Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-педагогическое и психологическое сопровождение формирования позитивной Я-концепции старших подростков

Работа №18404

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
701
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения социально-педагогического и
психологического сопровождения формирования позитивной Я- концепции старших подростков 9
1.1 Понятие «Я-концепция» в зарубежной и отечественной
психологии.Структура Я-концепции 9
1.2 Психологические особенности Я-концепции старших подростков 17
1.3 Роль социально-педагогического и психологического
сопровождения в формировании позитивной Я-концепции старших подростков 22
2 Экспериментальное изучение социально-педагогического и
психологического сопровождения формирования позитивной Я- концепции старших подростков 30
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
констатирующего эксперимента 30
2.2 Программа социально-педагогического и психологического
сопровождения старших подростков по формированию позитивной Я- концепции 37
2.3 Анализ эффективности программы социально-педагогического и психологического сопровождения формирования позитивной Я-концепции старших подростков 40
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А Программа социально-педагогического и
психологического сопровождения формирования позитивной Я- концепции старших подростков 57


Подростковый период является самым трудным и сложным возрастным периодом, в который происходит психологическое становление личности.
Самой яркой отличительной чертой данного возрастного этапа становятся фундаментальные изменения, касающиеся сферы самосознания личности. Все эти изменения оказывают колоссальное влияние на все последующее развитие и становление личности подростка. Б.Г. Ананьев говорил: «... сознание, пройдя через многие объекты отношении, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности» [4].
В период подростничества в личности происходит активный процесс формирования самосознания, подросток вырабатывают личную и независимую систему эталона для самооценки и самоотношения. В этот возрастной период подросток осознает свою индивидуальность, особенность и неповторимость, что определяется проникновением внутрь своего собственного «Я» и становится фундаментом для формирования Я- концепции.
По мнению современных исследователей в области психологии, Я- концепция не только является регулятором осознанного и неосознанного поведения молодых людей, но и в большей степени определяет процесс социальной адаптации, становится механизмом регулировки его деятельности. По результатам многих психологических исследований, позитивная Я-концепция в подростковом возрасте является одним из важнейших условий положительного развития и социальной адаптации
личности.
Особенности личностного развития старших подростков и возможность возникновения у них сложностей в сфере общения, в познании своего внутреннего мира, в понимании и принятии других людей обуславливают необходимость их социально-психологического сопровождения. Именно в этом направлении подросткам, юношам нужна помощь психолога и социального педагога, основной целью работы которых является формирование элементов позитивной Я-концепции.
Согласно Роджерсу, в процессе формирования положительной Я- концепции подростка очень важно оказывать ему постоянную социально-психологическую поддержку, учитывать его способности, развивать волю, ставить реальные цели, дисциплинировать [31].
Исходя из вышесказанного, психологическая диагностика Я- концепции, а также формирование позитивной Я-концепции являются актуальными именно на этой возрастной ступени.
Цель исследования- теоретически обосновать и экспериментально реализовать социально-педагогическое и психологическое сопровождение формирования Я-концепции старших подростков.
Объект исследования: Я-концепция старших подростков.
Предмет исследования: социально-педагогическое и психологическое сопровождение формирования позитивной Я-концепции старших подростков.
Гипотеза исследования: специально созданные условия социально-педагогического и психологического сопровождения старших подростков будут способствовать формированию их позитивной Я-концепции.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме «Я- концепции» в зарубежной и отечественной психологии, произвести теоретический обзор структурных компонентов Я-концепции.
2. Рассмотреть психологические особенности Я-концепции старших подростков.
3. Провести первичную диагностику по выявлению уровня развития позитивной «Я-концепции» старших подростков.
4. Разработать и апробировать программу социально-педагогического и психологического сопровождения старших подростков с целью формирования их позитивной «Я-концепции».
4. Провести повторную диагностику с целью проверки эффективности реализованной программы социально-педагогического и психологического сопровождения старших подростков.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование: «Изучение особенностей Я-концепции» (Е. Пирс, Д. Харрис, адаптирована А. М. Прихожан), «Опросник самоактуализации личности» (адаптирован и стандартизирован Н.Ф. Калининой), «Тест-опросник самоотношения» (В.В. Столин и С.Р. Пантилеев).
3. Констатирующий эксперимент.
4. Формирующий эксперимент.
5. Методы количественного и качественного анализа.
6. Метод математической статистики (T-критерий Вилкоксона).
