Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЬЮТОРСТВО КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ПРЕОБРАЗУЮЩИХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ

Работа №183881

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление Введение 3
1. Тьюторское сопровождение в социально преобразующей деятельности 6
1.1 Социальные проекты как вид социально преобразующей деятельности 7
1.2 Специфика тьюторского сопровождения в социальном проектировании 13
2. Опыт тьюторского сопровождения в разных формах социально
преобразующей деятельности 23
2.1 Тьюторское сопровождение участников «Школы социального проектирования» в
Томском политехническом техникуме 24
2.2 Позиция тьютора в «Школе развития социально-предпринимательских навыков
студентов ТГУ «StartUpSocialTSU-2018» 28
2.3 Сопровождение тьютора стажеров в проекте «Профессионалы будущего» — развитие надпрофессиональных компетенций молодёжи посредством социальных стажировок в СО
НКО и на социальных предприятиях» при поддержке Фонда президентских грантов 38
2.4 Оценка тьюторского сопровождения участниками социально преобразующих проектов 45
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение 59

В современном высшем образовании в условиях изменчивости и быстрого развития общества стал актуален метапредметный подход к обучению человека. Акцентируется внимание на содействии в обретении человеком особых востребованных компетенций, умений в инновационном обществе. Данная идея документально закреплена в Стратегии инновационного развития России до 2020 года [2]. Этим можно объяснить популяризацию социально преобразующей деятельности обучающихся вузов и ссузов, которая благодаря своей специфике способствует становлению надпрофессиональных компетенций.
Мы будем рассматривать социально преобразующую деятельность в форме социального проектирования. Социально преобразующая деятельность в форме социального проектирования позволяет студентам осваивать необходим ые компетенции, которые наравне с приобретёнными профессиональными знаниями в условиях обучения станут основой для любой будущей специальности. Социально преобразующая деятельность и учебная, вписываются в контекст одного из основных современных принципов российского образования - индивидуализации. Данный принцип осуществляется посредством такого механизма, как составление индивидуальной образовательной траектории для каждого студента с учётом его особенностей, следование которой обеспечивает освоение новых компетенций, навыков и ролей. Эффективность индивидуальной траектории социально преобразующей деятельности будет выше, если будет сопровождаться тьютором.
Изначально тьюторское сопровождение вводилось в российском образовании с целью сопровождения учебной деятельности обучающихся. Оно помогает студентам пройти такие ступени, как адаптация к новому учебному процессу, ориентация в образовательных ресурсах, построение индивидуальной образовательной траектории и её реализация. Однако реализовывать вышеизложенную идею Стратегии инновационного развития в условиях высшего образования возможно не только посредством обучения специальности, но и через формы социально преобразующей деятельности. Возвращаясь к применимости принципа индивидуализации к социально преобразующей деятельности, можно говорить и о возможности использования тьюторского сопровождения в социально преобразующей деятельности, в частности в социальном проектировании.
Для студентов актуальность тьюторского сопровождения в социальном проектировании заключается в следующем. При помощи тьютора студент сможет проанализировать имеющиеся компетенции и определить список тех компетенций, навыков и знаний, которые ему необходимо приобрести, чтобы понять технологию социального проектирования, найти недостающие ресурсы для восполнения нужных ему компетенций и навыков. Самым основным фактом в актуальности тьюторства в социальном проектировании является длительность тьюторского сопровождения. Тьютор сопровождает на протяжении всей работы проектной команды в отличие от других видов сопровождения социального проектирования.
Вопрос тьюторского сопровождения в образовании и основы тьюторства в России изучался Т.М. Ковалёвой. Е.А. Андреева рассматривала в своих работах мировой опыт применения тьюторсокго сопровождения и его модернизацию, С.А. Щенников писал о позиции тьютора в контексте дистанционного образования, Л.М. Долгова анализировала влияние тьюторства на результативность образования. Однако роль тьюторского сопровождения в социально преобразующей деятельности остаётся недостаточно представленной в литературе.
