Введение 3
1 Местный бюджет: сущность, понятие и подходы к формированию 6
1.1 Местные бюджеты: сущность, цели, задачи, функции 6
1.2 Методы формирования местных бюджетов 10
1.3 Органы местного самоуправления, занимающиеся формированием местного бюджета 22
2 Анализ формирования и исполнения бюджета муниципального образования г.
Кедровый 25
2.1 Характеристика особенностей бюджетного процесса города Кедрового 25
2.2 Анализ доходной части бюджета муниципального образования г.
Кедровый 29
2.3 Анализ расходной части бюджета муниципального образования г. Кедровый 39
3 Направления совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений муниципального образования 47
3.1 Развитие бюджетных и межбюджетных отношений в РФ 47
3.2 Повышение эффективности организации бюджетного процесса в
муниципальном образовании 60
3.3 Рекомендации по улучшению формирования и исполнения бюджета муниципального образования г. Кедровый 69
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 77
Местное самоуправление призвано решать вопросы местного значения. Сущность муниципальных финансов, как и государственных финансов, заключается в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов местного самоуправления, органов государственной власти для покрытия расходов, необходимых для выполнения местными органами и государством своих функций. Формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления, является местный бюджет.
Проблема формирования и исполнения местных бюджетов актуальна в Российской Федерации, так как местное самоуправление занимается обеспечением и защитой населения, проживающего на территории муниципального образования. Своеобразным базисом интересов граждан является высокий уровень жизни, социальная защищённость, а также уверенность в завтрашнем дне. Всё это напрямую зависит от правильного распределения финансовых ресурсов на местном уровне.
Основной проблемой местных бюджетов является нехватка финансовых ресурсов на покрытие расходов. По-прежнему для решения этой ситуации ведущее место занимает финансовая помощь из бюджетов верхних уровней, в форме дотаций, субвенций, средств фондов финансовой поддержки. Это положение не оставил без внимания Президент РФ, в частности, в Бюджетных посланиях Федеральному Собранию неоднократно говорится, что довольно высока зависимость бюджетов муниципальных уровней от бюджетов других уровней.
Дотации, субвенции, средства фондов финансовой поддержки высших уровней бюджета бюджетной системы РФ приводят к негативным последствиям таким, как снижение ответственности органов местного самоуправления в процессе решения вопросов местного значения, формируются условия для неэффективного использования перераспределяемых межбюджетных трансфертов, отсутствуют стимулы у местного самоуправления для расширения собственной доходной базы бюджетов, всё более увеличивается объём расходов и дефицит бюджета муниципальных образований.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время становится наиболее актуальным вопрос о недостаточном обеспечении финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований и несбалансированности местных бюджетов. Уровень социальной защиты населения и инвестиционный потенциал 3
муниципалитета напрямую зависят от качества местного бюджета, а также включенных в него параметров. Проблематика формирования доходов и расходов местного бюджета и рационального их использования носит многозначительный и актуальный характер, разработка эффективной системы бюджетных отношений на местном уровне управления является одной из самых сложных задач в современных условиях развития рыночных отношений. От ее решения во многом зависит успех преобразований, проводимых в бюджетной сфере. Передача центром ряда хозяйственных, социальных функций на места не сопровождается расширением их финансовой базы и приводит к противоречиям между имущественным и финансовым правами органов местного самоуправления, между возложенными на них полномочиями и реальными возможностями, что возводит в степень значимость проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов.
Степень разработанности темы исследования. Исследование в современной научной литературе вопросов формирования и особенностей местного бюджета, анализ отдельных проблем организации эффективного местного самоуправления является предметом исследования таких экономистов как Л.В. Давыдова, Д.Ю. Завьялов, А.Г. Игудин, С.А. Карчевская, С.А. Котляровский, В.И. Матеюк, Л.И. Пронина и других. Значительный вклад в разработку теории финансового права и местного самоуправления внесли И.М. Александров, А.В. Брызгалин, В.И. Вострикова, Е.Ю. Грачева, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, В.Г. Пансков, Б.Г. Поляк, С.Г. Пепеляев, А.Д. Селюков, Н.И. Химичева, С.Д. Цыпкин, Н.А. Шевелева и другие российские ученые. Однако, в научной литературе рассмотрение вопросов формирования местного бюджета в современных условиях и совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений муниципального образования, как правило, ограничивается анализом бюджетной системы в целом, не затрагивая специфические проблемы местных бюджетов, либо рассмотрением отдельных его аспектов, не охватывая комплексное развитие местных бюджетов.
