ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические положения и особенности развития делового туризма 7
1.1 Деловой туризм: понятие, особенности и основные тенденции 7
1.2 Мировые лидеры и основные направления делового туризма 22
1.3 Оценка современного состояния делового туризма в Российской
Федерации и КНР 26
1.4 Влияние делового туризма на международные отношения и развитие
стран 32
2 Проблемы и перспективы развития российско-китайского туризма 37
2.1 Проблемы российско-китайского сотрудничества в сфере делового
туризма 37
2.2 Перспективы развития делового туризма на примере Томской области и
КНР 44
2.3 Мероприятия, способствующие укреплению отношений в сфере делового
туризма между РФ и КНР 50
3 Разработка и обоснование туристского продукта «Деловой Шанхай» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
Деловой туризм позиционирует себя, как одно из самых гибких и рентабельных направлений туризма в мире, особенно во время глобальных перемен, связанных с мировой пандемией коронавируса. Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) прогнозирует, что несмотря на временные трудности, объем мирового рынка делового туризма с каждым годом будет увеличиваться на 4,3% [48]. За последние годы экономическое и геополитическое сотрудничество России и Китая получили новый импульс развития, что подтверждается показателями торговых отношений стран - партнеров и повышением деловой активности Китая на рынке делового туризма России, так, в 2019 году со служебно-деловыми целями Россию посетили более 350 тысяч деловых туристов из Китая, потенциал организации инсентив-туризма страны еще больше, более 1,8 миллионов китайских туристов отдыхали в это время на территории России [49].
Деловые поездки способствуют многостороннему развитию России и Китая, они неразрывно связаны с активным обменом информацией и вложением инвестиций, овладением новыми технологиями, повышением профессиональной квалификации, участием в международных форумах и выставках, способствующих экономическому, политическому и научному сотрудничеству. Развитие делового туризма в современной России сталкивается с рядом трудностей, связанных с нестабильностью экономики, устаревшей инфраструктурой, отсутствием грамотного маркетингового продвижения.
Российско-китайские отношения на современном этапе достаточно успешно развиваются во многих сферах. Туризм является одним из наиболее значимых и перспективных направлений сотрудничества России и Китая. Сотрудничество в данной сфере должен способствовать увеличению культурных связей и росту взаимопонимания между гражданами России и Китая. Российско-китайский туризм имеет важное значение в социальной сфере обоих государств. Во-первых, он способен обеспечить социально¬коммуникативную роль, позволяя путешественникам общаться между собой в неформальной обстановке, лучше узнавая друг друга. Благодаря этому у граждан РФ и КНР складывается преимущественно хорошее мнение друг о друге. Во-вторых, туризм способствует отдыху и восстановлению путешественников, что приводит к улучшению здоровья и продуктивности граждан двух государств. В-третьих, важность туризма в социальной сфере заключается в том, что его развитие должно содействовать снижению безработицы в России и Китае, потому что все больше и больше людей становятся занятыми в этой сфере.
Также роль российско-китайского туризма важна и в сфере экономики. Он в определенной степени способствует развитию транспортной инфраструктуры, связи, строительства, сельского хозяйства, то есть выступает своеобразным катализатором экономического развития двух стран. Однако на деле не всегда получается, что российско-китайский туризм позитивно влияет на развитие двух государств по всем вышеперечисленным аспектам, и в данной сфере существует целый ряд проблем, требующих решения.
Это и проблемы, связанные с негативным образом китайского туриста в глазах местных жителей, который образовался в результате некультурного поведения многих из числа приезжих китайцев (отсюда проблемы, связанные с нападениями на китайских туристов в России, безопасность не обеспечивается на должном уровне), а также проблемы, связанные с увеличением притока китайских туристов в Россию притом, что доходы от такого туризма идут мимо принимающей стороны. Все китайские группы, приезжающие на территорию РФ обслуживаются китайскими компаниями, которые владеют транспортом, ресторанами, гостиницами, магазинами, а также гидами. Проблема также в том, что Россия должна сама развивать свой туристский сектор и контролировать поток иностранных туристов, однако для этого ничего не делается, не предпринимается никаких мер по урегулированию сложившейся ненормальной ситуации.