На сегодняшний день произошёл рост общественного интереса к социально преобразующей деятельности, который обусловил потребность в сопровождении данного вида деятельности студентов. Вместе с тем ресурсы тьюторского сопровождения в социально преобразующей деятельности в полной мере не использованы .
Объект исследования: специфика социально преобразующей деятельности.
Предмет исследования: тьюторство как инновационная технология сопровождения социально преобразующих проектов.
В связи с этим можно выдвинуть гипотезу о том, что если адаптировать инновационную технологию тьюторского сопровождения к сфере социально преобразующей деятельности, а именно:
- разработать дорожную карту тьюторского сопровождения в процессе разработки и реализации социально преобразующих проектов;
- описать и зафиксировать в документальных формах содержание и функционал тьютора в сопровождении социально преобразующей проектной деятельности;
- обеспечить рефлексию участниками тьюторского сопровождения социально преобразующей деятельности -
то это обеспечит устойчивый процесс повышения качества социально преобразующих проектов и формирования надпрофессиональных компетенций их участников.
Цель исследования: апробировать инновационную технологию тьюторского сопровождения в процессе социально преобразующего проектирования.
Задачи исследования:
1. Исследовать специфику социального проектирования как форму социально преобразующей деятельности;
2. Проанализировать ресурсы тьюторского сопровождения в сфере социально преобразующего проектирования;
3. Создать дорожную карту тьюторского сопровождения в процессе разработки и реализации социально преобразующих проектов;
4. Представить результаты опытно-экспериментальной деятельности по применению технологии тьюторского сопровождения социально преобразующих проектирования
5. Обобщить рефлексивную оценку тьюторского сопровождения социально преобразующих проектов их участниками.
Методы. Для нашей исследовательской работы мы использовали теоретический анализ, анализ документов, анкетирование для исследования влияния тьюторского сопровождения на социально преобразующую проектную деятельность студентов, включённое наблюдение, метод интервьюирования для получения оценки тьюторского сопровождения социально преобразующих проектов.
Структура: Данная работа состоит из введения, двух глав, разделённых на несколько параграфов, заключения, приложений и списка литературы.
Во введении описывается актуальность темы, а также объект, предмет, цели, задачи и методы исследования.
В первой главе анализируется социально преобразующая проектная деятельность, а также специфика тьюторского сопровождения в контексте рассматриваемого вида деятельности.
Во второй главе представлены результаты опытно - экспериментальной работы по применению тьюторского сопровождения разных форм социально преобразующей деятельности. В завершении второй главы мы даём оценку тьюторскому сопровождению как инновационной технологии в процессе социально преобразующего проектирования.
Заключение нашей выпускной квалификационной работы содержит основные выводы по теме исследования.
К основному тексту работы прикладывается разработанный материал, используемый при проведении исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день тьюторское сопровождение получило широкое распространение в учебной среде благодаря современным образовательным трендам. Однако применение тьюторства в социально преобразующей деятельности остаётся менее изученным и не имеет большого опыта.
Целью нашей работы было адаптировать и апробировать инновационную технологию тьюторского сопровождения в процессе социально преобразующего проектирования.
Проделанная работа позволила нам подтвердить положения гипотезы и получить следующие результаты:
1. Осуществлен анализ социально преобразующей проектной деятельности, выявлены ее специфические характеристики. Основной из них является инновационность, проявляющаяся за счёт новизны решений социальных проблем и привнесением в социум определённого нового эффекта. Многозадачный характер рассматриваемого вида деятельности помогает его участнику сформировать перечень надпрофессиональных компетенций, особенно проектное мышление, необходимое каждому человеку для эффективного планирования собственной жизни. Социально преобразующая проектная деятельность также может являться одним из способов формирования гражданской позиции человека, благодаря возможности оказывать влияние на многие сферы человеческой жизни.
2. Определена специфика тьюторского сопровождения в социальном проектировании через дифференциацию с менторским и экспертным видами сопровождения, апробированы и зафиксированы в документальных формах содержание и функционал тьютора в сопровождении социально преобразующей проектной деятельности.
3. Разработана дорожная карта тьюторского сопровождения в процессе разработки и реализации социально преобразующих проектов.
