Развитие познавательной мотивации у младших школьников в учебной деятельности (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования - МБОУ СОШ № 4 г. Москвы.
Выборка: 60 учеников 3-х классов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1.Учебная деятельность младших школьников как предмет научного анализа 8
1.2. Подходы к изучению познавательной мотивации в педагогике и психологии 15
1.3. Психолого-педагогические особенности развития познавательной мотивации в учебной деятельности детей младшего школьного возраста 18
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2. Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………..30
Вывод по второй главе…………35
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
31.Психолого – педагогическая программа развития познавательной мотивации в учебной деятельности у младших школьников 34
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования 49
Выводы по третьей главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложение 61
База исследования - МБОУ СОШ № 4 г. Москвы.
Выборка: 60 учеников 3-х классов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1.Учебная деятельность младших школьников как предмет научного анализа 8
1.2. Подходы к изучению познавательной мотивации в педагогике и психологии 15
1.3. Психолого-педагогические особенности развития познавательной мотивации в учебной деятельности детей младшего школьного возраста 18
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2. Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………..30
Вывод по второй главе…………35
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
31.Психолого – педагогическая программа развития познавательной мотивации в учебной деятельности у младших школьников 34
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования 49
Выводы по третьей главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложение 61
Актуальность исследования. Основной проблемой системы образования является формирование познавательной мотивации. Это связано с тем, что в процессе развития общества возник новый запрос на образование. В будущем в России будет цениться человек, который занимает активную гражданскую позицию и способен решать различные жизненные проблемы, принимая ответственные решения. Качества, такие как самостоятельность, активная познавательная деятельность, креативное мышление, сплоченность, коммуникативные навыки и умение ориентироваться в потоке информации, являются необходимыми для выпускников средних учебных заведений.
В начальной школе ключевым аспектом является мотивация к обучению, так как она служит основой для формирования смысла и побуждения к деятельности. В младшем школьном возрасте важно создать базу для приобретения знаний и желания учиться.
Основная цель на начальной ступени общего образования заключается в развитии познавательной мотивации. Поэтому Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, акцентирует внимание на деятельностном подходе, который способствует повышению мотивации обучения, а также развитию способностей, потребностей и интересов младших школьников
Цель исследования: анализ развития познавательной мотивации и учебной деятельности у младших школьников.
Объект исследования: является этап формирования познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Предмет исследования: образовательные условия формирования познавательной мотивации детей начальной школы при применении уроков с нестандартными формами по литературному чтения и внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты изучения познавательной мотивации и учебной деятельности у младших школьников;
- определить подходы к изучению познавательной мотивации в педагогике и психологии;
-провести эмпирическое изучение познавательной мотивации младших школьников;
-провести опытно-экспериментальное исследование познавательной мотивации в учебной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование познавательной мотивации эффективнее при применении в образовательном процессе за счет целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, тренинговых и развивающих занятий.
Методологическая основа исследования: Исследования понятий «мотивация», «учебная мотивация» в трудах В.Г. Асеева, А.К. Марковой, Л.С. Выготского, С.Д. Смирнова, В.К. Вилюнас, Д.И. Журавлёва, А.Н. Гельмонт, Т.М. Дархановой, Г.М. Кусаинова, Е.А. Набиева, А.Р. Жумадильдаевой.
База исследования: Исследование проводилось в МБОУ СШ
В выборке участвовали 60 младших школьников (30 школьников 3 «Б» класс 30 школьников 3 «В» класс. В возрасте 9-10 лет.
В ходе эмпирического исследования планируется использовать
следующие методы исследования:
Теоретические - анализ и изучение литературы по
проблеме исследования;
Эмпирические - тестирование, беседы, наблюдение, эксперимент;
Методики исследования:
1.Методика диагностирования уровня познавательной мотивации учащихся это «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова)
2.«Оценка уровня познавательной мотивации учеников начальных классов». Натальи Георгиевны Лускановой
3. Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова)
Этапы исследования:
Практическая значимость в разработке. апробации и внедрении дидактического материала для развития познавательной мотивации
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В начальной школе ключевым аспектом является мотивация к обучению, так как она служит основой для формирования смысла и побуждения к деятельности. В младшем школьном возрасте важно создать базу для приобретения знаний и желания учиться.
Основная цель на начальной ступени общего образования заключается в развитии познавательной мотивации. Поэтому Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, акцентирует внимание на деятельностном подходе, который способствует повышению мотивации обучения, а также развитию способностей, потребностей и интересов младших школьников
Цель исследования: анализ развития познавательной мотивации и учебной деятельности у младших школьников.
Объект исследования: является этап формирования познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Предмет исследования: образовательные условия формирования познавательной мотивации детей начальной школы при применении уроков с нестандартными формами по литературному чтения и внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты изучения познавательной мотивации и учебной деятельности у младших школьников;
- определить подходы к изучению познавательной мотивации в педагогике и психологии;
-провести эмпирическое изучение познавательной мотивации младших школьников;
-провести опытно-экспериментальное исследование познавательной мотивации в учебной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование познавательной мотивации эффективнее при применении в образовательном процессе за счет целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, тренинговых и развивающих занятий.
