Специфика работы педагога-психолога с лицами с ОВЗ в зависимости от нозологической группы (на примере ЦСОН)
|
Введение 5
1 Теоретические представления о специфике работы педагога-психолога с
лицами с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологической группы 8
1.1 Содержание понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья 8
1.2 Психологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья 14
1.3 Содержание работы педагога психолога с лицами с ограниченными
возможностями здоровья в зависимости от нозологической группы 19
2 Экспериментальное исследование специфики работы педагога-психолога с
лицами с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологической группы 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Анализ полученных результатов 29
2.3 Содержание и основные направления работы с лицами с
ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологической группы в Центре социального обслуживания для лиц и ограниченными возможностями здоровья 34
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А Коррекционная программа «Учись учиться», направленная на развитие познавательной сферы младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 52
1 Теоретические представления о специфике работы педагога-психолога с
лицами с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологической группы 8
1.1 Содержание понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья 8
1.2 Психологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья 14
1.3 Содержание работы педагога психолога с лицами с ограниченными
возможностями здоровья в зависимости от нозологической группы 19
2 Экспериментальное исследование специфики работы педагога-психолога с
лицами с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологической группы 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Анализ полученных результатов 29
2.3 Содержание и основные направления работы с лицами с
ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологической группы в Центре социального обслуживания для лиц и ограниченными возможностями здоровья 34
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А Коррекционная программа «Учись учиться», направленная на развитие познавательной сферы младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 52
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время в нашей стране большое значение уделяется теме вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в социум [27]. Это имеет веские основания, так как согласно статистическим данным, в России на сегодня более 2 миллионов детей - это дети с ОВЗ, что составляет 8% от детского населения. Ежегодно численность детей, относящихся к этой категории, увеличивается. Здесь важное значение имеет работа, направленная на приобретение и накопление ребенком опыта социального общения (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. и др.), этот опыт приобретается благодаря интеграции детей с особыми нуждами в мир людей, событий, взаимоотношений, переживаний: «Социальные условия, в которые должен врастать ребенок, и составляют, с одной стороны, всю ту область неприспособленности ребенка, из которой исходят творческие силы его развития; существование препятствий, толкающих ребенка к развитию, коренится в условиях социальной среды, в которую должен войти ребенок» (Выготский Л.С.). Нужно отметить, что обучение лиц с ОВЗ нужно понимать, прежде всего, в его социальном и правовом контексте [3]. Что заключается в праве каждого человека на получение им гарантированных государством и обществом таких условий жизни, которые бы не унижали его достоинства как личности, что закреплено в ряде межгосударственных и государственных документов (Конвенция ООН «О правах ребенка», «О правах умственно отсталых лиц», «О правах инвалидов»; Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О социальной защите инвалидов» и др.). В настоящее время в нашей стране активизируются специалисты, родители и многочисленные общественные организации объединяя усилия в защиту и укрепление прав лиц с ОВЗ на достойную жизнь, основанную на принципах гуманистического подхода. В этом же направлении строится и политика нашего государства [25; 38]. Это видно на примере реализации таких программ как «Доступная среда», «Право быть равным», «Перспектива». Такие программы позволяют детям с ОВЗ чувствовать себя принятыми обществом [1]. Вся эта работа не представляется возможной без наличия квалифицированных специалистов, умеющих помочь ребенку войти в этот мир социальных коммуникаций. И одним из таких специалистов является педагог-психолог [40].
В связи с этим целью своей работы мы видим - изучение в теоретическом и экспериментальном планах специфики работы педагога- психолога с лицами с ОВЗ в зависимости от нозологической группы (на примере ЦСОН).
Объект исследования: психологические особенности лиц с ОВЗ.
Предмет исследования: специфика работы педагога-психолога с лицами с ОВЗ в зависимости от нозологической группы.
Задачи работы в связи с указанной целью:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования, раскрыть определение понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья», охарактеризовать психологические особенности лиц с ОВЗ.
2. Изучить содержание и основные направления работы педагога- психолога с лицами с ОВЗ в зависимости от нозологической группы.
