Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Феномен колониального наследия 9
1.1 Характеристика феномена колониального наследия 9
1.2 Специфика японского колониализма на территории Корейского полуострова 19
2 Влияние колониального наследия на взаимоотношения Японии со странами Корейского
полуострова 29
2.1 Проблема похищенных корейских рабочих 29
2.2 Проблема «женщин для утешения» 36
2.3 Территориальные конфликты как наследие колониальной политики Японии 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
Актуальность темы исследования. Постколониальные исследования - относительно молодое и востребованное в науке направление, о чём свидетельствует возросшее число работ по данной области. Оно привлекает к себе внимание, поскольку многие проблемы, созданные колониальным наследием, все ещё полностью не решены. Что в значительной степени усложняет современное состояние международных отношений, нашедшее своё отражение в срывах политических и экономических взаимодействий. Характерным примером такого негативного воздействия колониального наследия на международные отношения можно обнаружить в недавнем прошлом Японии, чьи отношения со странами Корейского полуострова осложнились в 1991 - 2012. В отличии от отношений стран Запада со своими бывшими колониями, многие проблемы колониального наследия в Восточной Азии являются сравнительно малоизученной областью истории колониализма, поскольку многие политические проблемы, вызванные японским колониализмом, начали проявлять себя только в 1990-х гг. Такой проблемой, например, стала проблема «женщин для утешения» - сексуальных рабынь для японской армии. Обсуждение этого феномена стало возможным благодаря демократизации Южной Кореи, позволивший сформироваться феминистическому движению. Это движение способствовало поднятию многих тем, о которых в южнокорейском патриархальном обществе было не принято говорить, чем воспользовались «женщины для утешения». К рассказам жертв «станций утешения» присоединились корейские жертвы принудительной рабочей мобилизации для японских предприятий. К их требованиям присоединилась и северокорейская общественность. Таким образом, японский колониализм сформировал у жителей Корейского полуострова исторические травмы, способные влиять на внешнеполитический курс в отношении Японии.
Цель работы состоит в выявлении роли колониального наследия в развитии политических отношений Японии со странами Корейского полуострова (Республика Корея (РК), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР)).
Задачи:
1. определить характерные черты феномена колониального наследия;
2. выявить специфику японского колониализма на территории Корейского полуострова;
3. проанализировать проблемы во взаимоотношениях Японии с Республикой Кореи и Корейской Народно-Демократической Республикой в исследуемый период;
4. уточнить периодизацию влияния колониального наследия на взаимоотношения Японии со странами Корейского полуострова.
Научная гипотеза - колониальное наследие (проблема «женщин для утешения», территориальные споры вокруг Северной разграничительной линии (СРЛ) и о-в Лианкур, проблема похищенных корейских рабочих) является фактором осложнения политических отношений Японии со странами Корейского полуострова.
Объектом исследования являются политические отношения Японии со странами Корейского полуострова. Предмет исследования - колониальное наследие в политических отношениях Японии со странами Корейского полуострова.
Хронологические рамки работы ограничиваются периодом с 1991 г. по 2012 г. Выбор нижней границы обусловлен тем, что в 1991 г. состоялось выступление Ким Хак Сун из РК, которая была сексуальной рабыней в японской системе «станции для утешения» в годы колониальной зависимости. Она впервые в общественности подняла вопрос о принудительной сексуальной мобилизации женщин народов зависимых от Японии стран, что в последствии привлекло внимание международного сообщества к пережитому колониальному опыту стран Восточной Азии. Такой импульс негодования активизировал и проблему выплат компенсаций насильно мобилизованным корейским рабочим. Территориальные конфликты вокруг СРЛ и о-вов Лианкур также стали перетекать в фазу столкновений правительств КНДР, РК и Японии.
Верхняя граница обусловлена тем, что премьер-министром Японии в конце 2012 г. стал Синдзо Абэ, находившийся у власти до 2020 г. Он известен тем, что поддерживал позицию, по которой все проблемы колониального прошлого уже были решены в XX в. Это привело к началу принципиально нового этапа в отношениях Японии со странами полуострова.
Научная новизна работы состоит в самостоятельной работе с малоизученными источниками, которые позволяют дополнить уже существующие знания об отношениях Японии, Южной и Северной Кореи. На основе этих источников предложена новая периодизация политических взаимоотношений трёх стран, которая позволит отобразить мнения и действия правительств данных стран по отношению к проблемам колониального наследия. Такая периодизация поможет поэтапно изучить колониальное влияние на основе взаимоотношений Японии со странами Корейского полуострова в 1991-2012 гг. Основными источниками для периодизации послужат материалы корейских СМИ.
