Введение 2
Глава 1. Процесс формирования и развития лексических навыков студентов на занятиях иностранного языка 4
1.1. Лингво-дидактические аспекты формирования лексических навыков
обучающихся 4
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования лексических
навыков 22
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Обучение специальной лексики студентов-культурологов 34
2.1 Формирование иноязычного профессионального вокабуляра студентов-
культурологов 34
2.2 Апробация эксперимента 37
Вывод по второй главе 44
Заключение 45
Список использованной литературы 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 57
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Процесс освоения иностранного языка включает в себя ряд этапов и элементов, одним из важнейших среди которых является формирование и развитие лексических навыков обучающегося. Именно овладение лексическим навыком играет фундаментальную роль в обучении языку, поскольку лексика (наравне с грамматикой) выступает в качестве базы любого языка.
В рамках одной из существующих классификаций лексику английского языка можно разделить на 2 основных вида: общеупотребительная и специальная лексика. На первоначальных этапах большая часть деятельности в процессе обучения направлена на освоение общеупотребительной лексики, необходимой для выстраивания коммуникации. Дальнейший процесс обучения уже может быть связан с освоением специальной профессионально-ориентированной лексики.
Изучение иностранного языка в контексте будущей профессиональной деятельности является целесообразным, так как позволяет расширить собственную профессиональную картину мира, стать востребованным специалистом в своей области и позволит выстраивать грамотную коммуникацию на иностранном языке в собственной профессиональной сфере, что и обуславливает актуальность данного исследования.
Основная цель данного исследования - изучить и проанализировать теоретико-методологические основы обучения профессионально-ориентированному иностранному языку, а также разработать методические рекомендации по развитию лексических навыков студентов-культурологов посредством использования искусствоведческой тематики.
Объект данного исследования - процесс развития лексических навыков у студентов на уроках по иностранному языку.
Предмет данного исследования - процесс развития лексических навыков студентов-культурологов посредством использования искусствоведческой тематики.
Новизна работы заключается в том, что для студентов-культурологов не особенно проработана профессионально-ориентирована лексика. В данной работы мы предприняли попытку собрать комплекс упражнений по профессиональному вокабуляру.
Методы , используемые в данном исследования:
• Анализ
• Синтез
• Систематизация
• Наблюдение
• Анкетирование
Теоретическая значимость дает представление о теоретико-методологических основах обучения профессиональной лексике студентов- культурологов.
Практическая значимость состоит в разработке комплекса упражнений на развитие профессиональных лексических навыков студентов- культурологов.
Структура работы: данная работа состоит из введения, 2 глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В данной работе был проведен эксперимент с целью выявления эффективности применения аутентичных лексических материалов профессиональной направленности на занятиях по английскому языку для студентов-культурологов. Были описаны упражнения, применяемые для изучения и повторения искусствоведческого вокабуляра, а также закрепления усвоенной лексики культурологической направленности.
В результате анализа литературных источников и проведенного эксперимента можно сделать вывод, что использование искусствоведческой тематики в развитии лексических навыков студентов культурологов является эффективным методом обучения. Результаты показали, что подход, основанный на интеграции искусствоведения и лексикологии, способствует более глубокому пониманию не только лексических единиц, но и культурных значений, связанных с ними. Такой подход позволяет студентам на практике определить взаимосвязь языковых единиц и культуры, что особенно важно в работе культурологов. Разработанные материалы могут использоваться в учебных целях как для лекционной, так и для практической работы с студентами. Благодаря данной работе удалось показать, что использование искусствоведческой тематики в обучении языку является актуальным направлением и имеет большое педагогическое значение
1. Азимов Э. Г. Словарь методических терминов / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин.
- СПб: Златоуст, 1999. - 446 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2007. - 528 с.
3. Алексеева Л.Е. Оптимизация процесса обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению студентов факультета международных от- ношений : дисс. ... канд. пед. наук / Л.Е. Алексеева. - СПб., 2002. - 313 с.
4. Бронская В.С. Вера Сергеевна Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников / В.С. Бронская // Russian Journal of Education and Psychology. - 2011. - №4. - С. 59.
5. Васильева Ю.С. Основания для выбора методов обучения иностранным языкам в современных условиях. Современные модели в преподавании языков и культур в контексте менеджмента качества образования / Ю.С. Васильева. - М., 2009. - 225 с.
6. Варламова С. А., Чайникова Г. Р. Разработка словаря тезаурусного типа для целей обучения ино- странному языку // Высшее образование сегодня, 2012, No 7.
7. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб.пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
8. Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков в обучении иностранному языку
// elibrary.ruURL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29095991(дата обращения: 03.05.2023).
9. Использование ментальных карт для изучения лексики // Skyteach. - 2017.
- URL: https://skyteach.ru/2017/09/14/ispolzovanie-mentalnyih-kart-dlya-
izucheniya-leksiki/?ysclid=lgowwtjad1914047069 (дата обращения:
18.04.2023).
10. Коннова З.И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе : автореф. дисс. ... д-ра пед. наук / З.И. Коннова. - Калуга, 2003. - 36 с.
