Работа сделана на примере «Бюро медико-социальной экспертизы 10» (г. Вилюйск, Республика Саха (Якутия))
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ИНВАЛИДНОСТИ 6
1.1. Понятие инвалидности 6
1.2. Современные нормативно-правовые аспекты определения инвалидности 10
1.3. Сравнительный анализ разных подходов в трактовке понятия инвалидности 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ 23
2.1. Анализ работы «Бюро медико-социальной экспертизы 10» в г. Вилюйск 23
2.2. Исследование работы «Вилюйского специализированного дома социального обслуживания для престарелых и инвалидов им. Кэтти Марсден» в селе Сосновка 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Актуальность темы. В последние годы наблюдается существенное переосмысление понятия «инвалидность» как в международной практике, так и в российском правовом поле. Традиционная медицинско-процедурная модель уступает место интегративному функционально-социальному подходу, в центре которого не болезнь как таковая, а ограничение участия человека в общественной жизни. Это обуславливается ративицией Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов (2012 г.); появлением международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ ВОЗ); возрастающей ролью абилитации и реабилитации как ключевых элементов государственной политики; демографическими изменениями и ростом числа лиц с хроническими заболеваниями.
Вместе с тем практика работы бюро медико-социальной экспертизы (на примере Бюро № 10 в г. Вилюйск) и социально-реабилитационных учреждений (специализированный Дом-интернат им. Кэтти Марсден в с. Сосновка) показывает, что существующие нормативно-правовые и организационные механизмы требуют дальнейшего совершенствования. Необходим глубокий анализ действующих процедур установления инвалидности, механизмов абилитации и реабилитации, а также оценка их влияния на качество жизни и социальную интеграцию граждан.
Степень разработанности темы. В научной литературе подробно рассмотрены: эволюция терминологии («инвалид», «лицо с инвалидностью»), социокультурные аспекты восприятия инвалидности (Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К.), модели МКФ (ВОЗ), международная методология Вашингтонской группы ООН и практика применения медико-социальной экспертизы в РФ. Вместе с тем отсутствует целостное исследование, связывающее эти теоретические подходы с практикой региональных МСЭ-бюро и социальных учреждений в целях выработки рекомендаций по усовершенствованию системы социальной защиты инвалидов.
Объект исследования: система социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации, включающая нормативно-правовое регулирование и практику функционирования медико-социальной экспертизы и реабилитационных учреждений.
Предмет исследования: нормативно-правовые и методологические основы определения инвалидности; особенности процедур МСЭ, переосвидетельствования, абилитации и реабилитации; их влияние на эффективность социальной поддержки граждан с ограниченными возможностями.
Проблема исследования. Недостаточная согласованность между российской медицинско-процедурной моделью и международными функционально-социальными стандартами, приводящая к неучёту значительной части лиц с ограничениями жизнедеятельности и к неэффективному распределению социальных ресурсов.
Цель исследования — определить современные методологические и нормативно-правовые основы установления инвалидности, провести сравнительный анализ российских и международных подходов и разработать рекомендации по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов в РФ.
Задачи исследования
1. Проследить эволюцию понятия «инвалидность» в отечественной и мировой практике с учётом социокультурных, правовых и педагогических аспектов.
2. Исследовать российскую нормативно-правовую базу (ФЗ № 181-ФЗ, постановления Правительства, приказы Минтруда и Минздрава) и оценить её эффективность.
3. Сравнить российскую модель МСЭ с международными стандартами (МКФ ВОЗ, методология Вашингтонской группы ООН) в части выявления функциональных ограничений.
4. Проанализировать практику работы региональных бюро МСЭ (Бюро № 10 в г. Вилюйск) и специализированного Дома-интерната (с. Сосновка) для выявления «узких мест» в организации медико-социальной экспертизы и реабилитации.
5. Сформулировать конкретные рекомендации по интеграции функционально-социального подхода в российскую систему установления инвалидности и систему социальной поддержки.
Методы исследования: нормативно-правовой и сравнительный анализ; контент-анализ законодательных и методических документов; статистический анализ данных ФРИ-МСЭ, Пенсионного фонда и переписных обследований; кейс-стади региональных практик бюро МСЭ и социальных учреждений; эмпирические методы: опросы и интервью специалистов и лиц с инвалидностью.
