Часть I. Типология современных изданий по тайм-менеджменту 3
Введение 4
Глава 1. Становление междисциплинарной науки «тайм-менеджмент» 9
1.1. Модификация времени и книжных форматов изданий в аспекте культурно -
исторического развития 9
1.2. Специфика современных изданий по тайм-менеджменту 20
1.3. Классификация изданий и информационных ресурсов по тайм-менеджменту ....28
Глава 2. Формирование типологии изданий по тайм-менеджменту в современном книжном пространстве 36
2.1. Социологическое исследование как метод описания читательского «портрета»
изданий по тайм-менеджменту 36
2.2. Проблемы и перспективы современных изданий по тайм-менеджменту (зарубежный
и отечественный опыт) 53
2.3. Образ отечественных издательств, специализирующихся на изданиях
по тайм-менеджменту: миссия и стратегии продвижения 74
Заключение 88
Список использованной литературы 90
Часть II. Редактура статей «Вестника Томского государственного университета. Филология» 95
Рецензия на статью А. Г. Масловой «Мифологизация художественного пространства и времени в творчестве С. С. Боброва» 96
Рецензия на статью О. А. Коваль и Е. Б. Крюковой «Образ языка Людвига Витгенштейна и язык образов Ингеборг Бахман» 98
Часть III. Экономическое обоснование издания «Вестник Томского государственного университета. Филология» 100
Ритм жизни современного человека задает предпосылки к развитию и усовершенствованию формирования его временных ресурсов. Городской житель XXI века совмещает профессиональную деятельность, а порой и не одну, самообразование, домашние дела, хобби, спорт и путешествия, загородные поездки. Для планирования всех дел необходима четкая система с учетом индивидуальных предпочтений, поэтому в нашу жизнь активно стала входить наука о планировании времени — тайм-менеджмент и издания, посвященные ей. За последние десять лет появилось такое разнообразие видов и форматов подобных изданий, что читателю предоставляется полная свобода выбора, а издателю — возможность генерировать новые идеи и подходы для реализации книжных проектов.
Постановка проблемы, которой посвящена выпускная квалификационная работа, связана с формированием типологии изданий по тайм-менеджменту с учетом их междисциплинарной направленности и разнообразия форматов предоставления материалов. Основной проблемой остается то, что весь спектр изданий по тайм- менеджменту рассеян между читательским адресом и не имеет точного целевого направления, несмотря на то, что содержание и оформление само диктует характер аудитории.
В издательском деле еще нет устоявшегося понятия типологии и самих классификаций представленных изданий, так как сфера деятельности находится в постоянном движении, и исследователи предлагают собственные варианты систематизации. Тем не менее, в последнее время уже можно говорить об определенном формировании типологии, которое трактуется в словаре С. И. Ожегова так: «Типология — классификация, представляющая соотношение между разными типами предметов, явлений внутри их системы в целом» . Гуманитарная энциклопедия дает более широкое представление термина: «Типология — это метод научного познания, направленный на разделение некоторой совокупности объектов и их объединение в некоторую упорядоченную группу с помощью типа, то есть обобщённой, идеализированной модели» .
Из этого мы делаем вывод, что для работы необходим комплексный анализ представленных на рынке изданий, включая всю информационною среду, окружающую их. Чтобы анализ был сопоставим с возможностями нашего исследования, мы ограничиваемся хронологическими рамками современных изданий по тайм-менеджменту за последние пять лет, но при этом привлекаем и более ранние издания для наглядности процесса исторического развития и видоизменения форматов.
Актуальность данной темы видится в воплощении потребностей современного читателя в новой научной сфере путем издательской продукции: появление различных видов изданий и, в связи с этим, специфики их редакционной подготовки. Издания по планированию времени включают в себя теоретическую базу и рекомендации или практикумы для дальнейших действий; нередко технология является авторской и содержит особые материалы; также в большинстве случаев даются упражнения, рецепты или творческие задания, что подтверждает широкую направленность темы, а также необходимость ее профессиональной квалификации.
Появление и нарастающая актуальность изданий по планированию времени вызвана ускорением ритма человеческой жизни, при этом и его желанием уделять внимание своему здоровью, досугу, быть эффективным и работоспособным в течение всего дня. Поэтому такого рода издания не могут иметь исключительно теоретический характер, так как полученные знания нуждаются в практическом подкреплении изученного материала. Это новый формат изданий, практически еще не изучающийся в книговедении, но сама их актуальность диктует такую необходимость.
