Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИСКУРС СЕКСУАЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛАСТИ В РАБОТАХ М. ФУКО И ДЖ. БАТЛЕР

Работа №183941

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы69
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Власть и сексуальность в работах М. Фуко 12
1.1 Репрессивная гипотеза как отправная точка философско-исторического
анализа сексуальности М. Фуко 12
1.2 Трактовка власти в работах М. Фуко 20
1.3 Взаимодействие сексуальности и власти в трехуровневой концепции М. Фуко 32
2 Властная концепция М. Фуко в русле гендерной проблематики в работах Дж.
Батлер 48
2.1 Субъект и власть в рамках гендерного подхода Дж. Батлер 48
2.2 Перформативная теория гендера и критика феминизма 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 64

Новейший философский словарь» определяет дискурс как вербально артикулированную форму объективации содержания сознания, регулируемую доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности. Таким образом, дискурс представляется совокупностью всего того, о чем говорят, пишут и думают в определенном обществе под влиянием определенной социокультурной традиции. Если бы понадобилось обозначить один из наиболее актуальных, преимущественно в рамках последнего десятилетия, социально-ориентированных
междисциплинарных дискурсов, то им, несомненно, стал бы сексуальный дискурс или дискурс о сексуальности.
Исследования сексуальности ведутся уже несколько десятков лет на стыке таких дисциплин как медицина, психиатрия, психология, социология, педагогика, история, культурология, философия. С конца 80-х годов в ряде передовых университетов появляются профильные кафедры. Как в науке, так и в массовой культуре на первый план выходят вопросы гендерной идентификации, гендерного неравенства, сексуального самоопределения, сексуальной свободы. Остро ставится вопрос правовой и медицинской поддержки ЛГБТ-сообщества, а также вопрос социальной репрезентации и переосмысления таких понятий как «норма», «естественность», «патология», «девиация».
Сексуальный дискурс существует не только вокруг той немногочисленной, в процентном соотношении, части населения, чьи сексуальное поведение или гендерное самоопределение не попадают под категорию гетеро-нормативности (сексуальные меньшинства). Сексуальный дискурс концентрируется вокруг сексуальности каждого отдельного индивида, будь то мужчина, женщина или ребенок и обнаруживается повсеместно, включая традиционную супружескую спальню.
Многолетняя естественнонаучная традиция ставит сексуальность в один ряд с основными потребностями человека как биологического вида. Невероятное многообразие сексуальной сферы маркируется узким биологическим термином «инстинкт размножения». Попытка объяснить само существование сексуального желания врожденным механизмом продолжения рода представляется логически верной и, вероятнее всего, единственно верной для большинства живых организмов, но недостаточно исчерпывающей по отношению к человеческой сексуальности.
Наиболее явный контраргумент заключается именно в разнородности и многообразии сексуальной сферы, включающую в себя широчайший перечень практик, не связанных с функцией зачатия, различные формы сексуальной ориентации, отличные от биологически-нормированной гетеросексуальной, а также широкий комплекс гендерных проблем. Американский антрополог, активистка и теоретик в сфере гендерной и сексуальной политики Гейл Рубин метафорически высказала эту мысль так: «Мы не можем обосновать чувством голода все богатство и сложность кулинарии» . Точно также не представляется возможным редуцировать все многообразие сексуальной сферы до репродуктивной функции.
Современный сексуальный дискурс предлагается отчасти как критика упрощенного биологического понимания сексуальности. В то же время, современный сексуальный дискурс знаменуется как дискурс революционный по отношению к собственному историческому прошлому. Опыт изучения и обсуждения сексуальности, выходящий за рамки научного и медицинского знания, даже в недавнем прошлом описывается либо как максимально цензурированный и доступный лишь немногим, либо и вовсе как табуированный, запрещенный, фактически не существующий.