Методология. В ходе исследования был задействован комплекс исторических методов. К нему относится историко-сравнительной метод, позволивший сравнить колониальную политику европейских держав с японской для выделения специфических черт колониального наследия. Он также использовался для построения периодизации влияния колониального наследия на политические отношения трёх стран с учетом их позиций и действий, направленных на решения конфликтов или их отсутствие. Историкогенетический метод был применён для выстраивания причина-следственных связей в действиях правительств Японии, РК и КНДР в решении конфликтов. Историко-системный метод позволил рассмотреть отношения трёхсторонних отношений с точки зрения влияния политики на сектор экономики и культуры. В исследовании были также применены общенаучные методы (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция). Данная работа основана на принципах историзма, объективности и системности.
Источниковедческую базу исследования составили материалы, разделенные на шесть групп:
Международно-правовые акты. Наибольшую ценность представляют документы по колонизации корейского полуострова (Японо-корейский договор 1907 г. и Японокорейский договор 1910 г.), а также документы постколониального урегулирования конфликтов (Каирская декларация (1943), Коммюнике Московской конференции (1945), Потсдамская декларация (1945 г.), Сан-Францисский мирный договор (1951 г.), Соглашение о перемирии в Корейской войне (1953 г.), Базовый договор об отношениях между Японией и Кореей (1965 г.), Совместная декларация о денуклеаризации на Корейском полуострове (1992 г.), «Совместная декларация Севера и Юга Кореи» (2000); Пхеньянская декларация Японии и КНДР (2002 г.), «Декларация о развитии отношений Севера и Юга, о мире и процветании» (2007)). Данные правовые акты позволяют понять условия колонизации Корейского полуострова Японской империей, а также выяснить, как проблемы колониального прошлого пытались решить в исследуемый период.
Документы делопроизводства. Эту группу источников представляют отчеты посольства и министерства иностранных дел Японии, а также доклад генерал-лейтенанта А. К. Ведемейера президенту по ситуации Китая и Кореи от 1947 г.. Они содержат в себе информацию о том, как проходили обсуждения по проблемам общего колониального прошлого на международном уровне.
Труды государственных деятелей Южной и Северной Кореи. Группа источников представлена работами глав корейских государств. Со стороны Южной Кореи, ценность представляет книга президента Ким Дэ Чжуна «Новое начало», в которой он описывает принципы сближения с КНДР для построения гармоничных отношений в будущем. Со стороны, КНДР такой работой является «Избранные сочинения Ким Чен Ира», в которой автор сформулировал «правильное отношение» к Японии в годы своего правления.
Официальные сайты МИД РК и МИД Японии демонстрируют позиции данных стран по отношению к территориальному конфликту. Для работы также использовались сайт Центра исследований и документации об ответственности Японии за войну и сайт Азиатского женского фонда проблемы «женщин для утешения», позволяющие узнать информацию о работе данных организаций.
Большую ценность для исследования представляют материалы средств массовой информации. Они представлены российскими, англоязычными и корейскими новостными агентствами. Корейские новостные статьи в основном представлены прогосударственным агентством «Yonhap», позволяющие определить основные события по вопросам колониального прошлого, а также демонстрирующие отношение правительства к изучаемым событиям.
Видеоисточники представлены интервью корейской «женщины для утешения» Ким Бок Док, которая рассказала о системе «станций для утешения» и своё отношение к Японии....
Колониальное наследие - это сложный, противоречивый и многосторонний феномен, который отражает своё влияние на жизни государства и его граждан. Такое влияние может быть как положительным, так и негативным. Негативные влияние в политической сфере заключается в инфантильности политической элиты при принятии государственных решений. Политическая элита бывшей колонии не понимает в полной мере запросы своего населения. Этому способствует нехватка квалифицированных кадров, что в свою очередь приводит к иррациональности в принятии решений и злоупотреблению своими должностных полномочий. Такие действия приводят к осложнению внутреннего положения бывших колоний, революциям и гражданским войнам, порой приводящим к изменению государственных границ. Инфантильность можно обнаружить и в экономической сфере. Она проявляется в отсутствии прочных экономических институтов, что также связано с нехваткой квалифицированных кадров, которые могли бы развить рынок собственного производства. Вместо этого, прослеживается иррационализм в экономической политике. Подобная ситуация приводит к сохранению влияния бывших метрополий в новых независимых государствах на уровне управления производственными предприятиями, что является ещё одной негативной чертой колониального наследия. В социальной сфере можно обнаружить расслоение общества, связанного с урбанизацией, что в свою очередь приводит к снижению показателей сельского хозяйства. Миграция граждан стран бывших колоний отражается и на их метрополиях. Огромный поток беженцев мигрирует из-за бедности своей страны в более развитые государства, устраивая там частые беспорядки. Однако наиболее серьёзным последствием от воздействия колониальной системы является потеря культурной идентичности населения постколониальных стран. Их традиции и местные религии были разрушены или модифицированы из-за насильственной трансляции культуры их государств-колонизаторов. Что в свою очередь приводит к конфликтам на религиозной почве, дробя население на вражеские лагеря. Такие последствия мешают стабильному развитию новых государств.
