Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КНР (2013-2024 гг.)

Работа №184108

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы82
Год сдачи2025
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ,
СОКРАЩЕНИЙ, ТЕРМИНОВ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 14
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 14
1.2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КИТАЕ 23
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КНР 30
2.1 «ЗЕЛЁНЫЙ» ФАКТОР В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ КИТАЯ 30
2.2 МЕЖДУНАРОДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ КИТАЯ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А РАСПОЛОЖЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ, СТРОЯЩИХСЯ И ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ЯДЕРНЫХ ЭНЕРГОБЛОКОВ В КИТАЕ ПО СОСТОЯНИЮ НА 2025 Г 77


Актуальность исследования. Как показали недавние события, энергетический сектор является одним из системообразующих факторов формирования национальных экономик государств. Несмотря на продолжающийся энергетический кризис, страны продолжают находиться в поиске собственных решений энергодефицита в условиях глобального роста экономики . Новые и развивающиеся экономики, в авангарде которых находится Китай, являются основными факторами роста спроса на электроэнергию .
С практической точки зрения актуальность в изучении рассматриваемой темы заключается в существенных изменениях китайской энергетики, связанных с трансформацией национальной политики в области энергосберегающих и низкоуглеродных технологий, экологии и партнёрских отношений с внешними странами. Согласно китайскому правительству, энергетической переход является приоритетным направлением в рамках энергетической политики, и «озеленение» этой сферы отвечает текущим потребностям страны на пути построения «сообщества единой судьбы» (Л^&&^ ^ffi ) . Одновременно с этим активизируется энергетический диалог через инициативу «Пояс и путь» (#Ш « —ffi—ffi»), отдельные двусторонние механизмы и наднациональные структуры. Синергия внешнеполитических ресурсов направлена отчасти и на обеспечение энергетической безопасности страны .
Китай является лидером по производству и использованию электроэнергии, произведённой из возобновляемых источников энергии: по состоянию на октябрь 2024 г., доля возобновляемой энергетики в производстве электроэнергии составляет около 30% . По этому показателю КНР является мировым лидером . В то же время в Китае наблюдается последовательный рост использования каменного угля, сырой нефти и природного газа в качестве стабильных источников электроэнергии . КНР крайне зависима от импорта именно этих природных ресурсов и заинтересована в диверсификации источников получения электроэнергии. В условиях стремительного роста экономики руководство Китая использует новые функциональные и географические направления для обеспечения страны достаточным количеством энергоресурсов в соответствии с потребностью национальной экономики — то есть, обеспечения энергетической безопасности страны.
С теоретической точки зрения вопросы, связанные с международной энергетической безопасностью в общем и энергетической безопасностью Китая в частности, также остаются непроработанными и актуальными для изучения. Большая часть литературы базируется на потребностях государств в ископаемых ресурсах, при этом фактор низкоуглеродной (в особенности ядерной) энергетики остаётся практически не затронутым. Существующие теории и концепции нуждаются в дополнениях и изменениях, связанных с трансформацией мировой энергетической политики и китайских успехах в области возобновляемой и атомной энергетики.
Таким образом, тематика, связанная с вопросами обеспечения энергетической безопасности КНР, является актуальной для изучения с практической и теоретической точек зрения.
Цель и задачи исследования. Цель исследования — выявить особенности энергетической безопасности Китая и определить основные направления развития энергетической политики на внутриполитическом и внешнеполитическом уровнях. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач:
• выполнить анализ теоретических аспектов международной энергетической безопасности и энергетической безопасности Китая;
• дать характеристику современному топливно-энергетическому комплексу КНР;
• оценить состояние энергетической безопасности Китая на современном этапе;
• рассмотреть международный вектор энергетической политики Китая;
• определить основные элементы современной энергетической безопасности КНР;
• выявить основные проблемы обеспечения энергетической безопасности Китая;
• определить вектор развития энергетической политики КНР на ближайшие годы. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования теоретических и практических аспектов концепции энергетической безопасности Китая в 2013-2024 г. были определены основные направления развития энергетической политики на внутриполитическом и внешнеполитическом уровнях.