О сфере сексуальности говорят именно с позиции снятия запретов и попирания устаревшей морали, занимая политику либерализации сексуальности. Под либерализацией сексуальности принято понимать сразу два феномена - индивидуальное раскрепощение индивидом собственной сексуальности путем разнообразных практик и масштабный процесс, затрагивающий все общество в целом и идеологически противопоставляющий интересы господствующей власти сексуальной свободе индивида, а также акцентирующий внимание на дискриминации «девиантных» сексуальных групп.
Современные авторы и публичные спикеры объявили себя новаторами, первопроходцами в области обсуждения сексуального желания и способов его удовлетворения, срывающими завесу тайны, которой на протяжении многовековой человеческой истории была окутана эта сфера. ЛГБТ- сообщество избрало политику видимости, политику репрезентации, особенно с помощью интеграции в массовую культуру, а также расширилось, включив в себя такие подсообщества как «асексуалы», «квир-люди» и т.д. Феминистки вводят термин «четвертая волна», расширяя сферу своей проблематики, например, социальной поддержкой и правовой защитой транс-женщин. Предполагается также, что чем «прозрачнее» станут сообщества определенных сексуальных меньшинств, тем ниже будет уровень социальной агрессии и применяемого к ним насилия.
Проще говоря, современное общество вменяет себе необходимость делать сексуальность во всем её многообразии как можно более видимой, заметной, первостепенно значимой, раскрывать оставшиеся «белые пятна» на карте человеческой сексуальности и окончательно переносить сексуальный дискурс из сферы интимного в сферу публичного.
Считается, что таким образом общество в целом и каждый индивид в частности, наконец-то, реализует внутреннюю потребность, которая долгие столетия не имела такой возможности. Представления о прошлом сексуальности как о нескончаемом процессе подавления и замалчивания, которому пришло время прекратиться - таков канон современного сексуального дискурса, в котором власть объявляется основным очагом сексуального угнетения и табуирования, опережая в этом списке роль культурного наследия, воспитания в семье, влияния со стороны церкви.
Данная работа является попыткой философского анализа взаимоотношений сексуальности и власти, а также осмысления роли дискурсивных практик в этих взаимоотношениях. Помимо работ М. Фуко, чье понимание власти выходит далеко за рамки политического и начинается с критики репрессивной гипотезы как традиции отождествлять власть вообще и власть государственную, а также сводить её функционал к запрету и исключению, в работе будут рассмотрены труды его последовательницы Джудит Батлер - американской представительницы постструктурализма, оказавшей существенное влияние на переосмысление фем -теории и развитие пост-феминизма, политической философии и этики, а также на становление квир-теории.
Работы Дж. Батлер были выбраны по причине того, что переведение властной концепции М. Фуко в русло гендерной проблематики представляется наиболее актуальным в рамках современных социально-политических преобразований, в то время как большинство современных продолжателей идей М. Фуко не только игнорируют гендерный аспект, но и остаются за рамками исследования сексуального дискурса в целом.
Актуальность работы обосновывается состоянием современного общества, в котором чрезвычайно активно множатся всевозможные сексуальные дискурсы, объясняемые политикой либерализации сексуальности, в то время как их реальное влияние на феномен сексуальности или его отсутствие не подвергаются философскому анализу.
Объектом данной работы выступает сама сексуальность как сложный и многокомпонентный феномен человеческого бытия, предметом - конструирование и использование сексуального дискурса как инструмента влияния со стороны властных механизмов в концепциях М. Фуко и Дж. Батлер.
Цель работы: проанализировать роль дискурсивных практик в процессе влияния власти на феномен сексуальности в концепциях М. Фуко и Дж. Батлер.
Работа предусматривает выполнение следующих задач:
1. Проанализировать концепцию власти М. Фуко в качестве альтернативы репрессивной гипотезы;
2. Выделить основные принципы взаимодействия власти и сексуальности в дисциплинарном обществе в работах М. Фуко;
3. Проанализировать концепцию Дж. Батлер о взаимодействии власти и сексуальности в дисциплинарном обществе в качестве продолжения и развития властной концепции М. Фуко.