3. Спланировать и реализовать на практике экспериментальное исследование психологических особенностей лиц с ОВЗ.
4. Описать систему работы педагога-психолога с лицами с ОВЗ в зависимости от нозологической группы на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Богучанского района», на основе результатов экспериментального исследования подобрать коррекционную программу для проведения работы с лицами с ОВЗ.
Методы исследования:
• Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
• Эмпирические методы исследования: методика «Группировка предметов» (мофиф. методика, авт. У.В. Ульенкова), методика «Исключение не подходящих к группе предметов», методика «Установление причинно-следственных связей» (авт. Л.Ф. Фатихова).
• Методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды по вопросам исследования детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) (Выготского Л.С., Исаева Д.Н., Замского Х.С., Левченко И.Ю), по проблеме коррекционной работы с лицами с ОВЗ (Любимова М.Л., Артюшенко Н.П., Бгажноковой И.И.), а также социологов (Дементьевой Н.Ф., Егоровой Т.В., Маллер А.Р., Пановой А.И.).
Экспериментальная база для проведения исследования предоставлена МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Богучанского района». Выборка представлена младшими школьниками в количестве 11 человек (9 мальчиков, 2 девочки), у всех детей умственная отсталость легкой степени. Из них 5 детей имеют осложненную форму (2 ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы, 1 ребенок с выраженными расстройствами поведения, 1 ребенок имеет склонность к аутизму, 1 ребенок имеет нарушение слуха). 1 ребенок имеет атипичную форму легкой степени умственной отсталости (эпилептические припадки).
Апробация результатов исследования: по теме выпускной квалификационной работы опубликована научная статья на сайте www. infourok. ru (web-адрес публикации:
https://yandex.ru/search/?text=nocMOTpeTb%20cTaTbm%20Ha%20nH^oypoK%20c
пецифика%20работы%20педагогаncnxoHora%20c%20nnuaMn%20c%20OB3&lr=62&clid=2052553&wm=229).
Практическая значимость работы: материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике. Также может применяться педагогами- психологами и другими специалистами при работе с лицами с ОВЗ.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения, списка использованных источников, включающего 41 источник, приложение. В работе содержится 5 таблиц. Общий объем работы равен 51 страница.
В связи с этим целью своей работы мы видим - изучение в теоретическом и экспериментальном планах специфики работы педагога- психолога с лицами с ОВЗ в зависимости от нозологической группы (на примере ЦСОН).
Объект исследования: психологические особенности лиц с ОВЗ.
Предмет исследования: специфика работы педагога-психолога с лицами с ОВЗ в зависимости от нозологической группы.
Задачи работы в связи с указанной целью:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования, раскрыть определение понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья», охарактеризовать психологические особенности лиц с ОВЗ.
2. Изучить содержание и основные направления работы педагога- психолога с лицами с ОВЗ в зависимости от нозологической группы.
3. Спланировать и реализовать на практике экспериментальное исследование психологических особенностей лиц с ОВЗ.
4. Описать систему работы педагога-психолога с лицами с ОВЗ в зависимости от нозологической группы на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Богучанского района», на основе результатов экспериментального исследования подобрать коррекционную программу для проведения работы с лицами с ОВЗ.
Методы исследования:
• Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
• Эмпирические методы исследования: методика «Группировка предметов» (мофиф. методика, авт. У.В. Ульенкова), методика «Исключение не подходящих к группе предметов», методика «Установление причинно-следственных связей» (авт. Л.Ф. Фатихова).
• Методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды по вопросам исследования детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) (Выготского Л.С., Исаева Д.Н., Замского Х.С., Левченко И.Ю), по проблеме коррекционной работы с лицами с ОВЗ (Любимова М.Л., Артюшенко Н.П., Бгажноковой И.И.), а также социологов (Дементьевой Н.Ф., Егоровой Т.В., Маллер А.Р., Пановой А.И.).
