Государственно правовое регулирование деятельности Социального фонда Российской Федерации (Академия управления городской средой, градостроительства и печати)
ВВЕДЕНИЕ………3
1. СОЗДАНИЕ, ПРАВОВОЙ СТАТУС И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…5
1.1. Создание и правовой статус (правовое положение) Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации…………….5
1.2. Нормативное регулирование деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации…………………………….13
2. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ФОНД ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРАВОПРЕЕМНИК ПЕНСИОННОГО ФОНДА И ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……27
2.1. Регулирование цифровизации деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации…………………………….27
2.2. Регулирование деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации как правопреемника Пенсионного фонда и Фонда социального страхования…37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….46
Российская система социального и пенсионного страхования претерпевала неоднократные изменения за последние тридцать лет новейшей истории. Ее построение до настоящего времени не завершено, и она находится в процессе постоянного реформирования, связанного с поиском решений, способных, с одной стороны, преодолеть дефицит финансовых источников, а с другой - достигнуть приемлемого уровня социального обеспечения.
Таким образом, исследуемая тема представляет интерес не только с теоретической, но и с практической (прикладной) точки зрения. Вышеизложенное обосновывает актуальность заявленной темы, ее теоретическую и прикладную значимость.
Актуальность темы исследования: «Государственно-правовое регулирование деятельности социального фонда Российской Федерации» чрезвычайно актуальна, поскольку она затрагивает ключевые аспекты социальной защиты населения. Социальный фонд играет важнейшую роль в системе обеспечения социальных гарантий, и его деятельность регулируется множеством правовых норм, которые постоянно подвергаются изменениям в условиях современных социально-экономических вызовов, таких как старение населения и цифровизация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью оценки эффективности существующего правового регулирования, анализа влияния законодательных изменений на процессы управления социальными рисками и распределения выплат, а также разработки рекомендаций по совершенствованию работы фонда в условиях цифровой трансформации и адаптации к новым социально-экономическим реалиям. Это позволяет не только оценить текущую ситуацию, но и предложить конкретные пути повышения эффективности деятельности социального фонда, что имеет важное значение для развития системы социальной защиты в России.
Цель исследования - провести анализ государственно-правового регулирования деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социального фонда России (СФР)).
Объектом исследования являются общественные (социальные) отношения, возникающие в процессе деятельности (функционирования) Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы (положения) российского социального законодательства, регулирующие деятельность (функционирование) Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Нормативной основой исследования государственно-правового регулирования деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации являются нормативные акты в сфере российского права социального обеспечения.
Теоретической (информационной) основой исследования государственно-правового регулирования деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации является литература в сфере российского права социального обеспечения.
Методология исследования государственно-правового регулирования деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации основывается на положениях общей теории научного познания.
Методологической основой исследования государственно-правового регулирования деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации являются общенаучный философский (диалектический) метод и системный подход к изучению явлений в их развитии, взаимодействии и взаимообусловленности.
Наряду с этим применялись частно-научные методы исследования: 1) формально-логический; 2) конкретно-социологический; 3) юридический (юридико-технический); 4) сравнительно - правовой; 5) историко-правовой.
Структура работы определяется исходя из общей цели, частных задач и внутренней логики исследования. Структурно исследование состоит из введения, основной части с внутренним разделением на главы и под главы (параграфы), заключения и библиографического списка использованных источников информации.
1) Реорганизация существующих социальных государственных внебюджетных фондов в области пенсионного и социального страхования и создание единого Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации представляются необходимыми и обоснованными действиями органов государственной власти. Причины осуществления данного преобразования достаточно веские и включают в себя: необходимость совершенствования правового статуса существующих социальных государственных внебюджетных фондов (кроме Федерального фонда обязательного медицинского страхования) с учетом современного правового регулирования, дублирование полномочий фондов, необходимость централизации установления пенсий и иных социальных выплат с использованием цифровых технологий, оптимизацию структуры, финансирования и материально-технического обеспечения деятельности фондов. В Федеральном законе о Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации законодатель предусмотрел детальную регламентацию правового положения, функций, полномочий, органов управления Фондом, порядка его создания, реорганизации и ликвидации.
