Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«БЕЛОБОРОДОВСКАЯ ПУСТЫНЬ»: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИБИРСКОГО КРЕСТЬЯНСКОГО ПУСТЫННОЖИТЕЛЬСТВА

Работа №184197

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы88
Год сдачи2021
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 4
Глава 1 Странники в системе старообрядческих согласий 13
1. 1 История появления и распространения согласий староверия 13
1. 2 История страннического согласия 21
Глава 2 Томско-чулымские староверы-странники и образование Белобородовской пустыни 27
2. 1 История формирования страннических общин на территории Томского уезда 27
2. 2 Способы адаптации к внешним условиям и вектор коррекции вероучений 30
Глава 3 Странники как текстуальное сообщество 38
3.1 Роль книги в жизни старообрядцев-странников 38
3.2 Читательские практики общины как инструмент сохранения социокультурных особенностей крестьянского пустынножительства 42
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 54
Приложение А 63
Приложение Б 67
Приложение В 74
Приложение Г 76
Приложение Д 83
Приложение Е 85
Приложение Ж 86
Приложение З

Научной библиотеке Томского государственного университета хранится книжное собрание «Скитская библиотека», включающая в себя около двухсот рукописей и старопечатных книг XV-XX вв. . Данная коллекция была передана университету действующей Томско-чулымской общиной староверов-странников, локализованной в восточной части томско-чулымского таежного массива. Территория имеет топонимы - Белобородовская пустынь, Белобородовская тайга, ранее входила в состав Томского уезда, в настоящее время - в Томского и Кривошеинского районов Томской области.
Актуальность данного исследования обусловлена сохранением некоторых социокультурных особенностей томско-чулымской общины старообрядцев-странников до настоящего времени.
Историографию по теме ВКР можно разделить на три группы: первая включает в себя исследования, посвященные истории странничества и других старообрядческих согласий и толков, вторая - возникновению, истории и современному состоянию странников Белобородовской пустыни, третья группа - работы по истории чтения, старообрядческих читательских практик и книг.
Первую группу работ открывает сочинение публициста, общественного деятеля и одного из лидеров славянофильского движения И. С. Аксакова о странниках . Автор не разделял причины раскола русской православной церкви и обособления странничества как самостоятельного течения, поэтому считал, что главными причинами раскола являются протест против нового порядка вещей, брожение умов, недостатки официальной церкви и государства. И. С. Аксаков рассматривает отношение «сектаторов» к духовенству, церкви, государству и предлагает меры, которые, по его мнению, помогли бы решить проблему раскола: 1) обучение священников, просвещение их в вопросах раскола; 2) упорядочение в министерстве документов и литературы по расколу; 3) свобода слова и печати по вопросу раскола для всех; 4) печать истории другой «раскольнической секты», дабы вызвать у странников «чувство стыда».
А. П. Щапов, историк и специалист XIX века по истории раскола, опираясь на данные статистики и уголовные дела, тоже рассматривал странничество как явление, которое имело глубокие политические, экономические, социальные причины
возникновения, своим вероучением показавшее протест не просто против новой обрядности, а против самодержавно-крепостнического строя, явление, попытавшееся сохранить традиционные устои .
Известным исследователем страннического согласия начала XX века является церковный историк И. К. Пятницкий . Автор уже во введении высказал мнение о том, что предыдущие работы, посвященные странничеству, необстоятельны, исследователи были необъективны и опирались на недостаточное количество источников. Именно он впервые написал о необходимости глубокого изучения согласия и выявления его связей с макрополитическими событиями. Работа И. К. Пятницкого опирается как на судебно-следственную документацию, так и сочинения странников и др. Исследователь рассматривает историю появления и обнаружения страннического согласия, его историю и значение в расколе, взгляды исследователей-предшественников. Одной из главных заслуг автора является первая реконструкция биографии Никиты Семенова - одного из идеологов страннического согласия XIX в.. Кроме того, впервые в подобных исследованиях подняты вопросы догматических и обрядовых особенностей согласия, социальной организации странников и причин изменений их взглядов.
