Деятельность социального педагога по профориентации старших подростков с целью их успешного самоопределения посредством активных методов (Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 23 учащихся 8 «в» класса.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Профессиональное самоопределение как объект изучения в педагогике 8
1.1 Понятие профессионального самоопределения, его этапы и компоненты 8
1.2. Возрастные психолого-педагогические особенности старших подростков и особенности их профессионального самоопределения 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Профориентация как социально-педагогическая проблема 18
2.1. Определение понятия «профориентация», его суть, структура 18
2.2. Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся 20
2.3. Анализ практического опыта по профориентационной работе в общеобразовательных учреждениях 23
Выводы по второй главе 26
Глава 3. Активные методы в профориентации как педагогическое явление 27
4.1. Сущность активизации профориентации 27
4.2. Ученые-теоретики и педагоги-практики о путях и способах профориентационной деятельности 30
3.3 Характеристика активных методов профориентации 33
Выводы по третьей главе 35
Глава 4. Характеристика диагностических методик по теме исследования 36
4.1. Выявление знаний обучающихся о современных профессиях 36
4.2. Изучение типа личности обучающихся с помощью типологического опросника Дж. Голланда 37
4.3. Изучение склонностей обучающихся посредством опросника профессиональных склонностей Л. Йовайши 39
4.4. Изучение способностей обучающихся на основе методики «Твои способности» Г. В. Резапкиной 42
4.5. Изучение мотивов обучающихся на основе методики определения основных мотивов выбора профессии Е. М. Павлютенкова 44
4.6. Изучение профессиональной идентичности на основе методики изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Азбель и А. Г. Грецова 47
4.7. Сочинение «Зачем человеку нужно трудиться?» 47
4.8 Констатирующий этап 49
4.9.Программа профессиональной ориентации68
Выводы по четвертой главе 85
Заключение 87
Библиографический список 91
Приложение 1. Ключи к методике А. А. Азбель и А. Г. Грецова 97
Приложение 2. Таблица статусов профессиональной идентичности 98
Вопрос профессионального самоопределения является одним из наиболее важных в подростковый период. Поиск своего пути в жизни, выбор области приложения своих знаний и навыков играют основополагающую роль в реализации личностного потенциала человека. Подросток, будучи лишь личностью, находящейся в начале своего развития, сталкивается с множеством трудностей, препятствующих выбору определенного направления. Неправильно принятое решение в этом отношении может нанести существенный ущерб личности, включая психологические, финансовые и многие иные аспекты.
Для преодоления кризиса личностного профессионального самоопределения в среде несовершеннолетних предпринимаются целые шаги специалистами психолого-педагогической практики. К их числу относятся психологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, заместители директоров по внеучебной работе (дополнительному образованию). Важно отметить, что далеко не всегда в школе представлены все эти специалисты, или же в ряде случаев одно лицо может занимать несколько должностей, что приводит к вариативности реализации профориентации в рамках каждого отдельно взятого учебного заведения [33]. Именно социальный педагог становится той частью школьной системы, на которого возлагается существенная роль в помощи подросткам в выборе будущей карьерной траектории. Особенно важно отметить, что в условиях современного мира выбор профессии для юного гражданина осложняется и тем разнообразием трудовой самореализации, что представлены на рынке. Так, только Единый тарифно-квалификационный справочник, утверждаемый правительством РФ, содержит более 7 тысяч наименований [12].
Таким образом, в современной педагогической практике в условиях быстро меняющегося и усложняющегося мира существует необходимость в дальнейшей разработке методических подходов к профориентации учащихся общеобразовательных учреждений с учетом, как запросов современной перестраивающейся экономики РФ, так и специфики нового поколения. Это и побудило нас начать исследование данной проблемы.
Анализ литературы. Тема профориентации и реализации инструментов, направленных на ее успешное применение, ранее уже исследовалось в трудах классиков педагогики, в частности Захарова Н. Н. [13], Э. Ф. Зеер [14], Е. А. Климова [18], Н.С. Пряжникова, Е. Ю. Пряжниковой. Ученым удалось сформулировать общие психолого-педагогические подходы к профориентации, их основных сильных и слабых сторонах, а также в целом концептуализировать профориентацию как вид деятельности в условиях системы образования.
Общая проблематика профессионального самоопределения среди современных авторов затрагивается в работах В. А. Варданяна, Д. В. Васева [7] и С. П. Кобякина [19], А. П. Русяева [5]. Исследователи отмечают важность профессионального самоопределения как процесса, идущего всю жизнь и предполагающего взаимодействие внутриличностных компонентов человека и внешней среды. Важнейшими предпосылками к определению трудового вектора развития становятся его личные детские устремления, влияние окружения, доступность тех или иных карьерных путей, социально-экономическая среда.