Теоретико-методологическая база нашего исследования представлена работами следующих ученых: И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, А.А. Реан (психологические особенности Я-концепции у старших подростков), Э. Эриксон, Р. Бернс (структурные компоненты Я-концепции, факторы, влияющие на ее формирование).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Пировская средняя школа»в период с сентября 2017 г. по февраль 2018г. Выборка исследования представлена 16 подростками. Средний возраст испытуемых 14 лет.
Практическая значимость работы состоит в том, что на основе результатов констатирующего эксперимента разработана и апробирована программа социально-педагогического и психологического сопровождения формирования позитивной Я-концепции старших подростков, а также доказана ее эффективность на нашей выборке исследования.
Результаты исследования были представлены на внутривузовской студенческой научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспект» (Лесосибирск, 2018). По материалам выпускной квалификационной работы опубликована статья во Всероссийском сериальном издании.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований). В работе содержится 9 таблиц и 4 рисунка. Общий объем работы составляет 56 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что Я-концепция выступает как стабильная, но, в то же время предрасположенная к изменениям система, включающая в себя самооценку, представления о самом себе в реальном и будущем времени. Формирование Я-концепции старшего подросткового возраста достаточно непростой процесс, зависящий от окружения, условий развития, системы моральных установок, взаимоотношений с окружающими взрослыми и ровесниками и жизненного опыта. Старшие подростки именно в данный возрастной период с большей интенсивностью осознают свою индивидуальность. В их сознании происходит процесс переориентации с внешнего оценивания на внутреннее. Благодаря данным процессам происходит формирование Я-концепции, способствующей дальнейшему выстраиванию поведению личности (осознанного или неосознанного).
С целью выявления уровня сформированное™ позитивной Я- концепции старших подростков нами был осуществлен констатирующий эксперимент, по результатам которого выявлено, что по параметру уровня самоотношения большинство участников показало средний и низкий уровень; по параметру уровня стремления к самоактуализации большинство участников также показало средний и низкий уровень, высокого уровня стремления к самоактуализации не выявлено; по параметру уровня самопонимания большинство испытуемых обладают средним уровнем; по параметру самопринятия у половины испытуемых выраженный уровень, у одного испытуемого ярковыраженный, у остальных не выраженный.
По результатам констатирующего эксперимента мы разработали и апробировали программу социально-педагогического и психологического сопровождения формирования Я-концепции старших подростков. Целью программы являлось - создание условий для формирования положительной Я-концепции старших подростков.
Реализация психолого-педагогической и психологической программы по формированию Я-концепции старших подростков показала положительную динамику на нашей выборке исследования.
По результатам формирующего эксперимента было выявлено, что по параметру уровня самоотношения предельно низкий и низкий уровень уменьшился, очень высокий, высокий и средний уровень самоотношения увеличился. По параметру уровня стремления к самоактуализации высокий и средний уровень увеличился, низкий уровень стремления к самоактуализации снизился вовсе. По параметру уровня самопонимания высокий уровень повысился, средний и низкий уровень уменьшился. По параметру самопринятия не выраженный уровень самопринятия снизился, выраженность уровня увеличилась, также увеличился ярко выраженный уровень самопринятия.
Применение Т-критерия Вилкоксона позволило установить наличие статистически значимое влияние разработанной программы на формирование позитивной Я-концепции подростков (уровень значимости 0,01).
Таким образом, поставленная нами цель выпускной квалификационной работы достигнута. Гипотеза исследования полностью подтвердилась


1. Агапов, В. С. Сущностная характеристика Я-концепции / В. С. Агапов. - Москва : МГСА, 2012. - 230 с
2. Айзенк, Г. Ю. Структура личности. Пер. с англ. / Г. Ю. Айзенк. - Санкт- Петербург : Ювента, 2014. - 463 с.
3. Аллахвердов, В. М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика, Т.1) / В. М. Аллахвердов. - Санкт- Петербург : Сфера, 2010. - 213 с.
4. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды. Т.1 / Б. Г. Ананьев. - Москва : Педагогика, 2010. - 519 с.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - Москва : Смысл, 2011. - 414 с.
6. Байбородова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. - Москва : Владос, 2010. - 256 с.
7. Беляева, Л. А. Построение «Я-Концепции» как важнейшее условие профессионального самоопределения старшеклассников / Л. А. Беляева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 91. - С. 80 .
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - Москва : Педагогика, 2013. - 421 с.
