ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ИМИДЖА ГАСТРОХОЛЛОВ КАК ОРГАНИЗАЦИЙ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 10
1.1. Специфика гастрохоллов как организаций общественного питания 10
1.2. Характеристика имиджа гастрохоллов 18
2. РОЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА
ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 28
2.1. Понятие, классификация специальных мероприятий 28
2.2. SWOT-анализ специальных мероприятий в гастрохолле "Лампочка" 32
2.3. Роль специальных мероприятий в формировании имиджа гастрохолла "Лампочка".. .47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность настоящей выпускной квалификационной выпускной работы обусловлена изменениями в индустрии общественного питания, вызванными колебаниями экономической и политической обстановки, а также развитием современного цифрового общества, где существует тенденция быстрого распространения информации и постоянного изменения потребительских предпочтений. В таких условиях устойчивый корпоративный имидж становится ключевым фактором успеха для организаций общественного питания. Эффективным инструментом формирования этого имиджа являются специальные мероприятия, которые позволяют привлекать внимание аудитории и создают у неё положительное восприятие имиджа организаций общественного питания. Поэтому исследование специальных мероприятий как инструмента формирования имиджа организаций общественного питания не только обогатит теоретическую базу по данной теме, но и поможет разработать практические рекомендации по формированию имиджа организаций общественного питания с помощью специальных мероприятий в условиях современного рынка.
Новые условия определяются тем, что, прежде всего, индустрия общественного питания ещё не в полной мере восстановилась после ограничений, введенных в ходе пандемии 2020 года. А далее, вследствие экономических санкций, введенных в марте 2022 года, множество иностранных компаний приняли решение прекратить свою деятельность на российском рынке. По мнению И. В. Митрофановой, доктора экономических наук, профессора Федерального исследовательского центра «Южный научный центр российской академии наук», «развитие имиджа компаний в сфере общественного питания способствует продвижению компаний, обладающих позитивным имиджем, характеризующемся омниканальностью, возможностью персонализации предложения, экспертностью в отношении реализуемой продукции и готовностью к изменениям, соответствующим ценностям своих потребителей» . Высказывание И.В. Митрофановой подтверждает мнение о том, что в условиях экономической и политической нестабильности, в ходе которых изменяются потребительские предпочтения и растет конкуренция среди российских организаций общественного питания, формирование имиджа организаций становится особенно важным для успешной реализации их деятельности. Однако любой кризис предоставляет возможности для роста, поэтому уход иностранных предприятий из сектора общественного питания стал лишь катализатором для развития отечественного рынка. Следовательно, отечественные организации общественного питания и дальше продолжат развиваться, если они будут работать над своим имиджем и соответствовать новым потребностям и ожиданиям потребителей.
Следует сказать и о том, что в современных реалиях, где информация мгновенно распространяется через социальные сети и онлайн-платформы, устойчивый имидж становится не просто желательной, а жизненно необходимой характеристикой для успешного функционирования бизнеса. В этом контексте специальные мероприятия становятся инструментом, который может улучшить имидж организации и способствовать созданию положительного восприятия деятельности организаций общественного питания у целевой аудитории.
Специальные мероприятия не только привлекают клиентов, но и формируют уникальную атмосферу вокруг организации общественного питания. Эти события могут варьироваться от гастрономических фестивалей до различных мастер-классов, а их разновидности открывают широкие возможности для креативного подхода к взаимодействию с клиентами. Организации общественного питания, которые активно используют такие форматы, способны преобразовать свои заведения в места, где создаются не просто блюда, а целые впечатления, наполняя их смыслом и эмоциями. А так как важным аспектом использования специальных мероприятий является их способность выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, то эмоциональные связи, которые возникают во время специальных событий, способствуют не только формированию лояльности, но и активному формированию имиджа. Организации получают возможность формировать, восстанавливать и поддерживать корпоративный имидж и динамично адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, что в дальнейшем является ключевым фактором их устойчивости и конкурентоспособности.
Стоит отметить, что успешная реализация специальных мероприятий, которые используются для формирования имиджа организаций общественного питания, требуют комплексного подхода и наличия четкой стратегии, основанной на понимании целевых аудиторий и их потребностей. Это включает в себя как внутренние аспекты — формирование корпоративной культуры и мотивацию сотрудников, так и внешние — анализ конкурентной среды и выстраивание эффективных PR-стратегий. В условиях высоких ожиданий потребителей, которые стремятся к уникальным и запоминающимся мероприятиям, организации должны быть готовы к экспериментам и внедрению инновационных решений.