Объект исследования: Деловой туризм.
Предмет исследования: Проектирование делового туризма
Целью данной работы является определение основных особенностей российско-китайского делового туризма на современном этапе, а также разработка и обоснование туристского продукта «Деловой Шанхай». В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- изучить понятие, особенности и основные тенденции делового туризма; описать мировых лидеров и основные направления делового туризма;
- провести оценку современного состояния делового туризма в Российской Федерации и КНР, выявить проблемы и перспективы развития российско-китайского туризма;
- разработать туристский продукт деловой направленности «Деловой Шанхай».
Методология исследования. В данной работе был использован целый ряд научных методов, позволивших комплексно исследовать проблему. Метод исторической ретроспективы позволил узнать, как менялось взаимодействие России и Китая с ходом истории и как общее развитие двух государств привело к росту двустороннего туризма. Метод анализа документов позволил определить основы правового регулирования российско -китайского туризма.
Метод сравнения позволил увидеть различия и сходства в деятельности двух государств в целях развития туризма. В библиографическую базу исследования вошли научные труды отечественных и зарубежных политологов, исследователей и специалистов в области международных отношений, а также работы политических деятелей и дипломатов.
В изучении истории российско-китайских отношений крайне полезной оказалась книга «Россия и Китай: четыре века взаимодействия», которая представляет собой собрание работ нескольких ведущих российских ученых и дипломатов, таких как А.И. Денисов, Е.П. Бажанов, А.В. Лукин, А.В. Иванов, В.Л. Ларин, Г.Н. Романова, В.Г. Дацышен, А.А.Писарев, Н.А. Самойлов. Особенно пригодилась работа Е. П. Бажанова «От дружбы через конфронтацию к нормализации. Советско-китайские отношения с 1949 и до 1991 г», в которой автор дает подробное описание взаимоотношений России и Китая во второй половине ХХ в., приводя детальное описание важных событий, высказывания государственных деятелей России и Китая того времени, давая им оценку.
Также следует отметить книгу Ю. М. Галеновича «Россия и Китай в ХХ в. - граница». В ней дано описание истории границы между Россией и Китаем на протяжении ХХ в. Примечательно, что автор был свидетелем нескольких советско-китайских переговоров, на которых происходило обсуждение пограничных вопросов. В своей книге автор отражает позиции обеих сторон в этих переговорах, давая пояснения с позиции русского человека, исходящего из интересов своей страны. При изучении истории также полезными оказались статьи Б.А.Кирмасова «Развитие отечественного китаеведения в XIX веке: исторические страницы» и Ю.Г. Благодер и С.С. Минц «Образ Китая в сознании российского образованного общества XVII - начала XX в». В первой статье описывается вклад российских ученых- китаеведов XIX века, а также показаны изменения в восприятии российскими людьми Китая с ходом увеличения количества знаний о нем, рост заинтересованности российского общества в изучении этой страны. Во второй статье рассматриваются этапы формирования образа Китая в российском обществе с XVII по XX в. Здесь также четко прослеживается то, как менялось представление российского общества о Китае с ростом количества получаемых знаний о нем, как образованные русские люди стремились узнать больше об этой «стране загадке» и установить с ней прочные связи.
История двустороннего российско-китайского туризма достаточно молодая. В современном понимании двусторонний туризм как таковой начал своё нормальное существование лишь в 80-е годы XX века. До этого момента история отношений России и Китая складывалась по-разному, всё это влияло на контакты между гражданами, однако данная сфера гуманитарного сотрудничества особого развития не получала. В конце XX века и в начале XXI века был сделан большой прорыв в этом плане. Во-первых, стала создаваться нормативно-правовая база туристской отрасли в обоих государствах, а также стали заключаться важнейшие договоры, согласно которым должен осуществляться обмен туристами. Во-вторых, только в нулевые годы и российские, и китайские граждане по-настоящему получили возможность для путешествий. Возросший взаимный интерес туристов обоих государств и появление у них финансовых возможностей способствовал тому, что сотрудничество в данной сфере становилось всё более интенсивным, и в результате была проделана огромная работа для того, чтобы сделать двусторонний туризм взаимовыгодным, а также комфортным и безопасным для граждан РФ и КНР.
