Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы анализа малого предпринимательства 5
1.1 Сущность малого бизнеса 5
1. 2 Роль малого предпринимательства в развитии современной экономики 7
1.3 Инструменты поддержки малого предпринимательства 10
2 Малый бизнес в современной России 15
2.1 Характеристика сектора малого предпринимательства в РФ 15
2.2 Проблемы и противоречия в развитии МСП в РФ 25
2.3 Инструменты государственной поддержки МСП и оценка их эффективности 31
3 Опыт развития МСП в Республике Алтай 40
3.1 Динамика развития МСП в Республике Алтай 40
3.2 Компоненты экосистемы МСП в Республике Алтай 44
3.3 Перспективы развития МСП в Республике Алтай 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 69
ПРИЛОЖЕНИЕ В 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 71
Экономическое развитие любой страны мира в немалой степени зависит от развития малого бизнеса, который в настоящее время является важной составной частью современной рыночной системы хозяйствования, и без которого в целом экономика и общество не могут нормально существовать и развиваться. Малый бизнес представляет собой наиболее многочисленный слой частных собственников, составляющих основу среднего класса, его массовость в социально-экономической и политической жизни стран отражает значительную роль, обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на принципах частной собственности.
«Малый бизнес - это новый вид предпринимательства, базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственноэкономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином»[53].
Малый бизнес можно считать наиболее мобильной и легко адаптируемой частью экономической системы, способствующей повышению уровня рыночной конкуренции, быстро реагирующей на любые изменения внешней среды, в том числе и на действия органов государственной власти и управления. В результате именно малый бизнес обеспечивает успешную реализацию структурных и социальных реформ, мобилизуя финансовые и производственные ресурсы населения. Следовательно, в современных условиях именно уровень развития малого бизнеса является одним из важнейших факторов национальной конкурентоспособности, что делает актуальной и задачу поддержки этой группы компаний.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка состояния малого и среднего предпринимательства (далее МСП) в стране и в отдельности в Республике Алтай. Исследовать проблемы и возможности субъектов МСП.
В соответствии с целью работы, следует решить задачи:
1. исследовать роль и показатели развития малого и среднего бизнеса в экономике Российской Федерации в целом и Республики Алтай;
2. изучить и проанализировать развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса;
3. оценить влияние и эффективность государственной поддержки в решении
проблем развития сектора малого и среднего предпринимательства в России и Республике Алтай.
Объектом исследования является малый и средний бизнес в России.
Предметом исследования является развитие малого и среднего бизнеса в РФ.
При написании выпускной работы были изучены нормативно-правовые акты. Теоретическая база исследования подготовлена на основе профессиональной литературы, посвященной деятельности малых и средних организаций (учебники, учебно-методические пособия), а также периодических изданий и интернет-ресурсов. Информационной базой для аналитической части исследования - статические материалы, выложенные на сайте Росстата. Практическая часть исследования выполнена на основе документов, полученных и
изученных в ходе прохождения преддипломной практики в отделе экономики и
предпринимательства муниципального образования «Кош-Агаческий район» Республики Алтай.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В представленной бакалаврской работе были исследованы роль и показатели развития малого и среднего бизнеса в экономике России в целом и Республики Алтай. В первой главе работы было выявлено понимание роли малого бизнеса в развитии современной экономики. Также были рассмотрены инструменты поддержки малого предпринимательства на примере Китая. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий их технологической, производственной и управленческой гибкостью позволяет им чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. В настоящее время на долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50%, т.