Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности организации внеурочной деятельности с детьми с умственной отсталостью (Псковский государственный университет)

Работа №184146

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы81
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: ГБОУ Псковской области «Центр специального образования №1», г. Псков.
Выборка: 15 детей 7–8 лет.
Есть приложения.

Введение…………………………………………...………………….……...3
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности младших школьников с умственной отсталостью……….……...8
1.1.Психолого–педагогическая характеристика умственной отсталости в легкая степени……8
1.2. Внеурочная деятельность: формы, виды, содержание ……………..15
1.3. Условия организации внеурочной деятельности учеников начальной школы с легкой умственной отсталостью …………20
Выводы по главе 1………………………………………………………….23
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей организации
внеурочной деятельности с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью…25
2.1. Цель, задачи и организация эксперимента…………………………..25
2.2. Организация внеурочной деятельности с учениками с умственной отсталостью………30
2.3. Эффективность организация внеурочной деятельности с учениками с легкой умственной отсталостью.…….35
Выводы по главе 2………………………………………46
Заключение…………………………………………………………………48
Список литературы………..……………………………………………….51
Приложения………………………………………………………………...56

В настоящее время в специальном образовании происходят существенные изменения, раскрывающие новые возможности для приобщения лиц с ограниченными возможностями здоровья к образовательным ценностям, охвату детей системой непрерывного образования (данный постулат соотносится с рядом международных документов [18]). Наиболее сложной категорией детей для включения в образовательное пространство являются дети с отклонениями в развитии. Среди них, как считают Г.А. Толмачева и Т.Н. Новикова [38], значительный процент составляют дети с умственной отсталостью, у которых вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) нарушен нормальный ход психического развития.
Процесс обучения в специальном коррекционном учреждении направлен на формирование у учащихся знаний, умений и навыков с учетом их возможностей, компенсаторных механизмов. Воспитывающая направленность обучения состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе [44].
По мнению С.Я, Рубинштейна [35], М.С. Певзнера [28], С.Г. Шевченко [43] и др. ребенок с умственной отсталостью достигает оптимального для него уровня развития только в том случае, если он рано будет включен в процесс систематического коррекционного воспитания, которое охватывает все области его индивидуального развития (физического, интеллектуального, эмоционального, социокультурного).
Главным условием и фактором развития детей является собственная активность и взаимодействие со взрослыми [16; 19]. В этом случае именно игровая деятельность играет приоритетную роль, поскольку она является своеобразным мостиком между собственно игровой деятельностью дошкольника и учебной деятельностью школьника. Особенно потенциальна игра для ребенка, отстающего в развитии.
Игра является особой формой для овладения действительностью через ее воспроизведение и моделирование. Как считают Т.П. Авдулова [1], Д.Б. Эльконин [44], играя, ребенок вначале эмоционально, а потом интеллектуально начинает осваивать систему человеческих взаимоотношений. Как правило, дети должны овладеть вершиной игровой деятельности – сюжетно–ролевой игрой – к концу раннего детства, а именно к трем годам, и начиная с данного момента, вплоть до поступления в школу, игра является значимым видом деятельности ребенка, т. е. определzет его развитие. Дети с умственной отсталостью даже к концу дошкольного периода часто останавливаются на уровне предметно–манипулятивных действий. Как отмечают Х.С. Замский [40], Л.Ф, Хайтердинова [42] в их играх выражена стереотипность, формальность действий, отсутствие замысла и сюжета. Дети с интеллектуальной недостаточностью не умеют использовать предметы–заместители. Они выбирают действия с реальными предметами. Такие дети не могут замещать действия с настоящими предметами изображением действий или речью. По словам исследователей (Е.Н. Правдина-Винарская, Е.М, Мастюкова, В.Г. Петрова и др.) функция замещения у детей с нарушением интеллекта к концу дошкольного периода не появляется, также как и функция речи (у них нет планирующей или фиксирующей речи, а также отсутствует и сопровождающая речь) [22; 25; 29; 30].
В тот момент, когда игровая деятельность должна быть сформирована полностью и перестать быть ведущей, уступая свою позицию учебной деятельности, она у детей с нарушениями интеллекта остается на очень низком уровне. Как отмечает Е.А. Панько, очевидно, что ребенок, который мало играет, а тем более не играет вообще, теряет в своем личностном онтогенезе, что особенно четко можно проследить на примере детей с интеллектуальной недостаточностью [17].
