Развитие умений взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками у обучающихся 3 класса в процессе коллективной творческой деятельности программы «Орлята России» (Красноярский педагогический колледж №1)
Объект исследования - муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 81» (МАОУ СШ № 81) г. Красноярска (3 Б класс).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Психолого-педагогические особенности общения детей 9-10 лет 7
1.2. Программа «Орлята России» и её потенциал в развитии коммуникативных умений. 10
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ СО СВЕРСТНИКАМИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КТД В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ОРЛЯТА РОССИИ» 16
2.1. Анализ исходной ситуации 16
2.2. Описание опыта работы по развитию умений взаимодействовать со сверстниками при проведении треков программы «Орлята России» у обучающихся 3 класса 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Начальная школа является первичной ступенью в формировании фундамента процесса социального воспитания, осмысление ребёнком себя взаимоотношениях со сверстниками в окружающей среде, создание системы коммуникации с одноклассниками, старшеклассниками и взрослыми. Дети этого возраста стремятся отстоять свое право на самостоятельность, казаться взрослыми, получить признание своих возможностей; проявляют активное желание участвовать в различных мероприятиях и проектах наравне взрослыми. Особую актуальность в начальной школе приобретает задача развития коммуникативных умений, готовности к сотрудничеству и совместной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) уделяет большое внимание развитию у младших школьников коммуникативных действий совместной деятельности: обозначать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы [1].
Именно коммуникативные умения дают возможность проявлять лидерские качества, устанавливать со сверстниками конструктивные деловые и личные взаимоотношения, развивают умение слушать, проявлять эмпатию и, в целом, обеспечивают сформированность жизненно важных способов поведения и деятельности человека.
Организация процесса управления коллективной детской деятельностью, выстраивания совместно с ребенком его индивидуальных действий с учетом участия в коллективных задачах, использование современных форматов воспитательной работы с младшими школьниками становится важной задачей для педагога. Решение предлагают распространяемые с 2021 года через педагогическую практику флагманских школ программы развития социальной активности и гражданской идентичности школьников.
Широкие возможности для развития навыков взаимодействия со сверстниками через коллективно-творческую деятельность предоставляет программа «Орлята России». Участие в тематических треках программы позволяет воспитанникам проявлять себя в различных видах коллективной творческой деятельности, способствует личностному росту, учит самостоятельности, инициативности и побуждает к формированию лидерских качеств. Участие в коллективных творческих делах (КТД) способствует включению младших школьников в социально-значимую деятельность на всех уровнях общественной жизни школы, семьи, а так же способствует возрождению ценного багажа знаний воспитательной работы подрастающего поколения, его процесса воспитания и развития с учетом всей новизны современности [32].
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что развитие коммуникативных умений является одной из задач начального общего образования в настоящее время, для учителя важно создавать условия, использовать продуктивные способы работы, а также подбирать виды детской деятельности, максимально обеспечивающие достижение этой задачи.
Всё вышеперечисленное послужило причиной для выбора нами темы дипломной работы: Развитие умений взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками у обучающихся 3 класса в процессе коллективной творческой деятельности программы «Орлята России».
Объект исследования: процесс развития умений взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности у обучающихся 3 класса.
Предмет исследования: условия развития умений взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности у обучающихся 3 класса.
Цель исследования – выявить и обосновать условия, способствующие развитию умений взаимодействовать в совместной деятельности у обучающихся 3 класса в процессе участия в программе «Орлята России».
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития умений взаимодействовать в совместной деятельности у младших школьников.
2. Проанализировать возможности программы «Орлята России» для формирования коммуникативных умений у младших школьников.
3. Разработать и реализовать коллективные творческие дела в треках программы «Орлята России», обеспечивающие развитие умений взаимодействовать в совместной деятельности у обучающихся 3 класса.
4. Выполнить аналитическое описание опыта по развитию умений взаимодействовать со сверстниками при проведении треков программы «Орлята России» у обучающихся 3 класса.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении способов развития у обучающихся 3 класса умений:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы в рамках треков программы «Орлята России».
Практическая значимость состоит в описании опыта реализации описанных способов развития умений совместной деятельности третьеклассников в отдельных КТД программы «Орлята России».
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анализ нормативных документов, педагогическое наблюдение, анкетирование.
Для исследования важно определиться с трактовкой основных понятий, которые используются в работе.
Коммуникативные умения - умения, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми на основе внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения [4, с.32].
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских способностей.
Проведенное исследование было посвящено актуальной проблеме развития умений взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками у обучающихся 3 класса в процессе коллективной творческой деятельности в рамках программы «Орлята России». Анализ теоретических источников и результаты опытно-практического исследования позволили сформулировать следующие выводы.
Во-первых, теоретический анализ показал, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования умений сотрудничества и взаимодействия. Коллективная творческая деятельность, в свою очередь, представляет собой эффективный инструмент для развития данных умений, поскольку требует от участников согласования действий, распределения ролей, оказания взаимопомощи и достижения общей цели. Программа «Орлята России», интегрированная в образовательный процесс, предоставляет широкие возможности для организации такой деятельности.
Во-вторых, результаты анализа исходной ситуации подтвердили наличие проблемы недостаточной сформированности умений взаимодействия у обучающихся 3 класса. Были выявлены трудности в организации совместной работы, согласовании мнений, конструктивном разрешении конфликтов и проявлении эмпатии. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной работы по развитию данных умений.
В-третьих, разработанные и реализованные коллективные творческие дела в отдельных треках программы «Орлята России» показали свою эффективность. Сравнительный анализ результатов выявил положительную динамику в развитии умений сотрудничества, коммуникации, распределения ролей, оказания помощи и проявления эмпатии у обучающихся 3 Б класса, что подтверждает положительное влияние программы на развитие умений взаимодействовать.