Ф. Е. Мельников, старообрядческий историк-«поповец», представитель оппозиционного странникам белокриницкого согласия, в своём труде показывает старообрядчество под другим ракурсом, раскрывая историю появления и развития старообрядчества и других многочисленных согласий . Работа богата комментариями автора и ссылками на разнообразные старообрядческие сочинения. Анализируя различные сферы и способы преследования старообрядцев как официальной церковью, так и государством, Ф. Е. Мельников выделяет главную идею - призыв к единению, примирению как православной церкви и старообрядчества в целом, так и согласий внутри староверия.
Изучение староверия было продолжено в ХХ веке. Наиболее важные для ВКР исследования принадлежат новосибирской археографической школе. История сибирского староверия в работах академика Н.Н. Покровского представлена как антифеодальный протест, выражающийся через религию. Несмотря на то, что они отвечали общей парадигме советской исторической науки, именно они положили начало научному изучению ключевых смыслов, через которые старообрядчество осознает общественные изменения - понятия «царь», «царство» и «священство», которые позволяют понять основу протестных настроений .
Исследование страннического согласия в 1980-е гг. продолжили Н. С. Гурьянова и А. И. Мальцев. Ими введены в научный оборот новые источников по истории сибирских староверов-странников. В логике научной парадигмы этого периода вероучение странников рассматривается Н. С. Гурьяновой в контексте политической истории и связанным с народным антимонархическим и антифеодальным протестом . Следует отметить, что авторский анализ старообрядческих представлений об идеальном монархе по сей день не утратил научной актуальности.
Монография А. И. Мальцева, посвящена старообрядческим согласиям беспоповцев XVII - начала XIX веков . Автором введен в научный оборот корпус сочинений первого идеолога страннического согласия - инока Евфимия, восстановлены этапы оформления странничества как самостоятельной деноминации и ход внутренней старообрядческой полемики. Это позволяет составить системное представление об истории взаимодействия старообрядческих согласий. Многочисленные статьи автора детализируют историю страннического согласия и причины разногласий с другими течениями староверия .
Во второй группе опорными были монография, диссертация и многочисленные статьи Е. Е. Дутчак . В своей монографии автор рассматривает историю общины томско-
чулымских староверов-странников, анализирует способы адаптации различных старообрядческих групп к модернизационным изменениям. Работа построена на обширном круге источников, освещает многочисленные аспекты истории, жизнедеятельности и творчества старообрядцев на территории томско-чулымской тайги.
Третья группа представлена работами, А. В. Вознесенского, И. М. Грицевской, А. Л. Львова, И. В. Починской, Е. И. Дергачевой-Скоп и В. Н. Алексеева.
Исследования А. В. Вознесенского посвящены старообрядческой печатной деятельности, старообрядческой книжности11. В первую очередь, знакомство с ними позволило выстроить прикладную часть данной работы - каталог и статьи автора помогали классифицировать имеющиеся книги из собрания «Скитская библиотека». Автор опирается на колоссальное количество источников в виде кириллических и рукописных книг XVIII-XIX вв. Поднимаются вопросы необходимости изучения старообрядческой печатной деятельности.
Вклад в понимание вопроса о четьих сборниках и входящих в данное понятие книг внесла работа коллектива авторов в составе статьи о четьих сборниках12. Именно данное исследование, указанные в нем названия и описание книг уставного чтения, информация об их редакциях, времени появления и пр., помогли атрибутировать тексты, входящие в состав одной из книг «Скитской библиотеки» - Малого Соборника (Приложение Г).
Работы И. В. Починской и И. М. Грицевской, посвященные различным аспектам религиозного чтения и изготовления кириллической книги, помогли понять особенности старообрядческого книгопечатания и проанализировать состав книг «Скитской
природа старообрядческой "пустыни" (конец XIX - начало XX в.) // Bylye Gody. 2014. № 31(1). С. 38-42; Она же. Путь в Беловодье (к вопросу о современных возможностях изучения конфессиональных миграций) // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Серия «История России». 2006. № 1 (5). С. 81-94; Она же. Скитская колонизация Западной Сибири: общее и особенное // Книга и литература в культурном пространстве эпох (XI-XX века): сборник научных статей. Новосибирск, 2011. С. 949-965; Она же. "Спасайте свою паству заблаговременно!..": скитское сообщество в условиях модернизации (1870-1930-е годы) // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 14. Москва, 2012. С. 4-27; Она же. Формирование этноконфессиональной идентичности в периоды социальных трансформаций, или зачем крестьянину-колонисту христианская книга? // Проблемы истории России. Екатеринбург, 2011. Вып. 9: Россия и Запад в переходную эпоху от средневековья к новому времени. С. 429-439; Дутчак Е. Е., Ким Е. А., Буркун А. О. Крестьянская община и старообрядческий скит: формула притяжения // Православная культура вчера и сегодня. Fontes Slavia Orthodoxa II. Olsztyn, 2015. C. 235-251.