Реализация профориентации в российской педагогической практике рассматривалась исследователями через призму опыта социальной педагогики, как ключевого института в этой сфере в рамках общеобразовательной школы. Исследователи, как правило прибегают к изучению опыта конкретных кейсов – работе соц. педагогов в отдельных образовательных организациях. Так, данные аспекты затрагиваются в исследованиях, М. В. Астаховой [3] и И. В. Гаас [9], С. Г. Ощепковой, А. В. Тахтараковой. В качестве важных аспектов в профориентации отмечается значимость использования современных технологий, расширение межведомственной кооперации и ориентацию на экономическую специфику конкретного региона.
Специфика использования активных методов в рамках профессионального самоопределения рассматривалась в работах Т. М. Менаковой, Г. А. Никитиной, С. М. Родионовой . Важнейшим выводом становится значимость использования вариативных активных методов при работе с учащимися, особенно сочетания их через создание эмоционально продуктивной атмосферы с использованием провокаций, мозговых штурмов в и т.д. Активные методы позволяют тем самым сформировать более четкую мотивацию человека, дать ему возможность для глубокой рефлексии посредством в том числе опыта, полученного от прохождения практикоориентированных мероприятий.
Проблема исследования: каким должен быть комплекс методов и средств, используемых в профориентационной деятельности социального педагога для успешного профессионального самоопределения старших подростков.
Цель: определить активные методы в профориентационной деятельности социального педагога.
Объект: профессиональное самоопределение.
Предмет: процесс деятельности социального педагога по профориентации старших подростков посредством использования активных методов с целью их успешного профессионального самоопределения.
Гипотеза: применение активных методов в профориентационной деятельности социального педагога обеспечит эффективность профессионального самоопределения старших подростков, если:
– активные методы будут подобраны с учетом первоначального уровня готовности старших подростков к профессиональному самоопределению;
– в программу профориентационной деятельности социального педагога будут включены методы с учетом возрастных особенностей старших подростков и специфики школы и бизнеса предпринимательства;
– использование активных профориентационных методов в деятельности социального педагога не будет противоречить логике целостного воспитательного процесса.
Задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу по теме исследования;
2. Охарактеризовать роль социального педагога при работе с подростками старшего возраста в рамках проблематики профессиональной ориентации и самоопределения;
3. Дать характеристику активных методов профориентации;
4. Разработать программу деятельности социального педагога на основе активных методов.
Теоретико-методологической основой исследования выступает концепция деятельности А. Н. Леонтьева. Данная теория, согласно В. А. Шамису, выступает основой активных методов обучения [. Концепция исходит из того, что познание (в том числе самого себя) является деятельностью, направленной на освоение мира в рамках имеющихся объективных условий. Поэтому, вступая в контакт с явления внешнего мира, как отмечает А. Н. Леонтьев, человек познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения), так и воздействия на него.
Теоретическая значимость: обобщение теоретических подходов к исследуемым проблемам.
Практическое значение состоит в том, что разработана программа профессиональной ориентации на основе активных подходов, представленных в работе, может быть использован при последующей разработке профориентационной программы для работы с подростками старшего возраста в условиях российской общеобразовательной школы.
Основные методы, использованные в данной работе представлены группой теоретических методов. Анализ, сравнение, обобщение и синтез. Также используется сочетание активных методов в виде опросников. Во-первых, это методика Л. Йовайши в качестве инструмента диагностики общих склонностей подростка к той или иной группе профессии (приложение 1). Во-вторых, это методика определения основных мотивов выбора профессии Е. М. Павлютенкова после определения профессиональных наклонностей учащихся (приложение 2).
Для отслеживания сформированности профессиональной идентичности учащихся используется методика изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Азбель и А. Г. Грецова (приложение 3)
Структура работы – работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка, и приложения. В первой главе дано определение профессионального самоопределения и его видов, представлена психолого-педагогическая характеристика детей старшего подросткового возраста, роли социального педагога в вопросе профориентации. Во второй главе представлена специфика положения социального педагога в российской общеобразовательной системе и проведен анализ применения активных методов в современной российской школе. В третьей главе указаны активные методы в профориентации как педагогическое явление, разобрана сущность активизации профориентации, указаны ученые-теоретики и педагоги-практики. В главе четвертой проведен анализ использования активных методов профориентации школьников. В заключение подведены итоги исследования.