Тем не менее, положительные характеристики колониального наследия также имеют место быть. В экономической сфере можно обнаружить, что бывшие колонии благодаря поддерживающим мерам со стороны метрополий активно входят на международный рынок, предоставляя свои товары. Ещё одним положительным последствием колониализма является повышение уровня жизни населения за счёт строительства новых городов. Жизнь населения также в значительной мере улучшилась из -за увеличения численности образованного населения по средству распространения образовательных структур, чей опыт был перенят с опыта держав-колонизаторов. Такие моменты в значительной степени улучшили жизнь местного населения постколониальных государств.
Вышесказанное позволяет понять, что колониальная система является в большей степени негативным феноменом, которая нанесла значительный урон развитию бывших колоний во всех сферах жизни людей, что мешает местному населению забыть годы колониализма при выстраивании отношений с бывшими метрополиями.
Тем не менее полученные результаты больше относятся к опыту бывших колоний западных стран. Колониальный опыт Японской империи обладает рядом специфических черт, которые в определённой степени модифицировали выше представленное колониальное наследие по отношению к государствам Корейского полуострова. Они связаны с тем, что Япония проводила тотальную политику ассимиляции корейского населения, получившая название «Найсэн-иттай». Она должна была сделать из корейцев японцев второго сорта. Для такой цели туземному населению запрещали использовать коренной язык, все имена и фамилии должны были быть изменены на японские. Все госорганы были преобразованы по японскому образцу. Образовательные структуры также должны были базироваться по японским стандартам. Синтоизм выступал насильственной мерой для корейцев в принятии культуры Японии, что нашло своё отражение в соответствующих законодательных актах. Подобная политика не нашла сильного сопротивления, поскольку у Кореи и Японии до колониальных отношений уже был сформирован опыт взаимодействия, у них даже был территориальный конфликт, который Япония во время колониализма решила самостоятельно. Взаимодействие подкреплялось схожими культурами в контексте конфуцианства и буддизма. Такая политика не привела к существенным социальным трансформациям, поскольку японские сословия были схожи с корейскими, что нашло поддержку у местной элиты, считавшие, что Япония смогла бы развить Корейский полуостров. Однако колониализм привёл к другим проблемам, связанным с гражданским долгом Японской империи, который был выражен в принудительной трудовой и сексуальной мобилизации. Многих корейцев либо обманывали, либо похищали для работ на японских предприятиях и на «станциях утешения». Такие методы нанесли населению КНДР и РК исторические травмы, что до сих пор осложняет их отношения с Японией.
Из-за общего колониального прошлого отношения Японии с государствами Корейского полуострова, а также взаимодействие двух Корей между собой, в 1991- 2012 гг. носили противоречивый характер. Для понимания особенностей трёхсторонних отношений необходимо выделить общую периодизацию по степени влияния колониального наследия на основе нескольких действующих конфликтов:
1991 - 1999 гг. - Первый период характеризуется возникновением или
возобновлением проблем, а также предъявлением требований со стороны Корейского полуострова к Японии. Проводится исследовательская работа по колониальному периоду тремя странами. Японская сторона частично признаёт свою виновность, за что приносит свои первые извинения. Однако условия корейской стороны не были выполнены в полной мере, что в свою очередь привело к антияпонским настроениям в общественности, тем самым сблизив РК и КНДР. Такой вектор позволяет государствам Корейского полуострова совершать попытки взаимодействия в культурном и экономическом плане. Их отношения с Японией на почве общего прошлого пока не приводят к существенным изменениям.
