ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1: Теоретические основы разработки анимационного ролика для музея 10
1.1 Задачи и особенности музейного промо-ролика 10
1Л Этнографические мотивы в произведениях культуры 16
13 Зарубежный и российский опыт 24
1.3 Л Специфика использования анимационных роликов в музейных экспозициях и социальных сетях 24
1.3.2 Анализ аналогов 29
1.4 Специфика Первого музея славянской мифологии: целевая
аудитория, фирменный стиль, общая концепция выставок. Сборник сказок «Доступные сказки» 32
ГЛАВА 2: Разработка анимационного ролика для «Первого музея славянской мифологии» по сборнику сказок «Доступные сказки» 36
2.1 Поиск визуальной концепции и определение стилистики 36
2.2 Разработка персонажей 37
23 Раскадровка 40
2.4 Прорисовка фонов 42
23 Подготовка к анимации 45
2.6 Создание чистовой анимации 47
2.7 Финальный монтаж: заставка, титры композитинг, сведение звука .49
ГЛАВА 3: Технические особенности создания анимационного ролика и его размещения на интернет платформах 52
3.1 Программное обеспечение 52
32 Технические требования к видеороликам 54
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1: Теоретические основы разработки анимационного ролика для музея 10
1.1 Задачи и особенности музейного промо-ролика 10
1Л Этнографические мотивы в произведениях культуры 16
13 Зарубежный и российский опыт 24
1.3 Л Специфика использования анимационных роликов в музейных экспозициях и социальных сетях 24
1.3.2 Анализ аналогов 29
1.4 Специфика Первого музея славянской мифологии: целевая
аудитория, фирменный стиль, общая концепция выставок. Сборник сказок «Доступные сказки» 32
ГЛАВА 2: Разработка анимационного ролика для «Первого музея славянской мифологии» по сборнику сказок «Доступные сказки» 36
2.1 Поиск визуальной концепции и определение стилистики 36
2.2 Разработка персонажей 37
23 Раскадровка 40
2.4 Прорисовка фонов 42
23 Подготовка к анимации 45
2.6 Создание чистовой анимации 47
2.7 Финальный монтаж: заставка, титры композитинг, сведение звука .49
ГЛАВА 3: Технические особенности создания анимационного ролика и его размещения на интернет платформах 52
3.1 Программное обеспечение 52
32 Технические требования к видеороликам 54
33 Размещение ролика в социальных сетях 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 69
ПРИЛОЖЕНИЕ В 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 77
Мифология включает в себя систему мифов, верований, сказаний, характерных для определенной культуры или цивилизации. Она является культурным кодом, который передается от поколения к поколению. Без знания и понимания этого кода невозможно понимание знаковых образов культуры народа, его архетипов, узнаваемых представителями этого народа с раннего детства и позволяющих, с одной стороны, идентифицировать себя как уникальную личность, с другой - как наследника культурного богатства своих предков.
Славянская мифология, с её богатой образной системой, сюжетным разнообразием и символикой, представляет собой значимый пласт культурного наследия, оказавший влияние на формирование национальной идентичности и художественной традиции. В контексте данного исследования акцент делается именно на культурной ценности мифологического материала, а не на его религиозной или исторической достоверности.
В качестве примера можно привести возросшую популярность мультфильмов, фильмов, сериалов и игр с хорошо известными всем Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным или Змеем Горынычем. Все эти персонажи появились в глубокой древности и имеют гораздо больший смысл, чем это может раскрыть массовая культура, делая акцент исключительно на развлекательной составляющей. Знание и понимание этого глубинного смысла значительно обогатят культуру каждого, являясь при этом живой связью с нашими предками.
Несмотря на весь художественный и культурный потенциал данной темы, прослеживается необходимость стимулировать к ней интерес более широкой публики. Большой проблемой представляется то, что для современной аудитории изучение и погружение в славянскую культуру может показаться скучным и неинтересным занятием, предполагающим прочтение серьезной исторической литературы или прослушивание сложных для восприятия лекций. Однако развитие инновационных технологий и искусственного интеллекта предоставляет широкий спектр возможностей создания принципиально нового материала, делая процесс познания интерактивным, увлекательным и, что очень важно, понятным для современной публики, особенно для детей и молодёжи, а использование современных мультимедийных средств в сочетании с новейшими технологиями современной анимации в музейном пространстве и в интернете даёт возможность расширить и реальную, и виртуальную аудиторию.