Перед началом педагогического исследования нами были поставлены задачи, которые были решены. Так была изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования; охарактеризована роль социального педагога при работе с подростками старшего возраста в рамках проблематики профессионального самоопределения; подобраны и проанализированы диагностические методики по теме исследования.
Проблематика профессионального выбора остается одним из наиболее сложных и комплексных вопросов в современной педагогической практике. Мир XXI века характеризуются высоким уровнем динамики, постоянным изменением сфер и видов экономической деятельности, что во многом обуславливается ускоряющимся научно-техническим, и в след за ним, общественным прогрессом. Выбор профессии в таких условиях становится особенно ответственным шагом, так как он предопределяет последующую жизненную траекторию человека, который исходя из этого все больше внимания, сил и средств уделяет развитию в себе конкретных качеств, необходимых для будущей реализации, в том числе, в рамках выбора образовательного направления.
Изучение профориентации имеет глубокие корни и уходит в начало прошлого столетия. В России этот вопрос стал важной составляющей педагогической теории и практики позже – на рубеже 1980-х – 1990-х годов. Современное понимание профориентации предполагает под собой системную деятельность, направленную на выявление способностей, интересов и склонностей человека к определенным видам трудовой деятельности с учетом тех жизненных условий, в которых действует лицо.
Характерными чертами современной профориентационной деятельности становится всеобъемлющая работа с несовершеннолетними. Специалисты и исследователи профориентации XXI века уделяют особое внимание путям и способам профориентационной деятельности, которые включают, как внедрение в процесс новых технологий, главным образом информационно-технического характера, так и работу со средой подростка – школой. Взаимодействие с несовершеннолетними следует тенденциям современного российского образования, а именно гуманизации и непрерывности процесса. В первом случае специалисты профориентации все больше используют способы разработки индивидуальных планов, которые включают в себя особенности каждого конкретного подростка. Во втором случае профориентационная работа начинает постепенно затрагивать не только учащихся средней и старшей школы, но и постепенно, учеников младшего звена для ранней диагностики и выявления тех или иных склонностей, способностей, интересов.
В рамках современной российский системы образования вопрос профориентации решается комплексно, а главную роль в организации этого процесса играет социальный педагог. Именно данный специалист призван реализовывать профориентационную работу по двум основным направлениям. Первое, затрагивает работу с родителями несовершеннолетнего, как лиц, непосредственно ответственных за среду учащегося, во-вторых, имеющих возможность влиять на самого подростка. Второе направление ориентировано на работу с самими учащимися.
Сами несовершеннолетние в условиях современного динамичного мира сталкиваются с рядом трудностей и проблем, связанных с выбором своего дальнейшего пути. Крупнейшими проблемами становятся, сложности с пониманием текущего рынка труда и сфер профессиональной самореализации, а также проблемы личностного характера, выявления своих склонностей. Несовершеннолетние плохо понимают какие существуют специальности, их особенности и требования.
Для решения данных сложностей существует целый комплекс инструментов, способствующих преодолению проблем. Одними из наиболее эффективных при работе с несовершеннолетними, согласно специалистам области, например Н.С.Пряжникову, являются активные методы в виду их эмоционально активизирующего компонента [38].
Активные методы представляют собой обширный перечень подходов, направленный на личное вовлечение участника с целью последующего выбора карьерной траектории, посредством ресурсов самой личности участника. К числу таких методов относят: вариативные тренинги, дискуссии, игры и т. д.
Как показывает опыт исследователей и специалистов, только их сочетание и налаживание комплексной работы позволяет достичь целей профориентации в условиях современной общеобразовательной среды.
Таким образом, включение активных методов в профориентационную работу социального педагога позволяет более эффективно решать проблемы профессионального самоопределения учащихся. Мы подобрали и разработали ряд диагностик, которые представлены в главе 4. Представленные диагностики включили в себя следующие - методика определения основных мотивов выбора профессии Е. М. Павлютенкова, опросник на основе методики изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Азбель и А. Г. Грецова, изучение склонностей обучающихся посредством опросника профессиональных склонностей Л. Йовайши, Терминологический диктант, Модель Голланда (RIASEC). Представленные диагностики были использованы для проведения констатирующего эксперимента
В рамках констатирующего эксперимента было установлено, что ряд учащихся требует индивидуальной работы. Это касается прежде всего тех, кто не имеет выраженных склонностей (например, Артем Т., Роман Г., Егор Ц., Ирина Г., Алексей П.). Данная группа учащихся показала слабые результаты как минимум в 3 из 4 количественных опросников и нуждается в комплексной работе со специалистом. Еще ряд учащихся нуждаются в проведении дополнительных мероприятий для улучшения их профессиональной ориентации в отдельных аспектах, включая Ивана Е., Никиты Ц., Ирины Ш., Дарьи Б., Карины Б., Сони М., Ани П., Ульяны Л., Ярослава О., Марии Н., Артема З., Олеси Д.. Кроме этого, важно обеспечить мониторинг прогресса всех учащихся, упомянутых выше.