Теоретическое осмысление энергетической безопасности, представленного преимущественно неореалистами и неолибералами, разворачивается вокруг дискуссий об отношениях между странами-импортёрами и странами- экспортёрами энергоресурсов в связи с системообразующим характером ТЭК в национальной и глобальной экономике. Конечные цели энергетической политики двух категорий стран отличаются, что порождает риски для глобальной энергетической безопасности.
С течением времени основа мировой энергетики — традиционная энергетика — породила экологические проблемы, которые вошли в академический дискурс и стали объектом работы наднациональных структур. Относящиеся к категории неконвенциональных угроз экологическая и климатическая повестка повлияла на облик современной энергетической безопасности. Тем не менее, отношения «страна-импортёр — страна-экспортёр» всё ещё сохраняются и продолжают быть столпом глобальной энергетической безопасности. Концептуальные основы энергетической безопасности дополнены проблемами энергетического перехода, устойчивого развития и декарбонизацией. Таким образом, гипотеза относительно непроработанных теоретических рамок экологических вызовов с её связи с энергетической безопасности не подтвердилась. Тем не менее, в понимании концепции устойчивого развития действительно наблюдаются различия.
Осмысление концепции энергетической безопасности в Китае приобрело всеобъемлющий характер, что привело к переплетению экологической сферы с энергетикой в документации декларативного и программного характера. Активное вмешательство в решение экологических проблем стимулировано стремлением китайского руководства к обеспечению устойчивого развития, содержащего в себя декарбонизацию ТЭК. Китай интегрирован в международную систему обсуждения и решения экологических проблем через ряд международных соглашений. Позиционирование Китай на международной арене поменялось, о чём свидетельствует появление концепций «экологической цивилизации» и «сообщества единой судьбы».
Современный ТЭК Китая с 2013 г. характеризуется рядом преобразований. Энергетическая политика закрепляет курс на декарбонизацию ТЭК, основой которого с начала проведения «политики реформ и открытости» являются неэкологичные угольные ТЭС. Приоритет низкоуглеродных реформ в Китае расставлен над развитием возобновляемой и атомной энергетики, а также экологизацией угольной и нефтегазовой инфраструктуры. В 2013-2024 г. последовательно сокращалась доля угольных ТЭС в электрогенерации за счёт увеличения мощностей атомной, солнечной, ветряной энергетики, а также гидроэнергетики. Китай остаётся мировым лидером по темпам внедрения возобновляемой и атомной энергетики, и именно эти два направления соответствуют китайскому осмыслению концепции энергетической безопасности в связи с высокой эффективность и экологичностью. САР Гонконг и САР Макао полагаются на импорт электроэнергии из Китая в связи с нехваткой местных мощностей, по большей части представленных традиционной энергетикой.
ТЭК Китая не самодостаточен, что связано с постоянно растущей потребностью страны в ископаемом топливе (уголь, сырая нефть и природный газ). Китай относится к категории стран-импортёров энергоресурсов, что проявляется в лидирующей позиции страны в закупках угля и угольной продукции, сырой нефти, природного газа и газовой продукции.
Приоритетными регионами в контексте поставок в Китай энергоресурсов являются АТР, Ближний Восток и Центральная Азии. Стабильно высокая доля в экспорте ископаемого топлива наблюдается у Австралии, России, США, Канады Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирака, Омана, Кувейта, Катара, Туркменистана, Казахстана и Узбекистана. Китай проводит успешную политику диверсификации партнёров, экспортирующих энергоресурсы, что привело к сбалансированному положению отдельных стран в экспорте ресурсов в КНР. Таким образом, гипотеза о диверсификации международного вектора энергетической политики Китая подтвердилась.
Концепция «экологической цивилизации» не оправдывает ожидания, что вызвано противоречиями между продвигаемым экологическими нарративами и императивами стимулирования экономики путем увеличения электрогенерации на угольных ТЭС. Этот фактор привёл к последовательному увеличению выбросов CO2 в атмосферу.
Вектор развития энергетической политики КНР будет определён потребностью в обеспечении энергетической безопасности посредством увеличения доли низкоуглеродной энергетики (атомная и возобновляемой энергетика) в энергобалансе. Приоритетными регионами в контексте энергетической политики Китая буду оставаться восточные и южные приморские провинции в связи с потребностью в поддержании роста ВРП.
Программные документы позволяют увеличивать выбросы CO2 в атмосферу до 2030 г., однако Китай нацелен достичь углеродной нейтральности в 2060 г. Текущая роль угольных ТЭС не позволит существенно сократить выбросы, однако ближайшее десятилетие будет характеризовано масштабным увеличением доли возобновляемой и атомной энергетики в энергобалансе Китая. Таким образом, гипотеза относительно комбинирования Китаем традиционной,
новой и атомной энергетики в кратко- и среднесрочной перспективе
подтвердилась.
Концепция энергетической безопасности Китая — динамичная исследовательская среда, постоянно нуждающаяся в дополнительном изучении как теоретических, так и практических подходов.