2000 - 2006 гг. - Второй период представлен постепенным выводом Северной Кореи из постколониального дискурса. Это связано с тем, что правительство Ким Чен Ира было занято решением вопросов своей ядерной программы. Тем не менее, диалог с РК в экономической, культурной и туристической сферах, начавшийся в предшествующий период, продолжал развиваться. Японо-южнокорейские отношения начинают ухудшаться, поскольку японская сторона меняет свою политику по отношению к колониальному времени, игнорируя текущие проблемы, что приводит к недовольству правительство Южной Кореи. Итогами становится срывы дипломатических встреч, экономических и туристических проектов.
2007 - 2012 гг. - Третий период отмечен разрывом прошлых отношений Южной и Северной Кореи. Пограничный конфликт вокруг СРЛ обостряется из-за смены власти в РК, приходом более радикально настроенных политиков, не желающих идти на уступки своему корейскому соседу. Что нашло своё отражение в санкционировании стран друг друга. Отношения РК с Японией продолжаются ухудшаться из -за территориального конфликта, другие проблемы игнорируются японскими властями.
Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить, что трёхсторонние отношения Японии, РК и КНДР с каждым этапом сталкиваются с новыми сложностями. Государства не стремятся найти компромисс при решении проблем колониального прошлого, что отражается не только на политическом сотрудничестве, но и на других сторонах их взаимодействия. Таким образом, колониальное наследие становится препятствием для развития взаимовыгодных отношений между странами региона.
1. «Декларация о развитии отношений Севера и Юга, о мире и процветании» //
ЦТАК. - [Б. м., б. г.]. - URL:
http://www.uriminzokkiri.com/index.php?lang=rus&ptype=cfotpo&no=2 (дата обращения: 05.04.2023).
2. Сан-Францисский мирный договор // РГАВМФ. - [Б. м., б. г.]. - URL: https://rgavmf.ru/sites/default/files/lib/sf_dogovor_1951_text.pdf (дата обращения: 11.02.2023).
3. Совместная декларация Севера и Юга Кореи // ЦТАК. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://www.uriminzokkiri.com/index.php?lang=rus&ptype=cfotpo&no=1 (дата обращения: 20.02.2023).
4. Agreement on reconciliation nonaggression and exchanges // United Nations
Peacemaker. - [S. l., s. a.]. - URL:
https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/KR%20KP_911213_Agreement%20on %20reconciliation%20non%20aggression%20and%20exchangespdf.pdf (access date:
15.04.2023).
5. Communique of Moscow Conference // Lillian Goldman Law Library. - [S. l., s. a.]. - URL: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/decade19.asp (access date: 10.04.2023).
6. Japan-Korea Treaty of 1907 // National Graduate Institute for Policy Studies. - [S. l., s. a.]. - URL: https://worldjpn.net/documents/texts/pw/19070724.T1E.html (access date: 07.02.2023).
7. Japan-Korea Treaty of 1910 // UCLA International Institute. - [S. l., s. a.]. - URL: https://international.ucla.edu/institute/article/18447 (access date: 07.02.2023).
8. Japan-DPRK Pyongyang Declaration // Ministry of Foreugn Affairs of Japan. - [S. l., s. a.]. - URL: https://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/n_korea/pmv0209/pyongyang.html (access date: 26.02.2023).
9. Korean War Armistice Agreement // U.S. Department of State Archive. - [S. l., s. a.]. - URL: https://2001-2009.state.gov/t/ac/rls/or/2004/31006.htm (access date: 12.04.2023).
10. Potsdam Declaration // Japan National Diet Library. - [S. l., s. a.]. - URL: https://www.ndl.go.jp/constitution/e/etc/c06.html (access date: 08.02.2023).
11. The Cairo Declaration // Lillian Goldman Law Library. - [S. l., s. a.]. - URL: https://avalon.law.yale.edu/wwii/cairo.asp (access date: 10.04.2023).
12. Treaty on Basic Relations between Japan and the Republic of Korea // United
Nations Treaty Collection. - [S. l., s. a.]. - URL:
https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%20583/volume-583-I-8473-English.pdf (access date: 12.02.2023).
Документы делопроизводства:
13. Report to the President on China-Korea, September 1947, Submitted by Lieutenant General A. C. Wedemeyer // Office of the historian. - [S. l., s. a.]. - URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1947v06/d612 (access date: 12.04.2023).
14. SCAPIN № 677 // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - [S. l., s. a.]. - URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/area/takeshima/pdfs/g_taisengo01.pdf (access date: 07.05.2023).
15. SCAPIN № 1033 // Посольство Японии в России. - [S. l., s. a.]. - URL: https://www.ru.emb-japan.go.jp/territory/takeshima/pdfs/g_taisengo02.pdf (дата обращения: 07.05.2023)....159