Введение 4
1 Частные музеи как новая форма сохранения и использования объектов
культурного наследия 11
1.1 Экскурс в историю возникновения частных музее 11
1.2 Исторические предпосылки возникновения «новой волны» частных
музеев 25
1.3 Роль частного коллекционирования в российском музейном деле 36
2 Типологический анализ частных музеев в 1990-2010-х гг. 46
2.1 Классификации современных частных музеев 46
2.2 Специфика частных музеев в современной России: примеры частной
музейной практики 59
2.2.1 Музей «Гранд Макет Россия» (г. Санкт-Петербург) 59
2.2.2 Музей «Огни Москвы» (г. Москва) 61
2.2.3 Музей русского импрессионизма (г. Москва) 63
2.2.4 Музей «Собрание» Давида Якобашвили (г. Москва) 66
2.2.5 Музей Фаберже (г. Санкт-Петербург) 67
2.2.6 Волжская картинная галерея: собрание актуального реализма
(г. Тольятти) 69
2.2.7 Первый музей славянской мифологии (г. Томск) 70
2.2.8 Музей древнерусской семьи (г. Плёс Ивановской области) 71
2.2.9 Переславский железнодорожный музей («Кукушка»)
(Ярославской области) 72
2.2.10 Музей современного искусства «Гараж» (г. Москва) 74
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 84
Приложение А 92
Приложение Б 93
Приложение В 94
Приложение Г
95
Приложение Д
96
Приложение Е
97
Приложение Ж
98
Приложение З
99
Приложение И
100
Приложение К
101
На музейной карте современной России есть весьма интересные места, где, возможно, не ступала нога среднестатистического туриста. Музеи утюга, мыла, смеха и счастья, сновидений, кукол, кошек и мыши, русской водки и паровозов, тюремного искусства или даже хитрости и смекалки уживаются на ней с известными коллекционными собраниями музейных редкостей, принадлежащих миллионерам и миллиардерам. Всё это частные музеи, не все из которых знает даже Российская музейная энциклопедия.
Формально, по данным Единого государственного реестра юридических лиц, музеями в России в настоящее время себя позиционируют 5 000 организаций. 450 из них являются частными музеями1. Однако на деле форма организации музея мало значит для его посетителей, и музеев в стране значительно больше. По неофициальной статистике в России ежегодно открывается порядка 10 частных музеев.
Сегодня сложно ответить на вопрос, что считать частным музеем, как долго они существуют, сколько их, какие они, чем из музейных объектов располагают и пр. Собственно, в новой исторической реальности они действительно только начали появляться, и прошедшее с того момента время - явно не срок для формирования обширных коллекций или создания экспозиций, которые бы стали такими же известными, как Третьяковская галерея.
Однако частный музей как феномен уже замечен на самом высоком уровне, о чём свидетельствуют выступления Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. 20 ноября 2013 года он участвовал в торжественной церемонии открытия Музея Фаберже в Петербурге. Д. Медведев отметил, что в наше время появляются «музеи новой генерации», опыт создания которых есть во всех развитых странах2. Спустя два года, 10 июня 2015 года, на встрече с представителями частных музеев3 он поручил Министерству культуры, наконец, произвести инвентаризацию частных музеев.
Тем не менее, в науке до сих пор существует огромный пробел знаний о частном коллекционировании и о музейных практиках, существовавших и существующих теперь на его основе. Фактически без внимания осталась практика установления принадлежности музейных предметов, представляющих особенную ценность. Для широких масс эти предметы потеряли свою историю, а значит, не могли поведать часть информации о том, что было до нас.
На настоящем этапе музееведение не располагает ни фактическими данными о количестве частных музеев в России, ни достаточным числом фундаментальных исследований в этой области, ни методологически аппаратом, который бы позволил в полной мере «зафиксировать» видовое многообразие частных музеев или хотя бы типы музейных объектов, попадающих в сферу интересов частных музейщиков.
Между тем процессы развития и стагнации частных музейных практик, вопросы классификации, анализ отдельных случаев и общих перспектив частных музеев заслуживают пристального внимания научного сообщества. Ведь именно частные коллекции когда-то дали начало богатейшим музейным собраниям России. Они и сейчас видоизменяют морфологию музейного мира, представляя собой пространство неизведанной свободы, которое роднит музейное коллекционирование с творчеством.
...
Традиционно музей считается объектом культуры и её субъектом, поскольку одновременно реализует две функции - отражения и формирования культуры. Аккумулируя объекты культурного наследия, со временем музей сам начинает влиять на исторический процесс и запускать социокультурные изменения. Музейная практика конца ХХ - начала XXI вв. показала, что роль частных музеев особенно заметна, поскольку в новой экономической и политической реальности они появлялись без государственной инициативы сверху, а значит, отражали реальные потребности общества. Действенность такого способа создания музея понимал и основатель знаменитой Третьяковской галереи П. Третьяков, написавший в своём завещании: «Чиновников к созданию галереи не привлекать».
