ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ 7
ОПИСАНИЯ РЕЧЕВОГО ЖАНРА БИОГРАФИИ 7
1.1. Жанр биографии как объект лингвистического исследования 7
1.2. Интернет-дискурс как сфера функционирования речевых жанров .... 16
1.3. Понятие речевого жанра в современной лингвистике 28
1.4. Описательная модель речевого жанра биографии в интернет-дискурсе 35
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО ЖАНРА БИОГРАФИИ 39
В ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ 39
2.1. Коммуникативная цель речевого жанра биографии в интернет-
дискурсе 39
2.2. Тип биографического текста в интернет-дискурсе 39
2.3. Образ автора в речевом жанре биографии в интернет-дискурсе 41
2.4. Диктумное содержание речевого жанра биографии в интернет-
дискурсе 42
2.5. Композиция 45
2.6. Языковое воплощение речевого жанра биографии в интернет-
дискурсе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
Данная работа посвящена исследованию речевого жанра (далее: РЖ) биографии в интернет-дискурсе.
История жизни отдельного человека, истории успеха всегда были предметом особого внимания людей, и это явление характерно и для настоящего времени. В последние годы особой популярностью пользуются (автобиографии: существуют специальные журналы (например, журнал «Биография»), телепрограммы портретного характера, рубрики о человеке в газетах, отдельных теле- и радиопрограммах и т.д. На рынке печатных и интернет-СМИ издания биографического характера в основном сосредоточены на освещении жизни «звёзд», знаменитых людей.
В наше время благодаря возможностям интернета, каждый желающий может получить информацию об известной личности. Одним из источников таких сведений также являются личные сайты, на которых размещаются биографии знаменитых людей.
Большое количество биографических текстов, существующих в разных типах дискурса, требует своего изучения.
Биографические исследования - одно из актуальных направлений в современных гуманитарных науках: антропологии, истории, психологии, социологии, лингвистики.
Актуальность работы определяется тем, что в настоящее время теория речевых жанров ведёт активное накопление знаний. Происходит становление такой новой отрасли в лингвистике в целом и в жанроведении в частности, как виртуальное жанроведение. Данное исследование находится в русле этого нового научного направления, для развития которого актуальным является изучение отдельных речевых жанров, функционирующих в интернет- дискурсе. Кроме этого, современные исследования направлены на создание описательных моделей РЖ. В этой работе изучается РЖ биографии с учётом специфических параметров, которые продиктованы сферой его реализации - интернет-дискурсом. Актуальность работы обусловлена и вписанностью ее в контекст современной антропоцентрической парадигмы в языкознании, предполагающей исследования языковых явлений во взаимосвязи с человеком и включение человека, языковой личности в ряд объектов лингвистических исследований. В речевом жанре биографии, на наш взгляд, отражается взаимодействие языка и человека.
Объект исследования - речевой жанр биографиив интернет-дискурсе.
Предмет исследования - средства языкового воплощения, характерные черты речевого жанра биографиив интернет-дискурсе.
Цель работы -описание речевого жанра биографиив интернет- дискурсе.
Задачи:
1) разработать описательную модель исследуемого РЖ;
2) определить варианты построения РЖ биографии в интернет- дискурсе;
3) описать особенности языкового воплощения РЖ биографии в интер- нет-дискурсе.
Материал исследования. Исследование проводится на материале текстов 100 биографий певцов, размещенных на официальных сайтах артистов и тематических интернет ресурсах: http://www.peoples.ru,
http: //topkin.ru/biografii/, http: //www.uznayvse.ru, http://www.gl5.ru,
http://www.c-cafe.ru, http://www.howstar.ru.
Для решения поставленных задач применяется общелингвистический метод научного описания, включающий приёмы дискурсивного анализа, лингвистического моделирования, сравнения, контекстуального анализа, статистических подсчетов и сплошной выборки материала.
Научная новизна работы заключается в том, что на основе современных лингвистических исследований, а также вследствие анализаболее 100 биографических текстов выявлены особенности речевого жанра биографии в интернет-дискурсе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Проведённое исследование представляет собой описание речевого жанра биографии в интернет-дискурсе.
Исследование показало, что РЖ биографии относится к информативному классу речевых жанров, имеющий своей целью - раскрыть читателю образ биографируемой личности, описать её творческий и жизненный путь.Однако в этом речевом жанре не только сообщается информации, но и осуществляется воздействие на адресата при помощи неес перспективой изменения мировоззрения и модели поведения адресата.
В ходе работы были определены типы биографических текстов, существующих в интернет-дискурсе: анкетная биографическая справка (чаще всего представлена в виде интервью биографируемой личности) и биографическое эссе, которое воплощается в хронологическом (основа на хронологии событий) и коллажном(основа на тематических блоках) построении текста.
Диктумное содержание большинства биографических статей составляет история творческого пути артистов, а информация об их личной жизни, жизни их семьи является сопутствующей и может появляться в текстах только с целью показать ее влияние на творчество и работу певцов.
