Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инвалидность: понятие, виды, порядок установления (Северо-Восточный федеральный университет)

Работа №183981

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы41
Год сдачи2025
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере «Бюро медико-социальной экспертизы 10» (г. Вилюйск, Республика Саха (Якутия))

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ИНВАЛИДНОСТИ  6
1.1. Понятие инвалидности 6
1.2. Современные нормативно-правовые аспекты определения инвалидности 10
1.3. Сравнительный анализ разных подходов в трактовке понятия инвалидности 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ 23
2.1. Анализ работы «Бюро медико-социальной экспертизы 10» в г. Вилюйск 23
2.2. Исследование работы «Вилюйского специализированного дома социального обслуживания для престарелых и инвалидов им. Кэтти Марсден» в селе Сосновка 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39



Актуальность темы. В последние годы наблюдается существенное переосмысление понятия «инвалидность» как в международной практике, так и в российском правовом поле. Традиционная медицинско-процедурная модель уступает место интегративному функционально-социальному подходу, в центре которого не болезнь как таковая, а ограничение участия человека в общественной жизни. Это обуславливается ративицией Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов (2012 г.); появлением международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ ВОЗ); возрастающей ролью абилитации и реабилитации как ключевых элементов государственной политики; демографическими изменениями и ростом числа лиц с хроническими заболеваниями.
Вместе с тем практика работы бюро медико-социальной экспертизы (на примере Бюро № 10 в г. Вилюйск) и социально-реабилитационных учреждений (специализированный Дом-интернат им. Кэтти Марсден в с. Сосновка) показывает, что существующие нормативно-правовые и организационные механизмы требуют дальнейшего совершенствования. Необходим глубокий анализ действующих процедур установления инвалидности, механизмов абилитации и реабилитации, а также оценка их влияния на качество жизни и социальную интеграцию граждан.
Степень разработанности темы. В научной литературе подробно рассмотрены: эволюция терминологии («инвалид», «лицо с инвалидностью»), социокультурные аспекты восприятия инвалидности (Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К.), модели МКФ (ВОЗ), международная методология Вашингтонской группы ООН и практика применения медико-социальной экспертизы в РФ. Вместе с тем отсутствует целостное исследование, связывающее эти теоретические подходы с практикой региональных МСЭ-бюро и социальных учреждений в целях выработки рекомендаций по усовершенствованию системы социальной защиты инвалидов.
Объект исследования: система социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации, включающая нормативно-правовое регулирование и практику функционирования медико-социальной экспертизы и реабилитационных учреждений.
Предмет исследования: нормативно-правовые и методологические основы определения инвалидности; особенности процедур МСЭ, переосвидетельствования, абилитации и реабилитации; их влияние на эффективность социальной поддержки граждан с ограниченными возможностями.
Проблема исследования. Недостаточная согласованность между российской медицинско-процедурной моделью и международными функционально-социальными стандартами, приводящая к неучёту значительной части лиц с ограничениями жизнедеятельности и к неэффективному распределению социальных ресурсов.
Цель исследования — определить современные методологические и нормативно-правовые основы установления инвалидности, провести сравнительный анализ российских и международных подходов и разработать рекомендации по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов в РФ.
Задачи исследования
1. Проследить эволюцию понятия «инвалидность» в отечественной и мировой практике с учётом социокультурных, правовых и педагогических аспектов.
2. Исследовать российскую нормативно-правовую базу (ФЗ № 181-ФЗ, постановления Правительства, приказы Минтруда и Минздрава) и оценить её эффективность.
3. Сравнить российскую модель МСЭ с международными стандартами (МКФ ВОЗ, методология Вашингтонской группы ООН) в части выявления функциональных ограничений.