Актуальность работы связана с тем, что в эпоху цифровизации, масс-медиа и изменений в восприятии информации, необходимо использовать новые методы привлечения внимания и актуализации культурных знаний. Анимационный формат - это новый и популярный способ привлечения внимания современного потребителя. Анимация способна привлекать широкую аудиторию к деятельности музея, что может способствовать повышению узнаваемости. Создание анимационного ролика позволит эффективно продвигать музей и его информационные продукты (сборник аудио-сказок "Доступные сказки") на максимально широкую целевую аудиторию. Кроме того, такой формат является многофункциональным и использоваться для продвижения в сети (нарезки кадров ролика, трейлеры, в вертикальном формате видео), а для продвижения в оффлайне - мерч (наклейки, брелки, открытки, футболки, кепки, кружки и т.п.) с изображением героев мультфильма.
Проблематика исследования заключается в том, что несмотря на растущий интерес к славянской мифологии, все еще сохраняется недостаток качественных материалов, которые имели бы художественную и историческую обоснованность. Это в особенности касается использования анимационных материалов в музейной практике. Применение данного изобразительного метода остается ограниченным, в некоторых случаях стилистически неадаптированным к общей экспозиции или стилистике музея. Однако, как было сказано ранее, анимация является эффективным средством в коммуникации с аудиторией. Поэтому при внимательной работе со стилистикой и направленностью музея, а также с потребностями и интересами аудитории возможно создать продукт, который будет отвечать культурному и художественному запросу обеих сторон.
Цель работы состоит в создании анимационного ролика, способствующего популяризации наследия славянской мифологии и повышению вовлеченности целевой аудитории первого музея славянской мифологии и сборника сказок "Доступные сказки".
Для достижения данной цели был выстроен ряд задач:
1. Сбор и анализ литературы, теоретических основ разработки роликов, соответствующих актуальным тенденциям продвижения товаров и услуг в реале и интернете.
2. Изучение особенностей использования анимационных роликов музеями их продвижения в реале и в соц сетях.
3. Анализ опыта российских и зарубежных музеев в использовании анимационных роликов.
А Изучение особенностей музея первой славянской мифологии: его целевой аудитории, позиционирование и брендирование.
5. Изучение особенностей восприятия аудио-визуальных материалов
6. Разработка уникального визуального стиля и персонажей, которые будут сочетаться с фирменным стилем и общей концепцией музея.
7. Создание анимационного ролика.
Объектом исследования является анимация, как метод репрезентации культурных и мифологических ценностей.
Предметом исследования является анимационный ролик для музея первой славянской мифологии по сборнику сказок "Доступные сказки".
Методы исследования:
• Теоретический анализ и изучение литературных источников
• Сравнительный анализ
• Эмпирические методы: опрос целевой аудитории, наблюдение, поиск
• Практические методы: эскизирование и проектирование
Новизна: В теоретической части был проведен обширный анализ значимости аудио - визуального формата, практики использования анимации в музейных экспозициях и медиа ресурсах, проанализированы тенденции использования за рубежом и в России. Практическая новизна заключается в интеграции анимации в музейную коммуникацию с целью популяризации славянской мифологии среди широкой аудитории и создании анимационного продукта, отвечающего современным тенденциям и стандартам медиаконтента.
В процессе создания анимационно ролика для "Первого музея славянской мифологии" была проведена аналитическая и практическая работа, с помощью которой удалось реализовать цель проекта, а именно создать анимационный ролик, который способствует популяризации наследия славянской мифологии и повышению вовлеченности целевой аудитории первого музея славянской мифологии и сборника сказок "Доступные сказки". Цель проекта была сформирована на основе проблемы - недостаток качественных художественно и исторически обоснованных материалов для использования в музейной практике. Был сформирован ряд теоретических и практических задач, которые необходимо было решить для достижения цели и решения проблематики в рамках выпускной дипломной работы. Все поставленные задачи были выполнены:
1. Сбор и анализ литературы, теоретических основ разработки роликов, соответствующих тенденциям продвижения товаров и услуг в реале и интернете.
2. Изучение особенностей использования анимационных роликов музеями их продвижения в реале и с соцсетях.
3. Анализ опыта российских и зарубежных музеев в использовании анимационных роликов.
А Изучение особенностей музея первой славянской мифологии: его целевой аудитории, позиционирование и брендирование.
5. Изучение особенностей восприятия аудио-визульного материала
6. Разработка уникального визуального стиля и персонажей, которые будут сочетаться с фирменным стилем и общей концепцией музея.
7. Создание анимационного ролика.
В ходе практической части была определена стилистика проекта в соответствии с запросами целевой аудитории и пожеланиями музея, которая полностью соответствует целям проекта. Был разработан дизайн персонажей и локаций с учетом правил выразительности. В дизайне персонажей был учтен исторический и мифологический контекст, который был отражен в финальной работе. Персонажи также перекликаются с фирменным стилем музея, что позволило создать продукт, который будет встраиваться в общую стилистику. Проведя тщательную подготовку к материалам проекта, удалось создать полноценный анимационный ролик, отвечающий запросам как целевой аудитории, так и музея. Для дальнейшего корректного использования ролика, был проведен анализ и соблюдены все технические требования к аудио-визуальным материалам.