От уровня развития игры в большей степени зависит последующее развитие психических процессов (таких как мышление, воображение и речь). Во время игры происходит развитие функции замещения. В процессе игры ребенок учится планировать и координировать свои действия и действия партнеров, а эти процессы, указывает А.Д. Андреева, так же западают у ребенка с умственной отсталостью.
Для того, чтобы игра стала развивающей, ребенок должен пройти путь от овладения предметными действиями до освоения сюжетно–ролевой игры [20]. В этом случае сначала осмысливается само действие с предметом, затем отношения между людьми, которые окружают ребенка, их взаимозависимость, а также личное место ребенка в таких взаимоотношениях. В дальнейшем осваиваются нравственные критерии и этическая сторона взаимоотношений, нормы, способы общения, эмоциональный отклик на хорошее или плохое [10; 11; 25].
Таким образом, становится очевидной проблема исследования – в условиях понимания значимости сформированности к началу школьного обучения игровой деятельности возникает исследовательский вопрос: каковы способы освоения навыков игровой деятельности как предпосылки становления компонентов учебной деятельности на более поздних этапах онтогенеза, отягощенного наличием нозологии? Таким механизмом в исследовании выступает внеурочная деятельность.
Формат работы, требования к оформлению результатов исследования диктуют необходимость введения ограничений: испытуемыми являлись дети младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости, обучающиеся в условиях специальной образовательной организации.
Цель исследования: поиск эффективных способов (методов, форм) организации внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования – организация учебно-воспитательного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Предмет исследования – условия организации внеурочной деятельности учеников начальной школы с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: эффективная организация внеурочной деятельности младших школьников с легкой степенью умственной отсталости предполагает создание и реализацию следующих условий:
1) проектирование программы кружковой работы с учетом специфики нозологии (нарушенных функций и компенсаторных механизмов);
2) использование развивающего потенциала игровых методов в условиях взаимодействия детей между собой.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать сущность, специфику изучаемого предмета исследования.
2. Выявить уровень развития социальных навыков (включая навыки игрового взаимодействия) детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости, а также проанализировать и обобщить экспериментальные данные.
3. Создать условия для организации внеурочной деятельности в процессе кружковой работы и определить их эффективность.
4. Разработать методические рекомендации по организации взаимодействия детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Методы исследования – анализ психолого–педагогической литературы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), беседа, анализ актуальной документации, наблюдение; качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования – исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения Псковской области «Центр специального образования №1», г. Псков.
Характеристика выборки испытуемых: в исследовании принимали участие 15 детей 7–8 лет 1–2 классов, имеющих по заключению территориальной психолого–медико–педагогической комиссии легкую степень умственной отсталости.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования расширяют раздел олигофренопедагогики, связанный с коррекционно–педагогическим сопровождением детей с умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования: результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы в работе специальных психологов и дефектологов, работающих в специальных коррекционных школах и реабилитационных центрах.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе анализа научно-методических источников по проблеме формирования социальной уверенности у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости было выявлено, что данная проблема является актуальным исследовательским и практикоориентированным вопросом.
Обучающиеся с легкой умственной отсталостью по причине нозологических особенностей испытывают ряд трудностей в процессе учебной деятельности. Зачастую у них западают практически все составляющие познавательной деятельности: психические познавательные процессы (мышление, воображение, восприятие, память), все стороны развития речи, начиная с культуры звукопроизношения, заканчивая связной речью. Эмоциональная сфера, социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми требуют дополнительных коррекционно-развивающих психолого-педагогических усилий.
По сути, смысл онтогенетического развития детей с различными нозологиями (включая умственную отсталость) диктует необходимость актуализации тех видов деятельности, которые по причине нарушенного развития не сформировались в должной степени. В исследовании таким видом деятельности выступает игра (несмотря на необходимость формирования у младших школьников с легкой умственной отсталостью компонентов учебной деятельности), которая в полной мере в школьной среде может осваиваться именно в условиях внеурочной деятельности.
