Введение 5
1 Теоретические основы цифровой трансформации 7
1.1 Индустрия 4.0. Понятия «Цифровизации» и «Цифровой трансформации», их отличия 7
1.2 Оценка цифровой зрелости предприятия, существующие методы и модели 8
1.3 Инновационный потенциал компании и её инновационная деятельность 13
1.4 Оценка готовности предприятий к цифровой трансформации 18
1.5 Системы оценки состояния цифровой трансформации на предприятии 23
1.6 Анализ готовности предприятия к цифровой трансформации 29
2 Общие сведения о CRM системах 33
2.1 Что такое CRM система 33
2.2 Какие проблемы решает CRM система 33
2.3 Обзор и анализ CRM-систем 35
3 CRM система для ООО «НПП ТЭК» 45
3.1 Описание деятельности предприятия 45
3.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия 46
3.3 Выбор оптимальной CRM системы для ООО «НИИ ТЭК» 49
3.4 Анализ рисков при внедрении CRM-системы 52
3.5 Оценка экономической эффективности предложенного решения 54
4 Инженерная этика 56
5 Экология, устойчивое развитие 59
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 62
Приложение А 65
Приложение Б 66
В современном мире, когда уровень конкуренции на рынке постоянно возрастает, а клиенты становятся все более требовательными, предприятиям необходимо не только сохранять свои позиции, но и постоянно развиваться.
В нынешнее время цифровая трансформация стала неотъемлемой частью развития бизнеса. Поэтому повышение уровня цифровой трансформации становится важным фактором для успешной деятельности компаний в условиях современной экономики.
Цифровая трансформация - это процесс, при котором происходит не только внедрение современных технологий, но и глубокое преобразование структуры организации и стратегии её развития. Основными тенденциями в области цифровой трансформации является использование сквозных технологий: подключение потребительского опыта, бизнес, управляемый данными, искусственный интеллект и машинное обучение, мультиоблачные вычисления, партнерство с ИТ-отделом как средство ускорения бизнеса, кооперация с внешними заинтересованными сторонами и повышение эффективности бизнеса при помощи API.
Цифровая трансформация и внедрение CRM-систем тесно связаны между собой. Внедрение CRM-систем является одним из ключевых инструментов в этом процессе. Внедрение CRM-системы напрямую влияет на уровень цифровизации в компании, так как цифровые технологии могут помочь улучшить внутреннюю работу сотрудников и повысить ее эффективность. Автоматизация процессов в CRM-системе может значительно ускорить и упростить работу с клиентами, а использование данных из различных источников (например, социальных сетей) может помочь лучше понимать потребности и предпочтения заказчиков.
Актуальность данной работы связана с тем, что современный мир требует от бизнеса быстрой адаптации к изменяющимся условиям, а пандемия COVID-19 еще больше ускорила процесс цифровой трансформации предприятий. Внедрение CRM-систем является одним из наиболее эффективных способов повысить уровень цифровой трансформации предприятия, так как это позволяет улучшить работу с клиентами, оптимизировать бизнес-процессы и увеличить доходы.
Исследования показывают, что предприятия, которые используют CRM-системы, более успешны в работе с клиентами, увеличивают сумму продаж и улучшают качество обслуживания. Кроме того, CRM-системы помогают собирать и анализировать данные о клиентах, что позволяет более точно прогнозировать спрос на товары и услуги, и, как следствие, снижать риски.
Данная работа была выполнялась в интересах предприятия ООО НИН «ТЭК». Так как данное предприятие активно занимается разработкой и внедрением цифровых технологий, представляет решения по автоматизации других производств, то оно должно соответствовать уровню цифровой трансформации. Именно по этой причине возникла необходимость в оценке состояния цифровой трансформации на предприятии с целью дальнейшего его повышения.
В процессе исследования данной компании были выявлены области, которые требуют изменений, а именно стратегия и бизнес-модель и клиенты, в следствие чего появилась необходимость в выборе наиболее подходящей системы управления взаимоотношениями с клиентами.
В данной работе представлен обзор существующих методик оценки состояния цифровой зрелости предприятия, а также изучено влияние инновационного потенциала на уровень цифровой трансформации.
Данная работа также имеет практическую значимость для руководителей компании ООО «НИИ ТЭК» и ИТ-отдела, так как результаты работы способны помочь выявить сильные и слабые области предприятия и найти пути улучшения показателей этих областей.
Цель работы: Оценить состояние цифровой трансформации (ЦТ) предприятия и дать рекомендации по внедрению CRM-системы с учетом уровня ЦТ.
Задачи работы:
- Изучить системы оценки состояния ЦТ на предприятии.
- Разработать анкету состояния ЦТ на предприятии и провести сбор и анализ данных.
- Провести маркетинговое исследование ООО НИН «ТЭК».
- Ировести сравнительный анализ систем управления взаимоотношениями с клиентами.
ООО НШ1 «ТЭК» - крупное предприятие с большим количеством занятого персонала. Организационная структура находится на должном уровне. Предприятие старается следовать своей миссии, мотивировать персонал и увеличивать продажи.
