Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Основы адаптации иностранных студентов 9
1.1. Теоретическое осмысление концепта адаптации в контексте человеческой миграции 9
1.2. Политика современной России и Германии в сфере образовательной
миграции 20
2. Социокультурные адаптационные практики вузов России и Германии по
отношению к мигрантам 30
2.1. Социокультурные адаптационные практики характерные для вузов
России и Германии 30
2.2. Социокультурные адаптационные практики на примере кейса Томского
государственного университета 40
2.3. Точки соприкосновения и расхождения адаптационных практик России и
Германии 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1
Актуальность. Актуальность работы обусловлена глобализацией и ростом образовательной мобильности, что делает изучение адаптации иностранных студентов важным аспектом развития высшего образования. Россия и Германия, как страны с богатыми академическими традициями, привлекают значительное количество студентов из стран дальнего зарубежья и опыт адаптации приезжих позволяет понять, как международные образовательные системы справляются с данными вызовами. Иностранные студенты вносят вклад в экономику принимающих стран через оплату обучения, проживания и других услуг, а также способствуют культурному обмену, что особенно важно в условиях усиления межкультурного взаимодействия. Успешная адаптация студентов напрямую влияет на их удовлетворенность образовательным процессом, что, в свою очередь, определяет привлекательность страны для будущих студентов. При поступлении в иностранный университет, студент взаимодействует с такими образовательными институтами, например, администрацией вуза, профессорско-преподавательским составом и др. Более того, существуют другие трудности, влияющие на адаптацию к новым социокультурным условиям, отличным от местных особенностей.
Вопрос интеграции иностранных студентов связан с вызовами в политической и социальной сферах и включающие вопросы визовой политики, жилищного обеспечения, языковой подготовки и культурной интеграции. Таким образом, адаптационные практики помогают выявить наиболее эффективные стратегии улучшения интеграционной политики. Россия и Германия представляют собой два разных контекста для изучения адаптации иностранных студентов. Германия, как страна с давними традициями приема иностранных студентов, имеет развитую систему поддержки, в то время как Россия не имеет большого опыта в данной и сфере и относительно недавно начала активно развивать международное образование в рамках стратегии экспорта образовательных услуг. Сравнительный анализ позволяет выявить как общие закономерности, так и специфические подходы, что делает исследование особенно актуальным.
Степень изученности. Адаптация иностранных студентов из-за рубежа в Германии, России и, в частности, в Томске - это сложный и многогранный процесс. Он требует анализа культурных, социальных и институциональных факторов каждой страны. В Германии, например, этот процесс хорошо изучен и структурирован, с акцентом на языковую подготовку и культурную интеграцию через программы менторства. Однако даже там существуют проблемы, такие как сегрегация в общежитиях и трудности с трудоустройством после окончания учебы. В России, особенно в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, инфраструктура для адаптации иностранных студентов развита, но в регионах, включая Томск, поддержка часто ограничивается академической интеграцией, оставляя социальные аспекты без должного внимания.
В Томске, как в университетском центре, насчитывается большое количество иностранных студентов и вузы применяют методы кураторства первокурсников старшекурсниками, организации и проведения межкультурных фестивалей. Однако, данные мероприятия не помогают иностранным студентам справится с проблемами языкового барьера, адаптации к климату и ограниченного выбора досуга. На примере с Германией, в Томске, чаще всего, инициатива в помощи адаптации исходит от университетов, что может приводить к неравномерному распределению ресурсов.
При изучении процесса адаптации было отмечено, что в России нет долгосрочных исследований, связанных со всем периодом обучения иностранных студентов. Германия, в отличие от России, демонстрирует примеры интеграции иностранных студентов через взаимодействие с местными НКО.
В Германии эта тема активно исследуется в контексте интеграционной политики и образовательных программ. Например, работы DAAD (Немецкой службы академических обменов) посвящены анализу адаптационных практик в немецких вузах. В России исследования адаптации иностранных студентов сосредоточены на вопросах языковой подготовки, культурной интеграции и социальной поддержки. Однако большинство российских исследований носят локальный характер и не охватывают сравнительный анализ с другими странами.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных адаптации иностранных студентов, можно выделить следующие пробелы: отсутствие сравнительного анализа адаптационных практик в России и Германии; недостаточное внимание к социокультурным аспектам адаптации, включая культурный обмен и межличностные отношения; ограниченность исследований, охватывающих период с 2019 по 2024 год, что особенно важно в контексте изменений, вызванных пандемией COVID-19 и геополитическими событиями.