Новизна данной работы заключается в том, что вопрос планирования времени рассматривается практически впервые в междисциплинарном аспекте — на пересечении науки о здоровом образе жизни и социокультурных факторов человеческой жизни, в которые входит: менталитет, окружающая среда, психологические особенности восприятия. Затрагивается вопрос о воплощении и содержании изданий по тайм - менеджменту для наиболее комфортной и эффективной работы с читателем.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы, изучив примеры изданий по тайм-менеджменту, классифицировать их, выделить особенности подготовки и читательскую направленность.
Задачи исследования:
1) проследить историю развития тайм-менеджмента как науки, выявить связи с другими областями знаний;
2) выявить перспективы рынка изданий по тайм-менеджменту, его особенности и схемы распространения продукции;
3) провести анализ читательской аудитории и составить читательский «портрет» изданий;
4) сформировать классификацию современных отечественных изданий по тайм - менеджменту, включив особенности информационного поля рассматриваемой темы.
Вопрос систематизации и анализа изданий по тайм-менеджменту практически не рассматривался, поэтому за основу исследования взяты общие книговедческие работы из разных областей. Теоретической основой для построения типологии изданий стали такие источники, как: учебник А. А. Беловицкой «Книговедение. Общее книговедение», Н. Н. Кушнаренко «Документоведение», учебное пособие Н. Н. Швецова-Водка «Общая теория документа и книги» . Междисциплинарный аспект тайм-менеджмента диктует необходимость привлечения ряда работ смежных областей: учебник Э. Н. Вайнер «Валеология» с описанием взаимосвязи здорового образа жизни и планирования времени человека, учебное пособие для студентов по экологии города В. В. Денисова, включение понятия «креативных индустрий» и ритма жизни современного человека в работах Ч. Лэндри, Л. Р. Зотовой. Для работы с концептуальным анализом изданий за основу взято пособие А. М. Лобина, проведение социологических исследований потребовало также привлечения ряда исследователей: И. Ф. Девятко, Ю. Г. Волкова.
Если учесть, что целью исследования видится формирование типологии изданий по тайм менеджменту и их классификация, то принцип отбора материала не имеет жестких рамок. Во-первых, для проведения исследования мы попытались охватить широкий спектр отечественных и зарубежных изданий, которые соответствовали бы критерию современности и выпускались в последние пять лет. Во-вторых, ряд изданий был выбран для рассмотрения исторического развития и видоизменения форматов, а также способов изложения основ планирования времени, сравнения с новыми книжными и не только проектами, выявления их своеобразия. В информационную среду вокруг рассматриваемых изданий мы включаем наличие блогов по тайм-менеджменту, персональных информационных менеджеров (ПИМ) и электронных планировщиков, образовательных платформ, активно внедрившихся в жизнь современного человека.
Объектом исследования являются несколько групп изданий:
1. Издания, включающие в себя теорию тайм-менеджмента: учебное пособие «Тайм- менеджмент. Полный курс» Глеба Архангельского, авторские методики Дэвида Аллена «Как привести дела в порядок» и т.д.
2. Издания по тайм-менеджменту специализированные: «Позитивный тайм-
менеджмент. Как успевать быть счастливым» Марии Хайнц, «Тайм-менеджмент для школьника» Марии Лукашенко.
3. Издания для досуга: «Управляй временем. Ежедневник № 1», «365 дней очень творческого человека», Ежедневники по методу Глеба Архангельского.
4. Электронные ресурсы: сайты по тайм-менеджменту «Организация времени», «Хозяин времени», блог «4Brain».
Предмет исследования — специфика современных изданий по тайм- менеджменту.
Методами исследования стали: книговедческий, аналитический, системно-типологический методы, социологический (анкетирование), культурно-исторический.
В качестве методологической базы работы будут использованы теория книговедения, теория и методика редакционно-издательской деятельности, психологии чтения и восприятия.
Теоретические результаты ВКР представляют попытку систематизации видов и форматов изданий по тайм-менеджменту, анализ их специфики в научной среде. В работе рассматривается широкое информационное поле малоизученной тематики, показаны наиболее выигрышные пути развития и продвижения изданий. Включение спектра междисциплинарных наук может стать основой для дальнейших путей изучения и развития не только книговедческих дисциплин, но и ряда других гуманитарных и естественных наук.