Таким образом, исследование специальных мероприятий как инструмента формирования имиджа организаций общественного питания становится критически важным для понимания динамики этого быстро развивающегося сектора.
Теоретическая разработанность темы данной выпускной квалификационной работы основывается на различных исследованиях, касающихся специальных мероприятий, их влияния на формирование имиджа организаций в сфере общественного питания, а также современных принципов маркетинга и PR-технологий, влияющих на имидж.
На сегодняшний день тема специальных мероприятий как инструмента формирования имиджа организаций общественного питания становится всё более актуальной. Например, в статье Чибира Е.В. «Событийные коммуникации как язык современного общества» подчеркивается, что специальные мероприятия могут рассматриваться как важный элемент взаимодействия организаций с целевой аудиторией, позволяя формировать уникальный имидж и укреплять бренд. В статье Лебедевой А.П. «Специальные мероприятия как инструмент коммуникационной политики» рассматривается то, как специальные мероприятия в современных условиях стали неотъемлемой частью коммуникационной политики успешных корпораций. Также стоит отметить работу авторов Бондаренко В.А. и Иванченко О.В. «Роль событийного маркетинга в построении отношений с целевой аудиторией», где показано, что благодаря вовлечению потребителей в специальные мероприятия, бренды способны создать более крепкие и доверительные отношения с аудиторией. Выстраивая события вокруг своих предложений, предприятия общественного питания могут не только увеличить свою видимость на рынке, но и активно влиять на формирование своего имиджа. Карпова М. К., Куренева А. А. в своей работе «Организация специальных мероприятий в онлайн-формате: возможности социального взаимодействия» исследуют, как при современной экономической и политической обстановке специальные мероприятия перешли из оффлайн в онлайн формат. В статье подробно рассмотрен процесс организации специальных мероприятий при помощи интернета и социальных медиа, а также описаны все виды специальных событий, которые возможно реализовать онлайн. Помимо этого, несмотря на недостаток исследований, уже существуют и работы, затрагивающие принципы формирования имиджа организаций общественного питания. Так, в статье Лабинцевой В.С. и Баска А.С. «Формирование имиджа на предприятии общественного питания» рассматриваются ключевые элементы имиджа и факторы, влияющие на его создание. На формирование имиджа также влияет внутреннее восприятие сотрудников, что подчеркивается в исследовании Шубариной К.С. «Принципы построения имиджа организации». Здесь рассматриваются аспекты внутреннего имиджа, который может стать как источником силы для внешних коммуникаций, так и фактором в повышении конкурентоспособности на рынке услуг общественного питания и, соответственно, улучшением имиджа организации в целом.
Проблема, рассматриваемая в исследовании - недооценка специальных мероприятий как инструмента формирования имиджа организаций общественного питания.
Объект исследования - имидж организаций общественного питания.
Предмет исследования - специальные мероприятия как инструмент формирования имиджа организаций общественного питания.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении роли специальных мероприятий как инструмента формирования имиджа организаций общественного питания.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить специфику гастрохоллов как организаций общественного питания.
2. Охарактеризовать имидж гастрохоллов.
3. Определить понятие специального мероприятия и их классификацию.
4. Провести SWOT-анализ специальных мероприятий в гастрохолле "Лампочка".
5. Определить роль специальных мероприятий в формировании имиджа гастрохолла "Лампочка".
6. Создать рекомендации для создаваемых гастрохоллов по созданию имиджа гастрохолла с помощью специальных мероприятий и их апробация на примере ООО «Возрождение».