Таким образом, степень изученности проблемы показывает, что, несмотря на наличие значительного количества исследований, существует необходимость в комплексном и сравнительном анализе адаптационных практик в России и Германии.
Целью работы является выявление и описание практик социокультурной адаптации, организованных и транслируемых вузами Российской Федерации и Г ермании по отношению к иностранным студентам в период с 2019 по 2024 года. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Описать и проанализировать основные теоретические подходы к изучению образовательной миграции;
2. Проанализировать политику современной России и Германии в сфере образовательной миграции;
3. Определить набор наиболее распространенных социокультурных адаптационных практик, характерных для вузов
России и Германии;
4. Выявить и проанализировать точки соприкосновения и расхождения реализации адаптационных практик в России и Германии. Объектом исследования являются студенты из дальнего зарубежья, обучающиеся в российских и немецких вузах.
Предмет исследования - социокультурные адаптационные практики, организованные и транслируемые вузами России и Г ермании по отношения к приезжим студентам.
Методы исследования. Выпускная квалификационная работа строится на фундаментальных общенаучных принципах познания, таких как объективность, историзм и системность. Данные принципы позволяют рассматривать проблему в ее многообразии и взаимосвязях, что обеспечивает целостность и достоверность исследования. Объективность представляет непредвзятый анализ фактов и данных, что является необходимым при изучении социокультурных процессов. Метод исследования историзм учитывает временной контекст и эволюцию явлений, в то время как системность обеспечивает комплексный подход, при котором исследуемый объект является частью большой системы.
В работе используются методы из гуманитарных и социальных наук, что позволяет получить более глубокое понимание проблемы. Одним из основных методов является сравнительно-исторический анализ, с помощью которого возможно выявить общие закономерности и особенности адаптационных практик в России и Германии. Благодаря этому методу возможно сопоставить исторические и современные данные, которые необходимы для анализа динамики изменений в образовательной миграции. Для сбора качественных данных от иностранных студентов применяется полуструктурированное интервью. Он позволяет выявить субъективные мнения и опыт респондентов, необходимый для понимания их восприятия адаптационных процессов. Междисциплинарный подход дает возможность синтезировать достижения различных наук, таких как история, социология, социокультурная антропология. Это необходимо для полного анализа проблемы, с учетом социальных и культурные аспекты адаптации иностранных студентов.
Гипотеза исследования. Предполагается, что, несмотря на различные культурные и политические контексты, Россия и Германия используют похожие адаптационные практики, направленные на адаптацию иностранных студентов. При этом, эффективность данных практик может варьироваться в зависимости от специфики образовательной системы и социальной среды каждой страны.
Анализ источников и литературы, использованных в исследовании, позволяет выделить ключевые теоретические подходы и концепции, которые легли в основу работы. Каждый из рассмотренных источников вносит свой вклад в понимание процессов миграции и адаптации, что делает их анализ важным этапом исследования.
Работа Shneider J. и Crul M. «Comparative integration context theory: participation and belonging in new diverse European cities» представляет собой значимый вклад в теорию интеграции. Авторы предлагают концепцию сравнительного анализа интеграционных контекстов, которая позволяет учитывать специфику различных стран и городов. Этот подход особенно полезен для изучения адаптации иностранных студентов, т.к. он учитывает как макроуровневые факторы (политика, экономика), так и микроуровневые (межличностные отношения, культурные практики). Работа подчеркивает важность участия и принадлежности для успешной интеграции, что актуально для анализа опыта студентов в России и Германии.
В.В. Костенко в своей работе «Теории миграции: от ассимиляции к транснационализму» рассматривает эволюцию теоретических подходов к изучению миграции. Автор выделяет переход от классической ассимиляции, которая предполагает полное поглощение мигрантов принимающим обществом, к транснационализму, который подчеркивает сохранение связей мигрантов с их страной происхождения. Этот анализ важен для понимания современных процессов адаптации, т.к. он показывает, что мигранты, включая студентов, часто находятся в состоянии «между двух миров», что влияет на их идентичность и поведение.