В настоящий момент туристы все чаще хотят разнообразить свой отдых и выбирают разные виды туризма. Однако не все виды туризма, которые интересуют граждан РФ и КНР, развиты в достаточной степени, чтобы путешественники могли выбирать тот вид туризма и те пункты назначения, которые соответствовали бы его потребностям. Государствам еще необходимо поработать для создания условий, улучшения качества инфраструктуры и обслуживания, чтобы разнообразить туризм граждан России и Китая, потому как это будет полезно и выгодно для экономик обоих государств.
Россия и Китай активно работают в UNWTO с целью усовершенствовать туристский сектор. Особенно правительствами двух государств поддерживаются проекты, направленные на упрощение визового режима, повышение квалификации кадров, работающих в сфере туризма, а также продвижению пока еще малоразвитых видов двустороннего туризма. В рамках организации Россия и Китай осуществляют шаги для сближения и повышения взаимопонимания между гражданами государств во время путешествий.
Сюда относится программа China Friendly, которая направлена на то, чтобы российские работники в сфере обслуживания чётче понимали, что особенно необходимо при предоставлении услуг китайским туристам, чтобы удовлетворить все их потребности. Кроме того, прогресс в том, что запланировано продвижение изучения русского языка в Китае для смягчения языкового барьера при приеме китайской стороной российских туристов. Сложилась довольно мощная нормативно -правовая база, регулирующая туристский сектор как в РФ, так и в КНР. В соответствии с этой базой создаются двусторонние договоры, призванные усовершенствовать сотрудничество в туристском секторе. Существует также большое количество проблем, из-за которых туризм не приносит полной прибыли, не способствует достаточному укреплению культурных связей, налаживанию дружественных отношений между гражданами РФ и КНР.
Туризм является формой мягкой силы и должен создавать определенный позитивный образ о посещаемой стране. Однако в случае с Китаем и Россией довольно часто всё складывается не совсем так. Китайским туристам их же собственные неквалифицированные гиды, работающие по «серым схемам», дают неправдивую информацию о России. Вдобавок к этому, китайские туристы часто сталкиваются с негативным отношением к себе со стороны местных жителей. Что касается российских туристов в Китае, то там они тоже довольно часто сталкиваются с плохим, даже порой 55 жестоким отношением к себе, о чем некоторые пишут целые статьи в Интернете по приезде домой. Возможно, тут дает о себе знать огромная разница в культурном плане, но все эти случаи не означают, что все усилия, направленные на улучшение взаимопонимания в сфере туризма напрасны.
Возможно, необходим разумный контроль со стороны государств, чтобы обеспечить заслуженный уровень наказаний нарушителям порядка как с китайской стороны, так и с российской, потому что в сложившейся обстановке, в большинстве случаев такие люди остаются безнаказанными, а безнаказанность только усиливает вероятность повторения неприятных инцидентов между россиянами и китайцами в будущем. Также крайне важно принять какие-то меры для того, чтобы реально бороться с деятельностью нелегальных гидов, рассказы которых портят морально-политический облик нашей страны в глазах обычных китайских граждан. Для блага отношений обоих государств со стороны властей необходимо сделать всё, чтобы туризм оставлял положительные впечатления у российских и китайских путешественников.
1. Деловой туризм играет важную роль в экономике многих стран, способствуя развитию бизнеса, повышению профессионального уровня и налаживанию международных связей. С учетом современных тенденций, он продолжает развиваться и адаптироваться к новым технологиям и запросам путешественников. Мировые лидеры в деловом туризме: США, Великобритания, Германия, Франция, Китай занимает 4 место в мире по международному турпотоку.
2. Деловой туризм в России и Китае имеет большой потенциал для развития. Однако необходимо решать существующие проблемы, увеличивать инвестиции в инфраструктуру, продвигать оба направления как привлекательные для делового туризма, и развивать совместные проекты для стимулирования взаимного обмена.