В-четвертых, анализ продуктов коллективной творческой деятельности, созданных обучающимися в процессе КТД, показал повышение уровня их креативности, оригинальности и содержательности. Улучшилось качество взаимодействия в процессе работы в командах, дети стали более активно включаться в обсуждение, предлагать идеи, учитывать мнение других и оказывать поддержку.
Таким образом, данное исследование подтвердило гипотезу о том, что целенаправленная организация коллективной творческой деятельности в рамках программы «Орлята России» способствует развитию умений взаимодействовать у обучающихся 3 класса. Полученные результаты могут быть использованы педагогами и организаторами внеурочной деятельности для разработки и реализации программ, направленных на формирование социальных навыков и развитие личности младших школьников.
Дети получили ценный опыт командной работы. Коллективная творческая деятельность не только сплотила класс, но и помогла детям осознать, что успех зависит от слаженности команды. Коллективные творческие дела стали для них не просто заданиями, а уроками взаимопомощи, терпения и лидерства. Эти навыки останутся с ними далеко за пределами школы, помогая строить отношения в будущем.
1. Фе де ра льны й го су да рстве нны й о бра зо ва те льны й ста нда рт на ча льно го о бще го о бра зо ва ни я (2009) [Э ле ктро нны й ре су рс]. — Ре жи м до сту па : http://kpfu.ru/ (да та о бра ще ни я : 29.04.2025).
2. Андреева Г.М. Социальная психология /- М.: Просвещение, 2014. - 289 с.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой/Н. П. Аникеева. - М.: Март, 2013. - 188 с.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 153 с.
5. Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.Н. Бабанский. - М.: Просвещение, 2015.- 364 с.
6. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения / П.П. Блонский. - М.: Академия, 2013. - 481 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2016. - 258 с.
8. Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина. - М.: Просвещение, 2013. - 252 с.
9. Бюлер К. Духовное развитие ребенка / К. Бюлер. - М.: Прогресс, 2014. - 266с.
10. Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов. Автореф. дисс. канд. психол. наук / Г.С. Васильев. - М.: 2015. - 15 с.
11. Воспитание школьников во внеучебное время. Сборник метод.материалов в помощь организатору внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Под ред. Л.К. Балясной. - М.: Просвещение, 2013. - 222 с.
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии - 2014. - № 6. - С. 62-76.
13. Дружинин В.Н Экспериментальная психология: Учебное пособие / В.Н. Дружинин - М.: ИНФРА-М, 2015. - 256 с.
14. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г. Ермолаева. - СПб.: Питер, 2016. - 112 с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2015. - 401 с.
16. Каган, М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений / М.С. Каган. - М.: Литер, 2015. - 222 с.
17. Казарцева О.М. Культура речевого общения / О.М. Казарцева. - М.: Флинта, 2013. - 496 с.
18. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечиц. - М.: Просвещение, 2013. - 364 с.
19. Карасева Н.И. Игра и ее возможности / Н.И. Карасева. - М.: Знание, 2014. - 241 с.
20. Клюева Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева. - Ярославль, Наука, 2014. - 188 с.
21. Кукушин В.С. Педагогика / В.С. Кукушкин. - М.: МарТ, 2013. - 592 с.
22. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету / И.Я. Ланина. - М.: Просвещение, 2013. - 299 с.
23. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2015. - 251 с.
24. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей / М.И. Лисина. - М.: Академия, 2014. - 230 с.
25. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - М.: Академия, 2013. - 296 с.
26. Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учебное пособие / Под ред. В.П. Шульгиной. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 320 с.
27. Моро М.И. Карточки с математическими заданиями и играми. 3 класс / М.И. Моро. - М.: Просвещение, 2013. - 111с.
28. Мудрик А.В. Характеристика общения у младших школьников / А.В. Мудрик. - Краснодар, 2014. - 234 с.
29. Назаретян А.П. Коммуникативность и коммуникативные способности / А.П. Назаретян. - М.: Наука, 2016. - 236 с.
30. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П.И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 2015. - 269 с.
31. Пономарев Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода / Я.А. Пономарев. - М.: Знание, 2013.
32. Программа развития социальной активности «Орлята России» для обучающихся начальных классов общеобразовательных школ: учебно-методический комплекс учебного года / под ред. А.В. Джеуса ; авт.-сост. Л.В. Спирина [и др.]. – Ставрополь: Сервисшкола, 2022. – 182 с.
33. Пчелинцева И. Толерантность и школьник /И. Пчелинцева – М.: СИНТЕЗ, 2003
34. Ракитина М.Г. Математика: Дидактические материалы. 3 класс / М.Г. Ракитина. - М: Айрис-пресс, 2016. - 184 с.
35. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2013. - 257 с.
36. Слободчиков В. И. Актуальные проблемы педагогики и психологии развития / В.И. Слободчиков. - М.: Просвещение, 2013. - 333 с.
37. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 4-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2014.- с. 193.
38. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Академия, 2013. - 360 с.
39. Технология игровой деятельности: Учеб. пособие / Л. А. Байкова Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. - Рязань: Изд-во РГПУ, 2015. - 237 с.
40. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 20016. - 137 с.
41. Хейзинг Й. Игровая концепция культуры / Й. Хейзинг. - М.: Традиция, 2014. - 234 с.
42. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры / С.А. Шмаков. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 230 с.
43. Шуман С.Г. Педагогика детского общения/С.Г. Шуман.-М.: Экспресс, 2013. - 160 с.
44. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щукина.- М: Просвещение, 2016. - 273 с.
45. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Новая школа, 2016. - 222 с.
46. Ясова А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Роль игры в воспитании детей / А.П. Ясова. - М.: Педагогика, 2013. – 110 с.