Для достижения поставленных целей, а именно оценить состояние цифровой трансформации (ЦТ) предприятия и дать рекомендации по внедрению CRM-системы с учетом уровня ЦТ, использовалась анкета как инструмент выявления уровня цифровой трансформации в компании. Основываясь на полученных данных, была представлена лепестковая диаграмма как инструмент визуализации. Во время анализа были выявлены сегменты, снижающие общий уровень цифровой зрелости компании, а именно: клиенты, организационная культура и персонал, стратегия и бизнес-модель. В процессе проведения исследования были написаны четыре статьи [1-2;19-20], которые касались тем цифровой трансформации, цифровой зрелости компании. Данные статьи были представлены на конференциях Инноватика-2022 и Инноватика-2023.
Был выполнен ряд задач: охарактеризовано предприятие ООО Н1П1 «ТЭК», кратко описаны потребители и конкуренты, предложено решение для повышения эффективности сотрудников ООО Н1П1 «ТЭК» и увеличения продаж, а именно - внедрение CRM-системы на предприятие.
Рассмотрены риски, возникающие при внедрении CRM-системы и методы минимизации негативных эффектов на предприятие. Рассчитан примерный экономический эффект от внедрения системы Битрикс24.
На основе проведенного исследования предлагается следующая рекомендация. Учитывая особенности рынка, крупный размер предприятия, большое количество занятого персонала и лидирующее место компании на российском рынке, стоит рассмотреть внедрение Битрикс24 как решение существующих проблем, таких как потеря клиентов в связи с долгим оформлением заказа, а, следовательно, и проблемы с оттоком средств, слабый уровень системы приоритетности задач, разрозненной работой отделов и сотрудников, отсутствие единого информационного поля.
1. Франгова А.В., Миньков С.Л. Оценка готовности ИТ-подразделения компании к цифровой трансформации бизнеса // Инноватика-2022 : Сборник материалов XVIII международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 21¬22 апреля 2023 года. - Томск: Общество с ограниченной ответственностью «СТТ», 2023. - С. 75-83.
2. Франгова А.В., Миньков С.Л. Методы и модели оценки успешности ИТ- инноваций // Инноватика-2022 : Сборник материалов XVIII международной школы- конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 21-22 апреля 2022 года. - Томск: Общество с ограниченной ответственностью "СТТ", 2022. - С. 405-414.
3. Мировая экономика и РФ: готовность к цифровому будущему. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://xn--80aplem.xn--p1ai/analytics/Mirovaa-ekonomika-i-RF- gotovnost-k-cifrovomu-budusemu/, свободный (дата обращения 01.06.2023).
4. Китова, О. В., Брускин, С. Н. Цифровая трансформация бизнеса // Цифровая экономика. - М.: ЦЭМИ РАН, 2017. - 5 с.
5. Паулк М. К., Куртис Б., Хриссис М. Б., Вебер Ч. В., Гарсия С. М., Паулк М. Буш. Capability Maturity Model Integration // Модель зрелости процессов разработки программного обеспечения. Богородский печатник. - 2002. - 256 с.
6. Organizational Project Management Maturity Model (OPM3) — Knowledge Foundation. Newtown Square, Pennsylvania, USA: Project Management Institute. - 2008. — 350 с.
7. Цифровизация промышленности как инструмент повышения эффективности производства. Лучшие практики и новые решения. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3744965, свободный (дата обращения: 09.06.2023).
8. Are you ready for digital transformation? Measuring your digital business aptitude.
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://home.kpmg.com/im/en/home/insights/2016/04/measuring-your-digital-business- aptitude.html, свободный (дата обращения: 19.06.2022).
9. Chrissis M.B., Konrad M., Sandy S. CMMI: Guidelines for process integration and product improvement. // Addison-Wesley Professional. - 2013. - 157 с.
10. The Digital Maturity Model 4.0. // Benchmarks: Digital business transformation
playbook. URL: https://forrester. nitro-digital.com/pdf/Forrester-
s%20Digital%20Maturity%20Model%204.0.pdf (дата обращения 08.06.2023).
11. Стандарты ИСО серии 9000. // kpms URL: https://www.kpms.ru/standart.html (дата обращения 08.06.2023).
12. Software Process Improvement and Capability Determination (SPICE). // techtarget
URL: https://www.techtarget.com/searchsoftwarequality/definition/Software-Process-
Improvement-and-Capability-dEtermination (дата обращения 08.06.2023).
13. ISO, CMM стандарты). // intuit URL:
http://www.intuit.ru/studies/courses/2262/160/lecture/4428?page=1 (дата обращения
08.06.2023).
14. Исаев Е.А., Коровкина Н.Л., Табакова М.С. Оценка готовности ИТ- подразделения компании к цифровой трансформации бизнеса // Бизнес-информатика. - 2018. - № 2 - C. 44.
15. Аудит цифровой зрелости, или 9 пунктов, которые надо оценить, прежде чем
начинать трансформацию // medium URL: йй^://тейшт.сот/цифровая-
трансформация/аудит-цифровой-зреловсти-или-9-пунктов-которые-надо-оценить-прежде- чем-начинать-трансформацию-7e0e9695776e (дата обращения: 01.06.2023)... 26