4. Проанализировать практику работы региональных бюро МСЭ (Бюро № 10 в г. Вилюйск) и специализированного Дома-интерната (с. Сосновка) для выявления «узких мест» в организации медико-социальной экспертизы и реабилитации.
5. Сформулировать конкретные рекомендации по интеграции функционально-социального подхода в российскую систему установления инвалидности и систему социальной поддержки.
Методы исследования: нормативно-правовой и сравнительный анализ; контент-анализ законодательных и методических документов; статистический анализ данных ФРИ-МСЭ, Пенсионного фонда и переписных обследований; кейс-стади региональных практик бюро МСЭ и социальных учреждений; эмпирические методы: опросы и интервью специалистов и лиц с инвалидностью.
Научная новизна: комплексное сопоставление российской и международной моделей установления инвалидности с учётом конкретных примеров работы МСЭ-бюро и Дома-интерната. Выработка интегративных рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования и организационных процедур с опорой на модель МКФ и международный опыт.
Результаты исследования могут быть использованы: при разработке и уточнении нормативных актов Минтруда, Минздрава и Правительства РФ; руководителями бюро МСЭ и социальных учреждений для оптимизации процессов экспертизы, абилитации и реабилитации; органами региональной власти для планирования и распределения бюджетных и внебюджетных средств, а также для программы подготовки кадров в системе социальной защиты.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В завершение следует отметить, что проведённое исследование позволило всесторонне рассмотреть современные методологические и нормативно-правовые основы установления инвалидности в Российской Федерации, а также сопоставить их с международными стандартами и на примере региональных практик выявить возможные пути совершенствования системы социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями. Анализ эволюции понятия «инвалидность» показал, что переход от чисто медицинско-процедурного к функционально-социальному подходу в мировой практике отражается и в российском законодательстве, однако нормативные акты требуют доработки для полноценного внедрения моделей, основанных на Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.
Изучение действующего законодательства — Федерального закона № 181-ФЗ, подзаконных актов Минтруда и Минздрава, постановлений Правительства — выявило, что большинство положений соответствует международным обязательствам России, но недостаточно чётко формулирует критерии оценки социальных и бытовых барьеров. Это приводит к тому, что при прохождении медико-социальной экспертизы часть граждан с функциональными нарушениями остаётся без необходимого статуса, а значит и без адекватной поддержки. Анализ методологии Вашингтонской группы ООН и её фрагментарное применение показали, что в российской практике недостаёт гибкости в выявлении скрытых или «неявных» ограничений жизнедеятельности.
Работа региональных учреждений продемонстрировала, насколько актуальны эти проблемы на практике. В Бюро медико-социальной экспертизы в г. Вилюйск отмечается нехватка специалистов, способных комплексно оценивать не только диагноз, но и реальный уровень социальной активности и потребности в абилитации. В специализированном Доме-интернате им. Кэтти Марсден в с. Сосновка эффективные программы восстановления и адаптации при отсутствии чётких нормативных механизмов финансирования и межведомственного взаимодействия зачастую страдают от дефицита ресурсов и слабой координации.
На основе полученных данных разработана система рекомендаций, направленная на интеграцию функционально-социального подхода в процедуры установления инвалидности. Предполагается введение модульного профиля оценки жизнедеятельности, унификация экспертных форм для учёта социальных факторов и регулярное повышение квалификации специалистов МСЭ с включением практик оценки по стандартам МКФ. Кроме того, важно усилить взаимодействие между Минтрудом, Минздравом, органами соцзащиты и реабилитационными учреждениями для своевременного обмена информацией и ресурсов.
Перспективы дальнейших исследований связаны с эмпирической проверкой разработанных предложений через пилотные проекты в различных регионах, анализом их экономической эффективности и оценкой долгосрочного влияния на социальную интеграцию лиц с инвалидностью. только такой комплексный подход обеспечит плавный переход к по-настоящему человека-центрированной системе социальной защиты.