Научная новизна: комплексное сопоставление российской и международной моделей установления инвалидности с учётом конкретных примеров работы МСЭ-бюро и Дома-интерната. Выработка интегративных рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования и организационных процедур с опорой на модель МКФ и международный опыт.
Результаты исследования могут быть использованы: при разработке и уточнении нормативных актов Минтруда, Минздрава и Правительства РФ; руководителями бюро МСЭ и социальных учреждений для оптимизации процессов экспертизы, абилитации и реабилитации; органами региональной власти для планирования и распределения бюджетных и внебюджетных средств, а также для программы подготовки кадров в системе социальной защиты.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
В завершение следует отметить, что проведённое исследование позволило всесторонне рассмотреть современные методологические и нормативно-правовые основы установления инвалидности в Российской Федерации, а также сопоставить их с международными стандартами и на примере региональных практик выявить возможные пути совершенствования системы социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями. Анализ эволюции понятия «инвалидность» показал, что переход от чисто медицинско-процедурного к функционально-социальному подходу в мировой практике отражается и в российском законодательстве, однако нормативные акты требуют доработки для полноценного внедрения моделей, основанных на Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.
Изучение действующего законодательства — Федерального закона № 181-ФЗ, подзаконных актов Минтруда и Минздрава, постановлений Правительства — выявило, что большинство положений соответствует международным обязательствам России, но недостаточно чётко формулирует критерии оценки социальных и бытовых барьеров. Это приводит к тому, что при прохождении медико-социальной экспертизы часть граждан с функциональными нарушениями остаётся без необходимого статуса, а значит и без адекватной поддержки. Анализ методологии Вашингтонской группы ООН и её фрагментарное применение показали, что в российской практике недостаёт гибкости в выявлении скрытых или «неявных» ограничений жизнедеятельности.
Работа региональных учреждений продемонстрировала, насколько актуальны эти проблемы на практике. В Бюро медико-социальной экспертизы в г. Вилюйск отмечается нехватка специалистов, способных комплексно оценивать не только диагноз, но и реальный уровень социальной активности и потребности в абилитации. В специализированном Доме-интернате им. Кэтти Марсден в с. Сосновка эффективные программы восстановления и адаптации при отсутствии чётких нормативных механизмов финансирования и межведомственного взаимодействия зачастую страдают от дефицита ресурсов и слабой координации.
На основе полученных данных разработана система рекомендаций, направленная на интеграцию функционально-социального подхода в процедуры установления инвалидности. Предполагается введение модульного профиля оценки жизнедеятельности, унификация экспертных форм для учёта социальных факторов и регулярное повышение квалификации специалистов МСЭ с включением практик оценки по стандартам МКФ. Кроме того, важно усилить взаимодействие между Минтрудом, Минздравом, органами соцзащиты и реабилитационными учреждениями для своевременного обмена информацией и ресурсов.
Перспективы дальнейших исследований связаны с эмпирической проверкой разработанных предложений через пилотные проекты в различных регионах, анализом их экономической эффективности и оценкой долгосрочного влияния на социальную интеграцию лиц с инвалидностью. только такой комплексный подход обеспечит плавный переход к по-настоящему человека-центрированной системе социальной защиты.
1.1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 2 (часть I). Ст. 119.
1.2. Конвенция Организации Объединённых Наций о правах инвалидов : утв. резолюцией ГА ООН от 24 янв. 2007 г. № 61/106; ратифицирована в РФ 05.05.2012 г. // Вестник международного права. 2007. № 3.
1.3. Резолюция Совета Безопасности ООН по вопросам прав инвалидов от 10.07.2018 г. № 987 // Официальный сайт ООН.
1.4. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4731.
1.5. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке предоставления мер социальной поддержки…» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 8. Ст. 823.
1.6. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 г. № 588 (ред. от 03.02.2025) «О признании лица инвалидом» (вместе с Правилами признания лица инвалидом) : вступ. в силу с 01.03.2025 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 15. Ст. 1234.