11 Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII - начала XIX века: Введение в изучение. СПб., 1996. 160 с.; Он же. История славянской печатной Псалтири: московская традиция XVI-XVII веков: простая Псалтирь : автореферат дис. ... д-ра филологических наук : 10.01.01 / А.В. Вознесенский. СПб, 2008. 55 с.; Он же. Кириллические издания старообрядческих типографий конца XVIII - начала XIX века: каталог. Л., 1991. 160 с.; Он же. Старообрядцы и их книгопечатная деятельность: Проблемы изучения // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2016. Т. 64. С. 538-546.
12 Четьи сборники Древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1985. Т. 39. С. 236- библиотеки», их состав и разобраться в вопросах чтения изучаемой общины томско- чулымских странников .
Для решения задач ВКР особое значение имела статья Е. И. Дергачевой-Скоп и В. Н. Алексеева, установивших различия в практиках чтения старообрядческих деноминаций . Анализ рукописных книг из собрания «Скитская библиотека», значительную часть которого составляют разного рода сборники, выписки и другие компилятивные сочинения, позволил согласиться с утверждениями авторов о том, что, 1) у беспоповских согласий, в большей степени, чем в поповских, распространены рукописи, посредством которых сохранялись традиции и единство согласия , причина данной особенности - выполнение функции «духовного окормления» книгой в связи с отсутствием священства; 2) особенностью чтения странников является составление и активное использование удобных по формату сборников, Цветников, выписок и др., в которых отражены все главные догматические основы согласия.
Подводя итог историографическому обзору, нужно сказать, что несмотря на обилие работ, посвященных старообрядчеству, старообрядческим согласиям, истории чтения и читательских практик, исследований, касающихся страннического согласия, не так много. Кроме того, в них, за редкими исключениями, не ставится вопрос об особенностях круга чтения этого наиболее закрытого и радикального по вероучению направления староверия.
Объектом изучения в ВКР является институт крестьянского пустынножительства, а предметом - социокультурные особенности сибирского крестьянского пустынножительства.
Цель выпускной квалификационной работы - определить основные черты старообрядческого крестьянского пустынножительства через выявление социокультурных особенностей скитских старообрядческих общин, сформированных читательскими практиками и кругом чтения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• выявить особенности страннического согласия в контексте истории формирования старообрядческих деноминаций второй половины XVIII - первой половины XIX вв.;
• исследовать историю появления страннического согласия на территории томско- чулымского региона и выявить особенности локализованных здесь скитских общин;
• проанализировать историю Белобородовской общины староверов-странников для выявления её социокультурной специфики;
• на примере литургических и вероучительных текстов «Скитской библиотеки» реконструировать ключевые черты старообрядческого крестьянского пустынножительства.
Хронологические рамки охватывают период последней четверти XIX века по 1918 год. Нижняя граница объясняется отрывочными и неполными сведениями о томско- чулымских страннических общинах до середины XIX века. Верхняя граница обусловлена качественным изменением условий жизни общины в советский период.
Территориальные рамки - восточная часть томско-чулымского таежного массива (топоним - Белобородовская пустынь, Белобородовская тайга), ранее входившая в состав Томского уезда, в настоящее время - в состав Томского и Кривошеинского районов Томской области.
Используемые общенаучные методы исследования: анализ (разложение объекта на составляющие его части и их изучение, в данном случае - крестьянское пустынножительство, согласия и страннические толки Белобородовской пустыни), их сравнение, синтез (соединение изученных элементов в единое целое), обобщение (выделение и фиксация относительно устойчивых свойств). Кроме того, в работе был использован принцип историзма, реализуемый в процессе рассмотрения истории страннического согласия на исследуемой территории и выявления причинно¬следственных связей его изменения в соответствии с историческим контекстом.