В результате решения поставленных в настоящей выпускной квалификационной работы задач, были сделаны основные положения и выводы:
Гастрохоллы, как новая форма организаций общественного питания, представляют собой пространства, способствующие культурному обмену и социализации, а также поддерживающие гастрономическую идентичность в условиях современного социокультурного контекста. Имидж гастрохоллов представляет собой многогранную концепцию: сочетание биологических, коммуникативных, социальных, мифологических, профессиональных и контекстных характеристик, которые в совокупности формируют устойчивую клиентскую лояльность и конкурентные преимущества в сфере общественного питания. Способствуют формированию имиджа гастрохоллов и социокультурной идентичности на различных уровнях специальные мероприятия -инструмент взаимодействия организаций общественного питания с целевыми аудиториями. Из проведенного в рамках работы SWOT-анализа специальных мероприятий в гастрохолле "Лампочка" выявлена необходимость комплексного подхода, направленного на эффективное использование сильных сторон, устранение слабых, реализацию возможностей и управление угрозами для укрепления имиджа данного гастрохолла как культурного центра, соответствующего ожиданиям разной целевой аудитории, ведь специальные мероприятия в гастрохолле "Лампочка" выступают одним из основных факторов в формировании имиджа гастрохолла, создавая уникальную атмосферу, расширяя целевую аудиторию и удовлетворяя её потребности. Разработанные в рамках выпускной квалификационной работы рекомендации для вновь создаваемых гастрохоллов по созданию имиджа гастрохолла с помощью специальных мероприятий и дайджест о создании имиджа гастрохоллов с помощью специальных мероприятий, могут быть использованными как специалистами в сфере социальных коммуникаций, так и специалистами в сфере общественного питания, для внедрения инновационных подходов в свою профессиональную деятельность и основания своей работы на проверенных методах и подходах.
В настоящей выпускной квалификационной работе для анализа воздействия специальных мероприятий на формирование имиджа организаций общественного питания используется определенная методология. В концепции коммуникации, предложенной Г. Лассуэллом, выделяются ключевые компоненты процесса коммуникации для более глубокого понимания механизмов воздействия информации на аудиторию в контексте специальных мероприятий. Его пятиступенчатая модель, охватывающая коммуникатора, информацию, средства массовой информации, аудиторию и влияние на неё, в настоящей выпускной квалификационной работе служит основой для анализа воздействия специальных мероприятий на целевую аудиторию организаций общественного питания. Следующими важными идеями являются идеи В. Корсби о новых медиаканалах и их интерактивности, что существенно меняет традиционные модели коммуникации. В контексте специальных мероприятий это позволяет говорить о двустороннем взаимодействии между организаторами событий и их аудиторией, открывая новые горизонты для вовлечения потребителей и построения личных отношений, что в свою очередь, способствует формированию положительного имиджа.
Создание положительного имиджа организации выходит за рамки простых рекламных действий и требует системного подхода, который отмечают в своих идеях Салахова Е.В. и Зимина Г.А.. По мнению этих исследователей, имидж является многогранным понятием, которое включает в себя репутацию, общественное мнение и качество продукции. В условиях высокой конкуренции на рынке общественного питания, эффективные стратегии формирования имиджа становятся необходимыми для успешного функционирования организаций.
Отметим и значимость PR-технологий в формировании имиджа. Идеи Дружининой В.Р. и Каревой Е.И. подчеркивают, что эффективное использование PR-технологий требует тщательного планирования и исполнения коммуникационных стратегий, нацеленных на установление долговременных отношений с различными целевыми аудиториями. Это важно в рамках специальных мероприятий, где каждая акция нацелена не только на краткосрочные результаты, но и на долговременные связи с клиентами.
Также стоит выделить идеи Атаевой Т.А. о событиях как мощном инструменте маркетинга, который не только продвигает товары или услуги, но также и формирует их имидж. Событийный маркетинг предоставляет большие возможности для создания запоминающегося образа организации, позволяя использовать опыт и эмоции потребителей для формирования положительного восприятия.
В настоящей выпускной квалификационной работе применялись методы сравнительного анализа, SWOT-анализа, классификации и case-study. Метод сравнительного анализа был использован для выявления особенностей имиджа гастрохоллов и его характеристики путем сравнения различных признаков гастрохоллов как организаций общественного питания. SWOT-анализ позволил сделать выводы о влиянии специальных мероприятий в гастрохолле "Лампочка" на имидж данного гастрохолла: выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, влияющие на формирование имиджа организации. А также был использован метод case-study для характеристики видов имиджа и для выявления роли специальных мероприятий в формировании имиджа гастрохолла "Лампочка".