Цель исследования - разработать направления совершенствования формирования и исполнения местного бюджета муниципального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1) рассмотреть сущность, цели, задачи и функции местных бюджетов;
2) изучить методы формирования местных бюджетов;
3) рассмотреть органы местного самоуправления, занимающиеся формированием местного бюджета;
4) дать характеристику особенностей бюджетного процесса города Кедровый;
5) провести анализ доходной части бюджета муниципального образования
г. Кедровый;
6) провести анализ расходной части бюджета муниципального образования
г. Кедровый;
7) разработать систему мероприятий для повышения эффективности организации бюджетного процесса в муниципальном образовании.
Объект исследования - бюджетные и межбюджетные отношения в Российской Федерации.
Предметом исследования является процесс формирования и исполнения местного бюджета и разработка на этой основе направлений совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений.
Теоретическая основа исследования. В процессе исследования были использованы периодические издания, монографии, статистические справочники, диссертационные исследования, материалы всероссийских, региональных научно-практических конференций и семинаров, авторефераты диссертаций по бюджетной проблематике; статистические и отчетные данные; законодательные и нормативные акты; материалы информационных агентств, российских официальных сайтов. Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых и специалистов в области финансов и бюджетной политики, посвященные исследованию особенностей формирования местных бюджетов. В исследовании использовались работы таких авторов, как И.А. Аветисян, Е.Э. Ванникова, Д.В. Дементьев, В.И. Звонников, А.Я. Кибанова, И.Н. Мысляев, С.В. Потапов, М.В. Ромадановский, А.А. Уксуменко, М.А. Шукшина и ряда других авторов.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: метод системного анализа, экспертных оценок, статистический, логический, сравнительного правоведения.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные положения и выводы настоящего исследования могут быть использованы при разработке методики формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований.
Структура и объем исследования обусловлены содержанием темы, задачами и логикой проведенной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, в котором обоснованы актуальность исследования, поставлены цель и задачи работы, основной части, состоящей из трех разделов, выводов, заключения, списка использованных источников и литературы.
На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов.
Рассмотрено понятие и сущность местных бюджетов, в связи с чем выявлено, что местные бюджеты являются частью единой бюджетной системы Российской Федерации, составляют ее третий уровень. Местный бюджет является важнейшим базисным элементом экономики местного самоуправления. Основные функции местных бюджетов: формирование денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределение этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления контроль за финансовой деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой Экономическая сущность местного бюджета выражается исполнении установленных функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым залогом работы органов местного самоуправления; эффективное использования между отраслями местного хозяйства фондов бюджета; надзор за хозяйственно-финансовой деятельностью муниципальных унитарных предприятий, организаций и учреждений, которые входят в муниципальную собственность, и контроль за расходованием средств бюджетополучателей других форм собственности. Местные бюджеты имеют большое значение в осуществлении общегосударственных социально-экономических задач, так как распределяют денежные средства государства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Изучены методы формирования местного бюджета, так формирование доходов местного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах, а также законодательством от иных обязательных платежах, основывающееся на принципах государственной финансовой поддержки, самостоятельности, а также гласности формирования и использования финансовых ресурсов. Структура местных бюджетов состоит из двух составляющих: статей доходов и расходов. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов, поступлений от регулирующих доходов и финансовой помощи из бюджета вышестоящего уровня. Собственные доходы местных бюджетов представляют собой совокупность местных налогов и сборов, а также неналоговых поступлений от экономической деятельности органов местного самоуправления. Источниками доходов местных бюджетов являются: местные налоги и сборы (земельный налог и налог на имущество физических лиц); поступления от имущества, находящегося в муниципальной собственности; перечисления от бюджетов других уровней. Система местного налогообложения является наиболее слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Ведущую роль в наполнении местных бюджетов играют регулирующие налоги. Вместе с тем отчисления от регулирующих налогов постоянно меняются и не создают устойчивых источников формирования доходов. Кроме того, источниками пополнения местных бюджетов являются также и межбюджетные трансферты, которые, по оценкам исследователей, составляют значительную долю в доходах местных бюджетов. Расходная часть местных бюджетов определяется функциями органов местного самоуправления и формируется законодательным закреплением расходных полномочий за указанными органами. В общем виде расходы местных бюджетов можно разделить на две большие группы, капитальные расходы и текущие расходы. В первую могут быть включены расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Ко второй группе относятся собственные расходы муниципального образования, связанные с решением задач местного значения и обслуживанием муниципального долга. Обозначенные расходы должны покрываться средствами собственных источников, а также трансфертов и заемных средств. На практике данное положение не выдерживается в российской бюджетной системе. Одним из главных требований при определении статей расходов местного бюджета является необходимость соблюдения минимальных государственных стандартов обеспечения основных жизненных потребностей населения.
Рассмотрены органы муниципального образования, выявлено, то они имеют право осуществлять детализацию порядка исчисления налоговой базы, корректировать налоговые ставки, расширять или сужать перечень налоговых льгот, изменять правила и сроки внесения. В части регулирования расходов местных бюджетов и порядка формирования расходной и доходной частей бюджета законодательство требует от органов местного самоуправления проведения большой подготовительной работы, принятия значительного числа муниципальных правовых актов, проведения нормирования расходов и установления социальных стандартов, обучение муниципальных кадров, совершенствование структуры органов местного самоуправления. В число основных участников бюджетного процесса в муниципальном образовании входят: Глава муниципального образования; представительный орган местного самоуправления; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования; органы муниципального финансового контроля; главные распорядители бюджетных средств; главные администраторы доходов бюджета; главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
Дана характеристика особенностей бюджетного процесса города Кедровый, который имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет города Кедрового - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления на территории города, а также для обеспечения интересов муниципального образования, в том числе для осуществления переданных в установленном порядке государственных полномочий.. Правовую основу бюджетного процесса в муниципальном образовании «Город Кедровый» составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Законы Томской области, регулирующие бюджетные правоотношения, Устав муниципального образования «Город Кедровый», Положение и другие нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, изданные в пределах полномочий.
Анализ доходной части бюджета показал, что в 2017 году бюджет города Кедровый по доходам исполнен на 100,67% к уточненному плану, по налоговым и неналоговым доходам - на 101,91%, по безвозмездным поступлениям - 100,36%. Наибольшую долю доходной части бюджета МО «Город Кедровый» в динамике за три года занимают безвозмездные поступления, объемы безвозмездных поступлений растут, так в 2015 году безвозмездный поступления составили 118813,86 тыс. руб., в 2016 году - 123037,3 тыс. руб., в 2017 году - 133908,93 тыс. руб. или 8,8%. В 2017 году наблюдается положительная динамика поступлений налоговых доходов, подлежащих к зачислению в бюджеты городских округов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, и положительная динамика неналоговых доходов - в 2017 году в бюджет МО «Город Кедровый» налоговые доходы поступили в размере 14506,66 тыс. рублей, что составляет 8,7% от общей суммы доходов бюджета.
Проведенный анализ расходной части бюджета в 2017 году показала рост, по отношению к 2016 году и 2015 году, когда как в 2016 год расходная часть бюджета была меньше, чем в 2015 году. В расходной части бюджета муниципального образования «Город Кедровый» за весь исследуемый период, преобладают программные расходы, которые ежегодно показывают рост, так 2017 году программные расходы составили 163,5 млн. руб., что на 17,1 млн. руб. больше по сравнению с 2016 годом, темп роста составил 111,8%. Наибольшую долю расходной части бюджета МО «Город Кедровый» в динамике за три года занимают расходы на образование и общегосударственные вопросы, так 2015 году расходы по данным показателям составили 25,4% и 51,4%, в 2016 году - 20,1% и 51,7%, в 2017 году - 21,9% и 53,1% соответственно.