Модель исследования построена на основе схемы Т. Парсонса, которая была модернизирована Л. А. Седовым и Я. Г. Шемякиным . Данная схема предполагает выделение пяти подсистем функционирования общества: экономической, политической, социальной, культурной и подсистемы изменения образца. Для достижения поставленной цели и решения задач настоящей работы логично использовать все эти подсистемы, потому как в данном случае они тесно связаны. Однако целесообразно выстроить иерархию данных подсистем. На первое место встают подсистемы политическая и изменения образца, на второе - культурная подсистема, третье место также занимают сразу две подсистемы - экономическая и подсистема социальной структуры. Постараюсь представить логику построения такой иерархии. В данном случае под обществом мы рассматриваем сообщество староверов-странников. Появление вероучения данного согласия само по себе связано с политикой (в том числе, направленной против старообрядцев) и восприятием власти в страннической идеологии (она рассматривается как порождение антихриста). В данном случае политика дискриминации привела к коррекции старообрядческих вероучений, в ходе которой возникли новые деноминации (согласия и толки). Далее эти идеи оформляются в определенные культурные идеи и конфессиональные установки, у которых появляются последователи - здесь видим культурную подсистему. Старообрядцы-странники, имеющие эти культурные установки и пришедшие в Сибирь, должны были обеспечивать жизнь и функционирование своей общины, для этого были нужны связи с местным населением, которое бы экономически помогало странникам.
Наряду с исследовательской моделью Т. Парсонса - Л. А. Седова - Я. Г. Шемякина был использован подход literacy studies , в рамках которого были рассмотрены читательские практики томско-чулымских старообрядцев-странников.
Для работы с книгами из собрания «Скитская библиотека» был применен метод археографического описания, результаты которого представлены в приложениях.
Источниковой базой данного исследования являются кириллические книги из собрания «Скитская библиотека» Научной библиотеки Томского государственного университета. Исследуемая коллекция была передана университету изучаемой в работе томско-чулымской общиной староверов-странников. Непосредственная работа происходила с такими экземплярами, как Псалтирь 1648 года и Малый Соборник последней трети XIX века. Кроме того, удалось проанализировать оцифрованные Цветник и рукописные сборники духовных стихов .
Псалтирь использовалась в качестве книги для богослужений, в целях домашнего чтения и обучения. Экземпляр В-26406 имеет интересную историю бытования. В книге находятся многочисленные читательские записи, сохранились следы активного чтения: закладки в виде лоскутных лент, листа бумаги в клетку, фрагмента обложки школьной тетради и даже берестяных ажурных вырезок. Книга содержит несколько слоев реставрации второй половины XIX (бумага со штемпелем фабрики Первушина в Вятке, использовался в 1871 году ), начала и конца XX века (подробнее см. Приложение В).
Второй источник - «Малый Соборник». Сочинения, входящие в книгу, посвящены Второму пришествию Христа, описанию антихриста и «последних времен». Большая часть из них читается в неделю мясопустную, или неделю о Страшном суде , сочинения направлены на духовное совершенствование. Необычный визуальный ряд и многочисленные рукописные пометы свидетельствуют об интересе к ней и включении книги в оборот использования общины (подробнее см. Приложение Г).
Цветник Василия Гаврилова является ярким примером рукописной книги, созданной для обоснования страннического вероучения и реализации важнейшей функции таежного монастыря - просвещения скитников и мирян. Экземпляр включает в себя сочинения староверов-странников, выдержки из книг Священного Писания, сочинения святых отцов, сочинения об антихристе, еретиках и Страшном Суде. Основная направленность - эсхатологические представления, духовное наставление. Рукопись содержит многочисленные читательские пометы со ссылками на библейские книги и другие сочинения, в которых есть подтверждение той или иной мысли в тексте.
Рукописные сборники духовных стихов отражают эсхатологические представления скитников, направлены на осмысление греховности человека, необходимости молитвы и духовного совершенствования. Поэтому по функции их можно поставить в один ряд с вышеупомянутым Цветником.
Представленные книги и история их бытования помогут рассмотреть особенности круга чтения исследуемой общины и их применение в жизни скитников.
Помимо книг из собрания «Скитская библиотека» источником послужил старообрядческий сайт «Старая вера» , который содержит информацию о различных согласиях и толках, их истории, новостях старообрядческой Церкви и др.