Установленные проблемы позволил сформировать необходимую программу профессиональной ориентации, которая содействует решению профориентационных задач программы «Код Будущего», поскольку оно учитывает психолого-педагогические особенности старших подростков и развитие современного рынка труда территории Березовки, Перми и Кунгура. Использование различных методов обучения, таких как словесные, наглядные и их комбинации, позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся и создать условия для их успешной социализации и профессиональной ориентации. Кроме того, применение технологий индивидуального и группового обучения, коллективного взаимообучения, проблемного обучения, проектного обучения и коллективной творческой деятельности способствует активному участию учащихся в образовательном процессе и стимулирует их к самостоятельному поиску знаний и решений поставленных проблем.
1. Анализ эффективности деятельности по направлениям муниципальной системы оценки качества образования за 2020–2021 учебный год. Администрация Ирбейского района Красноярского края Управление образования. 2021 [Электронный ресурс] URL: http://www.irbruo.ru/2021/06/analiz_profraboty_202021.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
2. Аналитический отчет и адресные рекомендации по результатам мониторинга показателей по сопровождению профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся. Рабочая группа по организации профориентационной работы в образовательных организациях Фрунзенского района Санкт-Петербурга. 2021 [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/3Aatkr (дата обращения: 01.05.2024).
3. Астахова М. В., Ощепкова С. Г. Цифровизация в профориентации (из опыта работы МБОУ «СОШ № 35» г. Осинники) //Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. 2021. С. 94.
4. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект: Автореф., дис. на соиск. уч.ст. к.псх.н. – М.: 1995. 560 с.
5. Варданян В. А., Русяев А. П. Сущность и структура готовности к профессиональному самоопределению подростков //Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. №. 5. С. 3.
6. Варич Л. А. и др. Возрастно-половые и типологические особенности вегетативного, гормонального и иммунного статуса старших подростков //Физиология человека. 2020. Т. 46. №. 5. С. 60–70.
7. Васёв Д. В. Проблематика профессионального самоопределения молодёжи //Высшая школа: научные исследования. 2019. С. 81–88.
8. Васенкина С. Н. Концепция профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений в современных условиях //Гуманитарные научные исследования. 2015. №. 11. С. 305–312.
9. Гаас И. В. Социального педагога по профессиональному самоопределению обучающихся старших классов в гимназии //ББК 74.04 я431+ 88.6 я431 А437. С. 67.
10. Гиляжева Г. З., Варфоломеева Т. Н. Применение информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения учащихся старших классов // Новые информационные технологии в образовании: Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург : Российский Гос. проф.-пед. ун-т, 2015. С. 306–311.
11. Долгушина Т. Н., Юревич С. Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. №. 3–4 (16). С. 101–107.
12. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Справочная информация КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92907/ (дата обращения: 01.05.2024).
13. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов - слушателей фак. обществ, профессий / Н.Н.Захаров. - М.: Просвещение, 1988. 272 с.
14. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: Теория и практика: Учеб, пособие для высшей школы. - М.: Академический проект, 2004. 192 с.
15. Иванова Т. Н. Социальное проектирование системы управления профессиональной ориентацией молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2003. 22 с.
16. Иванченко Г. В. Понятие метапатологии у А. Маслоу: контексты и перспективы //Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. №. 3. С. 105–122.
17. Касьянова Т. И., Мальцев А. В., Шкурин Д. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема //Образование и наука. 2018. Т. 20. №. 7. С. 168–187.
18. Климов Е. А. Путь в профессионализм //Акмеология. 2002. №. 3. С. 48-54.
19. Кобякина С. П. Трудности профессионального самоопределения подростков //ББК 66.75 Т 33. 2023. С. 249.
20. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М.: МарТ, 2005. С. 448.
21. Купченко В. Е. Особенности профессионального выбора старшеклассников // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2014. № 2. С. 43-47.
22. Леонтьев А. Н. Деятельность и личность // Вопросы философии. 1974. №4. С. 87–97.
23. Лобанов В. В. Возможности учреждения дополнительного образования в сфере профессиональной ориентации воспитанников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 10. С. 81-85.