В игре маленький человек учится планировать и регулировать свои действия и действия своих партнеров. Но, чтобы игра стала действительно развивающей, ребенок должен пройти путь от овладения предметными действиями до освоения сюжетно–ролевой игры. При этом сначала осмысливаются сами действия с предметами, потом отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимозависимость, собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Далее осваиваются нравственные критерии, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на хорошее и плохое.
В исследовании была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что реализуемая в рамках внеурочной деятельности программа кружка «Учимся, играя» для младших школьников с легкой степенью умственной отсталости при соблюдении заявленных в гипотезе условий, будет эффективным социализирующим детей механизмом.
В исследовании принимало участие 15 учащихся 1–2 классов: все испытуемые примерно одного возраста: 7–8 лет. У всех детей имеется легкая степень умственной отсталости. Перед проведением педагогического эксперимента и по его завершению проводилась диагностика уровня социализации испытуемых (всех компонентов, включая игровую деятельность, позволяющих детям эффективно осваивать роль ученика и требования школьной жизни).
Работа проводилась в три этапа:
1. Организация первичной диагностики с целью определения уровня сформированности социальных навыков, включая игровые.
2. Проектирование и реализация программы кружка «Учимся, играя».
3. Проверка эффективности организации внеурочной деятельности с младшими школьниками с легкой умственной деятельностью.
Анализ результатов показал качественное изменение уровня социализации у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в условиях целенаправленного формирующего воздействия. Разработанная специальная программа, включающая развивающие игры во внеурочной деятельности, оказалась эффективной и принесла положительные результаты. Так, например, после проведения педагогического эксперимента. снизилось количество детей с очень низким уровнем социализации на 20 %, с низким уровнем – снизилось на 25 %, со средним процентное отношение не изменилось, с уровнем выше среднего – повысилось на 20 %, а с высоким уровнем повысилось на 30 % соответственно.
В процессе исследования создавались условия для эффективной организации внеурочной деятельности:
1) проектирование программы кружковой работы с учетом специфики нозологии (нарушенных функций и компенсаторных механизмов) базировалось на положениях Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью, а также на идее поступательного онтогенетического развития детей с легкой степенью умственной отсталости;
2) использование развивающего потенциала игровых методов в условиях взаимодействия детей между собой. Данное условие не только связано с пониманием роли игровой деятельности в жизни подрастающего человека, влиянием игры в сензитивном периоде на все стороны развития ребенка (познавательную, эмоциональную, поведенческую), но и выполнением игрой функции подготовительного этапа к освоению и принятию требований школьного среды и школьного коллектива.
Можно сделать вывод о том, что полученные результаты, выводы и рекомендации могут быть использованы педагогами, воспитателями и родителями для социализации младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Таким образом, гипотеза подтвердилась, цель работы достигнута.



1. Авдулова, Т. П. Игра: её развитие на современном этапе / Т. П. Авдулова// Дошкольное воспитание. – 2018. – №8. – с. 28–33.
2. Акимов, М.К. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков / М.К. Акимов, Г.А. Берулава, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич – М.: Международная педагогическая академия, 2015. – 360 с.
3. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А.К. Аксенова – М.: Владос, 2012. – 320 с.
4. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2013. – № 5. – С. 101–114.
5. Ахматов, А. Ф. Нравственность и одухотворенное образование / А.Ф. Ахматов // Педагогика. – 2003. – №8. – С. 35 – 41.
6. Белкин, А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы / А.С. Белкин: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1977. – 212 с.
7. Брезе, Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении в специализированных школах: Пер. с нем. / Б. Брезе. – М.: Медицина, 2014. – 301 с.
8. Василевская, В.Я. Понимание учебного материала учащимися специальной школы VIII вида / В.Я. Василевская. – М.: Изд–во АПН РСФСР, 2015. – 178 с.
9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.5. / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 2021.– 368 с.
10. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.
11. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество в России, 2018. – 46 с.
12. Дружинина, Л.А. Понятие индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста / Л.А. Дружинина // Вести ин–та развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. проблемы развития личности дошкольника в образовательном процессе / Гл. редактор А. Ф. Аменд. – 2003. – №19. – С. 140–147.
13. Епифанцева, Г.Б. Настольная книга педагога–дефектолога / Г.Б Епифанцева, Т.Е. Киселенко, И.А. Могилева, И.Т. Соловьева, Т.В. Титкова – Ростов–н/Д: Феникс, 2005. – 102 с.