Фильм томского Агентства новостей ТВ-2 «Дорога в скит»24 дал представление о современной жизни скитников, их помощников, повседневной жизни таежного старообрядческого монастыря.
Структура работы состоит из введения, трех глав с тремя подпунктами в каждой, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Во введении представлена общая информация о работе, её актуальность, историографический обзор, объект и предмет исследования, цели и задачи, методы исследования. В первой главе представлена история старообрядческих направлений и согласий, рассмотрены основные причины их появления, отдельно - страннического. Во второй главе отражена история и причины появления странников в Томской губернии и на рассматриваемой территории томско-чулымской тайги, третья глава посвящена кругу чтения общины и его особенностям. Заключение содержит основные выводы о работе. Завершают работу список использованных источников и литературы и приложения


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы была изучена история направлений, согласий и различных толков в старообрядчестве, проанализированы причины разногласий между приверженцами разных старообрядческих взглядов.
Странническое согласие, появившееся в XVIII веке, было ответом на проводившуюся против старообрядцев политику. Разработанное вероучение было связано с восприятием власти и правителя как антихристовым проявлением.
По причине сложной реализации догматических установок на практике странникам была необходима помощь местного населения. Со временем странники из-за споров по тем или иным вопросам разделились на более мелкие толки. Такое расхождение подталкивало представителей разных общин на выработку собственных вероучений и обоснование истинности своих идей.
Сибирская тайга стала привлекательным местом для странников из Центральной России, причины были разными: политические (гонения старообрядцев), практические (согласия совершенствовали свои вероучения, доказывая авторитетность своих идей и привлекая этим последователей), эсхатологические (ожидания «конца времен» побуждали искать «благодатные» места) свою роль в этом сыграла и легенда о Беловодье. Таким образом, Сибирь стала местом тайной крестьянской колонизации.
Внешние вызовы побуждали томско-чулымских странников разрабатывать адаптационные стратегии. Уникальные правила крещения помогали осуществлять контроль над мигрантами, а выбор между более радикальным и лояльным учениями привел к разделению единой общины на два основных толка денежных и безденежных. Однако взаимодополняемые отношения скитников и мирян позволили грамотно выстроить хозяйственно-социальные системы общин, что обеспечило дистанцирование от политических событий и сохранение особенностей скита в условиях модернизации. Кроме того, эта система позволила сохранить экономики обеих общин. Обоснование прав обоих согласий на истинность происходило посредством особых способов доказательства, которые строились на особенностях общин и вероучений - «ярославские» оперировали историей учения и согласия, а «турецкие» опирались на истинность совершенного обряда самокрещения первых безденежных и понятийный аппарат «Апокалипсиса».
На основе изученных источников удалось рассмотреть особенности круга чтения томско-чулымских странников и эсхатологические представления общины, которая до наших дней в той или иной степени сохраняет свои социокультурные особенности.
Обратимся к модели Т. Парсонса - Л.А.Седова - Я.Г.Шемякина, представленной во Введении. Исходя из представленных выводов, мы видим, что именно политические 52
факторы (стремление к сближению с Востоком, конфликт царя Алексея с Никоном) вызвали церковный раскол. Кроме того, последовавшие за ним гонения (объявление раскольниками, жёсткая политика, преследования) на старообрядцев вынуждали скрываться и подстраиваться под обстоятельства. Этот фактор влиял и на восприятие власти как антихристовой. Соответственно, это подсистемы политическая и изменения образца. Далее видим, как функционирует культурная подсистема - появляются новые идеи и конфессиональные установки, образуя новые согласия и толки, у которых появлялись последователи. Далее видим экономическую и подсистему социальной структуры: пришедшие в Сибирь старообрядцы-странники были вынуждены
обеспечивать жизнь и функционирование своей общины, для этого были нужны связи с местным населением, которое бы экономически помогало странникам. Томско-чулымские странники «денежные» и «безденежные» выбрали разные стратегии поведения с мирянами и внешним миром из -за расхождения в предшествующей, культурной подсистеме - одни считали деньги неприемлемыми, другие - наоборот. Можно сделать вывод о том, что все подсистемы, выстроенные в иерархию во введении, тесно связаны между собой и имеют место быть в представленной последовательности.