Обозначены направления совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений муниципального образования г. Кедровый, в целях снижения остроты, обозначенных проблем муниципального образования г. Кедровый, предлагаются следующие меры:
- выравнивание бюджетной обеспеченности осуществлять до уровня, обеспечивающего финансирования набора расходных обязательств для каждого уровня бюджетной системы;
- методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности должны пересматривать инструменты «не снижения» размера дотации при росте собственных доходов и (или) «оптимизации» расходов муниципального образования;
- формирование субсидий целесообразно формировать по укрупненным блокам применительно к разделам бюджетной классификации, в рамках законодательства о бюджетном прогнозировании на трехлетний период с установлением основных объемов финансирования до начала года;
- формирование муниципальных программ должно предусматривать возможность их «встраивания» в программы вышестоящего уровня бюджетной системы на правах соисполнителей с определением соответствующего финансирования;
- на субфедеральном уровне в целях повышения эффективности стратегических планов целесообразно создание совместных органов (комиссий) субъектов Российской Федерации и муниципального образования для координации формирования и реализации стратегических планов развития.
Таким образом, необходимость, прежде всего, устойчивого развития отечественной экономики в масштабе как страны в целом, так и ее регионов, а также дальнейшего совершенствования законодательной основы и механизмов повышения эффективности регулирования межбюджетных отношений и формирования реального бюджетного федерализма в современной России не вызывает сомнения. А это значит, что России предстоит пройти длинный и трудный путь создания реального бюджетного федерализма. И это имеет большое значение, так как от успешного решения проблемы формирования реального бюджетного федерализма во многом зависит сохранение целостности российского государства.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017). // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.01.2018).
2. Буянтуева С.В. Местный бюджет как финансовая основа местного самоуправления / С.В. Буянтуева // Правовые основы укрепления российской государственности. - 2017. - №3. - С. 11-15.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №
4.
4. Бебякина М.А. Повышение доходов местных бюджетов / М.А. Бебякина // Экономика и социум. - 2017. - № 6-1 (37). - С. 274-281.
5. Потапов С.В. Актуальные проблемы исполнения доходов местных бюджетов / С.В. Потапов, М.В. Колобова // Ресурсосберегающие экологически безопасные технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции. 2014. - №12. - С. 346-350.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 06 октября 2010 г. №131. .) // «Гарант»: справочная правовая система. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 18.01.2018).
7. Хадиков А.Т. Современный этап развития местного самоуправления России / А.Т. Хадиков, А.В. Хевсаков, В.В. Хевсаков // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2017. - №2. - С. 75-79.
8. Байсаева М.У. Местное самоуправление: сущность, значение и проблемы формирования / М.У. Байсаева, М.А. Хамурадов // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем. - 2017. - №11. - С. 61-63.
9. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Под ред. И.Н. Мысляева. - М.: Инфра-М, 2015. - 390 с.
10. Ванникова Е.Э. Понятие и роль местных бюджетов в социально¬экономическом развитии муниципальных образований / Е.Э. Ванникова // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. - 2017. - №4. - С. 36-43.
11. Кибанова А.Я. Государственные и муниципальные финансы / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2014. - 480 c.
12. Штепа Е.С. Сбалансированность бюджета как основополагающий принцип финансовой деятельности органов самоуправления / Е.С. Штепа // Актуальные вопросы права, экономики и управления. 2017. - №2. - С. 22-26.
13. Ломоносова Д.В. Пути оптимизации региональных (местных) бюджетов / Д.В. Ломоновова // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2018. - №1. - С. 82-84.
14. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: // Официальный сайт - Электрон. дан. - [М., 2018]. URL: http://www.minfm.ru/ (дата обращения: 12.01.2018).
15. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ / Д.В. Дементьев. - М.: Кнорус, 2016. - 336 с... 31