АННОТАЦИЯ 3
Перечень условных обозначений, символов, сокращений, терминов 3
Введение 4
1 Анализ бизнес-процесса приемной кампании 6
1.1 Описание текущего бизнес-процесса приемной кампании 6
1.2 Анализ бизнес-процесса 8
2 Подбор инструментов для BI 22
3 Работа с данными для анализа 24
3.1 Преобразование данных для работы в Looker Studio 24
3.2 Рекомендации по сбору данных для анализа 26
4 Реализация в системе 29
4.1 Активный поток подачи заявлений 29
4.2 Анализ приемной кампании при помощи маркетинговых стратегий 32
4.3 Анализ итогов 35
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 57
Приложение А 60
Для университета приемная кампания - это важная часть жизненного цикла, так как это точка входа для студентов в университет. С приемной кампании все начинается. От качества ее проведения зависит то, какие студенты придут учиться на все уровни образования. А в условиях трансформации системы высшего образования и появления новых стандартов, качество подготовки к новому набору и проведения приемной кампании особенно важны.
Процесс приемной кампании с каждым годом становится все сложнее. Если раньше подать документы можно было только лично в университет, то теперь у абитуриентов куда больше возможностей. Во-первых, теперь можно подавать в университеты заявления в том числе и онлайн, даже оригинал документа об образовании можно подать при помощи СуперСервиса «Поступление в вуз онлайн»1, что позволяет сильно упростить его подачу, а значит и расширить географию поступления для абитуриента. Во-вторых, количество направлений, на которые можно подать заявление, также сильно увеличилось, что расширяет выбор возможных направлений для дальнейшего поступления. В-третьих, увеличилось количество направлений с одинаковым набором вступительных испытаний. Поэтому, с одной стороны, возможности выбора образовательной программы для абитуриентов увеличиваются, а с другой стороны, для университетов и направлений возрастает нагрузка и сложность работы. В первую очередь сложность возрастает из-за того, что с ростом количества выбора программ у абитуриентов, растет и количество заявлений на направлении, которые необходимо обработать. Из-за этого сложнее анализировать ситуацию, возрастает борьба за абитуриента как между вузами, так и между направлениями в университете, поскольку абитуриент с одним и тем же набором экзаменов теперь может выбрать куда большее число направлений.
Но с течением времени изменяются и правила приема. Каждый год происходят достаточно существенные изменения, которые влекут за собой перестройку общего процесса набора и его усложнение, которое в свою очередь, влечет за собой необходимость грамотного управления.
Усложнение процесса невозможно и без появления различных инструментов автоматизации. И если для автоматизации рабочего процесса приемной кампании уже давно введены и работают разные системы, как локального, так и федерального уровня,
1 СуперСервис «Поступи в вуз онлайн» - https://www.gosuslugi.ru/vuzonline
4
такие как, например, 1С Приемная кампания и СуперСервис «Поступление в вуз онлайн», то инструменты для автоматизации управления только начинают развиваться.
Инструменты для автоматизации управления процессом приемной кампании необходимы для того, чтобы принятие управленческих решений было проще. Так как возрастает борьба за абитуриента не только между университетами, но и программами внутри университета, а также формируется сильное разделение программ по категориям из-за разницы в качестве набора, требуется грамотное управление и распределение абитуриентов между программами внутри университета.
В том числе, из-за изменений в процессе приемной кампании, не только развивается автоматизация, но и появляются новые роли, которые принимают участие в процессе работы. Так, например, с ростом важности построения образовательного процесса непосредственно вокруг программы подготовки, одним из стейкхолдеров становится руководитель образовательной программы, поскольку от качества набора непосредственно зависит качество его студентов.
Целью данной работы является создание прототипа BI-инструмента для анализа данных приемной кампании ТГУ.
Для достижения данной цели можно выделить следующие задачи:
1) анализ бизнес-процесса приемной кампании;
2) получение и подготовка данных для анализа;
3) выделение проверяемых гипотез для прототипа
4) проверка гипотез и создание прототипа BI-инструмента
5) подготовка рекомендаций для изменения процесса сбора данных в рамках отборочной комиссии.
В результате проведенной работы был создан прототип BI-инструмента для анализа данных приемной кампании университета в Looker Studio. Подобраны и проверены гипотезы, предложены рекомендации для сбора данных приемной кампании. Прототип был передан некоторым стейкхолдерам для ознакомления, планируется дальнейшая работа над развитием проекта.