Первая глава данной работы посвящается исторической предпосылке взглядов М. Фуко на историю сексуальности, подробно разбирает его критику «репрессивной гипотезы», а также анализирует предложенную М. Фуко концепцию власти и место сексуальности в этой концепции, определенное такими механизмами дисциплинарной власти как «создание дискурсов» и «субъективация». Данная глава написана с опорой на следующие труды М. Фуко:
• «Воля к знанию» - первый том «Истории сексуальности»
• «Использование удовольствий» - второй том «Истории сексуальности»
• «Забота о себе» - третий том «Истории сексуальности»
• «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы»
• «Ненормальные» - цикл лекций, прочитанный в Коллеж де Франс6
• «Нужно защищать общество» - цикл лекций
• «Порядок дискурса» - лекция
• «Субъект и власть» - лекция
• «О начале герменевтики себя» - лекция
• «История безумия в классическую эпоху» - книга
Для понимания исследований в области сексуальной сферы, предшествующих трудам М. Фуко или существовавших одновременно с его идеями и противопоставленных им, мной были использованы следующие труды:
• «Три очерка по теории сексуальности» (1905 год) и «Тотем и табу» (1913 год) Зигмунда Фрейда;
• «Сексуальная революция» Вильгельма Райха (1924 год);
• «Эрос и цивилизация» (1955 год) и «Репрессивная толерантность» (эссе, 1965 год) Герберта Маркузе
Вторая глава работы освещает концепцию взаимодействия сексуальности и власти в русле гендерного подхода, представленной современной последовательницей М. Фуко американским философом Дж. Батлер и основывается на следующих работах автора:
• «Психика власти»
• «Заметки к перформативной теории собрания»
• «Гендерное беспокойство»
• «Тела, имеющие значение: о дискурсивной границе пола»
• «Присвоение телом гендера: философский вклад Симоны де Бовуар»
В российском академическом сообществе анализ властной концепции М. Фуко и роли сексуальности в этой концепции преимущественно представлены исследовательскими работами таких авторов, как Русаков С.С. («Трехуровневая концепция власти М. Фуко») , Голенков С.И. («Понятие субъективация у Мишеля Фуко») и Сокулер З.А. («Знание и власть: наука в обществе модерна» и «М. Фуко история сексуальности» ).
Анализ взаимодействия сексуальности и власти в русле гендерного подхода Дж. Батлер нельзя назвать широко разработанным, особенно в рамках отечественной философии. Данная работа написана с опорой на следующие статьи: Хитрук Е. Б. «Стратегия денатурализации в философии Дж. Батлер» , Номеровская А.Д. «Концепции субъективации в работах М. Фуко и Дж. Батлер: гендерный подход» , Тагиров Ф.В. «Эрос в экономике власти: теории дискурсивно-дисциплинарного контроля (М. Фуко и Дж. Батлер)» и магистерскую диссертацию «An Exploration of Selected Concepts from Judith Butler: With Application to the Understanding of Gender Identity in Social Work Practice with Marginalized Female Adolescents» за авторством Amie Marie Hough.
Методы исследования включают в себя историко-философскую реконструкцию идей З. Фрейда, В. Райха, Г. Маркузе, М. Фуко и Дж. Батлер для понимания идеологической основы современных социально - политических тенденций в области сексуальности; компаративный анализ властной концепции М. Фуко и перформативной теории гендера Дж. Батлер, а также категориальный анализ таких понятий, как «власть», «сексуальность», «субъект», «гендер».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Основываясь на властной концепции М. Фуко, был установлен альтернативный взгляд на политику сексуальной либерализации и идею сексуальной революции, каноничных для современного общества и являющихся прямыми следствиями «репрессивной гипотезы», представленной идеями З. Фрейда, В. Райха, Г. Маркузе.
2. Выявлены два основных инструмента влияния дисцилинарной власти на сексуальность в концепции власти М. Фуко: субъективация как процесс «складывания» субъекта властными механизмами и дискурс как смысловое пространство, выполняющее регулирующую и контролирующую функции.