РЖ биографии, бытующий в интернете, строится по определённой схеме (заголовок, анкета, предисловие, вступительная часть, основная часть, заключение), в которойкаждый элемент несёт определённуюинформацию и служит своей цели. Даннаякомпозиция свойственна биографическому эссе (как коллажного, так и хронологического типа). Для каждого компонента такой структуры характерно наличие регулярно встречающихся в тексте языковых средств. Так, например, для части анкетных данных характерна информация о росте, весе, месте рождения, знаке зодиака и т.п, которые в последующих частях не проявляются. В заключении зачастую говорится о личной жизни, сплетнях, интересных фактах, которые не освещались в основной части.
В интернет-пространстве биографические статьи носят анонимный характер, что придает РЖ биографии статус объективности. Однако, весь выстроенный текст биографии - и есть проявление авторского начала (используемые разнообразные оценочные высказывания, модальные слова отражают субъективность повествования, отношение автора к личности, описываемой в создаваемом им тексте).
Самым важным отличительным критерием РЖ биографии в интернет- дискурсеявляется наполнение статьи фото- и видеодокументами, а также аудиозаписями и гиперссылками на сторонние источники.
Для языкового воплощения РЖ биографии в интернет-дискурсе характерно использование терминов родства, лексических единиц, называющих семейное положение, имён собственных (топонимов, названий учебных заведений, фильмов, песен), названий профессий. Широко используются определения для описания внешности, различные литературные тропы (эпитеты, метафоры, сравнения), единицы лексико-семантического поля «музыка». Таким образом, к особенностям речевого жанра биографии в интернет-дискурсе относятся: анонимность автора, мультимедийность содержания, ориентация на широкую аудиторию, использование разговорного стиля речи, употребление специфической терминологии,связанной с деятельностью биографи- руемого лица, информация оличной жизни как одна из центральных тем многих биографий.
На наш взгляд, исследование РЖ биографии в интернет-дискурсе представляется перспективным в плане создания энциклопедии речевых жанров. Предложенная методика анализа РЖ биографии в интернет-дискурсе может быть использована при описании других информативных РЖ. Является целесообразным разработать общую концепцию создания биографических статей в интернет-дискурсе для того, чтобы материал, выбранный для освещения биографий знаменитых людей, не представлял собой пропаганду опасной для жизни и здоровья модели поведения. В перспективу исследования входит изучение речевого жанра биографии интернет-дискурса в сопоставительном аспекте с биографиями печатных изданий.
1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - С. 136-137.
2. Арутюнова Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. - М.: Наука, 1992. - С.52-58.
3. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального комму-никативного пространства: автореф. дис. ... канд. филол. наук, 10.02.19 / Ас¬мус Н.Г. - Челябинск, 2005. - 23 с.
4. Ахренова Н.А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: афтореф. дис. . канд. филол. наук / Н.А. Ахренова. - М., 2009.- 36 с.
5. Ашукин Н.С. Биография // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А - П. - С. 105 -107.
6. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин. Литера¬турно-критические статьи. - М., 1986. - С. 428-473.
7. Березань М.П. Жанр биографии на рубеже XX-XXI веков (на примере романа «Покойный господин Шекспир» Роберта Ная) // Гуманитар¬ные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. № 3. С. 24-28.
8. Большой российский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: https://slovar.cc/enc/bolshoy-rus/1697590.html (дата обращения: 19.04.17).
9. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://slovar.cc/enc/bse/1978247.html (дата обращения: 19.04.17).
10. Бондаренко Ю.Б. Традиционный речевой жанр в медийном дис-курсе (на материале биографии в связях с общественностью) // Дискурс со-временных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образо¬вания; Актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиакрити¬ки в России и за рубежом II Международная научно-практическая конферен¬ция и II Международный научный семинар: сб. науч. работ под ред. Е.А. Ко¬жемякина, А.В. Полонского. 2016. - С. 112-116.
11. Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУнц «Колледж», 1997. - С. 99-188.
12. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого по¬ведения. - М.: Наука, 1993. - 171с.
13. Волошина С.В. Автобиографические практики в Интернете (на материале автобиографических сведений рыбаков) // Традиции и инновации в филологии XXI века: взгляд молодых ученых: Материалы Всерос. моло¬дежной конф., 23-25 августа 2012 г. - Томск, 2012. - С. 98 -102.
14. Волошина С.В. Автобиографические практики в интернет- дискурсе (на материале автобиографий учителей томских школ) // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения Л.Н. Гумилева и 50- летию филологического факультета ЕНУ им. Л.Н. Гумилева 24-26 мая 2012 г.
- Астана, 2012. - С. 214 - 221.
15. Волошина С.В. Речевой жанр автобиографического рассказа в диалектной коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 2008.
- 26 с.
...59