Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика работы педагога-психолога с лицами с ОВЗ в зависимости от нозологической группы (на примере ЦСОН)

Работа №18399

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
856
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические представления о специфике работы педагога-психолога с
лицами с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологической группы 8
1.1 Содержание понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья 8
1.2 Психологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья 14
1.3 Содержание работы педагога психолога с лицами с ограниченными
возможностями здоровья в зависимости от нозологической группы 19
2 Экспериментальное исследование специфики работы педагога-психолога с
лицами с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологической группы 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Анализ полученных результатов 29
2.3 Содержание и основные направления работы с лицами с
ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологической группы в Центре социального обслуживания для лиц и ограниченными возможностями здоровья 34
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А Коррекционная программа «Учись учиться», направленная на развитие познавательной сферы младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 52


Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время в нашей стране большое значение уделяется теме вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в социум [27]. Это имеет веские основания, так как согласно статистическим данным, в России на сегодня более 2 миллионов детей - это дети с ОВЗ, что составляет 8% от детского населения. Ежегодно численность детей, относящихся к этой категории, увеличивается. Здесь важное значение имеет работа, направленная на приобретение и накопление ребенком опыта социального общения (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. и др.), этот опыт приобретается благодаря интеграции детей с особыми нуждами в мир людей, событий, взаимоотношений, переживаний: «Социальные условия, в которые должен врастать ребенок, и составляют, с одной стороны, всю ту область неприспособленности ребенка, из которой исходят творческие силы его развития; существование препятствий, толкающих ребенка к развитию, коренится в условиях социальной среды, в которую должен войти ребенок» (Выготский Л.С.). Нужно отметить, что обучение лиц с ОВЗ нужно понимать, прежде всего, в его социальном и правовом контексте [3]. Что заключается в праве каждого человека на получение им гарантированных государством и обществом таких условий жизни, которые бы не унижали его достоинства как личности, что закреплено в ряде межгосударственных и государственных документов (Конвенция ООН «О правах ребенка», «О правах умственно отсталых лиц», «О правах инвалидов»; Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О социальной защите инвалидов» и др.). В настоящее время в нашей стране активизируются специалисты, родители и многочисленные общественные организации объединяя усилия в защиту и укрепление прав лиц с ОВЗ на достойную жизнь, основанную на принципах гуманистического подхода. В этом же направлении строится и политика нашего государства [25; 38]. Это видно на примере реализации таких программ как «Доступная среда», «Право быть равным», «Перспектива». Такие программы позволяют детям с ОВЗ чувствовать себя принятыми обществом [1]. Вся эта работа не представляется возможной без наличия квалифицированных специалистов, умеющих помочь ребенку войти в этот мир социальных коммуникаций. И одним из таких специалистов является педагог-психолог [40].
В связи с этим целью своей работы мы видим - изучение в теоретическом и экспериментальном планах специфики работы педагога- психолога с лицами с ОВЗ в зависимости от нозологической группы (на примере ЦСОН).
Объект исследования: психологические особенности лиц с ОВЗ.
Предмет исследования: специфика работы педагога-психолога с лицами с ОВЗ в зависимости от нозологической группы.
Задачи работы в связи с указанной целью:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования, раскрыть определение понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья», охарактеризовать психологические особенности лиц с ОВЗ.
2. Изучить содержание и основные направления работы педагога- психолога с лицами с ОВЗ в зависимости от нозологической группы.
3. Спланировать и реализовать на практике экспериментальное исследование психологических особенностей лиц с ОВЗ.
4. Описать систему работы педагога-психолога с лицами с ОВЗ в зависимости от нозологической группы на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Богучанского района», на основе результатов экспериментального исследования подобрать коррекционную программу для проведения работы с лицами с ОВЗ.
Методы исследования:
• Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
• Эмпирические методы исследования: методика «Группировка предметов» (мофиф. методика, авт. У.В. Ульенкова), методика «Исключение не подходящих к группе предметов», методика «Установление причинно-следственных связей» (авт. Л.Ф. Фатихова).
• Методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды по вопросам исследования детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) (Выготского Л.С., Исаева Д.Н., Замского Х.С., Левченко И.Ю), по проблеме коррекционной работы с лицами с ОВЗ (Любимова М.Л., Артюшенко Н.П., Бгажноковой И.И.), а также социологов (Дементьевой Н.Ф., Егоровой Т.В., Маллер А.Р., Пановой А.И.).
Экспериментальная база для проведения исследования предоставлена МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Богучанского района». Выборка представлена младшими школьниками в количестве 11 человек (9 мальчиков, 2 девочки), у всех детей умственная отсталость легкой степени. Из них 5 детей имеют осложненную форму (2 ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы, 1 ребенок с выраженными расстройствами поведения, 1 ребенок имеет склонность к аутизму, 1 ребенок имеет нарушение слуха). 1 ребенок имеет атипичную форму легкой степени умственной отсталости (эпилептические припадки).
Апробация результатов исследования: по теме выпускной квалификационной работы опубликована научная статья на сайте www. infourok. ru (web-адрес публикации:
https://yandex.ru/search/?text=nocMOTpeTb%20cTaTbm%20Ha%20nH^oypoK%20c
пецифика%20работы%20педагогаncnxoHora%20c%20nnuaMn%20c%20OB3&lr=62&clid=2052553&wm=229).
Практическая значимость работы: материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике. Также может применяться педагогами- психологами и другими специалистами при работе с лицами с ОВЗ.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения, списка использованных источников, включающего 41 источник, приложение. В работе содержится 5 таблиц. Общий объем работы равен 51 страница.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе нами были приведены теоретический и эмпирический анализ специфики работы педагога-психолога с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, можно сделать вывод, что лица с ограниченными возможностями здоровья - это лица, имеющие функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе. К ним относятся люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно¬двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
При помощи методик «Группировка предметов» (модиф. методика авт. У.В. Ульянковой), «Исключение не подходящих к группе предметов», «Установление причинно-следственных связей между событиями (авт. Л. Ф. Фатихова) нами проведено экспериментальное исследование на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Богучанского района». В ходе исследования получены следующие данные: по результатам исследования уровня развития мыслительной операции - классификация 81,82% детей (9 человек) набрали от 0,5 до 2,5 баллов. Данный показатель соответствует показателю характерному для детей с умственной отсталостью, 18,18% испытуемых (2 человека) - дети с ЗПР; по данным диагностики уровня развития мыслительных операций - анализ, синтез, обобщение, у 81,82% испытуемых (9 детей) выявлена умственная отсталость, 18,18% детей (2 человека) дети с ЗПР; по результатам определения уровня развития способности к логическому рассуждению мы получили данные, которые указывают на то, что умственная отсталость выявлена у 90,91% испытуемых (10 детей), и 9,09% детей (1 ребенок) имеют показатели, характерные для лиц с задержкой психического развития.
Опираясь на результаты проведенного нами исследования, мы подобрали программу «Учись учиться», направленную на развитие познавательной сферы младших школьников с умственной отсталостью.
С задачами, поставленными нами при выполнении выпускной квалификационной работы справились в ходе теоретического и экспериментального исследования.



1. Артюшенко, Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения / Н.П. Артюшенко // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. № 1. - С. 57 - 76.
2. Беликова, Н. Ф. Инклюзивное образование в начальной школе: медико-психологическое сопровождение учебного процесса / Н.Ф. Беликова // Современные гуманитарные исследования. - 2012. - № 5. - С. 77-78.
3. Бгажнокова, И. М. Общее и специальное образование: пути к взаимодействию и интеграции / И.М. Бгажнокова // Вопросы образования. -2006. - № 2. - С. 30-38.
4. Бгажнокова, И. И. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью / П.И. Бгажнокова // Дефектология. - 1994. - № 1. - С. 11 - 15.
5. Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / И.М. Бгажнокова. — Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 181 с.
6. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации / Б.С. Бондаренко. - Москва : Владос, 2009. - 300 с.
7. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 302 с.
8. Всемирная организация здравоохранения. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения 2006 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.who.int/govemance/eb/
9. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. - Москва : Академкнига, 2005. - 247 с.
10. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова. - Балашов : Николаев, 2002. - 80 с.
11. Законодательная база Российской федерации. [Электронный ресурс]: «Федеральный Закон от 30.06.2007 № 120-ФЗ (ред. От 04.12.2007) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья». Режим доступа: https: //zakonbase.ru/content/base/117554
12. Замский, X. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века / Х.С. Замский. - Москва : НПО «Образование», 1995. - 400 с.
13. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб. / Росстат. - Москва, 2017. - 170 с.
14. Исаев, Д. Н. Психология больного ребенка / Д.Н. Исаев. - Санкт- Петербург : Издательство НИМИ, 2003. - 186 с.
15. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития особенности речи, письма, чтения / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. - Москва : Школьная Пресса, 2004. - 64 с.
16. Кудряшова, Е. Е. Социальные проблемы государственной политики
Российской Федерации в области образования и пути их решения. [Электронный ресурс]: / Е.Е. Кудряшова // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 9. - Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2016/09/71106 (дата обращения: 29.05.2018).
17. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития / В.В. Лебединский. - Москва : Педагогика, 2004. - 306 с.
18. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями развития / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. - Москва : Образование плюс,2005. -118 с.
19. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. — 345 с.
20. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
21. Любимов, М. Л. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья / М.Л. Любимов // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 186-189
22. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Маллер. - Москва : Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.
23. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / П.И. Мамайчук. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 220 с.
24. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А.Р. Маллер. - Москва : Аркти, 2002. - 176 с.
25. Матюшева, Т. Н. Конституционно-правовая основа регулирования инклюзивного образования в Российской Федерации / Т.Н. Матюшева // Право и образование. - 2010. - №4. - С. 21-27.
26. Малофеев, Н. Н. Школа должна учить ребенка быть независимым / Н.Н. Малофеев // Социальная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 121-125.
27. Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 3-9.
28. Международная классификация умственной отсталости
[Электронный ресурс]: Электронная версия «Международной статистической классификации болезней и проблем». - Режим доступа: http://mkb-
10.com/index.php?pid=4380.
29. Медико-правовой портал. Классификация основных видов нарушений функций организма при установлении инвалидности. [Электронный ресурс]: Научно-методический электронный журнал «Концепт». - Режим доступа: http://103-law.org.ua/.
30. Мещерякова, И. Ю. Особенности школьной адаптации детей с умственной отсталостью. [Электронный ресурс]: / И.Ю. Мещерякова // 
Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 1 - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77265
31. Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / М.Р. Богомильский. Л.В. Неймана. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
32. Никулина, Г. В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста / Л.В. Фомичева, Г.В. Никулина. - Санкт-Петербург : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. - 128 с.
33. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Л.Г. Гусляковой. - Москва : Социальное здоровье России, 2007. -210 с.
34. Письмо Рособрнадзора от 05.03.2010 № 02-52-3/10-ин «О направлении методических рекомендаций по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]: Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
35. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2011 № 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования» [Электронный ресурс]: Справочная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125296/
36. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — Санкт-Петербург,2006. - 336 с.
37. Скок, Н. И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции / Н.И. Скок // Социологические исследования. - 2005. - № 4. - С. 45-60. 
38. Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. - Москва : АРКТИ,2007. - 80 с.
39. Фатихова, Л. Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. - Уфа : ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. - 80 с
40. Шарланова, А. В. Проектирование доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования. [Электронный ресурс]: / А.В. Шарланова // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 11 - С. 87-91. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/11/13367
41. Щепко, Е. Л. Психодиагностика нарушений развития / Е.Л. Щепко. - Москва : Академия, 2000. - 410 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