Экспериментальная база для проведения исследования предоставлена МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Богучанского района». Выборка представлена младшими школьниками в количестве 11 человек (9 мальчиков, 2 девочки), у всех детей умственная отсталость легкой степени. Из них 5 детей имеют осложненную форму (2 ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы, 1 ребенок с выраженными расстройствами поведения, 1 ребенок имеет склонность к аутизму, 1 ребенок имеет нарушение слуха). 1 ребенок имеет атипичную форму легкой степени умственной отсталости (эпилептические припадки).
Апробация результатов исследования: по теме выпускной квалификационной работы опубликована научная статья на сайте www. infourok. ru (web-адрес публикации:
https://yandex.ru/search/?text=nocMOTpeTb%20cTaTbm%20Ha%20nH^oypoK%20c
пецифика%20работы%20педагогаncnxoHora%20c%20nnuaMn%20c%20OB3&lr=62&clid=2052553&wm=229).
Практическая значимость работы: материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике. Также может применяться педагогами- психологами и другими специалистами при работе с лицами с ОВЗ.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения, списка использованных источников, включающего 41 источник, приложение. В работе содержится 5 таблиц. Общий объем работы равен 51 страница.
В выпускной квалификационной работе нами были приведены теоретический и эмпирический анализ специфики работы педагога-психолога с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, можно сделать вывод, что лица с ограниченными возможностями здоровья - это лица, имеющие функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе. К ним относятся люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно¬двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
При помощи методик «Группировка предметов» (модиф. методика авт. У.В. Ульянковой), «Исключение не подходящих к группе предметов», «Установление причинно-следственных связей между событиями (авт. Л. Ф. Фатихова) нами проведено экспериментальное исследование на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Богучанского района». В ходе исследования получены следующие данные: по результатам исследования уровня развития мыслительной операции - классификация 81,82% детей (9 человек) набрали от 0,5 до 2,5 баллов. Данный показатель соответствует показателю характерному для детей с умственной отсталостью, 18,18% испытуемых (2 человека) - дети с ЗПР; по данным диагностики уровня развития мыслительных операций - анализ, синтез, обобщение, у 81,82% испытуемых (9 детей) выявлена умственная отсталость, 18,18% детей (2 человека) дети с ЗПР; по результатам определения уровня развития способности к логическому рассуждению мы получили данные, которые указывают на то, что умственная отсталость выявлена у 90,91% испытуемых (10 детей), и 9,09% детей (1 ребенок) имеют показатели, характерные для лиц с задержкой психического развития.
Опираясь на результаты проведенного нами исследования, мы подобрали программу «Учись учиться», направленную на развитие познавательной сферы младших школьников с умственной отсталостью.
С задачами, поставленными нами при выполнении выпускной квалификационной работы справились в ходе теоретического и экспериментального исследования.
При помощи методик «Группировка предметов» (модиф. методика авт. У.В. Ульянковой), «Исключение не подходящих к группе предметов», «Установление причинно-следственных связей между событиями (авт. Л. Ф. Фатихова) нами проведено экспериментальное исследование на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Богучанского района». В ходе исследования получены следующие данные: по результатам исследования уровня развития мыслительной операции - классификация 81,82% детей (9 человек) набрали от 0,5 до 2,5 баллов. Данный показатель соответствует показателю характерному для детей с умственной отсталостью, 18,18% испытуемых (2 человека) - дети с ЗПР; по данным диагностики уровня развития мыслительных операций - анализ, синтез, обобщение, у 81,82% испытуемых (9 детей) выявлена умственная отсталость, 18,18% детей (2 человека) дети с ЗПР; по результатам определения уровня развития способности к логическому рассуждению мы получили данные, которые указывают на то, что умственная отсталость выявлена у 90,91% испытуемых (10 детей), и 9,09% детей (1 ребенок) имеют показатели, характерные для лиц с задержкой психического развития.
Опираясь на результаты проведенного нами исследования, мы подобрали программу «Учись учиться», направленную на развитие познавательной сферы младших школьников с умственной отсталостью.
С задачами, поставленными нами при выполнении выпускной квалификационной работы справились в ходе теоретического и экспериментального исследования.