3. Выявлены два основных нововведения, привнесенных Дж. Батлер во
властную концепцию М. Фуко: экстраполяция анализа властных практик в русло гендерной проблематики и привлечение
аналитической теории речевых актов Дж. Остина для «раздробления» дискурса, предложенного М. Фуко как смысловое поле, на системы перформативных высказываний. Первый аспект видится успешным, актуальным и социально значимым. Второй аспект представляется спорным.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы была подробно проанализирована роль дискурсивных практик в процессе влияния власти на феномен сексуальности в работах М. Фуко и Дж. Батлер. Необходимо отметить, что при анализе работ Дж. Батлер феномен сексуальности включает в себя широкий спектр гендерных проблем. Для осуществления поставленной цели были выполнены следующие задачи:
1. Проанализировать концепцию власти М. Фуко в качестве альтернативы репрессивной гипотезы;
2. Выделить основные принципы взаимодействия власти и сексуальности в дисциплинарном обществе в работах М. Фуко;
3. Проанализировать основные идеи Дж. Батлер, представляющие собой исследование роли властных практик в конструировании сексуальной и гендерной идентичностей.
Сексуальные дискурсы непрерывно множатся на протяжении последних десятилетий. Интерес к сексуальной сфере, включающий гендерный аспект, постепенно становится доминирующим. Эта тенденция традиционно определяется как прогрессивная, революционная, свидетельствующая о снижении подавляющего властного вмешательства в эту сферу жизни индивидов, о раскрепощении и либерализации, о свершившейся сексуальной революции, обещанной В. Райхом и Г. Маркузе.
Действительно ли современному обществу удалось ослабить «властную хватку», которой долгие годы подавлялась сексуальность и табуировался сексуальный дискурс? Труды французского философа М. Фуко заставляют переосмыслить традиционное понимание взаимодействия власти и сексуальности, описываемое в терминах подавления и угнетения. Его понимание власти, покидающее исключительно политический дискурс, не просто подвергает сомнению «репрессивную гипотезу», но выставляет её непростительно одномерной.
Сексуальный дискурс по М. Фуко - это не брошенный обществом вызов репрессивному властному аппарату, а прямой продукт дисциплинарной власти, основанный на регуляции, контроле, продуцировании самого желания и открытии для индивида способов его удовлетворения.
Более того, сами индивиды в концепции М. Фуко представляют собой субъекты, созданные все теми же механизмами власти. Сопротивление власти, основанное на неподчинении видимым её механизмам, означает в таком прочтении сопротивление самому себе - прямая борьба с системой, которая сформировала тебя, бесполезна. Настоящей эмансипацией в трудах М. Фуко представляются практики «заботы о себе», направленные «вовнутрь» и предлагающие индивиду осознать себя как субъект властных отношений и путем особых техник произвести деконструкцию этого субъекта.
Современный американский философ Дж. Батлер перенесла разработки М. Фуко в русло гендерной проблематики, заявив о том, что гендерная идентичность также является результатом властных практик, в том числе дискурсивных. М. Фуко определял дискурс как пространство образования смыслов, сказав о том, что тот, кто управляет этим пространством - фактически осуществляет власть.
Нельзя забывать о том, что М. Фуко творил в эпоху лингвистического поворота в философии, сместившего акцент с коммуникативной функции речи на процесс смыслообразования. Французский философ во многом опирался на творчество М. Хайдеггера, называвшего язык местом, где «обитает бытие» и в котором бытие осуществляется. Дж. Батлер расширила эту концепцию с опорой на теорию речевых актов представителя аналитической философии Дж. Остина, представив академическому сообществу свою «перформативную теорию гендера», утверждающей, что гендерная идентичность является продуктом властных отношений, осуществленной, закрепленной и нормализируемой при помощи перформативных речевых высказываний.
Перформативное понимание гендера неизбежно втянуло Дж. Батлер в теоретический конфликт с классическим феминизмом, обозначающим своим предметом женскую сущность как некую изначально данную идентичность, нуждающуюся в защите от гендерного неравенства, репрезентации и эмансипации. С точки зрения Дж. Батлер феминизм выбрал ложный путь, пытаясь эмансипировать в сфере властных отношений субъект этими властными отношениями сконструированный.