11. Мигачева А. А. Коммуникативная деятельность учителя и её специфика / А. А. Мигачева, Е. Н. Горбунова // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты. - Саратов: «Саратовский источник». - 2018. - С. 301-305.
12. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
13. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е. А. Масылко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. - Минск.: Высш.шк., 2004. - 522с.
14. Пассов Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - М. : Глосса-Пресс, 2010. - 640 с.
15. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
16. Пискун Я.В. Лексические навыки и особенности их формирования на ранней стадии обучения иностранному языку / Я.В. Пискун // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. - 2021. - №XIII. - С. 314-319.
17. Поснова Е. Н. Специальная лексика, ее функции и особенности / Е.Н. Поснова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2012. - №1. - С. 168-172.
18. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - No 2. - C. 3 - 10.
19. Понятие коммуникативной компетенции и его становление в научной среде // elibrary.ruURL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39190201(дата обращения: 15.01.2023).
20. Прошкина И. 77 словарей для изучения иностранных языков / И. Прошкина
// Educational Tourism. - URL: https://www.edutur.org/wp-
content/uploads/2017/08/77-slovarey.pdf?ysclid=lgovar2kwc897726881 (дата обращения: 18.04.2023).
21. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебное пособие / Г. В. Рогова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
22. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебное пособие / Г. В. Рогова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
23. Смирнова С.А. Создание и применение Mind Maps как эффективное средство при изучении иностранного языка в вузе / С.А. Смирнова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - №1. - 143-146.
24. Сусименко Е. В. Эффективные стратегии формирования лексических навыков у студентов технических вузов / Е.В. Сусименко // Альманах современной науки и образования. - 2010. - № 4 (35). - C. 150-152.
25. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер- Минасова. - М.: МГУ, 2005. - 624 с.
26. Терских Н.В. О специфике основных разрядов профессиональной лексики (на примере английской терминологии) / Н.В. Терских // Вестник ИГЛУ. - 2010. - №4 (12). - С. 131-136.
27. Шарафутдинова Н. С. Лингвистическая типология и языковые ареалы: учебное пособие / Н. С. Шарафутдинова. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 159 с.
28. Шмелев Б.А. Психолого-педагогические условия формирования
лексических навыков речи школьников на основе обучающих компьютерных игр / Б.А. Шмелев // Вестник ТГУ. - 2020. - №189. - С. 69¬78.
29. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в школе. Общие вопросы теории / Л.В. Щерба. - М.: Академия ИЦ, 2003. - 151 с.
30. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. / А. Н. Щукин. - Москва: Омега- Л, 2010. - 475 с.
31. Хохленкова Л.А. Технология профессионального педагогического обще¬ния при обучении иностранному языку студентов неязыковых специаль¬ностей : дисс. ... канд. пед. наук / Л.А. Хохленкова. - Тольятти, 2000. - 299 с.
32.10MostToday.com10 Most Famous Paintings In The World / 10MostToday.com[Электронный ресурс] // YouTube : [сайт]. — URL: https://youtu.be/UFrqngK_iKw(дата обращения: 05.03.2023).
33.10 Famous Installation Artists Whose Work You Have to Know / [Электронный ресурс] // WideWalls : [сайт]. — URL:
https://www.widewalls.ch/magazine/installation-artists (дата обращения:
05.03.2023).
34. Female artists recognised in Know My Name exhibition / [Электронный
ресурс] // British Counsil : [сайт]. — URL:
https://learnenglish.britishcouncil.org/general-english/video-zone/female- artists-recognised-know-my-name-exhibition(дата обращения: 03.03.2023).
35. Have You Ever Been to an Art Gallery? IELTS Speaking (10 Example Answers) / [Электронный ресурс] // Band 7 Success : [сайт]. — URL: https://band7success.com/have-you-ever-been-to-an-art-gallery-ielts-speaking- 10-example-answers/(дата обращения: 04.04.2023).
36. Claude Monet’s Birthday: Lesson Ideas / [Электронный ресурс] // Skyteach :
[сайт]. — URL: https://skyteach.ru/2020/11/14/claude-monets-birthday-
worksheet/ (дата обращения: 14.03.2023).
37.Installation Art: lesson ideas / [Электронный ресурс] // Skyteach : [сайт]. — URL: https://skyteach.ru/2021/03/06/installation-art-lesson-ideas/ (дата
обращения: 14.03.2023).
38. Ways of Making Series: Installation Art / [Электронный ресурс] // YouTube : [сайт]. — URL: https://youtu.be/3BDf_cDhnDc(дата обращения: 03.02.2023).
39. The Most Memorable Artworks by Christo and Jeanne-Claude / [Электронный
ресурс] // WideWalls : [сайт]. — URL:
https://www.widewalls.ch/magazine/christo-and-jeanne-claude-artworks(дата обращения: 05.03.2023).
40. Levitskaya O.S Lexical Competence Development as an Integral Part of Translators Training / O.S. Levitskaya // Идеи. Поиски. Решения: сб ст. - Минск.: БГУ, 2017. - С.58-59.