Российская модель музеев, долгое время существовавшая до этого и существующая в традиционных музеях до сих пор, подразумевает «триаду» отношений: власть - наука - школа. Государство призывало к получению знаний через посещение музеев. В новой реальности эта схема доказала свою несостоятельность. Создатели частных музеев отмечают, что у них есть потенциальная аудитория, которая, однако, имеет негативный опыт коллективного посещения музеев в школе.
Современный частный музей становится общественным объектом, включённым в экономические отношения. Процессы глобализации и демократизации общества породили стремление заниматься изучением и сохранением культурного наследия. И сегодня наиболее успешные практики интерпретации, социальной адаптации и культурной самоидентификации, организации образовательной деятельности и досуга демонстрируют именно частные музеи.
Частные музейные инициативы, благодаря большей гибкости и динамике институций, быстрее встраиваются во взаимоотношения с общественной культурой - музеи превращаются в центры образования, коммуникации, творческих инноваций и становятся важным ресурсом развития территорий.
Вслед за исследователями мы приходим к мысли о том, что частные музеи - это старейшая и наиболее распространённая форма существования музейного учреждения. Таковой она была во многих странах мира и в России до 1917 года. После Октябрьской революции частные музеи фактически прекратили своё существование или были национализированы; коллекции вошли в состав Государственного музейного фонда страны. Специалисты музееведения по-разному оценивать этот факт, его влияние на развитие музеев в России. Одни склоняются к мысли о том, что категоризация музейных фондов, их объединение и переформирование отрицательно сказались на сохранности коллекций и привели к ряду методологических ошибок музейной науки. Другие (в большинстве своём среди представителей советской музеологии), наоборот, увидели в национализации частных коллекций успешную попытку государства создать научно-методический аппарат музейного дела и кадровый исследовательский состав. Третьи констатируют факт национализации и указывают нам на то, что отныне российская музейная наука встала на принципиально иной путь своего развития. И данность такова, что частные музеи длительное время не возникали и потребовались особые условия для их повторного появления.
...
1. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос Федерации от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ : (в ред. от 28 дек. 2017 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. О вывозе и ввозе культурных ценностей [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 15 апр.1993 г. № 4804-1 : (в ред. от 28 дек. 2017 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 8 авг. 2001 г. № 128-ФЗ : (в ред. от 29 дек. 2010 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2010. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс] / Сектор Рос. музейной энцикл. ; Сеть Культурного Наследия. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://museum.ru/rme/sci_privat.asp (дата обращения: 12.05.2018).
Выступления, интервью, материалы о событиях
5. Выступление Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева [Электронный ресурс] // Росбалт. - Электрон. дан. - М., 2015. - URL: http://www.rosbalt.ru/main/2015/06/10/1407516 (дата обращения: 24.03.2018).
6. Для пополнения музейного фонда России необходим союз государства и частных коллекционеров, считает замминистра культуры [Электронный ресурс] // ТАСС : информ. агентство России . - Электрон. дан. - М., 2012.- URL: http://tass.ru/kultura/739133 (дата обращения: 12.05.2018).
7. Заседание «Частные музеи России. Их судьбы и проблемы» [Электронный ресурс] // Музеи России. - Электрон. дан. - [Б. м., 2018]. - URL: http://museum.ru/N24910 (дата обращения: 24.03.2018).
8. Медведев отметил появление в России частных музеев [Электронный ресурс] // BFM.RU. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2013. - URL: https://www.bfm.ru/news/237010 (дата обращения: 24.03.2018).
9. Частные российские музеи объединились в Ассоциацию [Электронный ресурс] // В Отпуск.РУ. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2005. - URL: https://www.votpusk.ru/news.asp?msg=35495 (дата обращения: 24.03.2018).
Сайты музеев
10. GARAGE [Электронный ресурс] : музей современного искусства. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: https://garagemca.org/ru (дата обращения: 12.05.2018).
11. Государственная Третьяковская галерея [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2017-2018. - URL: http://www.tretyakovgallery.ru/ (дата обращения: 12.05.2018).
12. Гранд Макет Россия [Электронный ресурс] : нац. шоу-музей. - Электрон. дан. - СПб., 2008-2018. - URL: https://grandmaket.ru/ (дата обращения: 24.03.2018).
13. Кукушка.Ру [Электронный ресурс] : офиц. сайт Переславского железнодорожного музея. - Электрон. дан. - Переславль, 2002-2018. - URL: http://www.kukushka.ru/ (дата обращения: 24.03.2018).
14. Мир искусств [Электронный ресурс] : информ. портал / Междунар. ин-т антиквариата. - Электрон. дан. - Казань, 2015-2018. - URL: http://int-ant.ru (дата обращения: 12.05.2018).
15. Музей «Огни Москвы» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2005-2018. - URL: http://ognimos.ru/ (дата обращения: 24.03.2018).
... всего 79 источников