3. Деловой тур "Деловой Шанхай" стал отличной возможностью для томских предпринимателей и специалистов познакомиться с китайским рынком, установить новые деловые контакты и получить ценный опыт. Итоговая стоимость тура составила 189440 рублей. Тур рассчитан на 3 человек, продолжительность 5 дней. Уникальность данного тура заключается в индивидуальном подходе тур предлагает персонализированную программу для участников, что позволяет учесть специфику и потребность, эксклюзивный доступ к закрытым мероприятиям и производственным площадкам. На протяжение всего маршрута туристов сопровождает опытный консультант-переводчик, что обеспечивает эффективное понимание и общение.
1. Авилова Н. Л., Симонова Т. Ю. Деловой туризм как фактор устойчивого развития региона в условиях нестабильной экономики. 2020.
2. Александрова А. Ю. География туризма: учебник / /
Александрова А.Ю., Аигина Е.В., Баюра В.Н. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : КНОРУС, 2018. — 592 с.
3. Асланова Д. М. Программа “China Friendly” как важный инструмент развития предприятий туризма. 2020.
4. Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства : учебник для академического бакалавриата / Л. Г. Березовая. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 477 с.
5. Влияние делового туризма на туристско-рекреационный потенциал региона. Алексеева Ю.П., Ибрагимова В.М., Галимов Ш.Ш. 2020.
6. Габдрахманов Н. К., Цапулина Ф. Х. Организационные формы индустрии международного делового туризма. 2020.
7. ГОСТ Р 53524-2009. Конгрессная деятельность. Термины и определения.
8. Деловой туризм как фактор устойчивого развития в условиях нестабильной экономики. Авилова Н.Л., Симонова Т.Ю. 2020.
9. Дехтярь, Г. М. Стандартизация, сертификация, классификация в туристской и гостиничной индустрии: учебное пособие для вузов / Г. М. Дехтярь. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 412 с.
10. Диалог не удался: на российско-китайском форуме спикеров назвали громкоговорителями / «ЭКД!» [электронный ресурс] URL: http://ekd.me/2019/05/dialog-ne-udalsya-na-rossijsko-kitajskom-forume-spikerov- nazvali-gromkogovoritelyami/(Дата обращения: ".)
11. Долженко, Г. П. История туризма : учебник для вузов / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 227 с.
12. Елизаров Алексей Николаевич. Деловой туризм как фактор устойчивого развития туристической отрасли России // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2013, 208 с.
13. Ефимов А. В. Влияние сущностных характеристик делового туризма на функционирование современных средств размещения. 2018.
14. Зафиксирован рост числа поездок граждан Китая в Россию: обзор
статистики за 2018 год [электронный ресурс] URL:
https://www.tohology.com/hospitality/industry/chislo-poezdok-grazhdan-kitaya-v- rossiyu-statistika/(Дата обращения: 05.06.2024.)
15. Ковалева Н. И., Хрущева А. М., Хрущев И. М. Развитие MICE -
рынка в России: организация, разработка и реализация мер по
совершенствованию деловых мероприятий с отдыхом. 2019.
16. Кошин И.И. и Кошина О.В. Развитие делового туризма в
Российской Федерации в 2000-е годы: тенденции, проблемы, перспективы // Огарёв-Online. 2020. №2 (139). [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-delovogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii- v-2000-e-gody-tendentsii-problemy-perspektivy(дата обращения: 05.06.2024).
17. Ларин В. Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е годы ХХ - начало XXI в.). — М.: Восток-Запад, 2005, - 237 с.
18. Ли С., Ли Ч. Из истории советско -китайских культурных связей (50-е годы XX века). (перевод: Белоглазова Г. П., Рябченко О. Н.). Россия и АТР. — Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН, Владивосток, 2010. — 152 с.
19. Лихтанская О. И. Командообразование как фактор эффективного менеджмента. 2019.
20. Мирошниченко О. В., Понкратова Л.А. Международные туристические миграции как фактор интеграционных процессов между регионами России и Китая // Управление экономическими системами: электронный журнал, 2011. № 32. С. 1-19.
21. Назарова В. А. Бизнес-отель как часть инфраструктуры делового туризма. 2017.