А.П. Портес и М.Ч. Чжоу в статье «Новое второе поколение: сегментированная ассимиляция и ее разновидности» акцентируют внимание на сложности интеграции мигрантов второго поколения. Авторы вводят понятие «сегментированной ассимиляции», которое описывает различные пути интеграции в зависимости от социального, экономического и культурного контекста. Данный подход позволяет учесть различные факторы, среди которых предыдущий опыт и нынешние условия, в которых оказались иностранные студенты - это необходимо для изучения адаптации иностранных студентов.
Оношко Е.С. и Крецан З.В. в работе «Понятийное ядро теории адаптации: терминологический аспект» проводят подробный анализ терминологии, связанной с теорией адаптации. Авторами были выделены ключевые понятия, такие как «аккультурация», «интеграция» и «ассимиляция», и обсуждается их связь друг с другом. Данный анализ помогает четко определить используемые термины и избежать путаницы.
Работа Дикой Л.Г. «Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований» рассматривает методологические аспекты изучения адаптации. Основными направлениями исследований являются психологическая, социальная и культурная адаптации, и проблемы, связанные с их изучением.
В работе анализировались нормативно-правовые акты Российской Федерации и Германии в сфере образования. Российский Федеральный закон №273 «Об образовании» от 2012 года служит основным нормативным документом, регулирующим все уровни образования - от дошкольного до высшего. В нем закреплены принципы доступности и бесплатности общего образования, академической мобильности, а также автономии вузов.
В Германии дуальная система профессионального образования регулируется законом Berufsbildungsgesetz (BBiG) . Этот закон устанавливает стандарты подготовки по множеству профессий, описывает роль торгово¬промышленных палат в сертификации и обязанности работодателей.
Проведённое исследование адаптации иностранных студентов в России и Германии позволило выявить ключевые аспекты, которые определяют успешность интеграции приезжих в новые социокультурные и образовательные условия. Гипотеза исследования, предполагающая, что адаптационные практики в Германии более структурированы и систематизированы, чем в России, подтвердилась. Однако анализ также показал, что российский подход, несмотря на меньшую формализованность, обладает рядом преимуществ, связанных с гибкостью и персонализированной поддержкой.
В первой главе исследования были рассмотрены теоретические основы адаптации иностранных студентов, включая такие концепции, как «культурный шок», «аккультурация» и «социальная интеграция». Было отмечено, что успешная адаптация зависит не только от личных качеств студентов, но и от системной поддержки со стороны принимающих университетов. В Германии, как стране с давними традициями приёма иностранных студентов, адаптационные практики отличаются высокой степенью структурированности. Программы, такие как TUM First Steps в Техническом университете Мюнхена, предоставляют студентам чёткие инструкции по всем аспектам жизни и учёбы, что минимизирует неопределённость и создаёт комфортные условия для интеграции.
Во второй главе был проведён сравнительный анализ адаптационных практик в России и Германии. В России, несмотря на активное развитие международного образования, адаптация иностранных студентов часто осуществляется через студенческие объединения и инициативы, такие как Студенческий совет в РУДН и студенческие объединения в Томском государственном университете. Данный подход считается более гибким и персонализированным за счет того, что у объединений есть возможность уделить время и лично проконсультировать иностранных студентов. Однако могут возникнуть трудности для новичков, так как не на всех сайтах университетов можно с легкостью найти необходимую информацию. Важно отметить, что успешная адаптация иностранных студентов напрямую влияет на их образовательный процесс, что, в свою очередь, определяет привлекательность страны и университета для потенциальных абитуриентов. Опираясь на это, как Россия, так и Германия сталкиваются с рядом вызовов, борьба с которыми осуществляется как в процессе адаптации студентов. Такими вызовами являются языковой барьер, различия в образовательных практиках и необходимость культурной интеграции.