В качестве потенциально более успешной альтернативы, Дж. Батлер предлагает стратегию денатурализации как попытку переосмысления гендерных и сексуальных идентичностей не как «истинных», но как дискурсивно или перформативно заданных и устранении наложенных на них «нормальных» характеристик и способов поведения, а также в подрыве самой системы властных отношений, основанной на бинарных оппозициях типа мужское/женское, гетеросексуальное/гомосексуальное,
нормальное/ненормальное.
Важно отметить, что на Западе набирает популярность новое социальное сообщество, закрепляющее за собой право на «небинарную идентичность», т.е. включающую в себя индивидов, сознательно отказывающихся репрезентовать себя в рамках какой-либо определенной гендерной, сексуальной и половой идентичности.
Работы М. Фуко и Дж. Батлер заставляют по-новому взглянуть на сущность человеческой сексуальности и природу гендерной идентичности, переосмыслить категории «нормального» и «ненормального», «естественного» и «неестественного», а также убедиться в том, что современное положение сексуального дискурса вовсе не является революционным по отношению к собственному историческому прошлому, которое пытаются представить в русле всепоглощающего запрета, цензуры, замалчивания и практик исключения. Попытка осуществления практик сопротивления в рамках политики сексуальной либерализации, исходя из концепций М. Фуко и Дж. Батлер, представляется не только неуспешным, но и ведущим к усилению тех самых механизмов власти, против которых она направлена.
Данное исследование дает почву для дальнейшего философского анализа в рамках гендерной проблематики, которое видится совершенно необходимым и отвечающим на запрос современного общества. Блок гендерных проблем видится мне наиболее актуальным исследовательским полем для социальной философии в наши дни, и потому я планирую продолжать работать в данном направлении, а именно, в сфере гендерной лингвистики


1. Amie Marie Hough. An Exploration of Selected Concepts from Judith Butler: With Application to the Understanding of Gender Identity in Social Work Practice with Marginalized Female Adolescents B.S.W. Okanagan University College, 2005
2. Butler Judith. Critically Quee/ / Bodies That Matter: On the Discursive Limits of «Sex». Nev York & London; Routledge, 1993. Р. 223-242.
3. Rubin G. Thinking sex: notes for a radical theory of the politics of sexuality. In P. M. Nardi & B. E. Schneider (Eds.), Social perspectives in lesbian and gay studies: A reader (pp. 100 -133). New York: Routledge. 1998.
4. Анурин В. Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт
//Социологические исследования. - 2000. - № 9. - С. 88-95.
5. Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории / под ред. Е. Гаповой. Минск : Пропилеи, 2000. С. 297-346
6. Батлер Дж. Заметки к перформативной теории собрания -. М.: Ад
Маргинем Пресс, 2018. — 248 с.
7. Батлер Дж. Присвоение телом гендера: философский вклад Симоны де Бовуар // Женщины, познание и реальность: Исследования по феминистской философии / сост. Э. Гарри, М. Пирсел; пер. с англ. М. : РОССПЭН, 2005. - С. 292-303.
8. Батлер Дж. Психика власти: теории субъекции / пер. Завена Баблояна. Харьков : ХЦГИ ; Санкт-Петербург : Алетейя, 2002. - 168 с.
9. Гидденс, Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Пер. с англ. В. Анурина. — СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
10. Гоббс Т. Левиафан — Москва: Мысль, 2001. — 478 с.
11. Голенков С.И. «Понятие субъективации у Мишеля Фуко». Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология» - 2007. - № 1. - С. 54-66.
12. Гусева Ю.Е. Влияние социально-исторических изменений в обществе на трансформацию гендерных представлений в популярной прессе: Дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: спец. 19.00.05 - соц. Психология - СПб., 2007.
13. Жеребкин С.В. Гендерная проблематика в философии // Введение в гендерные исследования Ч. 1: учеб. пособие. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 390-426.
14. Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990. - 80 с.
15. Маркс К. Капитал (I том) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т. 23. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960.
..45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