1.1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 2 (часть I). Ст. 119.
1.2. Конвенция Организации Объединённых Наций о правах инвалидов : утв. резолюцией ГА ООН от 24 янв. 2007 г. № 61/106; ратифицирована в РФ 05.05.2012 г. // Вестник международного права. 2007. № 3.
1.3. Резолюция Совета Безопасности ООН по вопросам прав инвалидов от 10.07.2018 г. № 987 // Официальный сайт ООН.
1.4. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4731.
1.5. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке предоставления мер социальной поддержки…» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 8. Ст. 823.
1.6. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 г. № 588 (ред. от 03.02.2025) «О признании лица инвалидом» (вместе с Правилами признания лица инвалидом) : вступ. в силу с 01.03.2025 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 15. Ст. 1234.
1.7. Приказ Минтруда России от 26.07.2024 г. № 374н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России 23.08.2024 г. № 79273) // Официальный интернет-портал правовой информации. 26.07.2024.
1.8. Приказ Минтруда России и Минздрава России от 16.05.2024 г. № 259н/238н «Об утверждении перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных… в целях проведения медико-социальной экспертизы» // Официальный интернет-портал правовой информации. 16.05.2024.
1.9. Приказ Минтруда России от 10.12.2024 г. № 687н «Об утверждении перечня медицинских и социальных показаний, медицинских противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации…» (зарегистрирован 12.03.2025 г. № 81522) // Официальный интернет-портал правовой информации. 10.12.2024.
1.10. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2024 г. № 657 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Республики Саха (Якутия)» // Собрание актов Республики Саха (Якутия). 2024. № 52.

Литература
2.1 Баринова Г.В. Инвалидность как социальный феномен: автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2015. 150 с.
2.2 Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) / WHO. – М.: Вузовская книга, 2001.
2.3 Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества: монография. – М.; Берлин: Директ‑Медиа, 2014. 174 с.
2.4 Иванова М.П. Правовые проблемы социальной адаптации инвалидов. – М.: Юрайт, 2018. 312 с.
2.5 Карпов А.И. Социологические исследования инвалидности в современной России. – СПб.: Юрайт, 2019. 278 с.
2.6 Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: Более 10000 единиц. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. 511 с.
2.7 Кулагина Е.В. Образование детей‑инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: социально‑экономический аспект / Е.В. Кулагина; АНО «Совет по вопросам управления и развития»; ИСЭПН РАН. – М.: ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2014. 206 с.
2.8 Лебедева Т.С. Социальная интеграция и инклюзия: анализ судебной практики. – М.: Юрайт, 2020. 200 с.
2.9 Новиков А.В. Правовые основы социальной защиты инвалидов: учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. 320 с.
2.10 Радуто В.И. О правовом наполнении понятия «социальная защита». – Социальное и пенсионное право, 2014, № 1, с. 10–30.
2.11 Росстат. Статистический сборник по переписи населения 2010 г. – М., 2011. 350 с.
2.12 Смирнов П.В. Интерпретация понятия инвалидности: современные подходы. – Новосибирск: Юрайт, 2017. 250 с.
2.13 Смирнова Н.И. Социологический анализ проблем социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями: монография. – СПб.: Издательство РГУ, 2018. 240 с.
2.14 Ткаченко В.С. Инвалидность как состояние социальной дезадаптированности (социофункциональный аспект) // Личность. Культура. Общество. – 2006. Т. 8, № 2(30). С. 318–330.
2.15 Усова Л.В. К вопросу об интерпретации понятий «инвалид» и «инвалидность». – М., 2010. С. 45–60.
2.16 Федорова И.П. Социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями: монография. – Екатеринбург: УрФУ, 2017. 280 с.
2.17 Ярская‑Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. – Саратов: СГТУ, 1997. С. 130–190.

Интернет-ресурсы
3.1. Дом-интернат социального обслуживания нового типа . URL: https://sakhaparliament.ru/obshchestvo/7372-v-yakutii-otkrylsya-dom-internat-sotsialnogo-obsluzhivaniya-novogo-tipa (дата обращения: 28.04.2025).
3.2. ГБУ РС(Я) «Вилюйский специализированный дом социального обслуживания имени Кэтти Марсден» . URL: https://star-pro.ru/proverka-kontragenta/organization/1021400641701--gbu-respubliki-saxa-yakutiya-vilyujskij-specializirovannyj-dom-socialnogo-obsluz (дата обращения: 28.04.2025).
3.3. Специализированный дом социального обслуживания для престарелых и инвалидов имени Кэтти Марсден: день открытых дверей . // vilcollege.ru. URL: https://vilcollege.ru/2024/03/v-spetsializirovannom-dome-sotsialnogo-obsluzhivaniya-dlya-prestarelyh-i-invalidov-im-ket-marsden-sostoyalsya-den-otkrytyh-dverej/ (дата обращения: 28.04.2025).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