4. Апробировано тьюторское сопровождение в разных формах социально преобразующей деятельности:
- участников «Школы социального проектирования» в Томском политехническом техникуме;
- курсантов «Школы развития социально-предпринимательских навыков студентов ТГУ «StartUpSocialTSU-2018»;
- стажеров в проекте «Профессионалы будущего» — развитие надпрофессиональных компетенций молодёжи посредством социальных стажировок в СО НКО и на социальных предприятиях» при поддержке Фонда президентских грантов.
5. Организована рефлексивная оценка тьюторского сопровождения участниками
социально преобразующего проектирования, которая показала безусловную потребность в позиции тьютора в проектной деятельности, так как
тьюторство позволяет обеспечить устойчивый процесс повышения качества социально преобразующих проектов и формирования надпрофессиональных компетенций их участников.
6. Результаты работы представлены в двух статьях по теме исследования и докладах на конференциях, а также были апробированы автором в ООП подготовки бакалавров по направлению подготовки 39.03.03 - Организация работы с молодёжью - в курсе «Социально-гуманитарные технологии сопровождения молодежных инициатив».
Оценка тьюторкого сопровождения участниками проектных команд показывала, что технология тьюторского сопровождения в рамках социально преобразующей деятельности является действенной и востребованной, а адаптированная и апробированная система тьюторского сопровождения является инновационной в контексте социально преобразующих проектов и может быть тиражирована в практику социального проектирования.



1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : (ред. от 1 мая 2019 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
2. О Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р : (ред. от 28 сент. 2018 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О порядке утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс] : приказ
Минздравсоцразвития Рос. Федерации от 26 авг. 2010 г. № 761н : (ред. от 31 мая 2011 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2011. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки Рос. Федерации от 17 дек. 2010 г. № 1897 : (ред. от 31 дек. 2015 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. Андреева Е. А. Современные модели тьюторства в России, странах Европейского Союза и Ближнего Востока (сравнительный анализ) // Вестн. Поволж. акад. гос. службы. - 2011. - № 2. - С. 131-136.
6. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [Б. м.] : Brainstore, 2018. - URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 13.05.2019).
7. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие / А. А. Вербицкий. - М. : Высш. шк., 1991. - 207 с.
8. Волошина Е. А. Практикование тьюторской позиции в школе как возможность гуманитаризации педагогической деятельности // Тьюторство как новая профессия в образовании. - Томск, 2002. - С. 29-44.
9. Глухих Н. В. Виды социальной активности студенческой молодежи // Социальная активность молодёжи как условие развития современного общества : сб. науч. тр. по итогам Всерос. социально-педагог. чтений им. Б.И. Лившица, 2-3 февр. 2010 г., Екатеринбург : в 2 ч. - Екатеринбург, 2010. - Ч. 2. - С. 77-84.
10. Гынгазов Р. П. Социальный всеобуч : учеб.-метод. пособие / Р. П. Гынгазов, А.
B. Ковалёв. - [Томск], 2010. - 69 с.
11. Долгова Л. М. Тьюторство в аспекте результативности образования
[Электронный ресурс] // Межрегиональная Тьюторская организация. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2019. - URL: https://thetutor.ru/biblioteka/tyutorstvo-v-dopolnitelnom-professionalnom-
obrazovanii/tyutorstvo-v-aspekte-rezultativnosti-obrazovaniya/ (дата обращения: 13.05.2019).
12. Ерёмина Л. И. Соотношение креативности и социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности // Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - Т. 4, № 2. - С. 155-158.
13. Ерёмина Л. И. Социальное проектирование в профессиональной подготовке студентов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2015. - № 3. - С. 23-28.
14. Инновационно-технологический Бизнес-инкубатор ТГУ [Электронный ресурс] / Том. гос. ун-т. - Электрон. дан. - Томск, 2006-2019. - URL: http://tsubiz.tilda.ws (дата обращения: 13.05.2019).
15. Как стать наставником проектов [Электронный ресурс] : онлайн-курс //
Лекториум : просветительский проект. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2019. - URL:
https://www.lektorium.tv/node/32055 (дата обращения: 13.05.2019).
..44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