Методологическая основа исследования: Исследования понятий «мотивация», «учебная мотивация» в трудах В.Г. Асеева, А.К. Марковой, Л.С. Выготского, С.Д. Смирнова, В.К. Вилюнас, Д.И. Журавлёва, А.Н. Гельмонт, Т.М. Дархановой, Г.М. Кусаинова, Е.А. Набиева, А.Р. Жумадильдаевой.
База исследования: Исследование проводилось в МБОУ СШ
В выборке участвовали 60 младших школьников (30 школьников 3 «Б» класс 30 школьников 3 «В» класс. В возрасте 9-10 лет.
В ходе эмпирического исследования планируется использовать
следующие методы исследования:
Теоретические - анализ и изучение литературы по
проблеме исследования;
Эмпирические - тестирование, беседы, наблюдение, эксперимент;
Методики исследования:
1.Методика диагностирования уровня познавательной мотивации учащихся это «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова)
2.«Оценка уровня познавательной мотивации учеников начальных классов». Натальи Георгиевны Лускановой
3. Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова)
Этапы исследования:
Практическая значимость в разработке. апробации и внедрении дидактического материала для развития познавательной мотивации
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В данной дипломной работе были рассмотрены особенности развития познавательной мотивации у младших школьников.
Младший школьный возраст - период, от которого зависит дальнейшее развития человека, как личности. Именно на этом этапе, формируется мотивация, необходимая для дальнейшего обучения и развития человека.
Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – это общий термин для обозначения процессов, методов, средств побуждений учеников к активной деятельности.
После анализа литературы, мы сделали вывод, что в современной школе, необходимо диагностировать учебно-познавательную мотивацию, как одну их ведущих компонентов учебной деятельности. Мы рассмотрели понятие «учебно-познавательная мотивация», выявили особенности и способы её развития у младших школьников.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что развитие ученой мотивации является важным фактором в формировании универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности и самообразования. Было отмечено, что наиболее сензитивным и благоприятным для развития учебной мотивации является младший школьный возраст, поскольку именно в это время ведущей становится учебная деятельность, мотивационная сфера меняется, появляются новые мотивы.
Также было выявлено, что учебная мотивация является сложной многоуровневой системой. В качестве целевых подсистем воздействия в рамках данной исследовательской работы были выбраны подсистемы «антимотивация» и «внеучебная мотивация». Целенаправленная работа по развитию личности, коммуникативных и волевых умений, способствует повышению учебной мотивации у младших школьников в целом.
Учебно-познавательная мотивация- деятельностный подход к учебе, реализация желания хорошо учиться (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний).
После теоретического анализа литературы, нами были выделены следующие критерии сформированности учебно-познавательной мотивации:
Положительное отношение к учению.
Познавательный интерес.
Стремление к самообразованию.
Исследование показало, что (0%) исследуемых являются обладателями высокого уровня сформированности учебно-познавательной мотивации, большинство участников эксперимента (70%) обладают средним уровнем сформированности учебно-познавательной мотивации и достаточно большое количество исследуемых (30%) обладают низким уровнем сформированности учебно-познавательной мотивации. Данные результаты говорят о том, что у младших школьников необходимо, как можно раньше, начать развивать познавательную мотивацию и не только на уроках, но и во внеурочную деятельность. Такие условия создаются за счет целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, тренинговых и развивающих занятий.
Младший школьный возраст - период, от которого зависит дальнейшее развития человека, как личности. Именно на этом этапе, формируется мотивация, необходимая для дальнейшего обучения и развития человека.
Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – это общий термин для обозначения процессов, методов, средств побуждений учеников к активной деятельности.
После анализа литературы, мы сделали вывод, что в современной школе, необходимо диагностировать учебно-познавательную мотивацию, как одну их ведущих компонентов учебной деятельности. Мы рассмотрели понятие «учебно-познавательная мотивация», выявили особенности и способы её развития у младших школьников.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что развитие ученой мотивации является важным фактором в формировании универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности и самообразования. Было отмечено, что наиболее сензитивным и благоприятным для развития учебной мотивации является младший школьный возраст, поскольку именно в это время ведущей становится учебная деятельность, мотивационная сфера меняется, появляются новые мотивы.
Также было выявлено, что учебная мотивация является сложной многоуровневой системой. В качестве целевых подсистем воздействия в рамках данной исследовательской работы были выбраны подсистемы «антимотивация» и «внеучебная мотивация». Целенаправленная работа по развитию личности, коммуникативных и волевых умений, способствует повышению учебной мотивации у младших школьников в целом.
Учебно-познавательная мотивация- деятельностный подход к учебе, реализация желания хорошо учиться (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний).
После теоретического анализа литературы, нами были выделены следующие критерии сформированности учебно-познавательной мотивации:
Положительное отношение к учению.
Познавательный интерес.
Стремление к самообразованию.
Исследование показало, что (0%) исследуемых являются обладателями высокого уровня сформированности учебно-познавательной мотивации, большинство участников эксперимента (70%) обладают средним уровнем сформированности учебно-познавательной мотивации и достаточно большое количество исследуемых (30%) обладают низким уровнем сформированности учебно-познавательной мотивации. Данные результаты говорят о том, что у младших школьников необходимо, как можно раньше, начать развивать познавательную мотивацию и не только на уроках, но и во внеурочную деятельность. Такие условия создаются за счет целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, тренинговых и развивающих занятий.