к. в развитых странах поддержка МСП считается стратегически важной для развития экономики задачей. В теории можно выявить тот факт, что малое предпринимательство влияет на социально-экономическое развитие, благодаря своим преимуществам перед крупным предпринимательством. Рассмотрев китайский и российский опыт развития МСП необходимо отметить, что большое внимание уделяется кредитной системе и системе налогообложения малого бизнеса, так как уровень налогообложения и источники финансирования напрямую стимулируют предпринимательскую активность. Главным преимуществом малого бизнеса является то, что он способен быстро и гибко адаптироваться или перестраиваться к внешним и внутренним условиям хозяйствования, более приспособлен к кризисным периодам экономики государства. Малый бизнес стабилизирует и преобразовывает социально-экономическую структуру общества, создает среду для конкуренции и развития рыночных отношений. Поддержка российского малого бизнеса осуществляется путем реализации государственных и региональных целевых программ, предоставления налоговых льгот и субсидий на развитие. От уровня и результата партнерских отношений между государством и малым бизнесом с учетом интересов обеих сторон в значительной мере зависит экономический социальный потенциал развития региона и страны в целом. Это мы и рассмотрели во 2 главе данной работы. К сожалению, большинство Россиян не знают о существующих мерах поддержки. На сегодняшний день можно сказать, о неудовлетворенности субъектов малого предпринимательства в развитости инфраструктуры. И до тех пор, пока не будет налажен контакт между малыми предприятиями и инфраструктурой, непосредственно влияющей на развитие бизнеса, все усилия государства, направленные на стимулирование малого предпринимательства, не будут достигать необходимого эффекта. Для того чтобы обеспечить нормальное развитие малого предпринимательства в Республике Алтай были разработаны некоторые рекомендации, которые и рассмотрены в 3 главе работы. Практическая значимость полученных в ходе исследования выводов и рекомендаций заключается в том, что они могут быть использованы в практической деятельности организации с целью совершенствования управления развитием, что особенно актуально в современных реалиях рынка и мирового кризиса.
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ: (ред. от 28.12.2013) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.04.2019).
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай [Электронный ресурс]: Закон Республики Алтай от 21 октября 2016 г. № 64-РЗ // «Гарант»: справочная правовая система. URL: https://base. garant.ru (дата обращения: 15.05.2019)
3. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р. (ред. от 30.03.2018) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.04.2019).
4. Об утверждении государственной программы Республики Алтай Развитие
экономического потенциала и предпринимательства [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Алтай от 29 июня 2018 года №201 (ред. 19.03.2019) // «Кодекс»: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL:
http://docs.cntd.ru/document/550138489 (дата обращения: 25.05.2019 г.)
5. Аитова В.Б. Регулирование развития малого бизнеса / В.Б. Аитова // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 5. - С. 61-62.
6. Алиев Б. Х. Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в условиях кризиса / Б. Х. Алиев, Х.М. Мусаев // Финансы и кредит. - 2015. - № 32. - С. 16-23.
7. Альхимович И. Взаимодействие крупных и малых предприятий в региональной экономике / И. Альхимович // Проблемы теории и практики управления. - 2016.
• № 10. - С. 97 - 101.
8. Антилов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике / А.И. Антилов // Актуальные проблемы современной науки. - 2017. - № 6. - С. 14
• 22.
9. Артемов А.В. Малый и средний бизнес: понятие, критерии, категории субъектов, место и роль в рыночном хозяйстве / А.В. Артемов // Социально- политические науки. - 2016. - № 2. - С. 44-49.
10. Белозерская А. В. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России /А.В. Белозерская // Инновационная наука. - 2015. - № 6. - С. 30-32.
11. Богачкова Л.Ю. Регулирование развития малого и среднего бизнеса в России: проблемы и решения / Л.Ю. Богачкова, А.А. Усачев // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2015. - № 3. - С. 52-61.
12. Богоутдинов Б. Малый бизнес России: анализ доходности и меры поддержки / Б. Богоутдинов // Общество и экономика. - 2016. - № 6. - С. 97-108.
13. Борзенков Р. Занятость населения в контексте государственной
поддержки малого бизнеса / Р. Борзенков // Общество и экономика. - 2015. - № 10. - С. 50-61.
14. Борзенков Р. Малый бизнес в современной России / Р. Борзенков // Общество и экономика. - 2016. - № 6. - С. 82-90.
15. Вихорева О. М. Малый инновационный бизнес в российской экономике / О. М. Вихорева, К. С. Инструментов // Вестник Московского университета. - 2016. - № 5. - С. 27 -40.
... всего 63 источников