
Особое внимание хочется уделить перевозкам опасных грузов, так как на сегодняшний день они достаточно востребованы. Это определено надежностью транспорта и его независимостью от погодных условий. Выполнение железнодорожных перевозок с опасными грузами требует особой ответственности. Ведь даже несущественные нарушения могут повлечь за собой серьезные последствия в виде материальных затрат и экологических проблем.
При перевозке железнодорожным транспортом опасные грузы должны содержаться в специальной таре, изготовленной из специального материала, не вступающего с ними в реакцию. К такой таре можно отнести баллоны, контейнеры, ящики, вагоны-цистерны. Если перевозятся жидкости, то тара подбирается точно по объему. Кроме того, перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом предусматривает нанесение на тару специальной маркировки, информирующей об опасности содержимого.
Предоставление услуг, связанных с перевозкой опасных грузов железнодорожным транспортом прерогатива только специализированных компаний, имеющих разрешение государственных органов на данный вид деятельности. Погрузка, выгрузка, налив и слив осуществляются в удаленных местах от жилых построек. А сам процесс транспортировки доверяется высококвалифицированным машинистам с большим опытом работы. К подготовке опасных грузов, их упаковке и таре предъявляются особые требования, а условия транспортировки таких товаров, материалов и веществ должны соответствовать утвержденным стандартам.
Целью данного дипломного проекта является повышение безопасности работ с опасными грузами за счет снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.
В дипломном проекте на тему «Обеспечение мер безопасности и ликвидации аварийных ситуаций при подготовке вагонов-цистерн» рассмотрена проблема уровня безопасности при работе с опасными грузами, в частности с нефтепродуктами, в полном объеме.
В разделе «технико-экономическое обоснование» дипломного проекта исследована характеристика путевого развития и стрелочного хозяйства, характеристика оборудования и сооружений на предприятии. Рассмотрены основные виды заливаемых нефтепродуктов, приводящие к рискам возникновения аварийных ситуаций.
В технологической части проведен анализ условий возникновения и развития аварий и возможные причины возникновения аварий на объектах с обращающимися в них нефтепродуктами.
В организационной части разработаны сценарии развития аварийных ситуаций. Произведен расчет оценки рисков разлива нефтепродуктов. Исходя из этого, предложены меры и новое технологическое оборудование, направленное на уменьшение риска аварий.
В разделе «экологичность и безопасность проекта » исследовано влияние опасных грузов на окружающую среду.
В экономической части проекта произведен расчет экономического эффекта от затрат на внедрение нового технологического оборудования.
Иллюстрационная часть проекта отображает представленные в дипломном проекте расчеты в виде графиков, графических схем, диаграмм и таблиц.
Дипломный проект выполнен на основании данных, предоставленных ООО «НТ-Сервис», а так же источников приведенных в списке использованных источников.
1 Большая энциклопедия транспорта: в 8 т-х/ Акад. Транспорта; Под общ. ред. В.П. Калявина - Т.4. - СПб.: Элмор, 2007, - 327 с.
2 Волков А.Н. Безопасность движения // Железнодорожный транспорт,2005. -№11.- 45-48с.
3 Вредные вещества в промышленности: 7-е изд./справочник для инженеров; Под общ. ред. В.Н. Лазарева . - Москва: изд. Химтия, 2000. - 210с.
4 Государственный доклад МЧС России о состоянии защиты населения и территории РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2004 г. // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций, 2005.- №5. - 20с.
5 ГОСТ 12.3.047-98 Пожарная безопасность технологических процессов. Общие положения. - введ. 01.06.2004. - Москва: ФГУП ЦПП, 2004. - 140с.
6 Девисилов В.А. Охрана труда/ В.А. Девисилов - М.: Форум-Информ- М., 2003. - 400с.
7 Информация об авариях, происходящих на предприятиях химического комплекса. В 4 ч [Электронный ресурс] от 30.11.2013 // Справочная правовая система «Аварии». - Режим доступа: http:// www. avarihim. ru
8 Крутяков В.С Охрана труда и основы экологии на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве: железнодорожный транспорт/ В.С. Крутяков, Ю.Г. Сибаров, Н.Т. Рыбаков и др.; Транспорт, 2005. - 351с.
9 Маршал В.Б. Основные опасности химических производств/ В.Б. Маршал. - М.: Мир, 2010.-37с.
10 Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Вып.10 - М.: ВНИТИ., 2003.
11 Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. Общие положения.- введ. 22.11.1997. - Москва; М.: МПС РФ.
12 Перепон В.П. Организация перевозов грузов.- учебное пособие / В.П. Перепон. - Москва:Академия, 2004. - 431с.
13 Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде: научный сборник / Сарат. техн. ун-т; ред. А.С. Калинин. - Саратов: Аквариус, 2002. - 210 с.
14 Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом и в вагонах бункерного типа для перевозок нефти.; введ. 01.06.2004. - М.: 2004. - Юртранс. - 140с.
15 Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.; - введ. 20.05.2004. - М.: Юртранс 2004. -166с.
16 РД 09-536-03 Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на ООО «НТ- Сервис», утверждены постановление Госгортехнадзора РФ по Кр.Краю: введ. 18.04.2003. - №114.
17 Федеральный закон от 10.01.2003 г. №17-ФЗ. О железнодорожном транспорте РФ.
18 Федеральный закон от 10.01.2003 г. №18-ФЗ. Устав железнодорожного транспорта в РФ. - 150-210с.
19 Федеральный закон от 21.07.1999 № 166-ФЗ. Промышленная безопасность опасных производственных объектов.; С изм. на 27.12.2009.
20 Шмелева Г.А., Железнодорожный транспорт и экономика // Железнодорожный транспорт, 2009. - № 11. - 74.