Практическими результатами исследования стал редакционный анализ концепций нескольких современных изданий по тайм-менеджменту. Проведено два этапа социологического исследования по выявлению актуальности тайм-менеджмента как области знания и изданий рассматриваемой темы, а также описание читательского «портрета» этих книг. Результаты исследования могут стать опорой для корректировки элементов последующих изданий, что приведет к охвату большей целевой аудитории и росту читательского интереса к планированию временными ресурсами.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами. Во введении рассматривается поставленная проблема, цель и задачи исследования, формулируется актуальность и новизна темы, кратко изложена структура и результаты работы. В первой главе «Становление междисциплинарной науки “тайм-менеджмент”» представлено теоретическое обоснование вопроса, история развития восприятия времени, формирование тайм-менеджмента как науки и ее взаимосвязь с рядом других областей. Также в работе описывается значительная часть актуальных форматов и их особенности функционирования в современном мире; дается попытка классификации изданий и информационных ресурсов по тайм-менеджменту в аспектах целевого назначения, читательского адреса, формата представления. Во второй главе «Формирование типологии изданий по тайм-менеджменту в современном книжном пространстве» характеризуются результаты практической части исследования по выявлению специфики отечественных и зарубежных изданий, а также подведены итоги социологического исследования актуальности рассматриваемой темы и читательской среды. В одном из разделов рассмотрены наиболее влиятельные издательства, в репертуар которых вошли издания по тайм-менеджменту, проанализированы их способы продвижения продукции и предложены рекомендации по развитию методов коммуникативной политики для более мелких издательств и платформ самопубликаций. В заключении подводится общий итог исследования, кратко характеризуются аспекты составленной типологии изданий по планированию времени и намечаются перспективы для дальнейшего исследования.
Таким образом, в соответствии с поставленными задачами исследования, мы выявили междисциплинарную направленность тайм-менеджмента как науки и рассмотрели ее историю развития и становления; проанализировали рынок отечественных и переводных изданий за последние пять лет, определив основных «игроков» и тенденции в позиционировании изданий; исследовали читательскую аудиторию и указали ее потребности по отношению к изданиям; сформировав классификацию по ряду критериев, соотнесли ее со спецификой подготовки и работы с изданием.
Целью нашего исследования было изучение ряда репрезентативных примеров изданий и информационных ресурсов по тайм-менеджменту, классифицирование их с указанием специфики функционирования. Нам удалось привлечь ряд источников, отличающихся по целевому назначению и читательскому адресу, виду, материальной конструкции классических бумажных форматов и электронных платформ. Классифицировать такой разнообразный материал по единым параметрам было весьма затруднительно, поэтому мы использовали комплексное описание, входящее в понятие типологии.
Характерной особенностью изданий по тайм-менеджменту является включенность в широкое информационное поле, что относится не только к сопутствующим областям знаний (валеология, экология, психология, экономические дисциплины), но и к спектру ресурсов, поддерживающих интерес к изданиям. Образовательные площадки в Интернете, блоги, персональные информационные менеджеры предоставляют возможность применения интерактивности и подкрепления мультимедийными форматами. Цифровые технологии настолько прочно вошли в жизнь современного человека, что начинают приобретать равноценную с классическими формами изданий авторитетность. Так, например, блоги, сайты, социальные сети и т.д. уже на сегодняшний день переходят в статус виртуальных жанров и закрепляют за собой ряд отличительных черт.
Ритм жизни и научно-технический прогресс породили тайм-менеджмент как науку, а простор сфер увлечений современного человека потребовал универсальной системы для координации задач разного формата и объема, поэтому издателям важно поддерживать видовое разнообразие изданий и материалов для планирования времени. Совмещение традиционных форм и интерактивности повышает активность читателя, дает ему возможность не только постигать теоретические основы, но и реализовать себя творчески.
Нагромождение информации препятствует поиску и вычленению необходимых материалов, поэтому столь жесткой стала конкуренция среди издателей и книгораспространителей. В связи с этим для успешного развития книжного проекта необходимо применять инновационные системы позиционирования и продвижения продукции, поэтому лидерами на рынке становятся те организации, которые смогли их активно внедрить («Альпина Паблишер», «Манн, Иванов и Фербер», сервис самопубликаций «Ridero»). От главенствования уровня производства и качества продукции они смещают акцент в сторону комфорта и удовлетворенности потребительских потребностей.
Исследования читательской аудитории помогли выявить ключевые факторы для акцентирования внимания в анализируемых изданиях: авторитетность методик планирования и возможность практического применения, что отражает их содержательную часть; личность автора как мотивирующую функцию в саморазвитии; оформление и удобство использования. Анализ отечественного и зарубежного опыта современных и предшествовавших им изданий позволил уточнить специфику изданий, определенный прогресс в их развитии.
Перспективы выпускной квалификационной работы мы видим в расширении корпуса анализируемых материалов и в дополнении выстроенных примеров классификаций, их видов и подвидов. Темпы развития окружающей действительности, несомненно, приведут к появлению новых форматов, новых форм подачи материала в общей концепции изданий по тайм-менеджменту, которые станут неотъемлемой частью их структуры и потребуют анализа и систематизации. Это станет уже следующим этапом в исследуемой нами проблеме.
