ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРИРОДНОГО КАПИТАЛА ЛЕСНЫХ ЭКОСИСТЕМ 5
1.1 Природный капитал лесных экосистем 5
1.2 Природный капитал как элемент национального богатства 16
2 ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРИРОДНОГО
КАПИТАЛА 23
2.1 Использование природного капитала лесных экосистем и устойчивое
развитие 23
2.2 Экономическая ценность леса и оценка лесных ресурсов 34
3 ЛЕСНЫЕ ЭКОСИСТЕМНЫЕ УСЛУГИ В ПРАКТИКЕ
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ 42
3.1 Краткая характеристика лесного сектора экономики Томской области ... 42
3.2 Регулирующие, поддерживающие и культурные экосистемные услуги
лесного фонда Томской области 49
3.3 Снабженческие экосистемные услуги лесного фонда Томской области .. 55
3.3.1 Недревесные экосистемные ресурсы 55
3.3.2 Сырьевые древесные лесные ресурсы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Актуальность темы исследования. Лес-это сложная экосистема, природный капитал которой базируется не только на запасах материальных природных ресурсов, но и на различных экосистемных функциях. В отечественной и зарубежной литературе экосистемные функции окружающей среды рассматриваются как часть природного капитала или выделяются в отдельную группу - "экологические услуги".
К важнейшим экосистемным функциям лесов относятся: стабилизация ландшафта (охрана воды, почвы, атмосферы, биозащита), культурно - досуговая (досуг), эстетическая и другие функции. Несмотря на обширный перечень экосистемных функций, которые лесные экосистемы предлагают на практике, основными составляющими природного капитала лесов являются природные материальные ресурсы, которые связаны с возможностью "выражения ценности последних в стоимостном выражении". Следует отметить, что отсутствие возможности определить ценность большинства экосистемных функций лесов не означает, что их ценность ниже ценности природных ресурсов: многие из них, вероятно, более важны, чем ресурсные компоненты природного капитала лесных экосистем.
Несмотря на достаточно широкий перечень публикаций, связанных с проблемами лесопользования и развития лесопромышленных комплексов, большинство исследований учитывают особенности лесопользования в регионах в целом [24,26,31,38,42]. Поэтому с точки зрения экономического, экологического и правового анализа развития лесопромышленных комплексов остается одной из важных задач, связанных с лесопользованием в регионах Российской Федерации.
Целью исследования является изучение значения лесных экосистемных услуг для устойчивого развития лесного хозяйства Томской области.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
• проведение аналитического обзора существующих теорий о природном капитале, теоретических, методологических и правовых основах регулирования устойчивого лесопользования и определения экономической ценности лесных экосистем, а также экономического механизма рационального лесопользования;
• рассмотрение и определение эколого-экономических показателей оценки лесных ресурсов;
• изучение основных тенденций использования лесных экосистемных услуг в регионе.
Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды ведущих российских и зарубежных ученых и специалистов в области экономики окружающей среды и устойчивого регионального развития.
Объект исследования. В соответствии с поставленными целями и задачами предметом исследования является лесной сектор Томской области.
Предметом исследования являются лесоводственно-экономические механизмы модернизации лесного сектора с учетом экосистемных услуг леса.
Информационной базой для проведения научно-исследовательской работы послужили данные статистических управлений Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной службы по надзору и Федерального министерства финансов Российской Федерации, а также материалы, характеризующие различные аспекты государственного лесного хозяйства и механизм функционирования лесного сектора экономики Томской области. В исследовании также использовались нормативные правовые акты различных уровней, а также данные лесных планов субъектов Российской Федерации.
В ходе реализации ВКР была достигнута поставленная научным руководителем цель. Задачи работы были выполнены в полном объеме: исследованы формы собственности на лесные ресурсы в Российской Федерации, исследован лесной фонд Томской области, проанализированы договоры аренды лесных ресурсов и арендные отношения в Томской области.
В ходе работы были сделаны следующие выводы.
1. Лесные экосистемные услуги — это функции экосистем, которые обеспечивают экономические выгоды для потребителей этих услуг, основанных на обеспечении лесным фондом различного рода функций. Наиболее используемой экосистемной услугой являются услуги по снабжению. Томская область обладает большим количеством предназначенных для эксплуатации древесных ресурсов, в лесах Томской области заготавливается ценное недревесное сырье (лекарственные растения, кора, живица и т.п.) и пищевые лесные ресурсы (орехи, грибы, ягоды). Общий запас древесины составляет 2,8 миллиарда кубометров, в том числе хвойных пород 1,6 млрд. кубометров, из которых наиболее ценными являются сосна, кедр, пихта и пихта. Общий эксплуатационный запас древесины в зрелых и перезрелых лесах составляет 1,5 млрд. кубометров, в том числе хвойных пород 0,6 млрд. кубометров, мягколиственных 0,9 млрд. куб. м.
Возможные объемы заготовок ореха для Томской области установлены 34,8 тыс. т. Ежегодный возможный объем пищевых лесных ресурсов по ягодам составляет 5675,3 т, по грибам 7813 т (данные Федерального агентства лесного хозяйства Томской области).