Практическая ценность настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее результаты предоставят специалистам в сфере общественного питания и специалистам в сфере социальных коммуникаций четкое понимание того, как можно формировать имидж организаций общественного питания и эффективно управлять имиджем гастрохоллов через использование специальных мероприятий. А также апробация рекомендаций по созданию имиджа гастрхолла с помощью специальных мероприятий на базе ООО «Возрождение» позволит оценить применимость предложенных рекомендаций на практике. Дайджест о создании имиджа гастрохоллов с помощью специальных мероприятий, который разработан в рамках работы, будет ценным практическим руководством для специалистов в сфере общественного питания и специалистов в сфере социальных коммуникаций, позволяя им эффективно внедрять инновационные подходы в свою работу и основывать свои действия на проверенных методах и подходах.
Данная выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, список использованных источников, а также приложений. Первая глава посвящена особенностям имиджа гастрохоллов как организаций общественного питания. Во второй главе рассматривается роль специальных мероприятий в формировании имиджа организаций общественного питания. Итоговым результатом стал дайджест о создании имиджа гастрохоллов с помощью специальных мероприятий.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы заключалась в определении роли специальных мероприятий как инструмента формирования имиджа организаций общественного питания.
В исследовании была изучена специфика гастрохоллов как организаций общественного питания, охарактеризован имидж гастрохоллов, определены понятие специального мероприятия и их классификация. Установлено, что гастрохоллы, как новая форма общественного питания, представляют собой многогранные пространства, интегрирующие разнообразные кулинарные концепции под одной крышей. Они играют важную роль и в гастрономической индустрии, и в социальном и культурном взаимодействии, служа площадками для культурного обмена и социализации.
Специальные мероприятия, проводимые в гастрохоллах, играют одну из главных ролей в формировании имиджа гастрохолла, привлекая разную целевую аудиторию и создавая уникальные впечатления. Инновационный подход к организации пространства и вниманию к деталям в проведении мероприятий стимулирует у аудитории положительное восприятие гастрохоллов как мест для отдыха.
Также анализ показал, что создание положительного имиджа организации общественного питания, в том числе, гастрохолла, предполагает комплексный подход, включающий в себя высокое качество гастрономических предложений и продуманную стратегию взаимодействия с клиентами. Важными компонентами имиджа в таком случае гастрохоллов являются биологические, коммуникативные, социальные, мифологические, профессиональные и контекстные характеристики, каждая из которых вносит определенный вклад в формирование целостного восприятия организации общественного питания.
Томский гастрохолл "Лампочка" успешно реализует свою стратегию, основанную на уникальных гастрономических концепциях и активном взаимодействии с аудиторией через различные каналы коммуникации, специальные события. Специальные мероприятия в "Лампочке" не только повышают узнаваемость заведения, но и создают уникальную атмосферу, привлекающую разнообразную аудиторию. Однако современная конкурентная среда требует от организаций общественного питания постоянной адаптации к инновационным подходам.
Кроме того, можно отметить, что специальные мероприятия - это важный инструмент для укрепления имиджа гастрохоллов и формирования его долгосрочных отношений с потребителями, что в условиях современного рынка является залогом успешного 56
функционирования бизнеса. К тому же, мы выявили, что специальные мероприятия укрепляют социокультурную идентичность заведения. Специальные мероприятия открывают новые горизонты для креативного самовыражения гастрохоллов. А анализ форм специальных мероприятий продемонстрировал их многообразие и гибкость, также позволяющие организациям адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и потребностям аудитории.
Далее в рамках настоящей выпускной квалификационной работы был проведен SWOT- анализ специальных мероприятий гастрохолла "Лампочка" и определена их роль в формировании имиджа гастрохолла.
Результаты SWOT-анализа подтвердили значимость использования гастрохоллом своих сильных сторон, минимизации слабых сторон, а также активного реагирования на внешние и внутренние возможности и угрозы. Для укрепления сформированного имиджа Лампочки необходимо использовать сильные стороны - для повышения уникальности событий и более активного взаимодействия с разными целевыми аудиториями. Важно также устранение слабых сторон - разработка стратегии продвижения мероприятий через различные каналы коммуникации, увеличение форм и видов специальных мероприятий, более детальную сегментацию целевой аудитории и постоянный мониторинг внешней среды и внутренней ситуации для оперативной адаптации к изменениям на рынке общественного питания и ожиданиям посетителей. Исследование показало, что устойчивый имидж гастрохолла "Лампочка" может сформироваться только при системном подходе к организации специальных мероприятий, который подразумевает использование уникальных черт заведения и активное взаимодействие со всеми целевыми группами. Качественная работа с этими направлениями поможет гастрохоллу "Лампочка" не только привлечь новую аудиторию, но и утвердиться как значимый культурно-общественный объект и стать уникальным культурным пространством города Томска, соответствующим актуальным трендам и ожиданиям потребителей.