1. Академические практики прогнозирования в международных отношениях: методологические доминанты и нерешённые проблемы / И. В. Сушенцев, К. П. Кокарев, Б. И. Ананьев [и др.] // Вестник МГИМО-Университета. - 2018. - № 6 (63). - С. 159-193;
2. Бояркина А. В. Экологическое направление во внешнеполитической стратегии КНР // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2021. - Т. 21, № 2. - С. 335-337;
3. Глава 5 Системный подход и эволюция международных отношений в XX веке // Очерки теории и политического анализа международных отношений / А. Д. Богатуров. - М., 2002. - С. 112-128;
4. Глянц М. Г. и Росс Р Д. Один пояс и один путь. Долгий марш Китай в 2049 г. / М. Г. Глянц, Р Д. Росс. - М. : Международные отношения, 2021. - 264 с.;
5. Заклязьминская Е. О. Политика Китая в области охраны окружающей среды // Аналитические записки РСМД. - 2024. - № 50. - 8 с.;
6. Зуенко И. Ю. Китай в эпоху Си Цзиньпина / И. Ю. Зуенко. - М : Изд-во АСТ,
2024. - 320 с.;
7. Кожухова К. Е. Репрезентация внешнеполитического образа страны в доктринальных документах Китайской Народной Республики (на примере Белых книг) // Власть. - 2023. - Т. 31, № 4. - С. 185-196;
8. Лесего М. Механизм повышения энергетической безопасности и сбалансированного развития топливно-энергетического комплекса : автореф. дис. ... канд. эконом. наук / М. Лесего. - Ростов-на-Дону, 2019. - 30 с.;
9. Матвеев В. А. Современная энергетическая политика Китая : внешние и внутренние вызовы / В. А. Матвеев. - М : ИДВ РАН, 2022. - 168 с.;
10. Моргачёва Е. Н. Сравнительно-исторический метод: обзор подходов к
классификации в общественных науках // Вестник РГГУ; Серия
«Психология. Педагогика. Образование». - 2016. - № 2 (4). - С. 102-114;
11. Помозова Н. Б. «Сообщество единой судьбы»: эволюция
внешнеполитической концепции Китая (конец 1990-х гг. - наст. вр.) // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. - 2019. - № 2. - С. 76-88;
12. Сидорова Г. П. Экологическое воздействие угольных ТЭС на окружающую среду / Г. П. Сидорова, Д. А Крылов, А. А. Якимов // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2015. - № 9 (124). - С. 28-38;
13. Скрябина М. С. Стратегия энергетической безопасности во внешней политике Китая (1993-2012 гг): автореф. дис. ... канд. ист. наук / М. С. Скрябина. - М., 2013. - 27 с.;
14. Тракчук К. В. Современные исследования проблем энергетической безопасности: теоретические аспекты // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 4 (31). - С. 219-226;
15. Тракчук К. В. Эволюция подходов к энергетической безопасности: страны- импортеры против стран-экспортеров // Вестник МГИМО-Университета. - 2010. - № 6 (15). - С. 258-264;
...90


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