1. 365 дней очень творческого человека : ежедневник / Я. Франк. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2011. — 256 с.
2. Аллен, Д. Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2011. — 361 с.
3. Архангельский, Г. А. Формула времени. Тайм-менеджмент на Outlook 2013. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 224 с.
4. Ежедневник студента. Метод Глеба Архангельского / Г. Архангельский, Ю. Мезина, А. Москвичева. — М., 2011. — 344 с.
5. Еремич, Н. Г. Тайм-менеджмент для женщин. Как все успевать. — СПб. : Питер, 2008. — 170 с.
6. Кеннеди, Д. Жесткий тайм-менеджмент : возьмите свою жизнь под контроль. — Москва: Альпина Паблишер, 2014. — 198 с.
7. Лукашенко, М. Тайм-менеджмент для детей: книга продвинутых родителей. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 304 с.
8. Лукашенко, М. Тайм-менеджмент для школьника. Как Федя Забывакин учился временем управлять. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 184 с.
9. МакГи, С. Тайм-менеджмент с помощью Microsoft Outlook. — СПб. : Питер, 2007. — 264 с.
10. Моргенстерн, Дж. Тайм-менеджмент: искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. — М.: Добрая книга, 2004. — 256 с.
11. Сидорова, Н. А., Анисинкова Е. Б. Тайм-менеджмент — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. — 220 с.
12. Смит, К. Уничтожь меня: уникальный блокнот для творческих людей. — М.: Эксмо, 2017. — 224 с.
13. Соковых, И. С. Счастливая домохозяйка: Как все успевать? — М., 2016. — 304 с.
14. Соснина, М. А. Личный тайм-менеджмент, или Как управлять своим временем. Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. — 250 с.
15. Управляй временем! — М. : Издательство «Э», 2016. — 160 с. — (Ежедневник №1).
16. Франк, Я. Муза и чудовище: как организовать творческий труд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 272 с.
17. Хайнц, М. Позитивный тайм-менеджмент. Как успевать быть счастливым. — М.: Альпина Паблишер, 2018. — 128 с.
Нормативные документы
18. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления : ГОСТ 7.1-2003. — Введ. 2004-07-01. М.: Изд-во стандартов, 2003. — 169 с.
19. Издания. Основные виды. Термины и определения : ГОСТ 7.60-2003. — Введ. 2004-07-01. М.: Изд-во стандартов, 2003. — 41 с.
Научная литература
20. Антипин, Н. А. Урбанизация и здоровье населения : экологический аспект // Здоровье — основа человеческого потенциала : проблемы и пути их решения. — СПб., 2010. — № 5. — С. 137-142.
21. Беловицкая, А. А. Система книговедческого метода // Книга и социальный прогресс : тез. докл. — М., 1986. — С. 131-139.
22. Горошко, Е. И., Жигалина, Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. — 2010. — № 12. — С. 105-124.
23. Гречихин, А. А. Общая библиография. — М. : Изд-во МПИ, 1990. — 108 с.
24. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования. — Екатеринбург, 1998. — 208 с.
25. Динер, Е. В. Анализ книговедческих подходов к типологии книги // Научные и технические библиотеки. — 2015. — № 7. — С. 93-101.
26. Зотова, Л. Р. Креативный город: творческие индустрии и развитие городов // Креативная экономика. — 2015. — Том 9. — № 11. — с. 1465-1490. — doi: 10.18334/ce.9.11.2085.
27. Климишин, И. А. Календарь и хронология. — 3-е изд. — М.: Наука, 1990. — 478 с.
28. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада. — Екатеринбург, 2005. — 560 с.
29. Лэндри, Ч. Креативный город. — М., 2006. — 399 с.
30. Мароши, В. В. Авторы-самиздатели в современной России: опыт типологической характеристики // Библиосфера. — 2012. — № 3. — С. 3-8.
31. Скворцова, В. Н. Индивидуальное здоровье человека : валеологический дискурс / В. Н. Скворцова, О. С. Кексель // Известия Томского политехнического университета. — Томск, 2010. — № 6. — С. 188-192.
32. Черепнин, Л. В. Русская хронология. — М.: Глав. архивное упр. НКВД СССР. Историко-архивный ин-т., 1944. — 94 с.
33. Щипицина, Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации. — Архангельск: Поморский университет, 2009. — 238 с.
Учебная литература
34. Беловицкая, А. А. Книговедение. Общее книговедение: учебник. —
М.: МГУП, 2007. — 393 с.