2. Лесной фонд Томской области обеспечивает регулирующие экосистемные услуги. Потребители этих услуг могут быть как на локальном уровне (например, очистка воздуха и воды, контроль эрозии, опыление естественных и культурных растений и др.), так и на региональном и глобальном уровне. В последнем случае можно говорить о глобальных экосистемных услугах, таких, например, как поглощение CO2 лесными массивами, стабилизация климата. Общая масса запаса углерода в древостоях на территории Томской области составляет 1027,002 млн. тонн С м3.
3. Леса региона оказывают важнейшие экосистемные услуги - услуги по поддержке. Леса Томской области являются средой обитания множества видов растений и животных. В лесах Томской области обитает 4 вида рептилий, 62 вида млекопитающих, 326 видов птиц. Леса занимают 60% территории Томской области. Деревья, кустарники и кустарнички представлены примерно 70 дикорастущими видами.
Для поддержания генетического разнообразия в области создана сеть ООПТ. С 2017 года функционирует Васюганский государственный природный заповедник, главной задачей которого является сохранение разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, развитие особых типов болотных массивов. Большое Васюганское болото представляет собой целостную, генетически и экологически взаимосвязанную систему. Большое Васюганское болото аккумулирует миллионы тонн углекислого газа в год и продуцирует миллионы тонн кислород, является хранилищем сотен кубокилометров пресной воды, является истоком нескольких десятков рек обского бассейна. Здесь обитают редкие животные и произрастают исчезающие растения, расположены места обитания промысловых таежных животных и остановки мигрирующих птиц.
4. Создание в Томской области инфраструктуры для рекреационной деятельности и экотуризма демонстрирует культурные экосистемные услуги. Одна из важных задач развития такого рода услуг заключается в создании условий для познавательного туризма.
5. Взаимодействие человека с природой, и в частности с лесом, является необходимой константой для обеспечения его существования.
Комплексное решение обозначенных проблем использования лесных экосистемных услуг будет способствовать устойчивому развитию лесного комплекса Томской области и всех потребителей услуг (населения и организаций)Томской области, что в свою очередь окажет влияние на развитие региона и устойчивое лесопользование в будущем.
1. Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области : государственная программа Томской области : утв. постановлением администрации Томской области от 02 дек. 2014 г. № 448а (с изм. на 12 апр. 2018 г.)]. - Кодекс. - М., 2018. - URL: http://docs.cntd.ru/document/467917779 (дата обращения: 06.06.2021).
2. Государственная программа «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы» : утв. постановлением Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 318 : в действ. ред. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Лесной кодекс Российской Федерации : фед. закон от 04 дек. 2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 03 авг. 2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 сент. 2018 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : фед. закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ : в посл. ред. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию : Указ Президента РФ от 01 апр. 1996 г. № 440 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О плане реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения, принятого 12 дек. 2015 г. 21 -й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата : распоряжение Правительства РФ от 3 нояб. 2016 г. № 2344-р // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных
ресурсов для собственных нужд : областной закон : принят Законодательным собранием Ленинградской области 24 окт. 2007 г. № 118-ОЗ (в ред. от 08 мая 2009 г. № 21-ОЗ // Кодекс. - М., 2009. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/8461512 (дата обращения: 14.04.2021).
8. О сокращении выбросов парниковых газов : указ Президента РФ от 30 сент. 2013 г. № 752 // Российская газета. - 2013. - 4 октября. - URL: https://rg.ru/2013/10/04/eco-dok.html (дата обращения: 20.04.2021).
9. Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий : постановление Правительства РФ от 28 сент. 2015 г. № 1029 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года : приказ Минпромторга РФ № 248, Минсельхоза РФ № 482 от 31 окт. 2008 г. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах
будущих поколений : перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета по вопросу, состоявшегося 27 дек. 2016 г. // Президент России. - М., 2017. - URL: http://kremlin.ru/d/53775 (дата
обращения: 15.04.2021).
12. Основы государственной политики в области использования,
охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года // Российская газета. - 2013. - 1 октября. - URL:
https://rg.ru/2013/10/01/lesa-site-dok.html (дата обращения: 12.04.2021).
13. О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных
ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности : постановление Правительства РФ от 11 нояб. 2017 г. № 1363 // Официальный интернет-портал правовой информации. - М., 2017. - URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201711140037 (дата
обращения: 06.04.2021).
14. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до
2035 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р // Правительство России. - М., 2020. - URL:
http://static.government.ru/media/files/w4sigFOiDjGVDYT4IgsApssm6mZRb7wx .pdf (дата обращения: 06.06.2021).
15. Развитие лесного комплекса Томской области (2014-2020 годы) :
государственная программа : утв. постановлением правительства Томской области от 8 окт. 2013 г. № 459-пп (в ред. от 19 дек. 2017 г. № 583-пп // Правительство Архангельской области. - Архангельск, 2017. - URL:
https://dvinaland.ru/budget/-1hvharbs (дата обращения 18.04.2021).
...34