Цель по созданию анимационного ролика, который способствует популяризации наследия славянской мифологии и повышению вовлеченности целевой аудитории первого музея славянской мифологии и сборника сказок " Доступные сказки" достигнута.
Таким образом, музей может эффективно привлекать новую аудиторию и продвигать свой проект "Доступные сказки" с помощью использования анимационного ролика. Его распространение на социальных площадках поспособствует росту аудитории и заинтересованности в деятельности проекта. Также, благодаря итоговому продукту, музей может разнообразить основную экспозицию, включив в нее использование ролика. Проект имеет большой потенциал для дальнейшего использования, так как анимация является гибким инструментом, который способен подстраиваться под различные форматы, площадки и цели.
29. Acropolis Museum. Acropolis Museum Kids [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:Yacropolisinuscuinkids.gr/cmvidcos (дата обращения: 09.06.2025).
1. International Council of Museums. Museum Definition [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://icom.museum/en/resources/standards- guidclincs/muscmn-dcfinition/ (дата обращения: 09.06.2025).
42. Google support. Справочный центр, Требования к формату видео- и аудиофайлов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// support.google.com/youtube/answer/4603579?hl=ru (дата обращения: 09.06.2025).
38. Kai lin Yu A study of character design method //Thclutcruatioual Journal of Organizational Innovation Volumel 5Number 1, 2022 - 75-90 c.
9. Lionel Standing LEARNING 10,000 PICTURES //Quarterly Journal of Experimental Psychology (1973) 25, 207-222. Режим доступа: https:// www.sas.upenn.edu/psy ch/rust-lab/publications/st^ding_7 3 .pdf
2. MOONCAKH Media. Музеи в современном мире: от храмов искусства до интерактивных площадок [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mooncake-media.ru/mind/muzei-v-sovremennom-mire (дата обращения: 09.06.2025).
36. National Museum of Korea. A Story of Cultural Heritage in Hands-On Exhibits for Young Children rDooji’s Magic Jarj (V*l—I nM Ш^^) 28.02.2025 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// modu.museum.go.kr/explore/video/20849 (дата обращения: 09.06.2025).
25. SomersetHouse. Eternally Yours [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.somersethouse.org.uk/whats-on/eternally-yours (дата обращения: 09.06.2025).
30. The Metropolitan Museum of’ Art. MetKids: Videos [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archivcd.inQtinrisciiin.org/art/oiil inc-f'QatrirQs/ metkids/videos/channel/all (дата обращения: 09.06.2025).
31. Van Gogh Museum. StoryZoo atthe Van Gogh Museum [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist? list=PLp9bGKxyieV0nWOC29Y7g5ylo-r2O9h5p (дата обращения: 09.06.2025).
40. А.В. Ефимова Т.С. Алешина С.П. Самонин, Костюм в России XV - начало XX века // Из собрания государственного исторического музея Издательство «Арт—Родник», Москва 2000 г -230 с.
7. Асенин С.В. «Мир мультфильма: идеи и образы мультипликации социалистических стран».1986. с.19
10. Бичева Ирина Борисовна, Кузнецова Алена Игоревна, Маковей Елена Анатольевна Мнемотехника как современная технология речевого развития детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-3. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/mnemotehnika-kak-sovremennaya-tehnologiya- rechevogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.04.2024).
22. Головнев И. А. Визуализация этничности в советском кино (опыты ученых и кинематографистов 1920 1930-х годов). // СПб/ МАЭ РАН, 2021. — 440 стр.(123-129 стр.)
28. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Просто о фотографии [Электронный ресурс]. - Офиц. сайт музея. Режим доступа: https://pushkinmuseum.art/exposition_collection/ collections/just_about_photography/index.php?lang=ru (дата обращения: 09.06.2025).
ЗУ Государственный Эрмитаж. Вместе с феей в Эрмитаж. 2 серия. Прогулка вокруг дворца [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.youtube.com/watch?v=RPz5KiMBlis&ab_channel (дата обращения: 09.06.2025).
14. Грищенко А.П. Этнографический мотив и художественный образ произведений изобразительного искусства // Научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворотовского «ARTE»,2021;(2): 106-113.
11. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность,2013. № 2. С.169-176
39. Ивик Олег. История и зоология мифических животных // Москва : Ломоносовъ, История. География. Этнография,2017. -288 с.
16. Ильина Т В. История искусств. Отечественное искусство: учебник. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Высшая школа,2000. 6 стр.
19. Исаева М. В. Мифологическая семантика цвета у древних славян / М. В. Исаева. — Текст непосредственный // Первые Лойфмановские чтения: Аксиология научного познания : материалы Всероссийской научной конференции — Екатеринбург: Издательство Уральского университета,2006. — Выпуск 3. — С.198-203.
17. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы
развития: ВЛАДОС; Москва; стр.
41. Кулешов Л.В.: Уроки кинорежиссуры // М: ВГИК.1999. - 262 с.
23. Малкова Е.В., Сизова И.А. Применение информационных технологий в классических художественных музеях: учеб, пособие. - Томск: Изд-во Том. ун-та,2017,- 108 с.
ЗУ Малыгина Ирина Викторовна, Афанасьева Любовь Викторовна Коммуникативный потенциал мультимедиа и его реализация в пространстве современных выставочных проектов // Вестник МГУКИ. 2017. №6 (80). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ kommunikativnyy-potentsial-multimedia-i-ego-realizatsiya-v-prostranstve- sovremennyh-vystavochnyh-proektov (дата обращения: 04.05.2024).
33. Министерство культуры Российской Федерации. Инклюзивный отдел Русского музея открывает новый сезон и представляет свою мультипликационную студию 25.04.2022 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://culture.gov.ru/press/announcement/ inklyuzivnyy_otdel_russkogo_muzeya_otkryvaet_novyy_sezon_i_predstavlyaet _svoyu_multiplikatsionnuyu_s/ (дата обращения: 09.06.2025).
13. Нехвядович Лариса Ивановна Этнические традиции как источник формообразования в искусстве // Известия АлтГУ 2011. №2-1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskie-traditsii-kak-istochnik- fonnoobrazovaniya-v-iskusstve (дата обращения: 26.04.2024).
5. Норштейн Ю.Б. Снег на траве. Фрагменты книги. Лекции по искусству анимации. - М.: ВГИК, журнал «Искусство кино», 2005.- 254 с. стр.9
8. Орлов А.М. Духи Компьютерной Анимации. Мир Электронных Образов и Уровни Сознания. Москва, Мирт,1993, 105 Стр. Глава 4
37. Первый музей славянской мифологии. О музее [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://slav-museum.ru/about/ (дата обращения: 09.06.2025).
18. Петров, В. М. Количественные методы в искусствознании / В. М. Петров. - М.: Академический проект.2004.432 с.
3. Сгибова Александра Юрьевна «Посетитель музея» и проблемы формирования музейной деятельности // Ценности и смыслы. 2014. №3 (31). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/posetitel-muzeya-i- problemy-formirovaniya-muzeynoy-deyatelnosti (дата обращения: 23.03.2024).
26. Стелзнер М. Контент-маркетинг. Новые методы привлечения клиентов в эпоху интернета. М. — МИФ,2013. стр. 79
20. Сторожева Светлана Петровна, Микиденко Наталья Леонидовна Мультипликация как фактор формирования межкультурной компетентности // Идеи и идеалы. 2017. №1 (31). Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/multiplikatsiya-kak-faktor-formirovaniya- mezhkulturnoy-kompetentnosti (дата обращения: 26.04.2024).
12. Сыздыкова Ж.С. Медиакоммуникации и проблемы поиска новой идентичности в усло- виях глобализации // Коммуникология. 2014. №6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mediakommunikatsii-i- problemy-poiska-novoy-identichnosti-v-uslo-viyah-globalizatsii (дата обращения: 26.04.2024).
21. Томан Инга Бруновна «Рыцарь русской анимации» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. №4. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/rytsar-russkoy-animatsii (дата обращения: 27.04.2024).
24. Третьяковская галерея. Выставка «Михаил Ларионов» / Тизер №1 // YouTube, 25.11.2022. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch? v lxalS36pSYY (дата обращения: 09.06.2025).
4. Шелегина Ольга Николаевна Коммуникационное пространство региональных музеев // Культурологический журнал. 2012. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsionnoe-prostranstvo- regionalnyh-muzeev (дата обращения: 27.03.2024).
15. Шкодинскии С.В., Кремер П., Туманов А.И. Значение киноиндустрии в формировании национальной идентичности II Ценности и смыслы. 2019. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ znachenie-kinoindustrii-v-formirovanii-natsionalnoi-identichnosti (дата обращения: 26.04.2024).
ЗА Эрарта. Изоанимация [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.erarta.com/ru/museum/projects/detail/izoanimacia/ (дата обращения: 09.06.2025).
27. Эрарта. Мультфильм «Чёрный квадрат» [Электронный ресурс]. - Офиц. сайт музея современного искусства «Эрарта». Режим доступа: https://www.erarta.com/ru/museum/projects/detail/multfilm-chernyy-kvadrat/ (дата обращения: 09.06.2025).
6. Юмашев Д.О. Анимация в системе средств массовой информации: развитие коммуникативного потенциала анимации // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2015. №18(215). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/animatsiya-v-sisteme-sredstv-massovoy- infonnatsii-razvitie-koininiiiiikat iviiogo-potcntsiala-an i m atsii (дата обращения: 6.04.2024).