1.7. Приказ Минтруда России от 26.07.2024 г. № 374н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России 23.08.2024 г. № 79273) // Официальный интернет-портал правовой информации. 26.07.2024.
1.8. Приказ Минтруда России и Минздрава России от 16.05.2024 г. № 259н/238н «Об утверждении перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных… в целях проведения медико-социальной экспертизы» // Официальный интернет-портал правовой информации. 16.05.2024.
1.9. Приказ Минтруда России от 10.12.2024 г. № 687н «Об утверждении перечня медицинских и социальных показаний, медицинских противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации…» (зарегистрирован 12.03.2025 г. № 81522) // Официальный интернет-портал правовой информации. 10.12.2024.
1.10. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2024 г. № 657 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Республики Саха (Якутия)» // Собрание актов Республики Саха (Якутия). 2024. № 52.
Литература
2.1 Баринова Г.В. Инвалидность как социальный феномен: автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2015. 150 с.
2.2 Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) / WHO. – М.: Вузовская книга, 2001.
2.3 Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества: монография. – М.; Берлин: Директ‑Медиа, 2014. 174 с.
2.4 Иванова М.П. Правовые проблемы социальной адаптации инвалидов. – М.: Юрайт, 2018. 312 с.
2.5 Карпов А.И. Социологические исследования инвалидности в современной России. – СПб.: Юрайт, 2019. 278 с.
2.6 Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: Более 10000 единиц. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. 511 с.
2.7 Кулагина Е.В. Образование детей‑инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: социально‑экономический аспект / Е.В. Кулагина; АНО «Совет по вопросам управления и развития»; ИСЭПН РАН. – М.: ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2014. 206 с.
2.8 Лебедева Т.С. Социальная интеграция и инклюзия: анализ судебной практики. – М.: Юрайт, 2020. 200 с.
2.9 Новиков А.В. Правовые основы социальной защиты инвалидов: учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. 320 с.
2.10 Радуто В.И. О правовом наполнении понятия «социальная защита». – Социальное и пенсионное право, 2014, № 1, с. 10–30.
2.11 Росстат. Статистический сборник по переписи населения 2010 г. – М., 2011. 350 с.
2.12 Смирнов П.В. Интерпретация понятия инвалидности: современные подходы. – Новосибирск: Юрайт, 2017. 250 с.
2.13 Смирнова Н.И. Социологический анализ проблем социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями: монография. – СПб.: Издательство РГУ, 2018. 240 с.
2.14 Ткаченко В.С. Инвалидность как состояние социальной дезадаптированности (социофункциональный аспект) // Личность. Культура. Общество. – 2006. Т. 8, № 2(30). С. 318–330.
2.15 Усова Л.В. К вопросу об интерпретации понятий «инвалид» и «инвалидность». – М., 2010. С. 45–60.
2.16 Федорова И.П. Социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями: монография. – Екатеринбург: УрФУ, 2017. 280 с.
2.17 Ярская‑Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. – Саратов: СГТУ, 1997. С. 130–190.
Интернет-ресурсы
3.1. Дом-интернат социального обслуживания нового типа . URL: https://sakhaparliament.ru/obshchestvo/7372-v-yakutii-otkrylsya-dom-internat-sotsialnogo-obsluzhivaniya-novogo-tipa (дата обращения: 28.04.2025).
3.2. ГБУ РС(Я) «Вилюйский специализированный дом социального обслуживания имени Кэтти Марсден» . URL: https://star-pro.ru/proverka-kontragenta/organization/1021400641701--gbu-respubliki-saxa-yakutiya-vilyujskij-specializirovannyj-dom-socialnogo-obsluz (дата обращения: 28.04.2025).
3.3. Специализированный дом социального обслуживания для престарелых и инвалидов имени Кэтти Марсден: день открытых дверей . // vilcollege.ru. URL: https://vilcollege.ru/2024/03/v-spetsializirovannom-dome-sotsialnogo-obsluzhivaniya-dlya-prestarelyh-i-invalidov-im-ket-marsden-sostoyalsya-den-otkrytyh-dverej/ (дата обращения: 28.04.2025).