На основе проведенного исследования составлены рекомендации для создаваемых гастрохоллов по созданию имиджа гастрохолла с помощью специальных мероприятий и их апробация на примере ООО «Возрождение», а также создан цифровой продукт - дайджест о создании имиджа гастрохоллов с помощью специальных мероприятий.
Таким образом, цель - определение роли специальных мероприятий как инструмента формирования имиджа организаций общественного питания - выполнена.
1. Адилова Л. Ф. Теоретические подходы к процессу формирования имиджа // Россия: тенденции и перспективы развития. 2016. №11-3.
2. Алешина И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект. URL: http://www.bizeducation.ru/library/marketing/4p/promo/pr/pr_aleshina.htm. Дата обращения: 08.11.2024
3. Андреева А.В. К вопросу о проблемах организации рекламной деятельности //
Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров : материалы XXIV Национ. науч. конф. (с междунар. участием), г. Таганрог, Апрель 2023 г. Таганрог : Изд-во ЧОУ ВО ТИУиЭ, 2023. Т. 2. С. 20-23. URL:
https://tmei.ru/images/sampledata/nauka/Konferenc/sbornik_xxiv_konfer_2_2023.pdf
4. Ассаль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2001. С.228.
5. Атаева Таибат Амирахмедовна Событийный маркетинг как инструмент продвижения товара и создания его имиджа // Теория и практика общественного развития. 2015. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynyy-marketing-kak-instrument- prodvizheniya-tovara-i-sozdaniya-ego-imidzha (дата обращения: 16.10.2024).
6. Бондаренко В.А., Иванченко О.В. Роль событийного маркетинга в построении отношений с целевой вудиторией // Вестник РГЭУ РИНХ. 2017. N°4 (60). URL: https://cyberieninka.ru/articie/n/rol-sobytiynogo-marketinga-v-postroenii-otnoshenly-s-tselevoy- auditoriey (дата обращения:1510.2024).
7. Варламова Т. П. Большая экономическая энциклопедия: более 7000 экон. терминов и понятий. М.: ЭКСМО, 2007. С. 237.
8. Веретенников А.Н. Формат индустрии общественного питания // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права.-2019.-No2.-C.29.
9. Виды имиджа современной организации. Власть. 2018-01-01.
10. Власова О. В. Рынок общественного питания в России: особенности и тенденции
развития // Экономические исследования. 2019. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-obschestvennogo-pitaniya-v-rossii-osobennosti-i-tendentsii- razvitiya (дата обращения: 17.11.2024).
11. Воложанин К. Ю. Имидж как перспективный элемент коммуникационной
политики организации в условиях кризиса // КЭ. 2009. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-kak-perspektivnyy-element-kommunikatsionnoy-politiki- organizatsii-v-usloviyah-krizisa (дата обращения: 11.10.2024).
12. Воробьев Д.Н. Основные тенденции развития индустрии питания в России. (Б. м.]. 2024. - URL: https://wwwww.elibrary.ru/item.asp/id-41280888 (дата обращения 06.11.2024).
13. Гизатулина Д. Ю. Исследование российского рынка общественного питания // Экономика и социум. 2015. №5-1 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie- rossiyskogo-rynka-obschestvennogo-pitaniya (дата обращения: 17.11.2024).
14. Голодова А.А. Проблемы организации рекламной деятельности компаний / А.А. Голо-дова, М.С. Зайцев. - Текст : непосредственный // Приволжский научный вестник. - 2014. - No 3-1 (31). - C. 75-76.
15. Голубков Е.П. Предплановые маркетинговые исследования и стратегический анализ // Маркетинг в России и за рубежом, 2008. No2. С. 106... 61