Стоит сказать, что в настоящее время численность странников Белобородовской пустыни крайне мала. Зимняя экспедиция томского новостного агентства ТВ-2 показала, что новых последователей учения безденежных уже почти нет, а старожилы, бабушки восьмидесяти-девяноста лет с каждым годом уходят . На вопрос корреспондентов о том, закончится ли после смерти последних скитниц старообрядческая вера в этом месте, Сергей, мирской помощник, ответил: «У нас в тайге закончится, а еще в Иерусалиме есть, там тоже христиане». И снова видим в этих словах народные представления общины. У Сергея есть радиоприемник, названный одной из скитниц «бесёнком», от мужчины бабушки узнают о погоде и последних новостях, знают о коронавирусе. Кроме Сергея «ярославским» помогает ещё один мужчина, Владимир. Мужчины привозят в скит продукты и некоторые лекарства. С «турецкими» уже споры не ведутся, более того, кельи находятся по соседству.
Будет ли пустынь развиваться или канет в Лету, покажет время. Хочется верить, что система, существующая на протяжении полутора столетий и пережившая множество вызовов, сможет найти ресурсы для поддержания и продолжения религиозно-культурной традиции.



1. Гаврилов В. Цветник / Василий Гаврилов. [Электронный ресурс] //
Электронная библиотека (репозиторий) Томского государственного университета. - [Б. м., 1870-1900-е гг.]. - URL:
http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000581854 (дата обращения:
05.06.2021).
2. Духовные стихи. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека (репозиторий) Томского государственного университета. - [Б. м., 1910-1930-е гг.]. - 34 л.
- URL: http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000242660 (дата обращения: 05.06.2021).
3. Духовные стихи / переписчик Мельникова Е. О. (Мавра). [Электронный
ресурс] // Электронная библиотека (репозиторий) Томского государственного университета. - [Б. м., начало 1960-х гг.]. - 26 л. - URL:
http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000212521 (дата обращения:
05.06.2021).
4. Духовные стихи и поучения. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека (репозиторий) Томского государственного университета. - [Б. м., 1910-1920-е гг.]. - 66 л. - URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000385448 (дата обращения: 05.06.2021).
5. НБ ТГУ ОРКП. В-26406. Псалтирь. - М.: Московский печатный двор, 1648.
- 359 л.
6. НБ ТГУ ОРКП. В-27176. Шестоднев. - Б.м., ок. 1900. - 322 л.
7. НБ ТГУ ОРКП. В-27247. Малый Соборник. - Б. м.: б. и., 1860-1870-х гг.. - 217 л.
Старообрядческие сайты
8. Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) [Электронный ресурс] // Старообрядческий сайт «Русская вера». - URL: https://ruvera.ru/dpc (дата обращения: 05.06.2021).
9. Русская Древлеправославная церковь (РДЦ) [Электронный ресурс] // Старообрядческий сайт «Русская вера». - URL: https://ruvera.ru/rdc (дата обращения: 05.06.2021).
10. Русская Православная старообрядческая Церковь (РПСЦ) [Электронный ресурс] // Старообрядческий сайт «Русская вера». - URL: https://ruvera.ru/rpsc (дата обращения: 05.06.2021).
11. Старообрядческие согласия и толки [Электронный ресурс] // Старообрядческий сайт «Русская вера». - URL: https://ruvera.ru/soglasiya (дата обращения: 05.06.2021).
12. Филипповское согласие [Электронный ресурс] // Старообрядческий сайт «Русская вера». - URL: https://ruvera.ru/rdc (дата обращения: 05.06.2021).
13. Часовенное согласие [Электронный ресурс] // Старообрядческий сайт «Русская вера». - URL: https://ruvera.ru/chasovennye (дата обращения: 05.06.2021).
Видеоматериалы
14. Дорога в скит [Видеозапись]: фильм Агентства новостей ТВ2 / Агентство
новостей ТВ2. Автор: Юлия Корнева. - Томск, 2021. - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=GTZVuSTkqRE (дата обращения: 05.06.2021).
Литература:
1. Адрианова-Перетц В. П. К вопросу о круге чтения древнерусского писателя // Труды Отдела древнерусской литературы. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974 . - Т. XXVIII. - С. 3-29.
..103


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