14. Есина, Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии / Н.Э. Есина // Дефектология. – 2002. – № 2. – С. 14–17.
15. Забрамная, С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная – М.: 1995. – 56 с.
16. Загвязинский, В. И. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В. И. Загвязинский, Ш. А. Амонашвили, А. Ф. Закирова // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 3 – 10.
17. Игра в жизни ребенка: пособие для педагогов учреждений образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск: Нац. ин–т образования, 2019. – 184 с.
18. Конвенция о правах ребенка: резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН // Вестник образования. – 2010. – № 10. – С. 4–10.
19. Коняева, И. М. Философско–педагогические идеи И. А. Ильина в современном контексте духовно–нравственного воспитания / И. М. Коняева: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Рязань, 2012. – 22 с.
20. Лапшин В.А. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин–тов / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М., 2011. – 311 с.
21. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2018. – №1. – С. 71–78.
22. Мастюкова, Е.М. Ребёнок с отклонением в развитии. Ранняя диагностика и коррекция / Е.М, Мастюкова. – М.: Просвещение, 2019. – 2014 с.
23. Мещерякова, И. А. Соборность как идея воспитания личности / И. А. Мещерякова, Л. П. Назарова // Инновационные процессы в педагогике. – СПб., 2022. – Вып. 2. – С. 176 – 179.
24. Москвина, А.В. Духовность как ведущее качество в воспитании творческой личности / А. В. Москвина // Гуманизация социально–образовательной среды лицея как условие формирования духовно–нравственных ценностей и гражданской компетенции школьников : материалы XIII науч. прак. конф., 4–5 июня, 2014 г. – Оренбург, 2014. – С. 19 – 23.
25. Обучение детей с нарушениями интеллекта / Под ред. Б.П. Пузанова – М.: Просвещение, 2021. – 319 с.
26. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. – М.: Научное объединение «Компенс–центр», 1993. – 277 с.
27. Особенности умственного развития учащихся специальной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. – М.: Просвещение, 2018. – 264 с.
28. Певзнер, М.С. Дети–олигофрены. – М.: Изд–во АПН РСФСР, 1959. – 165 с.
29. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова – М.: «Академия», 2020. – 140 с.
30. Правдина–Винарская, Е.Н. Неврологические характеристики синдрома олигофрении. – М.: Изд–во АПН РСФСР, 1957. – 168 с.
31. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2015. – 688 с.
32. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И. Калмыковой. – М.: Педагогика, 2020. – 152 с.
33. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / под ред. В.В. Воронковой. – М.: Изд–во «Просвещение», 2021. – 256 с.
34. Психолого–педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2013. – С. 23-29.
35. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2021. – 279 с.
36. Сайко, Е.В. Совершенствование трудового обучения в школе VIII вида / Е.В. Сайко // Дефектология – 2015. – № 4. – с.81–82.
37. Смирнова, А.Н. Коррекционно–воспитательная работа учителя специальной школы VIII вида / А.Н. Смирнова. – М., 2022. – 146 с.
38. Толмачёва, Г.А. О проблемах инклюзивного обучения детей со сложными нарушениями развития / Г.А. Толмачева, Т.Н. Новикова // Коррекционная педагогика. – 2018. – № 2(26). – С.18–21.
39. Умственно отсталый ребёнок / Под ред. А.Р. Лурия. – М.: Изд–во РАО, 2020. – 217 с.
40. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века / Х. С. Замский. - 2-е изд. - Москва: Академия, 2018. – 362 с.
41. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова. – М.: ВЛАДОС, 2021. – 163 с.
42. Хайтердинова, Л.Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушенным интеллектом / Л.Ф. Хайтердинова // Дефектология – 2002. – № 1. – С. 81 – 90.
43. Шевченко, С.Г. Коррекционно–развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно–развивающего обучения / С.Г. Шевченко – М.: ВЛАДОС, 2021. – 165 с.
44. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 360 с.
44. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». – https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/?ysclid=lsbq234zb7983044652 (дата обращения: 12.05.2023).
45. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71930). – https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1026/?ysclid=lsbqw11x5t348136350 (дата обращения: 10.06.2023).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