Прототип уже используется для анализа работы подразделений, например, при выборах деканов, обсуждении развития новых программ и пилотов.
Планируется работа над расширением возможностей системы - проработка возможностей прогнозирования различных показателей, например, примерного проходного, основываясь на данных прошлых лет.
Возможен перенос в другую систему - PolyAnalyst, поскольку у университета есть лицензия на нее.
1. Инструменты BI: как выбрать и внедрить // Adventum. [сайт]. - URL: https://www.adventum.ru/articles/dlya-rukovoditelej/instrumenty-bi/ (дата обращения: 20.02.2024).
2. Сводные таблицы Excel с нуля до профи за полчаса + Дэшборды! : 1-ое Видео
курса «Сводные Таблицы» // Youtube. [сайт]. - URL:
https://youtu.be/4roVtL2mynA?si=evRQ54-8NaDIXgm5 (дата обращения: 20.01.2024).
3. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21.08.2020 № 1076 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" // Официальное опубликование правовых актов [сайт]. - URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009140014 (дата обращения 20.01.2024)
4. Правила приема на обучение по образовательным программам высшего
образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам базового высшего образования, программам магистратуры и программам специализированного высшего образования в Национальный исследовательский Томский государственный университет на 2024/25 учебный год // Приемная комиссия ТГУ: официальный сайт. [сайт]. - URL:
https://abiturient.tsu.ru/sites/default/files/prilozhenie_1._pravila_priema_v_bakalavriat_specia litet_magistraturu_2024_17.01.pdf (дата обращения: 20.01.2024).
5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от
10.02.2023 № 143 "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по
образовательным программам высшего образования- программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 г. № 1076"// Официальное опубликование правовых актов [сайт]. - URL :
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303200022 (дата обращения 20.01.2024)
6. Как мы меняли в компании BI-систему и что из этого вышло // Occam product hub [сайт]. - URL: https://hub.okkam.group/tpost/41c85gb8g1-kak-mi-menyali-v-kompanii- bi-sistemu-i-c(дата обращения: 20.05.2024).
7. Looker Studio (бывший Google Data Studio) - что это такое и для чего нужно// Molinos [сайт]. - URL: https://molinos.ru/about/blog/looker-studio-byvshiy-google-data- studio-chto-eto-takoe-i-dlya-chego-nuzhno (дата обращения: 20.01.2024)
8. Сравнить решения для статистического анализа Looker с PolyAnalyst// Picktech [сайт]. - URL: https://picktech.ru/catalog/statistical-analysis-software/compare/looker-vs- polyanalyst/ (дата обращения: 20.03.2024)
9. Как сравнивать распределения. От визуализации до статистических тестов// Habr [сайт]. - URL: https://habr.com/ru/companies/skillfactory/articles/674880/ (дата обращения: 15.04.2024)
10. Описательная статистика перформанс-распределений// Habr [сайт]. - URL: https://habr.com/ru/companies/jugru/articles/722342/ (дата обращения: 15.04.2024)
11. ABC-анализ: разбираемся, что это такое // Совкомблог [сайт]. - URL:
https://journal.sovcombank.ru/glossarii/abc-analiz-razbiraemsya-chto-eto-takoe (дата
обращения: 15.04.2024)
12. Как привести данные в форму: что такое нормализация и зачем она нужна // Блог Яндекс Практикума [сайт]. - URL: https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe- normalizaciya-dannyh/ (дата обращения: 15.04.2024)
13. Как нормализовать данные и зачем она нужна // Skypro [сайт]. - URL: https://sky.pro/media/kak-normalizovat-dannye-i-zachem-eto- nuzhno/#:~:text=%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0 %B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD% D1%8B%D1%85%20%E2%80%93%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D0%BF%D1% 80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0% B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%25 (дата обращения: 15.04.2024)
14. Теория вероятностей и математическая статистика: Конспект лекций для студ. всех спец. и форм обучения БГУИР / А. И. Волковец, А. Б. Гуринович. - Мн.:БГУИР, 2003. - 84 с.: ил.
15. Анализ продаж: как привести компанию к успеху // GeekBrains [сайт]. - URL: https://gb.ru/blog/analiz-prodazh/ (дата обращения: 15.04.2024)
..17