Правовое положение Фонда установлено в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, наличие которой не согласуется с видами некоммерческих организаций, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации. Это дает основания для теоретической разработки вопроса о необходимости совершенствования классификации некоммерческих организаций, установленных в гражданском законодательстве, определения категории «государственный внебюджетный фонд» и относимости таких фондов к государственным учреждениям.
2) Фонд пенсионного и социального страхования РФ создается как государственное учреждение для постоянного оказания особых социально значимых услуг населению, но услуг по своей сути страховых. Исходя из этого следует вывод: необходимо учитывать важность формирования страхового «фонда» (или в терминологии законодателя применительно к социальным видам страхования - «бюджета») как источника будущих выплат, но не следует абсолютизировать.
Несмотря на то что формирование «бюджета» Фонда пенсионного и социального страхования в РФ или иного внебюджетного фонда (как особого страхового «фонда») имеет свою специфику, по сравнению с формированием фондов негосударственных страховых организаций (коммерческих или обществ взаимного страхования), это не является исключительной сущностью страхования, - не менее важна возможность «разделения риска» страхователей со страховщиком, реализации правосубъектности последнего, осуществления страховщиком выплаты в нужный момент.
Государственное социальное страхование является страхованием в истинном понимании: его не следует считать «замаскированным налогообложением», оно не представляет собой «самострахование», для него характерно взимание страховых взносов (при этом с персонификацией страхователей и застрахованных лиц); в качестве целей его деятельности предусмотрено осуществление страховых выплат при наступлении страховых случаев. Существенным отличием такого страхования становится наличие специфического субъекта отношений - страховщика, специально созданного в организационно-правовой форме государственного учреждения, исполнение обязательств которого гарантируется государством, в том числе посредством субсидиарной ответственности последнего.
3) Изложенное в работе позволяет произвести вывод о наличии выстроенной правовой основы трансформации взаимодействия Социального фонда Российской Федерации с гражданами, использования им передовых информационных технологий в целях повышения эффективности деятельности. Однако не следует забывать, что зачастую целевая аудитория указанного фонда - граждане предпенсионного и пенсионного возраста, лица, нуждающиеся в государственной поддержке, прежде всего, в силу возрастных и физиологических особенностей. Данное обстоятельство обусловливает сложности «онлайн-взаимодействия», поскольку именно данная категория граждан не обладает навыками работы с компьютером и иными новейшими средствами коммуникации. Следовательно, внедряя в социальную сферу принципы «социального казначейства», вводя в действие Единую цифровую социальную платформу, государство должно оставить возможность привычного личного обращения в Социальный фонд Российской Федерации и обеспечить возможность «онлайн-взаимодействия» в местах общего доступа с одновременным бесплатным консультированием всех желающих по всем направлениям деятельности, с учетом цифровой трансформации Социального фонда Российской Федерации.
4) Изложенное в работе позволяет произвести вывод о том, что создание СФР является основанием для процессуального правопреемства в гражданских делах с участием ПФР, ФСС. Такую ситуацию следует при этом рассматривать как разновидность функционального правопреемства, следовательно, положения ст. 44 ГПК РФ о процессуальном правопреемстве подлежат применению к спорам о выплатах денежных средств с участием ПФР и ФСС, а также их территориальных органов.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.12.2023.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 24.07.2023.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 24.07.2023.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.12.2023.
6. Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ (ред. от 13.07.2024) «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 13.07.2024.
7. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 08.12.2020.
8. Федеральный закон от 06.12.2021 № 391-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.12.2021.
9. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах обязательного социального страхования» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.07.2022.
10. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.12.2023.
11. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 24.07.2023.
12. Федеральный закон от 27.11.2023 № 551-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2024 год» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 27.11.2023.
13. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.12.2023.
14. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 12.12.2023.
15. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.12.2023.
16. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.12.2023.
17. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.12.2023.
18. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О накопительной пенсии» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.12.2023.
19. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.12.2023.
20. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 2122–1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // СПС «КонсультантПлюс (утратило силу).
21. Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 № 790 (ред. от 30.05.1997) «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
22. Распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 № 431-р (ред. от 08.05.2023) «Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс».