9. Бернс, Р. Психология самосознания: Хрестоматия / Р. Бернс, Д. Я. Райгородский. - Самара : Бахрах, 2003. - 931 с.
10. Битянова, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. - Москва : Эксмо-пресс, 2011. - 317 с.
11. Газман, О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / О. С. Газман. - Москва : Педагогика, 2016. - 219 с.
12. Гапонова, С. А. Развитие «Я-концепции» у детей подросткового возраста / С. А. Гапонова, Э. Н. Романова // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2. - С. 10-12.
13. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии : учебное пособие / Л. А. Головей. - Санкт- Петербург, 2012. - 119 с.
14. Державина, Ю. Психологический анализ «Я-концепции» девиантных подростков / Ю. Державина // Студенческая наука и XXI век. - 2011. - № 8. - С. 229-233.
15. Долгова, В. И. Феномен «Я-концепция» подростка /В. И. Долгова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 7. - С. 139-143.
16. Истратова, О. Н. Роль семьи в становлении я-концепции современных подростков / О. Н. Истратова, А. В. Яценко // EuropeanSocialScienceJournal. - 2013. - № 9. - С. 263-268.
17. Караваева, Д. О. Особенности Я-концепции личности подростков в зависимости от конфигурации семьи (с одним и с двумя детьми) / О. Д. Караваева // Современная психология: наука, образование, практика. - 2015. - № 2. - С. 56-58.
18. Кваде, В. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка / В. Кваде, В. П. Трусов // Гуманитарные науки. - 2010. - № 1. - С. 45- 50.
19. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - Москва : Политиздат, 2010. - 422 с
20. Кон, И. С. Хрестоматия по социальной психологии личности /И. С. Кон; под. ред. Д. Я. Райгородского. - Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2017. - 316 с.
21. Лазарев, В. А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников :дис. ...доктора пед. наук : 13.00.01 / Виктор Андреевич Лазарев. - Ярославль, 2005. - 162 с.
22. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебник для вузов /A. Г. Маклаков. - Санкт -Петербург : Питер, 2015. - 583 с.
23. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - Санкт Петербург : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
24. Палачева, Т. И. Формирование «Я - концепции» в детском, подростковом и юношеском возрастах / Т. И. Палачева, А. Г. Жиляев // Молодой ученый. - 2010. - №1-2. - Т. 2. - С. 208-215
25. Первин, Л. Психология личности: теория и исследования. Пер. с англ. М. С. Хамкочьян / Л. Первин, О. Джон; под ред. В. С. Мигуна. - Москва : Просвещение, 2014. - 219 с.
26. Петровский, А. В. Краткий психологический словарь / А.
B. Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов на Дону : Феникс, 2010. - 318 с.
27. Реан, А. А. Психология подростка : учебник / А. А. Реан. - Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2014. - 480 с.
28. Реан, А. А. Психология и педагогика : учебное пособие для вузов / А. А. Реан. - Санкт Петербург : Питер, 2014. - 386 с.
29. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Пер. с нем. Г. И. Лойдиной / X. Ремшмидт; под ред. Т. А. Гудковой. - Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2017. - 361 с.
30. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. Кн. 1 : Система работы психолога с детьми разного возраста / И. Е. Рогов. - Москва : Владос, 2011. - 383 с.
31. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - Москва : Прогресс, 2014. - 296 с.
32. Свенцицкий, А. Л. Я-концепция и самооценка / А.Л. Свенцицкий. - Москва : Проспект, 2015. - 217 с.
33. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Электронный ресурс] / Е. В. Сидоренко. - Режим доступа : http: //www.twirpx.com/file/24412/
34. Сирота, Н. А. Я-концепция в подростковом возрасте и ее роль в формировании / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский // Не будь зависим, скажи нет наркотикам, алкоголю, курению, игромании. - 2013. - № 1. - С.98.
35. Столпи, В. В. Самосознание личности / В. В. Столпи. - Москва : Издательский центр МГУ, 2016. - 210 с.
36. Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростка / Д. И. Фельдштейн. - Москва : Педагогика, 2013. - 317 с.
37. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития - задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. - Москва :Интерпракс, 2016. - 157 с.
38. Чеснокова, И. И. Проблемы самосознания в психологии / И.
И. Чеснокова. - Москва : Проспект, 2016. - 213 с.
39. Шельштейн, Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте / Е. С. Шельштейн // Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С.76-82.
40. Эриксон, Э. Психология самосознания : хрестоматия по социальной психологии личности / Э. Эриксон. - Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2015. - 518 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