22. Нечаева Анастасия Владимировна. Пространственная
дифференциация выездного туризма Китайской Народной Республики // Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук. Санкт-Петербург, 2009, 184 с. Меморандум о сотрудничестве между
Некоммерческим партнерством «Объединение международной интеграции в туризме «Мир без границ» и Китайской ассоциацией туристских компаний. [Электронный ресурс] URL: й11рз://’№№№.У1зй-гизз1а.ги/еп/поуозй/721(Дата обращения: 05.06.2024.)
23. Новостной портал Москва 24. [Электронный ресурс] URL:
https://www.m24.ru/articles/turizm/16112017/151563 (Дата обращения: 05.06.2024)
24. Новые тренды в развитии делового туризма. Милинчук Е.С. 2020.
25. Особенности развития делового туризма в России. Кудусов Л.А. 2019.
26. Отчет UNWTO Tourism Highlights, 2023 Edition. [Электронный
ресурс] URL: http://www2.unwto.org/ru(Дата обращения: 01.10.2020.) [4]
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ.
27. Официальный сайт Russian Business Travel &MICE Award. [Электронный ресурс] URL: http://www.mice-award.ru/ru/about-the-award/(Дата обращения: 05.06.2024)
28. Официальный сайт Ассоциации бизнес-туризма. [Электронный ресурс] URL: http://www.businesstravelrussia.ru/(Дата обращения: 05.06.2024.)
29. Официальный сайт Международной ассоциации конгрессов и конференций. [Электронный ресурс] URL: https://www.iccaworld.org/(Дата обращения: 04.01.2020.)
30. Писаревский Е.Л. Основы туризма. М.: Федеральное агентство по туризму. 2014. — 384 с.
31. Путрик Ю.С. История туризма. Отв. ред. и сост. Ю.С. Путрик. — М.: Федеральное агентство по туризму. 2014, - 123 с.
32. Развитие туристского рынка. [электронный ресурс] // Администрация Санкт-Петербурга, 2021. URL: https://inlnk.ru/W557j(Дата обращения: 05.06.2024.)
33. Разработка предложений по развитию делового туризма в Санкт- Петербурге. Копчик И.С. 2017.
34. Распоряжение Правительства РФ №849-р «О перечне мероприятий социально-экономического развития Забайкальского край, подлежащих реализации в 2018 - 2025 годах в приоритетном порядке» от 3 мая 2018 г. (ред. от 24 июля 2019 г.). [
35. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г.
36. Российско-китайский диалог: модель 2019 : доклад № 46/2019 / [С. Г. Лузянин (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др. ; гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2019. - 200 с.
37. Российско-китайский диалог: модель 2020: доклад № 58/2020 / [С. Г. Лузянин (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2020. - 254 с.
38. Свищёва Е. А. Деловой туризм как инструмент перспективного развития региона. 2020.
39. Скуридин А.С., Богомолова Е. С. Тенденции развития инсентив- туризма Республики Крым как формы делового туризма. 2020.
40. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области туризма от 03.11.1993 (с изменениями на 11 октября 2011 года)
41. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики от 29 февраля 2000 года.
42. Сорокина Н. А. Развитие концептуального подхода к определению делового туризме // Известия СПбГЭУ 2015. №3 (81).
43. Статистика въезда иностранных граждан в РФ по целям поездки.
[электронный ресурс] / Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС)., 2021. URL:
https://fedstat.ru/indicator/38479(Дата обращения: 05.06.2024.)
44. Технологические тренды цифровой трансформации индустрии делового туризма. Деменев А.В. 2019.
45. Тихвинский С.Л. Восприятие в Китае образа России / С. Л. Тихвинский ; РАН, Ин-т Дал. Востока. М. : Наука, 2008, - 244 с.
46. Туроператор делового туризма «Аэроклуб». [Электронный ресурс] URL: http://aeroclub.ru/mice/(дата обращения: 05.06.2024). Драчева Е. Л., Савинкина Л. А. Роль инсентив-туризма в формировании корпоративной культуры организации. 2019.
47. Управление социально-экономическим развитием и туристско- рекреационной деятельностью на федеральном, региональном и местном уровнях: типологический подход / отв. ред. В. А. Шамахов, Семенова З.А. СПб. : ИПЦ СЗИУ фил. РАНХиГС, 2016.
48. Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Панельная дискуссия «Въездной туризм из КНР: социально-экономический эффект для России», 15.10.2020, Zoom
49. Цзюньцзин Цзян. Китайский туризм в России: современное состояние и тенденции // Век информации (сетевое издание). 2019. Т. 3. №3 (8). С. 41-50.
50. Шпырня О. В. Обзор развития рынка делового туризма в Российской Федерации. 2019.
51. Электронная виза: тренд настоящего и будущего. Щетинина Н.А., Попова А.А., Приходько Т.П. 2020.
52. «COVID-19 и перестройка сектора туризма» / Организация
Объединённых Наций [электронный ресурс] URL:
https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_covid- 19_and_transforming_tourism_russian.pdf(Дата обращения: 05.06.2024.)
53. Bleisure-туризм как новый тренд для деловых туристов.
Шакурова Г.А., Шайгарданова В.Ю. 2020 [70] Анализ рынка делового
туризма в Китае / Юй Линь. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 23-28. — URL:
https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16232/(дата обращения: ").
54. Edith Adhiambo Ogembo. The role of «MICE” tourism in promoting sustainable development in Africa: a case study of Kenya. 2018.
55. Guangrui Zhang, Ray Pine, Hanqin Qiu Zhang. China's international tourism development: present and future. 2019.
56. Guidelines for the Success in the Chinese Outbound Tourism Market
[электронный ресурс] / UNWTO (United Nations World Tourism Organisation). Madrid, 2019. 40 p. URL: https://www.e-
unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284421138 (Дата обращения: 05.06.2024.)
57. Helmut Wachowiak. Tourism and Borders: Contemporary Issues, Policies and International Research. 2017.
58. International Recommendations for Tourism Statistics. Economic and
social affairs. Par. 3.17.2. United Nations, UNWTO. New York, 2010. [Электронный ресурс] URL:
https://unstats.un.org/unsd/publication/seriesm/seriesm_83rev1e.pdf (Дата обращения: 04.10.2020.)
59. International Tourism Highlights 2020 Edition [электронный ресурс]
/ UNWTO (United Nations World Tourism Organisation). - Madrid, 2019. 24 p. URL: https://www.e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/9789284421152 (Дата обращения: 05.06.2024.)
60. Maгомедов А.А., Чирков Д.К. Незаконная миграция граждан
Китайской Народной Республики на территорию Российской Федерации как угроза экономической безопасности / Миграционное право. 2011. № 4. С. 29 - 31. [43] Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс] URL:
https://tourism.gov.ru/news/12405/(Дата обращения: 05.06.2024.)
61. MICE-индустрия. Современные тенденции организации и проведения MICE-мероприятий MICE-industry. Банцер УН. 2018.
62. Nasrullah, Usman Rendra, Moh. Hatta, Erna Cahyani, Irfan Palippui. Mice Tourism Development Strategy: Makassar City. 1st International Conference on Materials Engineering and Management Management Section (ICMEMm 2018). 2018.
63. New Harvard Research Identifies Business Travel as Driver of Economic Growth / Harvard University Growth Lab [электронный ресурс] URL: https://growthlab.cid.harvard.edu/news/new-harvard-research-identifies-business- travel-driver-economic-growth(Дата обращения: 05.06.2024.)
64. Rob Davidson, Tony Rogers. Marketing Destinations and Venues for Conferences, Conventions and Business Events. 2016.
65. Supporting Jobs and Economies through Travel and Tourism - A Call for Action to Mitigate the Socio-Economic Impact of COVID-19 and Accelerate Recovery / UNWTO (United Nations World Tourism Organisation). [электронный ресурс] URL: https://www.e-unwto.org/doi/book/10.18111/9789284421633(Дата обращения: 05.06.2024.)
66. The International Association Meetings Market Statistics Report 2019 / International Congress and Convention Association [электронный ресурс] URL: https://www.iccaworld.org/knowledge/article.cfm?artid=701(Дата обращения: 05.06.2024)
67. Xiangyu Lu, Qiuju Luo. A Study of Inbound Business Tourists' Shopping Behavior and Influencing Factors—A Case Study of the Canton Fair in Guangzhou. 2018.