24. Маклаков А. Г., Сидорова А. А. Психологическое сопровождение обучающихся 9-11 классов //Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся разного возраста. 2022. С. 82-99.
25. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике. – М.: Академия, 2002. С. 364.
26. Маслоу А. «Мотивация и личность»: Пер.сангл. A.M. Татлыба-евой – СПб.: Евразия, 1999. 478с.
27. Менакова Т. М. Активные методы обучения при формировании готовности к профессиональному самоопределению студентов колледжа //ББК 74.4 И87. 2021. С. 62.
28. Методика изучения статусов профессиональной идентичности. Методика разработана А. А. Азбель. [Электронный ресурс] URL: https://irbitgc.ru/upload/files/section/project/ACC/ProfIdentichnost.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
29. Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков) [Электронный ресурс] URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/14.html (дата обращения: 01.05.2024).
30. Мирзоходжаев М. Д. Проблема профориентационной работы в школе // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2017. № 1(50). С. 224-228.
31. Никитина Г. А. О профессиональном самоопределении подростка //Интернаука. 2017. Т. 3. №. 7. Часть 1. С. 53.
32. Никитина Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. – Ульяновск: 2003. 442 с.
33. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.05.2024).
34. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. – Litres, 2022. C.10
35. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (ОПП). [Электронный ресурс] URL: https://proforientatsia.ru/test/oprosnik-professionalnyh-predpochtenij-hollanda-opp/ (дата обращения: 01.05.2024).
36. Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной) [Электронный ресурс] URL: http://hkotso.ru/sites/default/files/page/468/oprosniki.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
37. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004. С. 511.
38. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. — М.: Академия, 2012. 320 с.
39. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения / И. С. Пряжников. — М.: Изд-во МГППИ, 1999. 108 с.; Методы активизации профессионального самоопределения Сущность и основные характеристики активизирующей профориентационной методики. [Электронный ресурс] URL: https://studme.org/109280/psihologiya/proforientologiya (дата обращения: 01.05.2024).
40. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: Учеб,пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. 496 с.
41. Пушкина О. В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 29-32.
42. Ревякина В. И, Осетрин К. Е. Профориентация школьников: опыт прошлого и проблемы настоящего // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 5(158). С. 244-248.
43. Резапкина Г. В. Словарь основных понятий профориентации. – М.: Генезис, 2007. С. 210.
44. Родионова С. М. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников посредством тренинговой технологии / С. М. Родионова // Организация работы с молодежью. 2020. № 3.
45. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т/гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая рос. энциклопедия, 1993-1999. Т.2. С. 672.
46. Санакулов Х. Р., Болтабоев С. Преемственность технологической подготовки в системе среднеспециальных учебных заведений и основного общего образования // Вестник современной науки. 2016. № 1-2 (13). С. 67-69.
47. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №. 2. С. 30-31.
48. Сироштан Л. А. Взаимодействие школы и семьи в выборе профессионального пути подростка // Образование и воспитание. 2015. № 3. С. 32-33.
49. Сладкова И. В. Реализации программ профильного обучения и профориентационной работы в условиях сетевого взаимодействия // Профориентационная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации: сб. ст. / под общ. ред. В. П. Панасюка. СПб. : ЛОИРО, 2015. С. 93-96.
50. Старикова Л. Н. Профориентация и профессиональное самоопределение студентов средней профессиональной школы: Автореф. дис. канд.социол.наук 22.00.04. – Уфа: 2009. С. 10.
51. Тарасенко Н. Э. Диагностика и развитие сферы интересов и способностей учащихся. УО «Кадинская ГОСШ Могилевского района» [Электронный ресурс] URL: https://istoriya67.okis.ru/metodika-tvoi-sposobnosti-g.v.-rezapkina (дата обращения: 01.05.2024).
52. Тахтаракова А. В., Вострикова Л. Н. Организация профориентации обучающихся на примере проекта «Дискуссионный час «Прямая линия с...» // ПОИСК. 2022. №1 (78) [Электронный ресурс] URL: https://ipk19.ru/institute/sveden/struct/redaktsionno-izdatelskiy-sovet/protokol-ris-1-2022.doc (дата обращения: 01.05.2024).
53. Толстых А. В. Возрасты жизни. – М.: 1988. – 224 с.
54. Шамис В. А. Активные методы обучения в вузе //Сибирский торгово-экономический журнал. 2011. №. 14. С. 136-144.
55. Ясперс К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции [Текст] / К. Ясперс. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. 448 с.
56. Super D. E., Bahn M. Y. Occupational psychology. L.: Tavistock, 1971. 209 p.