35. Вайнер, Э. Н. Валеология : учебник для вузов. 2001. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 416 с.
36. Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. — М.: Инфра-М, 2004. — 768 с.
37. Кушнаренко, Н. Н. Документоведение: учебник для студентов вузов культуры. — Киев: Знання, 2006. — 159 с.
38. Лобин, А. М., Миронова М. В. Проектирование и анализ концепции книжного издания : учеб. пособ. — Ульяновск : УлГТУ, 2009. — 110 с.
39. Редакторская подготовка изданий: учебник / С. Г. Антонова, В. И. Васильев, И. А. Жарков, О. В. Коланькова, Б. В. Ленский, Н. З. Рябинина, В. И. Соловьев — М.: МГУП, 2002. — 468 с.
40. Тайм-менеджмент. Полный курс : учеб. пособ. / Г. А. Архангельский, М. А. Лукашенко, Т. В. Телегина, С. В. Бехтеров. — М. : Альпина Паблишер, 2017. — 311 с.
41. Швецова-Водка, Г. Н. Общая теория документа и книги: учеб. пособ. — М.; Киев: Рыбари, Знання, 2009. — 487 с.
42. Экология города : учеб. пособ. : [для студентов вузов] / В. В. Денисов, А. С. Курбатова, И. А. Денисова [и др.] ; под ред. В. В. Денисова. — М. : МарТ, 2011. — 831 с.
Словари и энциклопедии
43. Большой Энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Большая рос. энцикл.; Норинт, 2000. — 1434 с.
44. Большой толковый словарь русских существительных / Л. Г. Бабенко. — М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. — 576 с.
45. Толковый словарь Ожегова / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М. : Оникс, 2008. — 736 с.
Электронные ресурсы
46. 4Brain [Электрон. ресурс]. — URL : https://4brain.ru/blog/category/time-management.
47. Ridero [Электрон. ресурс]. — URL :https://ridero.ru/about.html.
48. Summary. Экспертные обзоры книг / Альпина-В2В. — Альпина Паблишер
[Электрон. ресурс]. — URL : http://www.alpinab2b.ru/product/obuchit-
sotrudnikov/ekspertnye-obzory-biznes-knig/.
49. Алексина, Т. А. Время как феномен культуры [Электрон. ресурс]. —
URL:http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/aleksina vremia.
51. Альпина Паблишер: об издательстве [Электрон. ресурс]. — URL:
https://www.alpinabook.ru/content/publisher/.
52. Гончарова, О. В ответе за каждую букву. — М.: Ведомости, 2014. — [Электрон. ресурс]. — URL:https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/03/18/v-otvete-za-kazhduyu-bukvu.
53. Киеня, Н. «Мы ощущаем дефицит хороших российских авторов»: Александр Лиманский о том, как продать свою книгу «Альпине». — Теории и практики, 14.07.2015 : [Электрон. ресурс]. — URL:https://theoryandpractice.ru/posts/10795-publishing-non-fiction.
54. Лихой, В. Игорь Манн: «Книги станут признаком крутизны». — Hungry shark, 19.02.2012 : [Электрон. ресурс]. — URL:http://hungryshark.ru/articles/795-igor-mann-knigi-stanyt-priznakom-krytizn.
55. Макарова, Е. «Альпина» изучила «Теории и практики». — М.: Газета Коммерсантъ, 01.02.2017 : [Электрон. ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3206738.
56. Манн, Иванов и Фербер: об издательстве [Электрон. ресурс]. — URL : https://www.mann-ivanov-ferber.ru/about/.
57. Набережнов, Г. Человек-стартап: как заставить весь мир прийти к тебе в гости //
Русский репортер. — № 10 (288). — 2013 : [Электрон. ресурс]. — URL:
http://rusrep.ru/article/2013/03/13/lifshiz.
58. Организация времени [Электрон. ресурс]. URL :http://www.improvement.ru.
59. Пацула, А. Власть времени и управление : опыт социологического дискурса [Электрон. ресурс]. — 2012. — URL :http://cyberleninka.ru/article/n/vlast-vremeni-i-upravlenie-opyt-sotsiologicheskogo-diskursa.
60. Попов, Е. М. Хозяин времени [Электрон. ресурс]. — URL :
https://1popov.ru/disc124.
61. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова [Электрон. ресурс]. — М., 2003. — URL :http://www.studfiles.ru/preview/2850695/page:15.
62. Субботин, А. Л. Классификация. — М.: ИФ РАН, 2001. // Электронная публикация:
Центр гуманитарных технологий. — 10.12.2011. : [Электрон. ресурс]. —
URL:http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3794.