23. Приказ Минцифры России от 18 ноября 2020 г. № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» (вместе с Методикой расчета целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления», Методикой расчета целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» для субъекта Российской Федерации, Методикой расчета целевого показателя «Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов», Методикой расчета показателя «Доля домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети Интернет», Методикой расчета целевого показателя «Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий», Методикой расчета целевого показателя «Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий» для субъекта Российской Федерации) (в ред. от 29.12.2023) // СПС «КонсультантПлюс».
24. Письмо Минтруда России от 19.04.2021 № 28–6/10/В-4623 «О направлении Разъяснений по вопросу возможности применения отдельными категориями лиц специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» «// СПС «КонсультантПлюс».
25. Решение Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 ноября 2013 г. «О проекте федерального закона № 364062–6 «О страховых пенсиях» // СПС «КонсультантПлюс».
26. Финансово-экономическое обоснование к законопроекту № 127389-8 «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // СПС «КонсультантПлюс».
28. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» // СПС «КонсультантПлюс».
29. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 августа 2022 г. № 44-КГ22-5-К7 // СПС «КонсультантПлюс».
30. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2021 по делу № 303-ЭС20-23081, А51-22399/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
31. Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 1 апреля 2022 г. по делу № 88–10423/2022, 2–2128/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
32. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 июня 2017 г. № Ф10-2098/2017 по делу № А14-10483/2015, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 г. № 15АП-11705/2021 по делу № А53-44668/2020, Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2021 г. № 21АП-2382/2021 по делу № А83-2106/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
33. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.11.2018 № 43-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Б. Болчинского и Б.А. Болчинского» // СПС «КонсультантПлюс».
34. Бандорина Н.С. Органы исполнительной власти как субъекты гражданских процессуальных правоотношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010.
35. Нечаев А. И. Процессуальное правопреемство в гражданском судопроизводстве: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012.
36. Попова Ю. А. Теоретические проблемы судопроизводства по делам, возникающим из публично-правовых отношений: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2002.
37. Беликов Е. Г. Проблемы финансово-правового обеспечения развития Российской Федерации как социального государства: дис. ... д-ра юрид. наук. М, 2016.
38. Бит-Шабо И.В. Концептуальные проблемы финансово-правового регулирования деятельности государственных социальных внебюджетных фондов: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015.
39. Жмырко М.Г. Гражданская правосубъектность налоговых органов как государственных учреждений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
40. Институты бюджетного и налогового права в условиях развития цифровой экономики. М.: Проспект, 2022.
41. Клишас А.А. Современная концепция социального государства. М.: Норма; Инфра-М, 2023.
42. Принципы финансового права / Под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2022.
43. Колесник А.П. Пенсионная система как модель цифроуправляемого общества // Социальное и пенсионное право. 2022. № 3.
44. Колесник А.П. Пенсионная система: перманентная реформа // Стратегии бизнеса. 2022. № 3.
45. Концепция частного и публичного права России: Азбука частного права / под ред. В. И. Иванова, Ю. С. Харитоновой. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015.
46. Лесницкая Л.Ф., Забрамная Н.Ю. Процессуальное правопреемство: практика применения судами части 1 статьи 44 ГПК РФ // Комментарий судебной практики / отв. ред. К.Б. Ярошенко. М.: ИЗиСП, Контракт, 2020. Вып. 26.
47. С 2022 года Пенсионный фонд расширяет перечень предоставляемых мер соцподдержки // URL: https://pfr.gov.ru/bra№ches/№ews~2021/12/30/233699
48. Соловьев В. Н. Социальная функция гражданско-правового регулирования отношений собственности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013.
49. Соловьев В.Н. Ограничения права частной собственности при реализации социальной функции гражданского права // Нотариус. 2012. № 1.
50. Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С. Роль цифровых технологий в совершенствовании правового регулирования социальной защиты // Российский юридический журнал. 2022. № 5.
51. Финансовое право / отв. ред. Е. В. Покачалова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2024.
52. Худяков А. И. Страховое право. СПб., 2024.
53. Что такое «социальное казначейство»? // URL: https://aif.ru/society/law/chto_takoe_social№oe_kaz№acheystvo
54. Юлдашев Р. Т. Очерки теории страхования: ретроспективный анализ развития. М., 2009.