По итогам сравнительного анализа адаптационных практик в двух странах была выявлена необходимость дальнейшего развития систем поддержки иностранных студентов как со стороны государства, так и со стороны университета. Для России - это создание более структурированных программ и улучшение доступности информации для иностранных студентов на сайтах вузов, в то время как Германия может уделить больше внимания персонализированной поддержке, особенно в вопросах культурной адаптации иностранных студентов.
Таким образом, проведенное исследование подчеркивает важность комплексного подхода к адаптации иностранных студентов, компонентами которой являются образовательные и социокультурные аспекты. Успешная адаптация приезжих студентов способствует как личному развитию студентов, так и укреплению международных связей между странами и вузами, делая высшее образование более привлекательным и доступным для студентов со всего мира.
Гипотеза исследования частично подтвердилась, так как результаты показали, что каждая из стран обладает различными подходами, которые могут быть взаимодополняемыми. Это способствует раскрытию новых перспектив для дальнейшего изучения и совершенствования адаптационных практик в обеих странах.
1. Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2013 - 2015 гг. // Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. : распоряжение Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 1226-р (с изм. и доп.) - URL: https://base.garant.ru/70417548/ (дата обращения: 17.03.2025).
2. О Концепции государственной миграционной политики
Российской Федерации на 2019 - 2025 годы : указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 (ред. от 12.05.2023) -
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310139/942772dce30 cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения: 17.03.2025).
3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.02.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.03.2025). Ст. 78. // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Gesetz uber den Aufenthalt, die Erwerbstatigkeit und die Integration von Auslandern im Bundesgebie). In der Fassung der Bekanntmachung vom 25.02.2008. - URL: https://dejure.org/gesetze/AufenthG (дата обращения: 17.03.2025).
5. Heftige Kontroverse uber die deutsche Migrationspolitik. 21.09.2023. - URL: https://www.bundestag.de/dokumente/textarchiv/2023/kw38-de-aktuelle- stunde-massenmigration-966502 (дата обращения: 20.02.2025).
Источники
6. Адаптация иностранных студентов в Казанском федеральном
университете // Официальный сайт КФУ. - Казань, 2025. - URL:
https://kpfu.ru/international/adaptation (дата обращения: 20.02.2025).
7. Ассоциация учащихся из стран Азии // Официальный сайт РУДН.
- [М.], 2025. - URL: https://www.rudn.ru/life/student-
organizations/associations/associaciya-uchashchihsya-iz-stran-azii (дата
обращения: 20.02.2025).
8. В России начнут внедрять новые образовательные стандарты //
Ведомости. - [М.], 2024. - URL:
https://www.vedomosti.ru/society/news/2024/05/12/1036649-v-rossii-nachnut- vnedryat (дата обращения: 10.02.2025).
9. В российских вузах обучается почти 356 000 иностранцев //
Ведомости. - [М.], 2024. - URL:
https://www.vedomosti.ru/society/articles/2024/05/27/1039611-v-rossiiskih-vuzah- obuchaetsya-pochti-356-000-inostrantsev (дата обращения: 10.02.2025).
10. Зачисление иностранных граждан // Официальный сайт Центра
образования № 15 г. Тулы. - Тула, 2025. -
URL: https://czentrobrazovaniya15tula- r71.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/zachislenie_inostrannyh_grazhdan_ 25.pdf (дата обращения: 17.03.2025).
11. Интерклуб // Официальный сайт РУДН. - [М.], 2025. - URL: https://www.rudn.ru/life/culture-and-events/interklub (дата обращения: 20.02.2025).
12. Интернациональный студенческий строительный отряд «Меридиан Дружбы» // Официальный сайт РУДН. - [М.], 2025. - URL: https ://www.rudn.ru/life/student-organizations/ construction (дата обращения: 20.02.2025).
13. Информационный портал беженцев и мигрантов ФРГ. - Берлин, 2025. - URL: http://www.asyl.net (дата обращения: 17.03.2025).
14. Кампус здоровья и дружбы : [сообщество ВКонтакте]. - [Томск], 2025. - URL: https://vk.com/club215605869?from=search (дата обращения: 23.02.2025).
15. Международный весенний фестиваль ФИПН : [сообщество ВКонтакте]. -[Томск], 2025. - URL: https://vk.com/wall-56158080_6855 (дата обращения: 23.02.2025)... 66